Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЮВОУО ДО г.Москвы ГОУ гимназия 1566 КРУГЛЫЙ СТОЛ 27 апреля 2011 года.
Advertisements

Внедрение тестовых заданий в формате ЕГЭ Составили: учитель технологии МОУ СОШ 43 Кузьмич А.В. Составили: учитель технологии МОУ СОШ 43 Кузьмич А.В. учитель.
ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Ковалева.
Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход к образованию.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
ОПЫТ В УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ВТОРОМ ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Шаркади Е. В.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА Ч ЕХОВА М ОСКОВСКОЙ.
Шалашова М.М. доктор педагогических наук, профессор каф. общей биологии и химии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» 1.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Панорама педагогических идей по реализации компетентностного подхода Тема педсовета:
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования

Компетенции пришли в образование от работодателя. Движение в этом направлении началось после обработки данных опросов работодателей, по мнению которых их работники не подготовлены в отношении ключевых компетенций.

1. компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы ( Т. М. Ковалева ); компетентность определяется, как " готовность специалиста включиться в определенную деятельность " ( А. М. Аронов ) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности ( П. Г. Щедровицкий ). 2. компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально - экономическую реальность ( И. Д. Фрумин ); компетентность представляется радикальным средством модернизации ( Б. Д. Эльконин ); 3. компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций ( В. А. Болотов ); компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла ( В. В. Башев );

Основной « движущей силой » внедрения компетентностного подхода в образование является административный ресурс : предписание, выраженное в принятой государством Концепции модернизации образования на перспективу.

Многие чиновники в образовании ОШИБОЧНО считают, что компетентностный подход может органично вписаться в традиционную образовательную парадигму ( трансляция ГОТОВЫХ знаний ), опирающуюся на : ассоциативно - рефлекторную теорию развития психики ( в основе - процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций, запоминание и сохранение в памяти изученного материала ), программированное обучение, основанное на бихевиоральной психологической теории ( за счет подкреплений - стимулов ), либо компьютерное обучение, соединяющее в себе бихевиоральный подход и представления когнитивной психологии о человеке как системе по переработке информации.

Новая модель обучения преемственно опирается на предшествующие модели, но психолого - педагогическая теория, лежащая в основе новой модели ( типа, вида ) обучения, обладает свойством технологичности.

Двояко обусловленная : С одной стороны, - социально - обусловленная. И в этом смысле компетенции являются условием интеграции в социум. С другой стороны, - личностно - обусловленная, личностно - значимая, так как осуществляет выход на самореализацию личности. Таким образом, компетенции удовлетворяют потребностям социума (1) и личностным (2) установкам.

Как правило, в учебно - воспитательном процессе цели ставятся через результат деятельности учителя. Учитель может научить учащегося самостоятельно ставить цели. Цели должны ставиться через результат деятельности ученика. Компетенции могу служить такого рода целями ( цели - средства ). САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ значит О С Р Е Д С Т В Л Е Н Н Ы Й !!!

Способность к самостоятельному управлению СОБСТВЕННОЙ деятельностью развивается у школьника, если сформирована регуляторная основа его деятельности: понятийная эмоционально- ценностная операциональная сформирована способность самостоятельно ставить цели

Мы рассматриваем компетенции как цели образования, но цели формализованные, ОПЕРАЦИОНАЛЬНО - ПРОВЕРЯЕМЫЕ ( цели - средства ) Цель Цели- средства (условия) Средства Гармоничное развитие личности Компетенции Знания, умения, навыки.

- с одной стороны, - более мелкое деление обобщенных целей образования ( гармоничное развитие личности ), и более высокий уровень конкретизации, - с другой стороны, - деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться ( обнаружиться ) знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации, т. е. являются более высоким уровнем обобщения последних ( ЗУНов ). Цель Цели-средства (условия) Средства Гармоничное развитие личности Компетенции Знания, умения, навыки

Контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей. В центре её – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция ( процессуальная составляющая ). Компетентность ( результирующая составляющая ) – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией.

Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность индивида к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие индивида в учебно - познавательном процессе, а также направленные на его успешную интеграцию в социум.

Сп х Гот, х Зн и Оп, х ПозСам 1/ ( А + Соц + И ) Сп - способность индивида к деятельности Гот – готовность индивида к деятельности Зн – знания ( декларативное, процедурное, ценностно - смысловое ) Оп – опыт, включающий « активную » ( действие ) и « страдательную » ( переживание ) компоненты ПозСам – познавательная самостоятельность ( саморегуляция ) А – адаптация ( низший уровень взаимодействия индивида с обществом ) Соц – социализация ( средний уровень взаимодействия индивида с обществом ) И – интеграция ( высший уровень взаимодействия индивида с обществом )

ВызовОсмыслениеРефлексия BOP BOP Структура урока Вызов. Активизация учащихся, пробуждение интереса, актуализация знаний, создание интеллектуальной опоры для обучения. Осмысление. Учащиеся интегрируют идеи, изложенные в учебном материале, со своими собственными идеями для того, чтобы прийти к новому пониманию. Рефлексия. Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс, осваивают методологические основы учебного проектирования.

Актуализация знаний ( важность, доминантность, естественная потребность ). Активизация учащихся ( за счет выстраивания уровней общения – от индивидуального к групповому ). Пробуждение интереса ( за счет столкновения мнений ). Создание интеллектуальной опоры ( на основе непосредственного и опосредованного опыта ).

Неотвлеченное ( осмысленное ) восприятие информации ( за счет установок, инструкций, процедурных моментов, где закладываются правила, как мы будем работать с информацией ). Отслеживание собственного понимания. Эмоциональное включение.

Расширение границ знания, установление связи нового знания со старым ( корректировка и систематизация ). Отслеживание процессуального уровня обучения, как я узнал это новое, аналитическая деятельность по осмыслению собственных учебных действий. Отслеживание ценностно - смысловой составляющей знания. Поиск ответа на вопросы : « Зачем мне это ?», « Как это изменит мое отношение к процессу познания ?»

Тест « Компетентность во времени » ( САТ ) 92%- высокий и средний балл ( способность субъекта жить « настоящим », ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть жизнь целостной ) Тест жизненных целей ( высокие результаты ): Ориентация на цель – 50% Ориентация на процесс – 55% Ориентация на результат – 70% Локус контроля - Я ( представление о себе, как сильной личности ) -88% Локус контроля - жизнь ( убежденность в сознательном выборе и контроле своей жизни ) – 75% Методика диагностики МОТИВАЦИИ учения Познавательная активность – 50% Мотивация достижения – 65% Низкая тревожность – 82% ВЫПУСКНИКИ : Помогла ли школа выбрать профессию ? НЕТ -70% Легко ли будет СМЕНИТЬ профессию ( род деятельности ) ДА – 76% « Я успешен в жизни !» ДА – 95%

Ши фр Категория работников образования Наименование курсов и учебных модулейПроводитОбъ ем (ч) Режим работы, место проведения, источник финансирова ния РУК -19 Руководители, заместители директора по УВР, председатели методических объединений и методсоветов, учителя разных предметных областей образовательн ых учреждений всех типов и видов. Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования Отв.: зав. каф., проф. Н.А.Шарай Образовательная программа сориентирована на: а) развитие рефлексивного мышления; б) реализацию компетентностного подхода в образовании; в) моделирование в ходе учебного занятия процесса усвоения и переработки информации, процесса познания; г) возможность одновременного эффективного решения образовательных задач «традиционного» и «инновационного» типов; д) открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя; рассчитана на использование: а) индивидуальных и коллективных форм работы, среди которых – лекции, модельные игровые уроки и т.д.; б) возможностей ИКТ; предлагается к реализации в системе повышения квалификации как важнейший компонент профессионального развития руководителей образовательных учреждений. МИОО, кафедра управления развитием образователь ных систем т ler.ru 144Октябрь- апрельСРЕД А, Начало занятий Зеле ноград, ГОУ СОШ 1151корпус 1469Бюджет ный

СПАСИБО за внимание !