Новости сферы нераспространения Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту разглашения государственной тайны в связи с публикацией в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ИДЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА Сделала : Шиляева Анастасия Васильевна К 162.
Advertisements

Особенности обеспечения конфиденциальности коммерческой тайны.
Нормы федерального законодательства о коммерческой тайне Нормы федерального законодательства о коммерческой тайне. Исполнитель: Немцева Анна Ивановна Студентка.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны Константин Адикович Мухаметкалиев, старший преподаватель каф.Теории права ЮФ.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Стартап – сотрудник. Оформление отношений IT-проект: новейшая технология, база данных и т.д., в любом случае это результат интеллектуальной деятельности.
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу ( субъекту персональных.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Транксрипт:

Новости сферы нераспространения Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту разглашения государственной тайны в связи с публикацией в интернете копии документа, проходившего под грифом « Тайно ». 1 октября 2008 года в Интернете была размещена копия письма ГК « Укрспецэкспорт », являющегося украинским монополистом в сфере продажи оружия, а также текст интервью главы парламентской комиссии по вопросу о поставках оружия в Грузию Валерия Коновалюка, в котором содержался комментарий к этому документу. И в письме, и в тексте интервью эксперты нашли сведения, составляющие государственную тайну. Как сообщает пресс - служба СБУ, доследственная проверка подтвердила, что разглашение тайн нанесло ущерб национальной безопасности Украины во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Кроме того, СБУ заявило, что специальная проверка доказала законность поставок вооружения в Грузию. Она, в том числе, ссылается на заседание международных экспертов рабочей группы стран Вассенаарского договора ( в том числе России ), прошедшее 15 октября этого года в Вене. Коновалюк ранее заявлял, что во время поставок украинского оружия в Грузию нарушалось как национальное, так и международное законодательство. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 1

Новости технологического рынка Исследователи из Высшей федеральной политехнической школы в Лозанне обнаружили возможность перехвата текстов, набираемых на проводной клавиатуре, с расстояния до 20 метров, в том числе через стены. Эксперимент основывался на том, что проводные клавиатуры излучают электромагнитные волны, так как содержат электронные компоненты. Исследователи измерили излучение при нажатии отдельных клавиш, а затем настраивали приемник на определенную частоту и анализировали электромагнитное излучение, пытаясь обнаружить знакомые нажатия. В ходе эксперимента было протестировано 11 различных моделей проводных клавиатур, в том числе PS/2, USB и ноутбучные. Исследователи опробовали четыре метода полного или частичного перехвата данных. Все проверенные клавиатуры оказались уязвимы для как минимум одного из этих методов. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 2

Новости технологического рынка Компания Toshiba представила ноутбук Portege R600, который весит 800 граммов и является самым легким лэптопом в мире. Диагональ экрана R600 составляет 12,1 дюйма. Toshiba Portege R600 построен на базе процессора Intel Core 2 Duo с тактовой частотой 1,2 гигагерца. Объем оперативной памяти лэптопа равен трем гигабайтам. Внутри ноутбука может быть установлен как винчестер, емкостью до 200 гигабайт, так и 128- гигабайтный SSD- накопитель. В стандартную комплектацию Toshiba Portege R600 будут входить модули 3G и Bluetooth, а также веб - камера. В качестве операционной системы на лэптоп будет устанавливаться Windows Vista Business. Минимальная стоимость Toshiba Portege R600 составит 1800 долларов. Ранее самый легким ноутбуком в мире был Toshiba Portege R500-S5007V. Диагональ экрана этого лэптопа равна 12,1 дюйма, вес - 1,3 килограмма. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 3

Коммерческая тайна В большинстве стран мира уже давно действуют законы о коммерческой тайне. Накопленный в других странах опыт может оказаться полезным и для нашей страны. Тем более что зарубежное законодательство по данному вопросу носит прикладной характер. В Германии действует закон о недобросовестной конкуренции, в котором выделяются два вида тайн - производственная и коммерческая. Данный закон устанавливает уголовную ответственность до трех лет тюремного заключения за сообщение коммерческой или производственной тайны посторонним лицам, а также ее выведывание. Покровский К. К. МИФИ

Коммерческая тайна В США с поступающими на работу сотрудниками проводится специальная разъяснительная работа, которая, кстати, регламентирована нормативными документами. Эти меры направлены не только на защиту информации, но и на сохранение высокой репутации компании в деловом мире. При увольнении сотрудник пишет заявление, в котором отчитывается в соблюдении им режима коммерческой тайны и о неучастии в какой - либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам как служащего данной компании. Покровский К. К. МИФИ

Коммерческая тайна Сегодня в США на научные исследования тратится около 200 миллиардов долларов. США принадлежит 70 процентов интеллектуальной собственности в мире. По данным ФБР, объемы промышленного шпионажа в США выросли на 323 процента за 4 последних года, ущерб от него оценивается уже в миллиардов долларов. В США за это преступление привлекается к судебной ответственности человек ежегодно. Под контролем ФБР находятся 250 тысяч специалистов в 20 тысячах компаний. Например, недавно федеральным агентам удалось доказать причастность 56- летнего менеджера компании Eastmen Codak Гарольда Уордена к промышленному шпионажу в пользу Китая. Суд приговорил Уордена к 15 годам лишения свободы и 10 миллионам долларов штрафа. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН « О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ » от 29 июля 2004 г. 98- ФЗ Опубликован 5 августа 2004 г. Вступил в силу с 16 августа 2004 г. Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Цели и сфера действия настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1) коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду ; 2) информация, составляющая коммерческую тайну, - научно - техническая, технологическая, производственная, финансово - экономическая или иная информация ( в том числе составляющая секреты производства ( ноу - хау ), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны ; Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 3) режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности ; 4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны ; 5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации ; Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором ; 7) контрагент - сторона гражданско - правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию ; 8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций ; 9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме ( устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств ) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско - правовому договору. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Можно выделить несколько условий, необходимых и достаточных для установления режимов конфиденциальности : заинтересованность субъекта в ограничении доступа к информации, свидетельствующая о том, что конкретная информация представляет для него ценность ( в моральном, материальном или ином аспекте ); наличие интереса ( права ) других субъектов на получение и / или использование этой информации, т. е. обладатель, реализуя свой интерес, не должен нарушать законные права других субъектов на получение информации ; право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем, в том числе самостоятельно, по договору, в дар и т. д.; информация, доступ к которой ограничивается, не должна быть общеизвестной ; обладатель информации, к которой он хочет ограничить доступ, должен обеспечить необходимые меры защиты этой информации установить режим тайны. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Первое условие интерес определяется характером субъекта, обладающего информацией. Опираясь на привычную триаду, можно выделить три вида субъектов ( личность, социальная общность, государство ) и связать их интересы с конкретными видами тайн : личность ( физическое лицо ) безотносительно к ее служебному положению личная тайна ; социальная общность ( семья, общественное объединение, хозяйствующий субъект ) семейная тайна, коммерческая тайна, профессиональные тайны ; государство ( в лице органов государственной власти ) государственная и служебная тайны. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Среди видов тайн можно выделить " первичные " ( естественные ) тайны, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью субъекта : личная физическое лицо, коммерческая юридическое лицо ( субъект предпринимательской деятельности ), государственная и служебная ( в части внутрисистемной информации ) орган государственной власти. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Остальные тайны « производные ». Это прежде всего профессиональные тайны. Такие тайны составляет информация, передаваемая субъекту профессиональной деятельности в режиме личной тайны ( врачебная тайна, тайна исповеди, тайна банковских вкладов, налоговая нотариальная и др.) либо в режиме коммерческой тайны ( налоговая, банковская, нотариальная и др.). Служебная тайна, если ее понимать как тайну, охраняемую государственным служащим, имеет особенности, позволяющие ее только условно отнести к профессиональной тайне. Информация, составляющая служебную тайну, включает в себя как конфиденциальную информацию, представляемую в орган государственной власти, так и информацию, создаваемую ( генерируемую ) в этом органе, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Принципиальное различие между этими двумя категориями тайн состоит в следующем. Если в отношении первичных тайн у обладателя информации есть права на установление режима ограничения доступа, то в отношении производных тайн возникает обязанность устанавливать соответствующий режим лицом, которому доверена такая информация. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Поскольку коммерческая тайна относится к « первичным » тайнам, необходимость защиты информации в режиме коммерческой тайны это не обязанность, а право лица, ее создавшего. Хотя отечественное законодательство дает пример нарушения этой логики, устанавливая в Федеральном законе « О бухгалтерском учете » ( ст. 10), что содержание регистров бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. При передаче соответствующей информации контрагенту у последнего возникает обязанность защищать эту информацию от разглашения и неправомерного использования. Аналогичные обязательства возникают у органа государственной власти, получившего информацию, составляющую коммерческую тайну, от обладателя. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Это " право на тайну " обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, реализует через следующие общие ( для " первичных " тайн ) правомочия : 1) устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны в соответствии с федеральным законом и гражданско - правовым договором, включая отнесение информации к коммерческой тайне ; 2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации ; 3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации ; 4) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым она предоставлена, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности ; 5) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков ( вреда ), причиненных в связи с нарушением его прав. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Эти общие правомочия дополняются специфическими правомочиями для коммерческой тайны : 1) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации ; 2) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации 1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона. 2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. 4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений : 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры ; 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности ; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов ; Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно - эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом ; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест ; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам ; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений ; Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности ; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации ; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица ; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну 1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации. 2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право : 1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско - правовым договором ; 2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации ; 3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации ; 4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации ; Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности ; 6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации ; 7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений 1. Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель. 2. В случае получения работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы, программы для электронных вычислительных машин или базы данных, отношения между работником и работодателем регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя : 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну ; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка ; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и ( или ) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана ; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско - правовых договоров ; 5) нанесение на материальные носители ( документы ), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа " Коммерческая тайна " с указанием обладателя этой информации. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если : 1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя ; 2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » 1. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан : 1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты ; 2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение ; 3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан : 1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны ; 2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях ; 3) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора. 4) возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей ; 5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона 1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско - правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Многие правила политики безопасности понятны сотрудникам и выполняются ими в большинстве случаев на интуитивном уровне. Остальные требуют обучения. Жизнь по правилам Как показывает практика, значительного ограничения утечки информации из организации можно добиться путем применения шести основных правил. Основная задача состоит в том, чтобы добиться интуитивного применения этих правил всеми сотрудниками организации. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Правило 1. Маркирование документов. Документы ( бумажные и электронные ), содержащие конфиденциальную информацию, подлежат обязательному маркированию путем проставления грифа конфиденциальности в правом верхнем углу титульного листа. Маркирование конфиденциальных документов осуществляется ответственным за их подготовку или ответственным за работу с данными документами. Маркирование сообщений электронной почты осуществляется пользователем, выполняющим отправку ( распространение ) данных сообщений. В документах, содержащих конфиденциальную информацию и передаваемых третьей стороне, на обороте титульного листа в обязательном порядке должно быть « заявление о конфиденциальности ». Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Правило 2. Закрытое обсуждение. Не следует обсуждать конфиденциальную информацию с посторонними лицами ( или в их присутствии ), с друзьями, родственниками, сотрудниками организации, не допущенными к работе с данной информацией, и т. п. Также не следует обсуждать конфиденциальную информацию в общественных местах в присутствии посторонних ( не допущенных к данной информации ) лиц, включая столовую и места для курения, расположенные на территории компании. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Правило 3. Шифрование информации при хранении и передаче. Для обеспечения надлежащего уровня защиты шифрование должно применяться как при хранении, так и при передаче конфиденциальной информации. Электронный обмен конфиденциальной информацией с внешними респондентами должен вестись в зашифрованном виде, при наличии соответствующих технических возможностей. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Правило 4. Использование соглашения о конфиденциальности. Передача сведений, содержащих конфиденциальную информацию, третьей стороне должна осуществляться только после заключения с этой стороной « Соглашения о конфиденциальности ». Правило 5. Ограничение доступа к информации. Не хранить электронные документы, содержащие конфиденциальную информацию, в общедоступных местах, включая общие папки файловых серверов, Web, почтовые папки и т. п. Покровский К. К. МИФИ

Федеральный закон « О коммерческой тайне » Правило 6. Информирование. Требуется не только самим овладеть методами защиты информации, но также следить за их выполнением другими сотрудниками и вести разъяснительную работу. Обо всех фактах утечки информации следует незамедлительно сообщать своему непосредственному руководителю. Покровский К. К. МИФИ

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 41

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Комплексная проверка (скрининг) внешнеэкономических сделок проводится с целью определения их соответствия требованиям экспортного контроля на стадии подготовки проектов контрактов. Организация и проведения скрининга включает в себя: Идентификацию экспортируемой продукции, в соответствии с изложенным на практических занятиях порядком; Проверку конечного использования экспортируемой продукции. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 42

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок При проведении идентификации необходимо выявлять товары и технологии, которые хотя и не вошли в контрольные списки, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ОМУ) и средств его доставки. При анализе параметров экспортируемых товаров и технологий, входящих или не входящих в контрольные списки, необходимо проводить проверку методики их подтверждения на соответствие международным стандартам. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 43

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Согласно постановлению Правительства РФ от г. 462 в договоре (контракте), предусматривающем передачу товаров и технологий иностранному лицу,должны быть указаны: Цель и место использования контролируемых товаров и технологий; Конечный пользователь контролируемых товаров и технологий; Обязательства иностранного лица, предусматривающие, что полученные им товары и технологии будут использоваться только в заявленных целях, не будут копироваться, модифицироваться или передаваться кому-либо без письменного разрешения российского участника ВЭД Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 44

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок В случае передачи контролируемых товаров и технологий, иностранным лицам государств,не обладающих ядерным оружием, в контракт должно быть включено обязательство иностранного лица, предусматривающее, что полученные им товары и технологии или их копии не будут использоваться при осуществлении деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ. Если иностранное лицо - посредник, указанные обязательства принимаются также конечным пользователем товаров и технологий и оформляются в виде отдельного документа. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 45

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок При передаче контролируемых товаров и технологий в форме технических данных иностранным лицам государств, не являющихся участниками Международных режимов нераспространения, обязательства иностранного лица должны быть подтверждены документом уполномоченного органа государства, в котором будут использоваться контролируемые товары и технологии в форме технических данных. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 46

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок ФСТЭК на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки вправе установить в качестве обязательного условия передачи иностранному лицу контролируемых товаров и технологий в форме технических данных принятие их конечным пользователем обязательств представить российскому участнику ВЭД право проверки использования и сертификат подтверждения доставки контролируемых товаров и технологий в форме технических данных. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 47

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Аналогичные требования к таким сделкам, права и обязанности участников ВЭД предусмотрены: - постановлением Правительства РФ от в отношении контролируемых товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия; - постановлением Правительства РФ от в отношении контролируемых товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия; - постановлением Правительства РФ от в отношении патогенов человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов,токсинов и технологий. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 48

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Внешнеэкономические сделки с товарами и технологиями, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке, в целях определения ее соответствия международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения на экспорт. Порядок и условия проведения государственной экспертизы устанавливаются Правительством РФ. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 49

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Перечень признаков, указывающих на риск возможного отвлечения предметов экспорта для использования в запрещенных целях или по иному несанкционированному назначению: Заказчик не проявляет готовности или не желает предоставить информацию о конечном использовании и (или) конечных пользователях приобретаемой продукции. Заказчик не хочет давать четких ответов на коммерческие или технические вопросы, которые обычно задаются в ходе переговоров. Характеристики и назначение заказываемой продукции не соответствует заявленным целям ее использования или сфере деятельности заказчика (конечных пользователей). Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 50

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Объем и номенклатура заказываемой продукции не соответствует характеру и технологическому уровню производственных мощностей, которыми располагает конечный пользователь. Заказчик (конечный пользователь) отказывается от обычных услуг по монтажу, наладке или техническому обслуживанию заказываемой продукции. Заказчику не известны рабочие характеристики заказываемой продукции, но тем не менее он стремится ее приобрести. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 51

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Заказчик предъявляет чрезмерные требования о конфиденциальности в отношении конечного назначения, конечных пользователей или подробных данных о заказываемой продукции. Заказчик (конечный пользователь) отказывает в доступе к своим производственным мощностям, которые не связаны с выполнением работ по контракту. Заказчик просит провести модификацию заказываемой продукции, делающую ее в большей степени пригодной для использования при создании ОМП, средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 52

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Заказчик использует в качестве адреса для переписки абонентный почтовый адрес. Упаковка заказываемому продукции не соответствует заявленному способу транспортировки или листу назначения. Заказчик указывает в качестве конечного места назначения адрес транспортно-экспедиционнного агентства или фирмы-фрахтовщика. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 53

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Заказчик предлагает нетипично благоприятные условия платежа, например, проявляет готовность сразу оплатить наличными дорогостоящее оборудование по завышенной цене. Маршрут транспортировки заказываемой продукции необычен для заявленного места назначения. Заказчиком сделан запрос на поставку непомерно большого количества запасных частей, а также деталей, которые не нужны или в отношении которых нет оправданной потребности (например, при отсутствии у конечного пользователя соответствующего оборудования, для которого заказчик пытается их приобрести Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 54

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Место использования заказываемой продукции находится в регионе, который подлежит строгому контролю или доступ куда сильно ограничен, либо который необычен для данного типа продукции. Контракт на выполнение НИР и ОКР или предоставление консультационных услуг оформлен заказчиком без определения четких задач и промежуточных целей. В рамках контракта на поставку единичного образца материала или оборудования предусматривается передача технической документации или проведение длительного обучения персонала заказчика (конечного пользователя). Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 55

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Заказчик (конечный пользователь) участвует прямо или косвенно в любом следующем виде деятельности в области: Органического синтеза, в том числе синтеза высокотоксичных физиологически активных веществ; Разработки и производства вакцины; Разработки и производства инсектицидов, пестицидов; Токсикологии; Биохимии; Микробиологии; Иммунологии; Генной инженерии и биотехнологии. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 56

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Если в результате проведенной проверки не выявлено каких-либо признаков, указывающих на потенциальную возможность отвлечения предметов экспорта на запрещенные цели, экспортер продолжает выполнение работ по подготовке контракта в установленном порядке. Однако, в случае выявления в процессе анализа информации таких признаков следует тщательно и объективно перепроверить все предварительные данные о конечном пользователе и использовании экспортируемого товара или технологии. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 57

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Российский экспортер должен затребовать у зарубежного покупателя импортный сертификат или его аналог. Импортный сертификат оформляется уполномоченным государственным органом страны, в которой будет осуществляться использование предмета экспорта, в соответствии с требованиями, установленными национальным законодательством, либо документом произвольной формы, если в стране конечного использования отсутствует процедура выдачи импортного сертификата. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 58

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок В необходимых случаях следует включить в контракт условия, предусматривающие предоставление конечными пользователями экспортеру права осуществления проверок использования предметов экспорта на соответствие заявленным целям. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 59

Методика проведения комплексной проверки внешнеэкономических сделок Результаты скрининга оформляются документально, подписываются руководителями службы экспортного контроля организации и представляются руководству организации для принятия соответствующих решений по дальнейшей реализации внешнеэкономической сделки. Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 60

Покровский К. К. МИФИ 2008 г. 61