Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 3 Поведение предприятия доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Advertisements

Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
МЕНЕДЖМЕНТ «Самоуправление как метод менеджмента».
Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 2 Участники деятельности фирмы доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖЕК Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Сбытовая политика представляет собой разработку комплекса практических мер по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж туристских.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Транксрипт:

Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 3 Поведение предприятия доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович

2 Поведенческая теория Р. Сайерта и Дж. Марча Ищет ответы на следующий круг вопросов: 1.Как размещение ресурсов фирмы связано с целями, которые преследуют ее подразделения? 2.Как цели подразделений меняются во времени? 3.Что происходит с информацией по мере ее движения между подразделениями фирмы? 4.Как воспринимается информация в подразделениях? 5.Каковы отношения между решениями, которые принимаются в подразделениях фирмы и ее поведением.

3 Фирма как адаптивная система Исходные положения решения зависят от восприятия информации, поступающей из среды, от ее движения внутри фирмы. лица принимающие решения учитывают только ограниченное число вариантов действий, фирмы отличаются величиной ресурсов. в большинстве фирм всегда существуют конфликты между ее подразделениями.

4 Свойства адаптивной системы Существует некоторое число состояний системы. В любой момент система имеет предпочтения относительно возможного состояния. Существуют внешние источники нарушений в системе. Их нельзя контролировать. Существует некоторое число переменных, внутренних для системы. Эти переменные связаны некоторыми правилами решений.

5 Свойства адаптивной системы Любая комбинация изменений внешних воздействий на внутренние переменные изменяет состояние системы. Зная существующее состояние, воздействия среды и правила решения, можно определить следующее состояние. Любое правило решений, которое ведет к улучшению состояния системы, вероятно будет использоваться и в будущем. продолжение

6 Психологические постулаты поведенческой теории Состояние организма и его поведение определяется двумя множествами факторов - исходным состоянием организма и состоянием среды, в которой он находится. Внутреннее состояние организма является функцией всей его предыдущей истории. Информации о внутреннем состоянии человека содержится в его памяти, включающей прошлый опыт человека и программы его реакций на внешние воздействия. Одна часть памяти - активная (истребованная) влияет на текущее поведение человека, другая - пассивная, большая по объему, проявляется на больших интервалах времени.

7 Психологические постулаты поведенческой теории Воздействия среды могут оказывать влияние на поведение человека и проходить незамеченными им. Воздействия определяют, какая программа реакций будет истребована. Изменения в общем содержании памяти - накопленном опыте, происходят медленно посредством обучения. Извлечение же памяти - программы реакции на внешнее воздействие происходят быстро. Где проходит черта между активными и пассивными элементами памяти зависит от временного интервала, который выбран для наблюдения. продолжение

8 Ключевые понятия поведенческой теории Фирма как коалиция ее участников. Цели фирмы. Организационная избыточность. Локальная рациональность. Допустимость, как критерий выбора. Неопределенность среды. Последовательное внимание целям. Накопление опыта Формирование стандартной процедуры принятия решений. Сопротивление изменению процедуры.

9 Квази разрешение конфликта Цели как независимые переменные Локальная рациональность Последовательное внимание целям Избежание неопределенности За исключением согласия относительно общих (неоперационных) целей коалиция членов организации (фирмы) имеют разные цели При описании процедуры разрешения конфликтов используются следующие понятия:

10 Избежание неопределенности Переговоры в среде. Организационные цели - набор независимых ограничений уровней устремлений, налагаемых на организацию членами коалиции. Предполагается, что конфликт разрешается использованием принципа локальной рациональности, правил приемлемого уровня достижения целей и последовательного внимания к целям подразделений. Обычно существует большое число решений, которые должны быть согласованы с другими решениями по правилу: Обратные связи при принятии решений

11 Избежание неопределенности Ограничения определяют решения не единственным образом. Любая такая система использует свои возможности по достижению целей не в полной мере и оставляет ресурсы для того, чтобы учесть потенциальное несоответствие локальных решений. Фирма решает конфликты целей последовательно. Фирмы избегают предвидения событий в отдаленном будущем, используя правила, ориентированные на краткосрочные реакций с краткосрочными обратными связями, вместо того, чтобы прогнозировать долгосрочные неопределенные события. Фирмы избегают необходимости предвидеть будущие реакции среды путем переговоров в ней. продолжение

12 Проблемно-ориентированный поиск Поиск мотивирован. Поиск примитивен. Поиск субъективен. Организационное обучение Адаптация целей. Адаптация в правилах внимания. Адаптация в правилах поиска.

13 Типовая структура процесса принятия решения Квази-решение конфликта, устранение неопределенности, проблемно-ориентированный поиск и обучение организации - центральные процессы, происходящие в фирме в процессе принятия решений. Типовая процедура принятия решений используется в каждом подразделении фирмы. Процедура допускает алгоритмизацию процесса принятия решений, как набора логических правил.

14 Стандратная процедура принятия решения Квазиразреше- ние конфликта Избежание неопределенности Проблемно- ориетированный поск Организационное обучение Цели как независимые ограничения. Локальная рациональ- ность. Допустимость. Последова- тельное внимание целям. Обратные связи. Переговоры со средой. Мотивированный поиск. Простой поиск. Расширенный поиск. Адаптация целей, правил внимания, правил поиска

15 Слежение за средой Есть неопре- деленность? Переговоры Цель достигнута? Локальный поиск Расширенный поиск Адаптация к обратным связям при стандартных правилах решения Оценка правил поиска Оценка правил решения Оценка целей и правил внимания Переход к другой цели Да Нет Да Нет Да Стандратная процедура принятия решения продолжение

16 Оценка теории Идеи поведенческой школы трудно воплотить в законченную экономическую модель. Поведенческая теория определяет эмпирическим образом правила принятия решений, но не включает предложений о том, как эти правила будут меняться при изменении значений экзогенных экономических переменных.

17 Организационная теория О.Вильямсона Предпосылки теории 1.Рыночные и иерархические формы - альтернативные варианты организации производства; 2.Выбор организационной формы зависит от ее относительной эффективности; 3.Издержки, связанные с каждой формой взаимодействий, зависят от людей, вовлеченных в нее, и от объективных свойств рынка факторов производства.

18 Основные понятия теории Со стороны человека ограниченная рациональность оппортунистическое поведение Со стороны факторов среды ее сложность неопределенность

19 Ограниченная рациональность Принцип ограниченной рациональности состоит в том, что способность человека решать комплексные проблемы мала по сравнению с размером проблем, которые надо решить для рационального поведения в реальном мире. Принцип ограниченной рациональности - причина возникновения и развития фирм. Совпадение неопределенности среды и ограниченной рациональности влечет невозможность или высокую стоимость рыночных контрактов.

20 Оппортунистическое поведение Оппортунизм - поведение, связанное с извлечением собственного интереса, вместо честного и беспристрастного поведения, в соответствии с установленными правилами. Типы факторов, влияющие на реализацию интересов экономических агентов: 1.реально существующие условия производства (уникальное местоположение или производственная и профессиональная дифференциация) - нет оппортунизма; 2.распространение искаженной информации; 3.невыполнимые обещания в отношении будущего поведения.

21 Взаимодействие в малых группах При соперничестве неограниченного числа покупателей и продавцов оппортунистическое поведение в конечном итоге оказывается бесполезным. Рынок становится неэффективным только при сочетании оппортунистических искажений и малого числа участников, когда каждая сторона стремится получить наиболее благоприятные для себя условия, порождая упорную торговлю за условия сделки.

22 Взаимодействие в малых группах Тогда внутрифирменные организационные формы обладают преимуществами перед рыночными контрактами: продолжение участники внутрифирменных обменов менее склонны к оппортунизму с целью извлечения односторонних частных выгод за счет всей организации.

23 Взаимодействие в малых группах продолжение внутренние подразделения осуществляют обмен результатами своей деятельности по строго установленным правилам, которые исключают претензии подразделений - поставщиков на монопольное положение. внутрифирменная организация лучше ограждена от разногласий сторон, которые часто сопровождают контракты между независимыми партнерами. Проблемы внутри фирмы редко доходят до открытых споров и решаются с помощью административных мер.

24 Равноправные группы В группах создается внутренняя система распределения дохода, но отсутствует субординация. Простейшие группы формируются тогда, когда они обеспечивают своим членам большие гарантии дохода по сравнению с рынком. Выгоды от участия в простых группах: 1.отсутствует необходимость постоянного возобновления контрактов между участниками; 2.создание базы для обмена опытом; 3.переход от чисто расчетных к квазиморальным отношениям.

25 Равноправные группы Ограничения на формирование простых групп: информационные возможности поддержания эффективности, (т.к. число связей равно квадрату численности участников, то размер групп ограничен); недоступность информации о характеристиках производительности новых членов. продолжение Вывод: препятствия для эффективного функционирования простых групп – возможность оппортунистического поведения их членов и информационные ограничения.

26 Простая иерархия Простая иерархия - замещение сети взаимных отношений системой, в которой каждый член группы имеет дело только с одним руководителем, позволяет экономить на передаче информации и на принятии решений.

27 Простая иерархия Преимущества централизации информационных потоков и принятия решений реализуются в следующих ситуациях: продолжение деятельность индивидов взаимозаменяема или взаимодополняема, и когда они конкурируют за доступ к ограниченным ресурсам. информацией обладают множество людей. дешевле и эффективней передавать информацию в одно центральное место, чем распространять ее между всеми участниками.

28 Простая иерархия продолжение Недостаток простой иерархии отсутствие вовлеченности в дела по сравнению с простыми группами равноправных участников, что ведет к потере продуктивности.

29 Сложная иерархия Простые иерархии служат основными блоками при формировании сложных иерархий. Вертикальная интеграция (объединение последовательно выполняемых технологических процессов) - реакция на проблемы рыночного взаимодействия фирм (ограниченная рациональность, неопределенность и несовершенство рынка капитала).

30 Сложная иерархия Первичной формой сложной иерархии является унитарная фирма. Ее основными операционными единицами являются функциональные отделы сбыта, финансов, производства и т.п. Функциональная специализация позволяет экономить на масштабах и контроле труда. Недостатки: увеличение числа уровней управления ведет к потере управляемостью фирмой. продолжение

31 Сложная иерархия По мере роста и усложнения, унитарные фирмы меняют свою организационную форму на многоотделенческие фирмы. Функциональные отделы замещаются квазиавтономными операционными подразделениями. Эти Отделения представляют собой уменьшенные специализированные унитарные структуры, деятельность которых координируется центральным органом управления. продолжение

32 Преимущества многоотделенческих фирм Ответственность за оперативные решения ложится на отделения или квазифирмы. Центру доступен элитный штат, осуществляющий консалтинг и контроль. Центр занимается в основном стратегическими решениями. Центр сосредотачивается на деятельности фирмы в целом. Возникает эффект рациональности и синергии.

33 Условия эффективности многоотделенческой структуры Разделение экономической деятельности в рамках фирмы, Квазиавтономность отделений, Контроль эффективности каждого отделения, Сознание системы стимулов для управляющих отделений, Распределение фондов по наиболее эффективным направлениям, Стратегическое планирование на уровне центра.

34 Условия эффективности многоотделенческой структуры поддержка центром неэффективных предприятий; развитие управленческой избыточности; преследование целей, не имеющих отношение к прибыли. продолжение Многоотделенческая структура нарушается, когда руководство фирмы постоянно вмешивается в дела отделений Последствия нарушения многоотделенческой структуры:

35 Социологическая теория Х – эффективности Х. Лейбенштайна В то время как фактические доходы отклоняются от первоначального прогноза на 1% в течение финансового года, расходы колеблются на 30%. Причины таких колебаний лежат исключительно в области неэффективности производства и качества, то-есть внутри фирмы. X. Лейбенштайн назвал их Х- неэффективностью, подчеркивая в основном их непознанный характер.

36 Социологическая теория Х – эффективности Х. Лейбенштайна Четыре причины, препятствующие однозначной связи между затратами и результатами: продолжение недостатки трудовых контрактах; производственная функция не полностью определена и известна; не все ресурсы на рынке доступны в равной мере всем пользователям, либо вообще приобретаются вне рынка; мотивация (или ее отсутствие)

37 Что такое Х – эффективность Теория X - эффективности связана с исследованием причин недоиспользования ресурсов и речь идет о неэффективности, которая возникает из внутренней деятельности фирмы. Главным недостатком экономической теории является отсутствие в ней в явном виде стимулов деятельности людей. Необходимо видеть разницу между руководством фирмы и агентами-людьми исполняющими обязанности. Большинство людей агенты. Они работают на других. Им нет необходимости добиваться выполнения желаний руководства, представители которого часто являются и собственниками.

38 Основные предпосылки теории Фирма является организацией, в которой в основном формируются стимулы, определяющие выбор усилий. Трудовые контракты являются неполными. Не все ресурсы покупаются в тех единицах, в которых они используются в производстве. Нет жесткой связи между единицами, на базе которых делаются покупки (например, время) и единицами использования ресурсов (например, усилия). Теория Х-эффективности базируется на следующих предпосылках:

39 Основные предпосылки теории После некоторого момента существует снижающаяся полезность от усилий, а еще дальше возникает отрицательная предельная полезность. Не все затраты можно купить. Целевая функция фирмы не полностью определена и зависит от внешней среды фирмы. Цели фирмы зависят от предпочтений тех, кто создает организацию, называемую фирмой. продолжение

40 Человек как базовая единица решений выбор деятельности, ее темп, ее качество, распределение времени во время выполнения деятельности и ее продолжительность. В теории X - эффективности полагается, что решения принимают не фирмы, а люди. Существуют четыре составные части усилий человека: Гипотеза: полный или частичный набор, выбираемый исполнителем более эффективен, чем навязанный ему.

41 Инерционные области Под областью инерции понимается множество наборов усилий, которые для человека ассоциируются как равнополезные. Переход от более низкого уровня полезности к более высокому уровню по некоторым компонентам этого набора связан с издержками для человека, которые не компенсируются выгодой от приобретаемой полезности. Управляющие отдают приказы и получают ответы об их исполнении на нижнем уровне. Однако необходимы усилия тех, кто находится в верхних эшелонах власти, чтобы изменить усилия тех, кто находится внизу.

42 Инерционные области В общем, область инерции для двух участников будет связана с сегментом области усилий двух участников, содержащих те точки, в которых каждый участник ощущает, что слишком дорого в терминах полезности перемещаться в другую точку или воздействовать на другого участника, чтобы он переместился в другую точку. Важно, что по мере увеличения числа участников, попытки повлиять на движение других обходятся все более дорого. продолжение

43 Отличия от классической теории Отличия от традиционной микротеории: социальные и психологические основаниях теории; теория базируется в основном на поведении индивидов, а не на поведении фирм или домашнем хозяйстве; фундаментальной экономической переменной теории являются усилия; теория учитывает новый тип неэффективности, не рассматриваемый в организационном экономическом анализе; теория предполагает, что обычные фирмы не минимизируют издержки и не максимизируют прибыль.

44 Результаты теории Х-эффективности (в сравнении с классической теорией) Классическая микротеория Новая теория Регулирование монополии Фирмы минимизируют издержки, тогда имеет смысл регулировать цены, исходя из справедливой нормы прибыли Фирмы не минимизируют издержек, тогда регулирование цен в соответствии с критериями нормальной нормы прибыли не гарантирует эффективность. Если издержки вдвое выше, будет увеличиваться регулируемая цена и последствия высокой степени неэффективности будут перекладываться на потребителя

45 Результаты теории Х-эффективности (в сравнении с классической теорией) Классическая микротеория Новая теория Регулирование монополии Фирмы не играют существенной роли в определении давления инфляции или в развитии инфляции Фирмы не минимизируют издержки, не максимизируют прибыль, существует четко очерченная область в процессах принятия решений, в которой фирмы играют существенную роль в развитии продолжение

46 Результаты теории Х-эффективности (в сравнении с классической теорией) Классическая микротеория Новая теория Регулирование монополии Физический капитал очень мало объясняет различия в продуктивности Мотивация людей - наиболее существенна в объяснении различий в производительности в одних и тех же отраслях и между странами, находящимися приблизительно на одной и той продолжение

47 Имитационные модели фирмы Имитационная модель дуополии Имитационная модель разработана для ситуации дуополии. Две фирмы производят один и тот же продукт, на который на рынке существует одна цена. Каждая фирма принимает решение о выпуске продукции, оценивая рыночную цену при разных объемах выпуска. Однако, когда произведенная продукция поступает на рынок, устанавливается единая продажная цена. Никакой разницы между выпуском и реализацией не существует, поэтому в моделе нет проблемы запасов.

48 Имитационные модели фирмы Имитационная модель дуополии Дуополия состоит из фирмы, в прошлом монополиста, и фирмы, которая выделилась из монополиста. Разница поведения двух фирм возникает из разницы оценок, используемых каждой фирмой на отдельных этапах процесса принятия своих решений. продолжение

49 Имитационные модели фирмы Имитационная модель дуополии Процесс принятия решения каждой фирмы начинается с прогноза, в котором оцениваются объемы производства у конкурента, и с определения целевого значение прибыли фирмы. Затем предпринимается поиск лучшего варианта действий фирмы, вытекающий из прогноза. Если этот лучший вариант не согласуется с целевым значение прибыли, усилия направляются на пересмотр издержек и спроса. Если во время переоценки этих параметров не удалось найти область, в которой новый лучший вариант согласуется с целью максимизации прибыли, тогда целевое значение прибыли подвергается ревизии в пользу получения наилучших в данных обстоятельствах результатов. продолжение

50 Прогноз поведения конкурента В процессе прогноза поведения конкурента эксмонополист оценивает норму изменения выпуска отделившей фирмы, исходя из ее поведения в последние три периода времени. Отделившаяся фирма менее склонна учитывать прошлое поведение конкурента и исходит в своих оценках из текущих изменений его поведения по сравнению с прошлым периодом.

51 Прогноз спроса Предполагается, что кривая спроса линейна, т.е. рыночная цена является линейной функцией выпуска обеих фирм. Фирма-эксмонополист, исходя из своего опыта, слишком пессимистично относится к количеству продукции, которое может быть продано по более низкой цене, т.е. у нее ощущение спроса принимает форму кривой, которая падает более круто, чем реальная кривая спроса. Отделившаяся фирма изначально относится более оптимистично к количеству продукции, которое может быть продано на рынке по более низким ценам, т.е. используемой ею наклон кривой спроса будет менее крутым, чем наклон реальной рыночной кривой. Кроме того, предполагается, что эта фирма считает, что спрос на рынке будет расти.

52 Прогноз спроса Оценка издержек Предполагается, что фирмы не достигают оптимальных издержек и кривая затрат является функцией выпуска. Она горизонтальна в большей части области возможного выпуска, а при более высоком и низком выпуске ожидается, что средние издержки будут возрастать. Средняя себестоимость в настоящем периоде оценивается по прошлому периоду, но если цель максимизации прибыли фирмы достигается два периода времени подряд, тогда издержки предстоящего периода оцениваются на пять процентов выше, чем в предыдущем периоде. Первоначальная средняя себестоимость продукции у обеих фирм в рамках, ограниченных некоторыми значениями использования ими своих мощностей, будет постоянной вне зависимости от выпуска продукции.

53 Прогноз спроса Определение целей Фирмы имеют только одну цель - прибыль. В модели целевая функция стимулирует поиск решений. Предполагается, что экс-монополист будет стремиться к относительно стабильной прибыли. Этой цели будет соответствовать средняя прибыль за последние десять периодов времени. Отделившаяся фирма склонна исходить в своих оценках из более коротких отрезков времени. Предполагается, что цель, связанная с прибылью, формируется на базе ее прибыли за последение пять периодов времени, а первоначальное ее значение устанавливается на основе прибыли монополиста и относительной мощности этих двух фирм.

54 Прогноз спроса Переоценка издержки Предполагается, что когда первоначальный прогноз дает удовлетворительный результат, никакие дополнительные действия по разработке плана не предпринимаются. Однако, если результаты прогноза считаются неудовлетворительными, тогда сначала пересматриваются издержки. При переоценке издержек осуществляется поиск способов достижения целей при более низких издержках. Возможность сокращения издержек связана с понятием организационной избыточности. Предполагается, что любая организация может найти возможности снижения издержек, которое зависит от количества организационной избыточности фирме. Предполагается, что, пересматривая издержки, фирма приближается к минимальным издержкам. Если при переоценки издержек не находится удовлетворительное решение, тогда пересматриваются оценки спроса на продукцию фирмы.

55 Прогноз спроса Переоценка спроса Переоценка спроса состоит в сдвиге верх кривой ожидаемого рыночного спроса. Оправданием такого сдвига может служить возможность выбора вариантов действий, которые могут увеличить спрос (изменения рекламы, большая нагрузка на коммивояжеров и т.п.)- Но более опытная фирма менее оптимистично относится к подобным возможностям. Предполагается, что при переоценках спроса' изменить наклон кривой нельзя.

56 Прогноз спроса Переоценка целей Переоценку целей можно рассматривать как процедуру корректировки ожиданий фирм, исходя из лучшего использования имеющих в данных обстоятельствах возможностей.

57 «Технологическая» теория фирмы Основная задача теории - изучение влияния динамических характеристик процессов и структуры на результаты деятельности фирм. Исходные положения всякий элемент производственной структуры предприятия специализирован на управление отдельными процессами; производственные структуры рассматриваются как информационные системы с обратной связью; решение аналитических проблем надо искать в экспериментальных исследованиях, в основе которых лежит эмпирический подход; доступность достаточно мощных вычислительных машин, позволяющих обрабатывать значительные объемы исходной информации.

58 Базовая структура модели Элементы структуры: уровни физические и информационные, которые связаны между собой потоками ресурсов, и представляют собой накопленный к данному моменту запас, к которому добавляется входящий поток ресурсов и из которого вычитается исходящий поток; потоки, перемещающие содержимое одного уровня к другому; функции (уравнения) решений, которые регулируют темпы потока между уровнями; каналы информации, соединяющие функции решений с уровнями. Значение уровня.

59 Базовая структура модели продолжение Уровень 2 Уровень 3 Уровень

60 Решения Функция решения - это формализованное правило, по которому данные об уровнях преобразуются в управляющие воздействия на темпы потоков. В функции решений используются только данные об уровнях, но не о темпах потоков. Решения независимы друг от друга, т.к. данный о темпах потоков не используются.

61 Структурная схема (пример) Завод (производство) 5 Заводской склад Товарные запасы ,5 1 Товарные запасы 1 2 Товарные запасы 13 Поставка товаров потребителям Заказы потребителей Оптовое звено Розничное звено

62 Реакция промышленно-сбытовой системы на 10- процентное увеличение розничных продаж

63 Характеристики информационных систем с обратной связью структура системы запаздывания усиления

64 Этапы построения и анализа производственно-хозяйственных систем 1.определяется конкретный производственно- хозяйственный вопрос. который подлежит анализу; 2.устанавливаются причинно-следственные зависимости, характеризующие структуру изучаемой системы; 3.описываются процессы в системе; 4.проектируются возмущающие воздействия на моделируемую систему;

65 Этапы построения и анализа производственно-хозяйственных систем 5.имитируется динамика системы на вычислительных машинах, результаты которых сопоставляются с имеющимися данными об аналогичных реальных процессах; 6.происходит уточнение модели, и в нее включаются пересмотренные параметры или мероприятия и производятся расчеты. продолжение

66 Предмет и задачи институциональной теории организации Предмет теории обуславливает становление и развитие таких форм организаций, функционирование которых является значимым фактором состояния и эволюции общества; обеспечивает сохранение и укрепление институциональных свойств организаций как способа достижения целей и решения задач, недостижимых для отдельных индивидов, действующих разрозненно и независимо друг от друга; Исследование необходимых и достаточных условий, выполнение которых:

67 Предмет и задачи институциональной теории организации Предмет теории приводит к компромиссному разрешению конфликта между легитимными интересами разных участников или групп в организации; препятствует завоеванию контроля над организацией отдельными лицами или группами внутри организации и за ее формальными границами, что особенно важно для сохранения организацией ее функции в окружающем мире. продолжение

68 Границы предприятия 1.Предприятие - это институт общества. Институты - это устойчивые функциональные, организационно-символические единицы общества, выражающие его нормативно- ценностные и культурные характеристики. Проблема границ предприятия - это главным образом проблема области его деятельности и ответственности перед обществом и его группами. Три положения лежат в основе их установления:

69 Границы предприятия 2.Предприятие является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, интересы которого не сводятся к интересам составляющих его лиц. Как самостоятельное в хозяйственном отношении лицо, предприятие существует везде, где оно ведет свои операции и где у него имеются права и обязанности, и даже там, где его интересы, не будучи официально оформлены, вовлекают предприятие во взаимодействия с другими участниками социальной системы. 3.По историческим и этическим основаниям общепринятая в развитых странах концепция предполагает, что цели делового предприятия связаны с производством товаров и оказанием услуг для общества в целом и его членов в частности. продолжение

70 Задачи анализа влияния границ предприятия на его поведение ЭлементыЗадачи анализа Функции общества Культурные, политические, хозяйственно- технологические, социальные и экологические Оценка вклада предприятия в исполнение функций общества

71 Задачи анализа влияния границ предприятия на его поведение ЭлементыЗадачи анализа Процессы на предприятии, результаты которых вносят вклад в исполнение функций общества М ежличностные, управленческие и исполнительно- достижительные. Определение характеристик процессов продолжение

72 Задачи анализа влияния границ предприятия на его поведение ЭлементыЗадачи анализа Участники деятельности предприятия Внешние участники: поставщики, потребители, конкуренты, государственные органы, общественные организации и население. Внутренние участники: предприниматель, инвесторы, менеджмент, исполнители Оценка влияния внешних и внутренних участников на результаты процессов продолжение

73 Задачи анализа влияния границ предприятия на его поведение ЭлементыЗадачи анализа Границы предприятия Экономические, правовые и институциональные Определение организационно- правовых форм предприятий Поведение предприятия Показатели результатов деятельности предприятия Анализ эффективности предприятий продолжение

74 Заключение Две задачи экономики фирмы. Во-первых, она должна объяснить причины существования своего объекта исследования, в данном случае фирмы. Во-вторых, предложить своего рода «законы движения» своего объекта, исходя из которых можно было бы описывать его взаимодействия с другими объектами, в том числе с ему подобными, и предсказывать будущие результаты этих взаимодействий.

75 Заключение Предпосылки возникновения фирм и их дальнейшего существования отличны от предпосылок, на основе которых фирмы появляются в экономической теории. В идеале теория должна давать объяснение организационных и поведенческих аспектов фирмы, ее функций во внешней социально-экономической среде, механизмов принятия решений в ее внутренних структурах, способов ее постановки целей и их достижения в качестве самостоятельного, юридически правомочного и ответственного субъекта хозяйствования. продолжение

76 Заключение В теории фирма как объект исследований в известной мере как бы потеряла свое единство. Разные стороны ее существования и функционирования оказались поделенными между разными научными дисциплинами - менеджментом, теорией организаций и организационного поведения, теориями иерархических систем, принятия решений, кооперативных игр, имитационным моделированием индустриальных и технологических объектов и ряд других направлений исследований. продолжение

77 Заключение Концепция поведения предприятия может служить связующим звеном между сугубо техническим и социальным подходами к исследованию его функционирования. Эта концепция предполагает такие отношения между элементами предприятия, при которых исследуемый элемент рассматривается как пребывающий в поле всевозможных воздействий других элементов, образующих его внешнюю среду. продолжение