Основы научных исследований. Научное исследование - это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология научного исследования. Сущность научного познания Научное познание представляет собой научное исследование, имеющее определенную природу,
Advertisements

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИССЛЕДОВА - ТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Проблема – это затруднение, неопределенность- Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Методы, применяемые в естествознании
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Иванов И. МКОУ Пионерская СОШ Проект по МХК «Влияние древних образов на современную жизнь» Исполнители: Иванов И., ученик 10 класса МКОУ Пионерская СОШ.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Транксрипт:

Основы научных исследований

Научное исследование - это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

Классификация научных исследования по целевому назначению: фундаментальные, прикладные, поисковые разработки.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Поисковые научные исследования направлены на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработка - это исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Методоло́гия это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели.

Ме́тод (от греч. μέθοδος «способ») систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы исследования в структуре общенаучной методологии Методы эмпирического исследования Методы теоретического исследования

Методы эмпирического исследования наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, описание, метод проб и ошибок и т.д.

Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

Методы теоретического исследования моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и т.д.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.

Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

Индукция (от лат. Inductio – наведение, побуждение) есть метод познания, ясно выявляющийся на формально логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Дедукция (от лат. Deductio – выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса

Понятие научной проблемы Научная проблема – это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. В проблеме соединяется её эмпирическая и теоретическая основа. Проблема – это затруднение, неопределенность.

Постановка проблемы Отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей; Сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики; Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом.

Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, практики, но и располагать методами и техническими средствами ее решения.

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель автора работы формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «обеспечить» и т.д.

Задачи исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

Гипотеза, ее выдвижение и обоснование В научном исследовании гипотеза выступает как форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Гипотеза - это такая форма развития знания, которая выражает научно обоснованное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения в настоящее время не доказана, не подтверждена практикой, жизнью.

Виды гипотез Рабочие и научные Частные и общие На эмпирическом и теоретическом базисе Описательные и объяснительные

Гипотеза должна отвечать общим требованиям Соответствовать установленным в науке законам Согласовываться с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута Не содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики Быть простой, не содержать лишнего, произвольных допущений Должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения, либо прямо – непосредственным наблюдением, либо косвенно – выведением следствий из гипотезы и их последующей опытной проверкой.

Основные этапы исследования: 1. подготовительный; 2. проведение теоретических и эмпирических исследований; 3. работа над рукописью и её оформление; 4. внедрение результатов научного исследования.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Исследовательский этап состоит из: систематического изучения литературы по теме, сбора статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает: уточнение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные или выпускные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность отдельных предприятий.