Проектирование стратегического планирования деятельности ДОУ с учетом основных направлений модернизации дошкольного образования Зав. кафедрой психологии НИ ИрГТУ, к.психол.н., доцент Пуляевская Ольга Владимировна
Нормативно-правовая база, регламентирующая проектирование стратегического развития ДОУ Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от Ф3, вступивший в силу с 1 января 2005года; Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 26 марта 2008 года КА-П ) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. 1); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральная целевая программы развития образования на г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.,N 163-р) Программа развития образования в иркутской области на гг (утверждена постановлением правительства Иркутской области от от 22 июня 2011 г. N 162-пп Локальные документы ДОУ
Программой развития ДОУ (или концепция развития ДОУ, перспективный план стратегического развития) Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Стратегическое планирование на уровне ДОУ представлено:
Паспорт Программы развития ДОУ. Пояснительная записка. 1. Информационный раздел. 1.1.Общие сведения о ДОУ 1.2.Характеристика системы управления. 1.3.Характеристика пространства развития педагогического коллектива. 1.4.Характеристика пространства развития воспитанников. 1.5.Организационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. 1.6.Характеристика пространства социального взаимодействия. 2. Аналитический раздел. 2.1.Анализ образовательного пространства ДОУ; 2.2.Определение приоритетных направлений развития ДОУ. 3.Концептуальный раздел. 3.1.Теоретико-методологические основания концепции развития ДОУ. 3.2.Модель современного выпускника. 3.3.Модель современного педагога. 4. Практико-ориентированный раздел. 4.1.Этапы и механизмы реализации Программы развития ДОУ. 4.2.Стратегия и тактика развития ДОУ. 4.3.Индикаторы и показатели эффективности реализации Программы развития ДОУ. Примерное содержание программы развития:
1. наименование программы 2. составители программы 3. рецензенты программы 4. нормативно-правовая база программы 5. исполнители программы 6. организация контроля за исполнением основных мероприятий программы 7. миссия развития 8. цель программы развития 9. задачи программы развития 10. финансовые источники программы 11. этапы реализации программы Паспорт Программы развития ДОУ
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Критериальный подход к исследованию среды (экопсихологический подход В.А Ясвина, С.Д. Дерябо): Модальность – качественно-содержательная характеристика, векторная оценка возможностей для развития активности- пассивности, свободы-зависимости; Широта -структурно-содержательная характеристика, охват субъектов, объектов, процессов и явлений включенных в среду Интенсивность – структурно-динамическая характеристика, степень насыщенности условиями, влияющими на возможности
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Критериальный подход к исследованию среды (экопсихологический подход В.А Ясвина, С.Д. Дерябо): Осознанность – степень осознанности включения субъектов Обобщенность – степень координации деятельности всех субъектов Эмоциональность – соотношение эмоционального и рационального компонентов Доминантность – значимость среды с системе ценностей субъектов
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Критериальный подход к исследованию среды (экопсихологический подход В.А Ясвина, С.Д. Дерябо): Когерентность – степень согласованности влияний образовательной среды и других средовых факторов социальная активность- соотношение созидательного потенциала и экспансии в среду обитания Мобильность – способность к эволюционным изменениям Устойчивость – стабильность во времени
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Факторный анализ – оценка образовательной среды с позиции соотношения внутреннего и внешнего развития (STEP-анализ): Социальный (S) - демографические модели; Технологический (Т) – уровень развития техники Экономический (Е) - уровень благосостояния Политический (Р) – стратегические ориентиры преобразования на уровне государства
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Проблемно-ориентированный анализ – вскрытие противоречий между потребностями (внешними и внутренними) и возможностями (заданными из вне, имеющими внутри): нахождение путей разрешения выявленных противоречий
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Ресурсный анализ – соотношение возможностей и рисков (SWOТ – анализ): Strength – сильные стороны развития образовательной среды Weakness – слабая сторона развития образовательной среды Opportunity – возможность развития образовательной среды Threat – угрозы, риски развития образовательной среды
Аналитические процедуры на этапе стратегического планирования развития ДОУ Виды рисков развития инновации: рыночный риск - степень оригинальности и сложности концепции, которая определяет принятие новинки рынком и издержки перехода для пользователя. технологический риск - степень технологической новизны концепции, которая определяет ее техническую осуществимость. стратегический риск - степень осведомленности ОУ о рынке и технологии
Проектирование концепции развития ДОУ 1.Обоснование идеи инновационного развития ДОУ 2.Определение миссии ДОУ 3.Формулирование цели и задач развития 4.Принципы проектирование инновационного развития 5.Проектирование модули выпускника 6.Проектирование модели педагога
Стратегия и тактика В основе современной модернизации образования используется технология программно-проектного, программно- целевого управления изменениями: целенаправленное преобразование системы для достижения заранее заданной модели. В качестве средства управления инновациями выступают целевые проекты и программы
Основные направления инновационного развития 1. переход на новые образовательные стандарты 2. развитие системы поддержки талантливых детей 3. развитие и совершенствование педагогического корпуса 4. изменение инфраструктуры образовательного учреждения (информатизация образования, развитие новых форм управления, создание новых структур обеспечивающих новое качество образования) 5. сохранение и укрепление здоровья воспитанников 6. развитие самостоятельности образовательного учреждения
Индикаторы и показатели 1. повышение уровня доступности качественного образования в соответствии с современными стандартами 2. сформированность качеств личности педагога в условиях инновационной модели 3. расширение степени открытости педагогической деятельности коллектива к социуму 4. повышение уровня здоровья воспитанников 5. развитие системы дополнительного образования
Дальнейшие шаги и действия ДОУ по реализации стратегического развития 1. обеспечение компиляции программы развития, образовательной программы, инновационных программ и проектов ДОУ 2. организация мониторинга инновационного развития ДОУ 3. внедрение системы корректирующих действий
Приглашение к сотрудничеству Пуляевская Ольга Владимировна, заведующая кафедрой психологии НИ ИрГТУ, кандидат психологических наук, доцент тел кафедра психологии: г. Иркутск, ул. Игошена,4. кабинет 318