Требования новой версии стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 Программа повышения квалификации для руководителей и специалистов НИЦ НовГУ Автор: Исаев Владимир.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутренний аудит системы менеджмента качества. Термины, относящиеся к аудиту Аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс.
Advertisements

Аудит системы менеджмента качества Рекомендации по организации процесса аудита содержатся в ISO :2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.
Сертификация СМК Внутренние аудиты И.Г. Карелина Повышение квалификации по направлению «Управление качеством»
Цель лекции: освоить порядок организации и проведения внутренних аудитов в системе менеджмента качества как механизма постоянных улучшений. Освоить порядок.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Внедрение и сертификация Системы менеджмента качества НОНИ Анна Николаевна, руководитель группы обеспечения работ по сертификации ОС ИСМ ООО «РОСТЕХСЕРТ»
Внутренние аудиты системы менеджмента качества Тарасова Н.Ю., заместитель директора по УР ОБОУСПО «КГПК»
Тема 7. Аудит систем качества. Аудит (инспекция) качества – систематическая и независимая экспертиза (оценка) качества компании Типы аудита Процесса;
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
Тема. Стандарты ISO и СМК (системы менеджмента качества)
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
МСК ISO 9000: ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ И.Г. Карелина Курс повышения квалификации «Управление качеством» 27/03-07/04/2006.
Транксрипт:

Требования новой версии стандарта ГОСТ РВ Программа повышения квалификации для руководителей и специалистов НИЦ НовГУ Автор: Исаев Владимир Александрович, профессор СФ РГУИТП, ведущий научный сотрудник НИЦ НовГУ Великий Новгород, 2013 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Научно-исследовательский центр НовГУ

Занятие 7 ( ) ГОСТ Р ИСО Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. Цель стандарта. Отличие от версии ГОСТ Р ИСО Управление рисками.

Доступ к учебно-методическому обеспечению Выйти по адресу на портал НовГУ; Выбрать раздел «Учебные материалы»; Выбрать из списка автора учебных материалов – Исаев Владимир Александрович; На персональной странице Исаева В.А. выбрать папку «ПК 261РЗ»; Открыть папку и выбрать необходимые материалы (лекции, практические занятия и т.д.)

ГОСТ РВ Системы менеджмента качества. Общие требования 8.2 Мониторинг и измерение Внутренние аудиты (проверки)

ГОСТ РВ

Алгоритм внедрения СМК Диагностирование действующей системы управления организации. Проведение предварительного аудита. Проектирование системы менеджмента качества Организация внутренних аудитов Организация анализа со стороны руководства Внедрение системы менеджмента качества Организация процесса внедрения СМК в организации Обучение Постоянное улучшение

ГОСТ Р ISO улучшение качества: Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Примечание - Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования. Примечание - Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) и заключения по результатам аудита (проверки), анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям.

ГОСТ ISO

2.8 Оценивание систем менеджмента качества Оценивание процессов системы менеджмента качества Аудит (проверка) системы менеджмента качества Аудиты (проверки) применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используют для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения. Аудиты (проверки), проводимые первой стороной (самой организацией) или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соответствии. Аудиты (проверки), проводимые второй стороной, могут проводиться потребителями организации или другими лицами от имени потребителей. Аудиты (проверки), проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями Анализ системы менеджмента качества Самооценка

Аудит (проверка) СМК

ГОСТ ISO Понятия, относящиеся к аудиту (проверке) (раздел 3.9)

ГОСТ ISO Внутренние аудиты (проверки) Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени с целью установления того, что система менеджмента качества: a) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией; b) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии. Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов ……

Схема менеджмента качества

ГОСТ ISO Стандарт ГОСТ ISO требует обязательное наличие документированных процедур для6 видов деятельности: Управление документами; Управление зарегистрированными данными по качеству; Внутренний аудит; 8.3 Управление несоответствующей продукцией; Корректирующие действия; Предупреждающие действия.

Системный подход в СМК 7.2 Требования потребителя к качеству услуг 5.2 Изучение рынка и конкурентов 5 Ответственность руководства Внутренние проверки СМК 4 – 8 Система менеджмента качества Корректирующие и предупреждающие действия

Стандарты связанные с сертификацией и аудитами С 1 февраля 2013 вступают в действие: ГОСТ Р ИСО/МЭК "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента" (ISO/IEC 17021:2011), взамен ГОСТ Р ИСО/МЭК ГОСТ Р ИСО "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента" (ISO 19011:2011), года взамен ГОСТ Р ИСО В указанные стандарты внесены изменения и дополнения.

Аудит (проверка) системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

Действующие международные стандарты ISO серии 9000 (2013 год) ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ ISO ) ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. (ГОСТ ISO ) ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (ГОСТ Р ИСО ) ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. (ГОСТ Р ИСО )

ГОСТ Р ИСО

Объектаудита п. 3.1 АУДИТ п Технический эксперт эксперт п. 3.6 Заказчик аудита п. 3.7 Проверяемая организация п. 3.8 Аудитор п. 3.9 Группа по аудиту п. 3.3 Свидетельство аудита аудита п Планаудита п п. 3.13Программааудита Рабочиедокументы Отчет Руководитель аудиторской группы п. 3.4 Выводы(наблюдения)аудита п. 3.5 Заключение по результатамаудитап.3.2Критерииаудита п Областьаудита Стандарт ГОСТ Р ИСО Термины и определения п Наблюдатель п Сопровождающий п Риск п Компетентность

Стандарт ГОСТ Р ИСО Термины и определения 3.4 Выводы (наблюдения) аудита (audit findings) - результаты оценивания собранных свидетельств аудита по отношению к критериям аудита. ПРИМЕЧАНИЕ. Результаты аудита могут указывать либо на соответствие или несоответствие критериям аудита, либо на возможности для улучшения. 3.5 Заключение по аудиту (audit conclusion) - итоги [итоговые результаты] аудита, предоставленные командой по аудиту после рассмотрения целей аудита и всех результатов аудита. 3.6 Заказчик аудита (audit client) - организация или лицо, запросившие проведение аудита. ПРИМЕЧАНИЕ. Заказчиком аудита может быть аудитируемая организация или любая другая организация, которая на основании властных полномочий или по контракту имеет право запрашивать проведение аудита.

Стандарт ГОСТ Р ИСО Термины и определения 3.7 Проверяемая организация (auditee) - организация, подвергающаяся аудиту. 3.8 Аудитор (auditor) - лицо, которое проводит аудит. 3.9 Группа по аудиту (audit team) - один или несколько аудиторов, проводящих аудит. ПРИМЕЧАНИЕ 1. Один из аудиторов в команде по аудиту назначается руководителем команды по аудиту. ПРИМЕЧАНИЕ 2. Команда по аудиту может включать аудиторов- стажёров Технический эксперт (technical expert) - лицо, которое обеспечивает команду по аудиту особыми или специфическими знаниями. ПРИМЕЧАНИЕ 1. Особыми или специфическими знаниями являются те, которые относятся к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, или к языку или [национальной] культуре. ПРИМЕЧАНИЕ 2. В команде по аудиту технический эксперт в качестве аудитора не действует.

Термины и определения ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р ИСО аудитор (эксперт) (далее - аудитор) (auditor): Лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1). 3.8 Аудитор (auditor) - лицо, которое проводит аудит. 3.9 аудиторская группа (комиссия) (далее - аудиторская группа) (audit team): Один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.10). 3.9 Группа по аудиту (audit team) - один или несколько аудиторов, проводящих аудит.

1. Проверка адекватности (Аудит адекватности) Определяется степень, с которой документированная система адекватна требованиям применимого стандарта 2. Проверка соответствия (Аудит соответствия) Определяется степень, с которой документированная система понимается, внедрена и поддерживается работниками Стадии аудита (Типы аудитов)

Объекты аудита Аудит качества процесса – предназначен для оценки соответствия процесса установленным требованиям Аудит качества продукции – предназначен для проверки соответствия фактических характеристик продукции установленным требованиям Аудит системы менеджмента качества – предназначен для определения соответствия системы установленным требованиям

Организационные принципы аудита Принцип единообразности означает, что аудит осуществляется в соответствии с процедурой, официально установленной руководством организации с тем, чтобы обеспечить его объективность, сопоставимость и прослеживаемость; Принцип системности означает, что планирование и проведение аудитов по различным процессам системы менеджмента должны осуществляться с учетом их взаимосвязи; Принцип документированности означает, что проведение каждого конкретного аудита строго документируется; Принцип открытости означает, что каждый аудит планируется и аудитируемое подразделение заранее об этом уведомляется; Принцип регулярности означает, что аудиты проводятся с установленной периодичностью.

Рlan DoDoDoDo Check Action Разработка целей и программы аудита (5.2, 5.3) (5.2, 5.3) Общие положения (5.1) Внедрение программы аудита (5.4) Анализ и улучшение программы аудита (5.6) Мониторинг (5.5) Компетентность и оценка аудиторов (глава 7) (глава 7) Проведениеаудита (глава 6) ГОСТ Р ИСО Управление программой аудита

Управление программой аудита 5.1 Общие положения Программа аудита: Один или несколько аудитов в течение определенного времени и с определенной целью Программа аудита может включать один или нескольких аудитов, запланированных на конкретные сроки (обычно на год). Однако программа аудита представляет собой не просто годовой график аудитов, а все виды деятельности, необходимые для планирования и организации аудитов, а также предоставления ресурсов, обеспечивающих их результативное и эффективное выполнение в конкретные сроки.

Управление программой аудита 5.1 Общие положения Высшее руководство должно: установить цели программы аудита; назначить одного или несколько компетентных лиц для управления программой аудита. Объем программы аудита должен завесить от размера и характера проверяемой организации, а также от рода деятельности, сложности и уровня внедрения систем менеджмента, подлежащих аудиту. Особое внимание должно уделяться программам аудита по ключевым характеристикам систем менеджмента ПРИМЕЧАНИЕ: Данная концепция является аудитом, основанном на рисках. Настоящий стандарт не дает дальнейших указаний по проведению таких аудитов.

Стандарт ГОСТ Р ИСО Термины и определения 3.16 Риск (risk) - Влияние неопределенности на цели ПРИМЕЧАНИЕ. Adapted from ISO Guide 73:2009, definition 1.1. Примечание 1 – Влияние – это отклонение от предполагаемого (положительного и/или отрицательного). Примечание 2 – Цели могут иметь различные аспекты (например, финансовые цели, цели охраны здоровья и безопасности, экологические цели) и могут применяться на различных уровнях (стратегических, в масштабах организации, проекта, продукции или процесса). Примечание 3 – Риск обычно характеризуется возможными событиями ( ) и последствиями ( ) или их сочетанием. Примечание 4 – Риск обычно выражается в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с ним возможностью ( ) возникновения. Примечание 5 – Неопределенность – это недостаточность (даже частичная) информации, связанной с пониманием события или знаниями о нем, его последствиями или возможностью возникновения.

Стандарты на менеджмент риска

Управление программой аудита 5.1 Общие положения Программа аудита должна включать информацию и ресурсы, необходимые для организации и проведения эффективного аудита в установленные сроки, а также может включать следующее: цели программы аудита и индивидуальных аудитов; степень / количество / тип / продолжительность / местоположение / график аудитов; процедуры аудита; критерии аудита; методы аудита; выбор группы по аудиту; необходимые ресурсы, включая проезд и проживание; процессы соблюдения конфиденциальности, информационной безопасности, безопасности здоровья, и другие аналогичные процессы. Внедрение программы аудита должно постоянно отслеживаться и измеряться для достижения целей программа аудита. Программа аудита должна анализироваться с целью выявления возможных улучшений.

Последовательность процессов управления программой аудита

Управление программой аудита 5.2 Установление целей программы аудита Цели могут быть основаны на итогах рассмотрения : a) приоритетов, имеющихся у руководства организации; b) коммерческих и других намерений, относящихся к бизнесу; c) характеристик процессов, продукции и проектов и любых изменений в этих характеристиках; d) требований к системе менеджмента; e) правовых (законодательных и нормативных) и контрактных требований, а также других требований, которые организация обязалась выполнять; f) потребностей в оценивании поставщиков; g) потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, включая потребителей; h) уровня деятельности аудитируемой организации, отражающего степень повторяемости несоответствий или инцидентов или жалоб со стороны потребителей; i) рисков аудитируемой организации; j) результатов предыдущих аудитов; k) уровня зрелости системы менеджмента, подвергаемой аудиту.

Какими в теории и на практике видятся цели внутреннего аудита СМК ? Качалов В.А. О предназначении внутренних аудитов системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества С.30-39

Установление предназначения (миссии) внутреннего аудита ЦелиЧисло случаев Комментарии автора - Получение четкого представления о состоянии и действенности СМК в структурном подразделении и в организации в целом; 1 - Измерение того, как функционирует СМК; 1 - Регистрация фактического состояния СМК 1 - Доведение информации о реальном состоянии СМК до высшего руководства 2Это не миссия, а требование п стандарта ISO Представление результатов аудита руководству для проведения анализа системы 1Это не миссия, а требование п стандарта ISO 9001

Учет целей, предусмотренных первым абзацем п стандарта ISO 9001 ЦелиЧисло случаев Комментарии автора Установление того, соответствует ли СМК: - запланированным мероприятиям; 13 -требованиям стандарта ISO 9001; 30 - требованиям к СМК, установленным организацией 25 Установление того: - результативна ли СМК; 30 - поддерживается ли СМК в рабочем состоянии 15 Установление того, соответствует ли СМК: - задачам, поставленным руководством в области качества 1Является частью целей по оценке соответствия СМК требованиям собственных документов организации

Учет целей, предусмотренных последним абзацем п стандарта ISO 9001 ЦелиЧисло случаев Комментарии автора Проверка выполнения мероприятий по итогам предыдущих аудитов 1 Подтверждение устранения несоответствий (реализации коррекций 3 Анализ итогов (степени результативности) корректирующих и предупреждающих действий, предпринятых по итогам предыдущих внутренних аудитов 13 Выявление и анализ причин обнаруженных несоответствий 3 Оценка необходимости проведения корректирующих мероприятий 1 Получение данных для развития СМК1Дополнительная цель, выходящая за рамки прямого предназначения внутреннего аудита СМК

Управление программой аудита Примеры программ аудита включают в себя следующее: Серия внутренних аудитов первой стороной, охватывающих в текущем году всю систему менеджмента организации Аудиты второй стороной системы менеджмента потенциальных поставщиков критически важных видов продукции, подлежащие проведению в течение шести месяцев Сертификационные / регистрационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации / регистрации систем менеджмента в качестве третьей стороны в период времени, согласованный в контракте между сертифицирующим органом и заказчиком Программа аудита включает также соответствующее планирование, предоставление ресурсов и создание процедур по проведению аудитов в рамках программы.

Управление программой аудита 5.3 Разработка программы аудита Обязанности и ответственность лица, осуществляющего управление программой аудита Лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует: установить объем программы аудита; –выявить и оценить риски для программы аудита; –установить ответственность за проведение аудитов; –разработать процедуры для программы аудита; –определить необходимые ресурсы; –обеспечить реализацию программы аудита, включая установление целей аудита, область и критерии конкретных аудитов, определение методов проведения аудитов, а также формирование команды по аудиту и оценивание аудиторов; –обеспечить ведение и сохранение соответствующих записей по программе аудита; –проводить мониторинг, анализ и улучшение программы аудита. Лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует информировать высшее руководство о содержании программы аудита и, где это необходимо, её официально одобрить

Управление программой аудита 5.3 Разработка программы аудита Компетентность лица, осуществляющего управление программой аудита Лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует иметь необходимую компетентность для результативного и эффективного управления программой аудита и связанными с ней рисками, а также обладать знаниями и навыками в следующих областях: стандарты на системы менеджмента и связанные с ними документы; принципы, процедуры и методы проведения аудитов; деятельность, осуществляемая аудитируемой организацией, ее продукция и процессы; правовые (законодательные и нормативные) и другие требования, применимые к деятельности аудитируемой организации и к ее продукции; потребители и поставщики аудитируемой организации, а также другие заинтересованные стороны - где это применимо. Лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует обеспечивать свое постоянное профессиональное развитие в целях поддержания своих знаний и навыков на уровне, необходимом для управления программой аудита.

Участники аудита и их взаимодействие Руководитель службы качества Руководитель аудитируемого подразделения Аудиторы Аудитируемый персонал Главный аудитор

Подготовка к проведению аудита (6.3) Проведение аудита (6.4) Подготовка и распространение отчета об аудите (6.5) Инициирование аудита (6.2) Завершение аудита (6.6) Последующий аудит (6.7) Стандарт ГОСТ Р ИСО Действия при аудите (6)

УТВЕРЖДАЮ _____________ План проведения внутреннего аудита в __________________________________ 1. Основание для проведения аудита _________________________________ 2. Период аудита: с ___________ по ______________________________ 4. Цели и критерии аудита: Подтверждение того, что деятельность подразделения ____________________________ и ее результаты удовлетворяют требованиям __________________________________, 5. Объем аудита: Осуществление проверки по процессам (аспектам) _________________________________________________________ 6. Руководитель аудиторской группы _____________________________ Аудиторы __________________________________________________ _____________________________________________________________ 7. Ответственность за организацию аудита со стороны проверяемого подразделения несет __________________________________________ 8. Отчет о результатах аудита направить: Руководителю проверяемого подразделения _______________________ Представителю руководства ____________________________________ 9. Расписание аудита ВремяМероприятие Место проведения Процессы (аспекты) Руководитель аудиторской группы _____________________________

Преимущества: подготовка чек-листов заставляет аудиторов тщательно изучить документацию; сокращение времени на аудит; «памятка» при проведении аудита; следование чек-листу обеспечивает выполнение объема аудита; отчетный документ для фиксирования наблюдений. ГОСТ Р ИСО Чек-листы (6.3.4)

Форма чек-листа (пример) Чек-лист по внутреннему аудиту …… Номер и название пункта применимого стандарта Перечень контрольных вопросов (требований) Соответствие требованию (да, нет) акта о несоответствии Примечание Принцип Парето применительно к проведению проверок: Существует небольшое число (приблизительно 20%) важнейших характеристик в деятельности отдела или в работе системы, которые могут вызвать большинство (приблизительно 80%) проблем. Остальные аспекты (приблизительно 80%) приводят к небольшому числу проблем.

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 1Организация должна установить параметры продукции, которые подвергаются контролю и измерениям для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям Каким образом в организации устанавливаются параметры, подвергаемые контролю и измерениям для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям? 2Организация должна назначить контрольное и измерительное оборудование, обеспечивающее достоверные результаты контроля и измерений Каким образом назначается контрольное и измерительное оборудование, чтобы обеспечить достоверные результаты контроля и измерений? 3Организация должна разработать процессы контроля и измерений с правильным выбором средств измерений и контроля каждого необходимого параметра, чтобы удостовериться, что контроль и измерения осуществляются способом, обеспечивающим заданную точность Разработала ли организация процессы, чтобы удостовериться в том, что контроль и измерения осуществляются способом, обеспечивающим заданную точность?

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 4Измерительное оборудование должно быть поверено или калибровано перед допуском к применению и периодически в процессе применения через установленные промежутки времени. Записи результатов поверки (калибровки) должны поддерживаться в рабочем состоянии Проводится ли поверка (калибровка) измерительного оборудования перед допуском к применению и периодически в процессе применения через установленные промежутки времени? Каким образом оформляются и peгистрируются результаты поверки (калибровки)? 5При поверке (калибровке) измерительного оборудования должны применяться эталоны, передающие размеры единиц в сравнении с национальными или международными эталонами единиц величин Проводится ли поверка (калибровка) измерительного оборудования по эталонам, передающим размер единиц в сравнении с национальными или международными эталонами? 6Измерительное оборудование должно быть идентифицировано с целью установления статуса поверки иди калибровки Осуществляется ли идентификация измерительного оборудования с целью установления статуса поверки или калибровки?

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 7Измерительное оборудование должно подвергаться регулировке (юстировке), техническому обслуживанию и ремонту по мере необходимости Осуществляется ли регулировка (юстировка), техническое обслуживание и ремонт измерительного оборудования по мере необходимости? 8Измерительное оборудование должно быть защищено от повреждений и ухудшения состояния в процессе применения, технического обслуживания и хранения Защищено ли измерительное оборудование от повреждений и ухудшения состояния в процессе его применения, технического обслуживания, а также хранения? 9Измерительное оборудование должно быть защищено от несанкционированных регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерений Защищено ли измерительное оборудование от несанкционированных регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерений?

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 1010Если обнаружено, что измерительное оборудование не соответствует установленным требованиям, организация должна оценить результаты предыдущих измерений и принять соответствующие действия в отношении измерительного оборудования и продукции, проконтролированной несоответствующим оборудованием Какие действия предпринимаются в отношении измерительного оборудования, а также в отношении продукции, если обнаружится, что контроль продукции произведен непригодным или с истекшим сроком поверки (калибровки)оборудованием? 11Если при контроле и измерениях установленных параметров продукции используются компьютерные программы, то способность их применяться по назначению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно по мере необходимости Если при контроле и измерениях установленных параметров продукции используются компьютерные программы, то каким образом подтверждается их способность применяться по назначению до начала их применения и периодически в процессе применения?

Процесс сбора, проверки и анализа информации Источники информации Сбор методом соответствующей выборки и проверки Свидетельства аудита (п.3.3 ГОСТ Р ИСО ) Оценка в соответствии с критериями аудита Результаты (Наблюдения) аудита (п.3.4 ГОСТ Р ИСО ) Проведение анализа Заключения по результатам аудита (п.3.5 ГОСТ Р ИСО )

ГОСТ Р ИСО Термины и определения 3.2 Критерии аудита (audit criteria) – совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3), полученные при проведении аудита ПРИМЕЧАНИЕ. В случае, если критериями аудита являются правовые требования (включая законодательные или нормативные требования), то в выводах (наблюдениях) аудита (3.4) часто используются термины «соответствующий» или «несоответствующий». 3.3 Свидетельство аудита (audit evidence) – записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита (3.2) и могут быть проверены. ПРИМЕЧАНИЕ. Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными. 3.4 Выводы (наблюдения) аудита (audit findings) – результаты оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2). ПРИМЕЧАНИЕ. Результаты аудита указывают на соответствие или несоответствие.

Образование заключения по результатам аудита Критерии аудита (п.3.2) Свидетельство аудита (п.3.3) Выводы (Наблюдение) аудита (п.3.4) Заключение по результатам аудита (п.3.5)

Акт _______________от_______________ о несоответствии/замечании, выявленном в ходе внутреннего аудита. ЧАСТЬ 1: Проверяемое подразделение: ____________________________________________ Руководитель группы аудиторов: ________________________________________ Аудиторы: ____________________________________________________________ Дата проверки: _________________________________________________________ ЧАСТЬ 2: НЕСООТВЕТСТВИЕ (краткое содержание): _________________________________ ________________________________________________________________________ пункт стандарта _________________________, в отношении которого выявлено несоответствие: Аудитор: _______________________________________________ Дата: __________ Руководитель подразделения_______________________________ Дата: __________ ЧАСТЬ 3: КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ (краткое содержание): ___________ ________________________________________________________________________ Предполагаемая дата выполнения: _________________________________________ Руководитель подразделения (подпись): ___________________________ Дата: ____ Руководитель группы аудиторов (подпись): _________________________ Дата: ___ ЧАСТЬ 4: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ УСТРАНЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯ: Устранено: ДА/ НЕТ Замечания: ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Фактическая дата выполнения: _____________________________________________ Аудитор: ____________________________________________________ Дата: _____

незначительное Обследование объекта аудита Несоответствие (невыполнение установленных требований) значительное Ознакомление с документацией Подтверждение её соответствия Подтверждение её понимания Подтверждение её соблюдения Фиксация наблюдений Выявление несоответствий Протоколирование несоответствий Участие в выработке корр. действий Оценка соответствия объекта Составление отчёта !!!Объективные доказательства!!!

Маршрут аудита Существует много важного, на что необходимо обращать внимание при проведении профессионального аудита. Такие требования, как необходимость проверять процесс, установлены в ISO Однако, есть один аспект аудита, которого нет среди терминов и определений в ISO 9000 – маршрут аудита. Неспособность провести процесс аудита, следуя маршруту аудита, является единственной самой важной причиной, почему аудиты не результативны.

Что такое маршрут аудита? Несмотря на то, что понятие «маршрут аудита» используется некоторыми аудиторами, оно не является общепринятым. Имеет место неспособность гарантировать для всех аудитов выполнение процесса аудитов, следуя маршруту аудита, которая подрывает доверие к ним. Аудиторы должны понимать ход процесса, которые они проверяют и проводить аудит в соответствии с ним, гарантируя, что требования процесса выполнены. Например, как разумеющееся само по себе, аудиторы посетят производство. Это дает возможность аудитору увидеть, что там происходит, и узнать конкретные номера заказов, которые там выполняются в это время. На основании этой информации нетрудно в департаменте продаж установить согласованную спецификацию для определенной продукции или услуги и предварительно сделать выборку для последующего отбора.

Учебное задание 8 Проанализировать термины и определения стандарта ГОСТ Р ИСО «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»; Определить маршрут аудита одного из процессов СМК ОАО «261 РЗ»; Определить чек-лист для проведения аудита одного из процессов СМК ОАО «261 РЗ»;

Список литературы 1. Грищенко Ф.В. Международная нормативная база в сфере менеджмента качества: основные тенденции развития // Стандарты и качество С Баландин Е.С., Юдаева В.Г. Международные стандарты ИСО серии : методические рекомендации по применению.- Ульяновск: УлГТУ, с. 3. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов.- М.: Дрофа, с. 4. Восемь принципов менеджмента качества – практический подход // ИСО С.16-17; С Шичков Н.А. Внутренний аудит системы менеджмента. Учебное пособие.- СПб.: УМЦ «Бизнес-класс», с. 6. Новиков В.Н. Внутренний аудит системы менеджмента и контроль качества результатов испытаний // Методы оценки соответствия С

Список литературы (продолжение) 7. Расселл Д.П. Аудит процессов и методы его проведения // Методы менеджмента качества С Качалов В.А. Что такое «пригодность, достаточность и результативность СМК» // Методы менеджмента качества С Качалов В.А. Системы менеджмента качества. ИСО 9001:2008 в комментариях и задачах. В 2-х томах.- М.: ИздАТ, с. и 600 с. 10. Качалов В.А. Аудит систем менеджмента на соответствие требованиям ISO 9001, ISO 14001, OHSAS Практикум. В 2-х томах. - М.: ИздАт, с., с. 11. Качалов В.А. О предназначении внутренних аудитов системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества С

Спасибо за внимание!