Организационные основы системы высшего профессионального образования Дисциплина для аспирантуры Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Цель лекции – освоить методы анализа различных моделей менеджмента качества в вузе.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Подготовка ОУ к сертификации ИСО 9001 (из опыта ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга) Волков Валерий Николаевич, к.пед.н., доцент СПб АППО.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА. Платонова С.Ю., заместитель директора по УВР Лицея имени.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н.
Итоги проведения апробации модели мониторинга систем управления качеством образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального.
Тольятти, 2010 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Цель лекции – ознакомиться с деятельностью международной организации по стандартизации ISO и составом стандартов ISO серии 9000.
Международные стандарты ISO серии 9000 Краснозерское 2013 О. А. Долгополова, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, руководитель.
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Транксрипт:

Организационные основы системы высшего профессионального образования Дисциплина для аспирантуры Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий Новгород, 2012

Занятие 3 Качество высшего образования как ключевая проблема Болонского процесса Менеджмент качества в образовании Типовая модель системы качества вуза Самооценка деятельности вуза

Доступ к учебно-методическому обеспечению Выйти по адресу на портал НовГУ; Выбрать раздел «Учебные материалы»; Выбрать из списка автора учебных материалов – Исаев Владимир Александрович; На персональной странице Исаева В.А. выбрать папку «Организационные основы ВПО»; Открыть папку и выбрать необходимые материалы (лекции, учебные пособия и т.д.)

Типовая модель системы качества вуза Письмо Минобрнауки РФ от /12-16 «О типовой модели системы управления качеством образования» Приложение: Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов

Нормативные документы Министерства образования и науки Решение коллегии от 16 ноября 2004 г. 3/1 «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)» Приказ Минобрнауки РФ от 3 декабря «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях» Письмо Минобрнауки РФ от 9 декабря /12-16 «О разработке и внедрении внутривузовских систем управления качеством образования» Приказ Минобрнауки РФ от 30 сентября 2005 г «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»

Перечень моделей управления качеством подготовки специалистов (приведены в материалах коллегии Рособразования от ) на основе оценочного метода (SWOT-анализ); на основе принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM); на основе принципов, требований и рекомендаций стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года (ГОСТ Р ИСО серии 9000); на основе критериев модели EFQM (Европейский фонд по менеджменту качества), адаптированной в России в виде модели Конкурса Премии Правительства РФ в области качества Примечание: современные методы и стандарты управления качеством применяют те вузы, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентируются на «потребителей» (государство, общество, студенты и их родители, работодатели).

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (Приказ Минобрнауки РФ от 30 сентября 2005 г. 1938) 1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» …… Показатель 1.2. Качество подготовки Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования. Уровень организации научно-исследовательской работы студентов. Востребованность выпускников. ……

Предпочтения вузов по выбору модели системы менеджмента качества Письмо Управления учреждений образования от /12-16 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов

Нормативные документы Министерства образования и науки (продолжение) Руководство для участников конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Модель и критерии конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Письмо Минобрнауки РФ от /12-16 «О типовой модели системы управления качеством образования» Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов ( Приложение к письму Минобрнуки РФ от /12-16 ) Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности ( Приложение к письму Минобрнуки РФ от /12-16 )

Учебно-методические материалы по типовой модели СК ОУ

Степанов С.А. и др. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.- СПб.: ПИФ-com, с. Типовая модель системы качества ОУ – упорядоченная совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства ОУ с целью гарантии качества и его улучшения в высшем образовании. В духе стандартов и директив ENQA, рекомендации типовой модели не предполагают строгого их исполнения, и не должны интерпретироваться как предписания, не подлежащие изменениям по форме и составу.

Модель системы качества вуза

Организационная структура СК вуза

Интегрированная структура управления качеством

Предпочтения вузов по выбору модели системы менеджмента качества По докладу Круглова В.И. «Гарантии и контроль качества профессионального образования» на конференции в «ЛЭТИ» ( )

Процессный подход в системе качества вуза Азарьева В.В., Степанов С.А. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. - СПб.: ПИФ.com., с.

Преимущества для руководства подразделения: Уверенность в выполнении требований подразделения - потребителя Управлять процессом путем анализа данных системы показателей и внедрения корректирующих мероприятий Оптимальным образом использовать ресурсы Четко прописать границы, права и ответственность между участниками процесса, выстроить отношения «поставщик- потребитель» в подразделении Владелец процесса Руководитель процесса Процесс Ресурсы Персонал, инфраструктура, материалы, … Показатели процесса Корректирующие действия Подразделение- поставщик Подразделение- потребитель Вход процесса Выход процесса Оценка удовлетворённости потребителя Управление процессом

Учебно-методические материалы по типовой модели СК ОУ

ГОСТ Р ИСО

Классификация процессов

Структура регламентирующей документации

Понятия, относящиеся к документации (п.3.7 ГОСТ Р ИСО )

ГОСТ Р ИСО

Руководство по качеству (РК) Основные цели РК : изложение политики организации в области качества, процедур и требований; описание процедуры внедрения эффективной СМК; улучшение управления процедурами и облегчение деятельности по обеспечению качества; создание документированной базы по проверке (аудит) СМК; презентация СМК для внешних целей, таких как демонстрация соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2008, а также требованиям, зафиксированным в контрактах.

Обобщенная схема взаимодействия (или обобщенная карта) типовых процессов вуза

Реестр процессов и видов деятельности (1) п/пНаименование вида деятельности или процессаПрим. 1Деятельность руководства в системе качества вуза 1.1Стратегия, политика и цели в области качестваENQA 1.2Планирование и развитие СК вуза 1.3Распределение ответственности и полномочий 1.4Анализ СК вуза со стороны руководства 1.5Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации 1.6Информирование обществаENQA 1.7Финансирование СК вуза

Стандарт ISO 9001:2008 п Цели в области качества должны быть измеримыми Цель считается достигнутой, если в итоге предпринятых действий получен соответствующий этой цели результат. Таким образом, наличие возможности проверки (контроля, оценки) достижения цели и следует считать измеримостью цели. Другими словами, цель в области качества, достижение (степень достижения) которой можно проверить (проконтролировать, оценить), следует назвать измеримой целью.

Уровни целей В п стандарта ISO 9001:2008 отсутствует требование по установлению целей в области качества для всей организации: «цели в области качества должны быть установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях в организации». Организация может состоять из нескольких практически не взаимодействующих между собой филиалов, управлений, департаментов, структурных подразделений, развивающих совершенно непересекающиеся направления деятельности. Вывод: цели в области качества могут быть установлены как для всей организации, так и для отдельных управлений, филиалов, департаментов и структурных подразделений.

Реестр процессов и видов деятельности (2) п/пНаименование вида деятельности или процессаПрим. 2 Основные процессы системы качества вуза 2.1Маркетинг (исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда) * 2.2Проектирование и разработка образовательных программ * 2.3 Довузовская подготовка и прием студентов * 2.4Реализация основных образовательных программ (ООП) * 2.5Воспитательная и внеучебная работа со студентами * 2.6Проектирование и реализация программ дополнительного образования 2.7 Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) 2.8Научно-исследовательская и инновационная деятельность * 2.9Международная деятельность

Реестр процессов и видов деятельности (3) п/пНаименование вида деятельности или процессаПрим. 3 Обеспечивающие процессы системы качества вуза 3.1Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно- образовательного процесса 3.2Управление персоналом (Кадровое обеспечение) * 3.3Управление закупками и взаимодействием с поставщиками материальных ресурсов * 3.4Управление образовательной средой * 3.5Редакционно - издательская деятельность 3.6Библиотечное и информационное обслуживание * 3.7Управление инфраструктурой и производственной средой * 3.8Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) 3.9Социальная поддержка студентов и сотрудников

Измерения, анализ и улучшения в системе менеджмента качества вуза ГОСТ Р Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению ГОСТ Р ИСО Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

Модель подсистемы измерения, анализа и улучшения СМК

Мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей

Участники аудита и их взаимодействие Руководитель службы качества Руководитель аудитируемого подразделения Аудиторы Аудитируемый персонал Главный аудитор

Понятия, относящиеся к аудиту (проверке) (3.9)

Процесс сбора, проверки и анализа информации Источники информации Сбор методом соответствующей выборки и проверки Свидетельства аудита (п.3.3 ISO 19011:2002) Оценка в соответствии с критериями аудита Наблюдения аудита (п.3.4 ISO 19011:2002) Проведение анализа Заключения по результатам аудита (п.3.5 ISO 19011:2002)

Акт _______________от_______________ о несоответствии/замечании, выявленном в ходе внутреннего аудита. ЧАСТЬ 1: Проверяемое подразделение: ____________________________________________ Руководитель группы аудиторов: ________________________________________ Аудиторы: ____________________________________________________________ Дата проверки: _________________________________________________________ ЧАСТЬ 2: НЕСООТВЕТСТВИЕ (краткое содержание): _________________________________ ________________________________________________________________________ пункт стандарта _________________________, в отношении которого выявлено несоответствие: Аудитор: _______________________________________________ Дата: __________ Руководитель подразделения_______________________________ Дата: __________ ЧАСТЬ 3: КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ (краткое содержание): ___________ ________________________________________________________________________ Предполагаемая дата выполнения: _________________________________________ Руководитель подразделения (подпись): ___________________________ Дата: ____ Руководитель группы аудиторов (подпись): _________________________ Дата: ___ ЧАСТЬ 4: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ УСТРАНЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯ: Устранено: ДА/ НЕТ Замечания: ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Фактическая дата выполнения: _____________________________________________ Аудитор: ____________________________________________________ Дата: _____

ГОСТ Р ИСО

Список литературы 1. Степанов С.А. и др. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.- СПб.: ПИФ-com, с. 2.Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. – М.: ИЦПКПС, с. 3.Гавриков А.Л., Исаев В.А., Поровский Г.С. Стратегическое планирование и менеджмент качества в вузе. Экспериментальная учебная авторская программа.- М.: ИЦПКПС, с. 4.Карабасов Ю.С.,Кочетов А.И., Соловьев В.П., Дубровина Л.А. Всеобщее управление на основе качества. - М.: Изд-во «Учеба» МИСиС, с. 5.Пузанков Д.В., Олейник А.В., Соболев В.С., Степанов С.А. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО в высших учебных заведениях. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 220с.

Список литературы (продолжение) 6.Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А.Л.Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество»,2002. – 128с. 7. Руководство для участников конкурса 2011 года «Системы качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования».- М.: МО и Н РФ, с. 8. Степанов С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества // Качество. Инновации. Образование С Солонин С.И. Менеджмент качества образовательной услуги.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, с. 10. Горбашко Е.А., Шендерова С.В. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития // Стандарты и качество С

Список литературы (продолжение) 11.Грищенко Ф.В. Международная нормативная база в сфере менеджмента качества: основные тенденции развития // Стандарты и качество С Горленко О.А. Менеджмент качества: анализ основных определений // Методы менеджмента качества С Восемь принципов менеджмента качества – практический подход // ИСО С Восемь принципов менеджмента качества – практический подход // ИСО С

Спасибо за внимание! Тел.: (8162)