Инновационные подходы к управлению образовательными системами Шерайзина Роза Моисеевна, директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Advertisements

Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Концептуально- технологическая модель организации педагогического процесса в формате ФГТ.
Транксрипт:

Инновационные подходы к управлению образовательными системами Шерайзина Роза Моисеевна, директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ имени Ярослава Мудрого, доктор педагогических наук, профессор

Структура доклада: 1.Актуальность 2.Методологические основы управления современными образовательными системами 3.Инновационные подходы к управлению образовательными системами: классификация, содержание 4.Эффективность, качество, проблемы

Образовательный менеджмент – это междисциплинарная область научных знаний, интегрирующая психолого-педагогические науки, теории менеджмента и практику управления образовательными системами и образовательными процессами в организациях различного типа

Образование – это: «процесс, в котором человек поднимается из царства природы в царство духа» И. Кант «общее внутреннее побуждение человека к продолжению собственного на протяжении всей жизни. Образование сосуществует с самим жизненным процессом. Обучение указывает на то, каким образом общество способствует индивидуализации в образовании» J.A. Simpson «… когда детей учат не для того только, чтобы учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т.е. такие знания, обладая которыми можно быть полезным и себе, и обществу» К.Д. Ушинский «передача того, что думали самые умные люди… они думали в трех различных направлениях: 1) философски, религиозно о значении своей жизни – религия и философия; 2) опытно, делая выводы из известным образом обставленных наблюдений – естественные науки: механика, физика, химия, физиология; 3) математически, делая выводы из положений своей мысли, - математика и математические науки» Л.Н. Толстой «когда учат: умению жить, умению работать, умению жить вместе, умению учиться» Ж. Делор «рассматривается как часть социокультурной среды и механизм ее развития, как особый социокультурный феномен и культурно-исторический процесс, как элемент новой социодинамики культуры» А.М. Цирульников, Н.Б. Крылова

Образовательная система – это: «Социально-педагогическая система, обеспечивающая педагогическое управление развитием личности в процессе реализации ее образовательных запросов и функционирующая на определенной территории на основе единых педагогических норм» О.Е. Лебедев «Совокупность социальных институтов (образовательных учреждений, учреждений культуры, центров обучения и др.) с многообразием взаимосвязей и взаимоотношений их и субъектов деятельности, при которых создаются новые интегративные свойства: непрерывность и преемственность, гибкость и вариативность, адаптивность и динамичность, достаточность и гуманность, стабильность и демократичность» Г.Ф. Гребенщиков «Целостная открытая система, включающая совокупность связанных между собой образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями, организациями управления образованием и другими учреждениями и организациями, расположенными на конкретной территории» В.Н. Живицкий «Взаимосвязанная совокупность объективных и субъективных элементов образовательной деятельности (цели, содержание, формы, участники и т.д.), которыми определяются особенности протекания образовательного процесса» Э.Д. Днепров «Система, определяемая совокупность всех социальных практик, ориентированных на достижение цели и ценностей образования, и включающая следующие взаимодействующие структурные элементы: ценностно- содержательный, социально- технологический, системно- функциональный и субъектно- деятельностный» М.Ж. Хасаинов «Система, характеризующаяся адаптивностью к образовательным потребностям населения, к социокультурным и производственным потребностям территории, особой пространственной взаимосвязью, опорой на специфические пространственные характеристики, расположением территории и дополнительной функциональностью» В.М. Саввинов

Современная образовательная система – это глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни и представляющая собой единство технологических инноваций в сфере образования (новых технологий, методов и приемов преподавания и обучения: технологических и педагогических инноваций) и управленческих инноваций – новые экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации), новые организационные структуры, институциональные формы (организационные инновации)

Инновации рассматриваются как: «Процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание» Б. Твисс «Полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке» Я. Кук, П. Майерс «Процесс освоения новшества» М.М. Поташник, В.С. Лазарев «Имманентная характеристика образования, вытекающая из его основного смысла, сущности и значения» К. Ангеловский Конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемых в практической деятельности и готовых к реализации Запланированное и контролируемое изменение системы, при котором применение новых идей и технологий предполагает осуществление не использованных ранее возможностей «Объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующих аналогов» В.Г. Медынский, С.В. Ильделинов Новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно- исследовательской деятельности или сделанное открытие, качественно отличные от предшествующих аналогов

Новшества «Идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы не определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования» Э. Роджерс «Процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей» Найкоф Педагогические новшества «…в качестве новшеств выступают образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее неизвестные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало – большое количество новшеств представляет собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени… Педагогическое новшество возникает в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях, оживают некоторые ранее существовавшие действия, в новых условиях гарантируют их успех и успех определенных положительных идей» Э Брансуик

Нововведения – это: «Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояние в другое» М.М. Поташник, В.С. Лазарев «Процесс перехода системы из одного состояния в другое с помощью использования инноваций» А.П. Тряпицына

Педагогические инновации - это: «Содержательная сторона инновационных процессов, научная идея и технология ее реализации» Т.И. Шамова «Образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции концепцией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу» А.Н. Тубельсент «Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств» М.М. Поташник, В.С. Лазарев

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ оптимизационно- деятельностный подход контекстно-рефлексивный подход системно- праксиологический подход акмеолого- антропоцентрический подход адаптационно- исследовательский подход компетентностно- ценностный подход проектно-комплексный подход Оптимизационно-деятельностный подход, нацеливающий на отработку механизма выбора приемов и методов решения психологических, педагогических и управленческих задач, оптимальных для конкретной практической образовательной деятельности Системно-праксиологический подход, определяемый как интегративное единство системного и праксиологического подходов, важной составной частью последнего являются положения об ориентации на успех Акмеолого-антропоцентрический подход, рассматривающий человека как субъекта собственного развития, а задачу управления – создание условий для активизации его деятельности и творческой сущности для достижения вершин профессионального и личностного роста Адаптационно-исследовательский подход, обеспечивающий двусторонний процесс и результат взаимодействия личности с окружающей постоянно изменяющейся средой на основе формирования и развития организационного знания, источником которого является обработанная информация, а также анализ соуправления и самоуправления субъектов организации Контекстно-рефлексивный подход, основанный на идее организации осознанной всеми субъектами системы переходов от учебно-познавательной к практической многообразной профессиональной деятельности, объединяющей совокупность различных средовых факторов, индивидуально преломляемых и осмысливаемых личностью Компетентностно-ценностный подход, предполагающий организацию и применение знаний на основе переосмысления всеми субъектами ценностей образования в целях выработки общей для всего персонала духовной и инновационной культуры, обеспечивающей его непрерывный личностный рост Проектно-комплексный подход, обеспечивающий конкурентноспособность образовательных систем на основе комплексного (совокупность технического, экономического, социального, психологического, организационного, педагогического аспектов) управления, организации и развития многопозиционного (управленческого, педагогического, финансового) и полидисциплинарного (методологического, психологического, философского, социологического и т.д.) взаимодействия людей в ходе проектирования инновационных образовательных систем

Компетентность Профессионализм – владение тем или иным человеком технологиями в сфере своей профессиональной деятельности Образованность – это специалист в своей области и человек, уверено ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий иностранными языками и т.д. Профессионализм и внепрофессиональные и надпрофессиональные характеристики: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться, гибкость мышления, коммуникативность, сотрудничество и др.

Основные черты образовательных реформ в России и развитых странах массовый характер внутрифирменного обучения массовый характер внутрифирменного обучения непрерывность корпоративного обучения непрерывность корпоративного обучения значимость обучения как для индивида, так и для организации, и общества в целом значимость обучения как для индивида, так и для организации, и общества в целом адаптация образовательного процесса к реальной практике адаптация образовательного процесса к реальной практике интегративный (комплексный) характер знаний и умений интегративный (комплексный) характер знаний и умений инновационная направленность образовательной деятельности инновационная направленность образовательной деятельности ориентация на освоение человеком способов активной познавательной деятельности ориентация на освоение человеком способов активной познавательной деятельности