Развитие рынков в электроэнергетике Руководитель Департамента рынка Центра управления реформой РАО ЕЭС России Ширяева Л.В. г.Москва 31 марта 2008г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Advertisements

Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Информационные материалы ОАО «Псковэнергосбыт»
ОАО «Псковэнергосбыт» ОПТОВЫЙ И РОЗНИЧНЫЙ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) Информационные материалы.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Гудкова С. В. Федеральная служба по тарифам Актуальные вопросы функционирования розничных.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
1 Заместитель начальника управления регулирования электроэнергетической отрасли ФСТ России Помчалова Е.В. Трансляция на розничный рынок цен оптового рынка.
Титульный лист Покупка на оптовом рынке, формирование цен трансляции на розницу Заместитель Генерального директора ОАО «Смоленскэнергосбыт» А.В. Школьников.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Инвестиционная составляющая в плате за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям: проблемы и решения Виталий Королев Федеральная.
1 г. Екатеринбург июнь 2011 год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Павлова Т. М. Федеральная служба по тарифам «Ценовой калькулятор.
Милютин Д.В. ФСТ России Регулирование в рынке мощности Флоренция, Италия Февраль, 2012.
Транксрипт:

Развитие рынков в электроэнергетике Руководитель Департамента рынка Центра управления реформой РАО ЕЭС России Ширяева Л.В. г.Москва 31 марта 2008г.

2 Где и какие рынки Коми Архангельск Kaлининград Дальний Восток Изолированн. регионы оптовый рынок э/э отсутствует Сибирь УралEвропа Конкурентные регионы (ценовые зоны) – Eвропа, Урал, Сибирь ~ 90-95% всей производимой э/э реализуется через оптовый рынок Неценовые зоны – Дальний Восток, Kоми, Архангельск, Kaлининград Изолированные регионы – Сахалин, Kaмчатка… (итого 7) Оптовый рынок + розничные рынки НЕТ оптового рынка э/э, есть только розничные рынки Москва

3 Субъектный состав Оптовый сегмент рынка ФСК АТС СО ЭСК РСК ГП продажа покупка Розничный сегмент рынка ОГК, ТГК, иные производители Крупные потребители ГП Потребители Розничная генерация Совет рынка Торговая площадка С 1 апреля НП «АТС» преобразуется в 2 организации: НП «Совет рынка» Коммерческий оператор рынка (ОАО «АТС): 100% ДЗО Совета рынка Услуги тарифицируются ФСТ РФ (~ 0.6 руб./Мвтч)

4 Совет рынка Обязательное членство всех субъектов оптового рынка Высший коллегиальный орган управления – Наблюдательный Совет: Принимает основные решения (по регламентам оптового рынка и по бюджету) Включает 20 человек: По 4 представителя покупаталей и продавцов 4 представителя инфраструктурных организаций (СО, ФСК, СР, АТС) 8 представителей государства Новый Наблюдательный Совет и Правление – годовое общее собрание – май- июнь с.г.

5 Функции Совета рынка Создание методологической и технологической основы оптового рынка: Предложения по изменению законодательства, регламенты оптового рынка, юридическое сопровождение функционирования рынка Обеспечение совместимости и целостности информационной системы оптового рынка (СО + АТС + ЦФР) Ценовой мониторинг и анализ функционирования оптового и розничных рынков; Статистика, аналитика, раскрытие информации о работе рынков Обеспечение взаимосвязи между оптовым и розничным рынками Контроль исполнения правил и регламентов оптового рынка инфраструктурой и участниками; Участие в формировании и развитии системы антимонопольного контроля; Участие в формировании стратегии развития отрасли: развитие модели рынка и проектирование новых рынков (вкл. Создание нормативной базы); развитие инфраструктуры рынка; развитие электроэнергетической отрасли и инвестиции (в т.ч. участие в формировании Генсхемы) вопросы планирования и прогнозирования в электроэнергетике; система государственного регулирования отрасли; Вопросы взаимодействие с сопряженными рынками Сопровождение международных проектов в электроэнергетике Вопросы теплоснабжения Проектирование рынков топлива

6 Система рынков Конкурентный оптовый рынок электроэнергии с Либерализованный Рынок мощности 2008 Рынок системных услуг 2008 Рынок производных финансовых инструментов Либерализованные розничные рынки с Рынок финансовых прав на передачу Либерализованная трансграничная торговля гг. Единый рынок с зарубежными энергосистемами, трансграничная торговля Сейчас – либерализуемый рынок электроэнергии и на 100% регулируемый рынок мощности (~ 40-50% всего рынка) ! Основная задача – синхронизировать либерализацию рынка электроэнергии и рынка мощности

7 Развитие рынка электрической энергии и мощности Балансирующий рынок Регулируемые договоры (оплата по тарифу) Рынок на сутки вперед Регулируемые договоры (тариф) Конкурентный рынок мощности НОРЭМ Целевая модель – конкурентный рынок Электроэнергия Мощность ! Конкурентная торговля после выхода постановления Правительства Необходимо: синхронная либерализация торговли э/э и мощностью Обязательное снижение объемов регулируемых договоров два раза в год (1 января и 1 июля) 2011г. – 100% торговля э/э по конкурентным ценам (и на оптовом и на розничном рынке) Свободные двусторонние договоры Балансирующий рынок ! За исключением продажи населению % 10% 15% 25% 30% 50% 60% 80% 100% Производство/потребление 2007 г Свободные двусторонние договоры Рынок на сутки вперед

8 Торговля мощностью по итогам конкурентных отборов, проводимых на 4 – 6 лет вперед (2012г. и далее) – целевая модель рынка мощности Ежегодная торговля мощностью до 2012 г. (с 2008г. по 2011г.) – переходная модель рынка мощности: По регулируемым ценам – в рамках двусторонних регулируемых договоров (уже есть сейчас!!!) По свободным ценам: в рамках по стандартизованных договоров, заключаемых в процессе биржевой торговли по результатам ежегодных конкурентных отборов мощности, проводимых СО на основе ценовых заявок поставщиков Временная шкала

9 Ценовая картинка в рынке э/э Запланированное снижение поставок лимитного газа Уменьшение дешевого предложения (снижение водности ГЭС, ремонты АЭС) Резкое снижение температуры Cнижение температуры Изменение топливной структуры

10 Пример нерегулируемых цен на э/э на оптовом рынке январь 2008, руб./МВтч Региональные ценовые различия Региональные различия в нерегулируемых ценах на э/э (из-за «узких мест» в сети и потерь): Цены в респ. Северного Кавказа > средних по 1-ой ЦЗ; Цены в Мурманске < средних

11 Розничные рынки

12 Параллельная либерализация оптового и розничных рынков Гарантирующий поставщик Поставка по РД (по тарифам) Либерализованные объемы Население Потребители розничных рынков Оптовый рынок Регулируемая цена оптового рынка Нерегулируемая цена оптового рынка Регулируемая цена = регулируемая цена оптового рынка + сетевой тариф + инфраструктура + сбытовая надбавка ГП Нерегулируемая цена = нерегулируемая цена оптового рынка + сетевой тариф + инфраструктура + сбытовая надбавка ГП

13 Минимальный объем «трансляции» Максимальный объем «трансляции» Средний объем «трансляции» 1-ая ценовая зона менее 0,5% ~26%~15% 2-ая ценовая зона менее 0,5% ~13%~10% Объемы «трансляции» по регионам (% от фактического потребления) январь 2008г. Статистика «трансляции» Региональные различия в размере трансляции: Весь прирост фактического потребления против зафиксированного в прогнозном балансе 2007 года (в том числе прирост потребления в 2008г.) – по нерегулируемым ценам Весь прирост потребления населения против зафиксированного в прогнозном балансе 2007 года – увеличение доли трансляции другим потребителям ! Величина трансляции обязана быть на сайтах ГП

14 ОАО «Колэнергосбыт» - удачный Internet - сайт по трансляции На сайте представлен подробный расчёт доли поставки по регулируемым ценам, а также расчёт предельных уровней нерегулируемых цен в таблицах «Exсel»

15 Гарантирующие поставщики ~ 350 В Федеральный информационный реестр Гарантирующих поставщиков (ФСТ России) внесено ~ 350 ГП, из них: ~ 100 ~ субъекты оптового рынка (т.н. ГП первого уровня) ~ остальные ~ остальные - должны стать субъектами ОРЭ (т.н. ГП второго уровня), кроме ГП на изолированных территориях Постановление Правительства РФ 996 от «О внесении изменений в …постановления Правительства РФ по вопросам организации деятельности ГП» ГП второго уровня обязаны начать покупку э/э на ОРЭ с 1 января любого года, но не позднее 1 января 2010 года (п. 40 ПРР) если ГП второго уровня не начинает покупку э/э на ОРЭ с 1 января 2010 года – лишается статуса ГП, а его зона деятельности включается в зону деятельности ГП первого уровня (п. 40, 55 ПРР) !

16 Про конкурсы на статус ГП Постановление Правительства РФ 996 от (п. 2 ПП 996) первый ОЧЕРЕДНОЙ конкурс на ГП – не ранее 2010 и не позднее 2012 года решение о проведении конкурса – до 25 апреля года проведения конкурса победитель конкурса должен приступить к выполнению функций с 1 января года, следующего за годом проведения конкурса. ! ! МПЭ + ФАС + ФСТ до 1 мая 2008 года должны утвердить правила проведения внеочередных конкурсов на статус ГП (п. 3 ПП 996) МПЭ + ФАС + ФСТ до 1 сентября 2009 года должны утвердить правила проведения очередных конкурсов на статус ГП (п. 3 ПП 996) ! ПРР + ПП 996 от г. Если РЭК (РСТ) выявляет : ухудшение одного из показателей фин.состояния ГП от указанных в ПРР нарушения ГП иных обязательств по п. 33 ПРР То РЭК (РСТ) направляет уведомление (п. 44 ПРР) : ГП об устранении нарушений (восстановление фин.показателей по истечения квартала (но не ранее 30 дней), устранение иных нарушения до 15 дней. в ФСТ о необходимости проведения внеочередного конкурса с приложением обосновывающих документов

17 Инфраструктура Платеж потребителей за электроэнергию (мощность) + + Регулируемые цены (тарифы) – ценовые и неценовые зоны Свободные цены – ценовые и неценовые зоны Оптовый рынок Устанавливает ФСТ России Рынок на сутки вперед Свободные двусторонние договоры После выхода Правил рынка мощности Ценовые заявки в КОМ Цены в свободных договорах Мощность Розничный рынок Тариф ФСК ЕЭС – устанавливает ФСТ России Тарифы РСК – устанавливает РЭК по котловому принципу (с июля 2008 года для пилотных проектов по принципу RAB) + Тарифы за присоединение Сетевые организации Инфраструктурные организации (СО, АТС, до 1 июля 2008г. -РАО) Устанавливает ФСТ России Сбытовая надбавка (для ГП) Конечный тариф (цена) После конкурса – нерегулируемая, по рез-там конкурса Нерегулируемые цены: Сумма всех составляющих Составляющие цены(тарифа) Кто и как устанавливает Электроэнергия Инфраструктура До первого конкурса на получение статуса ГП - РСТ Регулируемые тарифы: в пределах, установленных ФСТ России

18 Задачи по совершенствованию ценообразования Перекрестное субсидирование между группами потребителей Тариф на услуги за передачу Плата за технологическое присоединение к сетям производителей и потребителей Тяжелая, особая ситуация в части регионов Северного Кавказа (Чечня, Дагестан, Ингушетия) – государственная поддержка против программы снижения коммерческих потерь

19 Перекрестное субсидирование – предложения РАО «ЕЭС России» Двухступенчатый тариф для населения: «социальный» на «общую» часть потребления э/э экономически обоснованный – на другую часть потребления в рамках объемов 2008 года Весь прирост потребления населения сверх объемов 2008 г. – по нерегулируемым ценам, как и всем другим потребителям Разница между социальным тарифом и экономически обоснованным – субсидии из бюджета Сетевой тариф – без перекрестки!!!

20 Текущая система тарифов на услуги по передаче ФСК: две ставки: на содержание (по заявленной мощности ) и на нормативные потери из стоимости услуг вычитается стоимость нагрузочных потерь, учтенных в ценах РСВ покупает всю э/э на потери на оптовом рынке по регулируемым ценам РСК: Двуставочный либо одноставочнй тариф на передачу «матрешка» (НВВ включает стоимость услуг всех «вышестоящих» сетей) «котловой» тариф (с 2008 г. – обязателен) - единый тариф для всех пользователей услуг на одном уровне напряжения вне зависимости от собственника сети из общей стоимости услуг вычитается стоимость нагрузочных потерь, учтенных в ценах РСВ покупают часть потерь по нерегулируемой цене - что не отражено ни в метод. указаниях, ни при установлении тарифов на передачу!!! ! нет трансляции стоимости покупки потерь по нерегулируемой цене на пользователей услуг

21 RAB СЕЙЧАС - Ежегодный Сетевой тариф по методу «затраты +» ПЛАНИРУЕТСЯ – Долгосрочный тариф с учетом доходности на инвестированный капитал (RAB) и выполнения показателей эффективности и надежности Период регулирования – > 5 лет (3 года – переходный период) Выручка на период регулирования: OPEX (с учетом задания регулятора о сокращении издержек - фактор Х), CAPEX (на основании согласованных инвестиционных программ) возврат на инвестированный капитал (RAB) ежегодные корректировки - изменения «объективных» показателей Вопросы для обсуждения: На какую базу устанавливать тариф - мощность (и какая?), э/э, «смесь» мощности и э/э Механизмы трансляции нерегулируемой стоимости потерь Переход на новую систему тарифного регулирования сетей

22 Технологическое присоединение к сети Для потребителей «Стандартная плата»: Для потребителей на уровне напряжения < 35 кВ и мощности < кВА Дифференциация по уровню напряжения и объему мощности Примеры: ОАО «Псковэнерго» - 6 руб./кВт, ОАО «МОЭСК» руб./кВт «Индивидуальная плата» - I - для относительно крупных потребителей, вошедших в инвестпрограмму сети «Индивидуальная плата» - II (для всех, не вошедших в инвестпрограмму) Проблемы: непрозрачность процедуры технологического присоединения непрозрачность в определении платы долгий срок технологического присоединения, необоснованные отказы в присоединении ! Для генераторов процедура не отработана вообще

23 Технологическое присоединение – что хотим ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Четкий «публичный» бизнес-процесс со сроками, начиная от подачи заявки на и заканчивая выполнением договора Невозможность отказа в подключении Стандартизированные ставки для потребителей менее 750кВА. Критерии исключительных случаев, когда устанавливается индивидуальная плата ДЛЯ ГЕНЕРАТОРОВ: Четкий бизнес-процесс со сроками. Сетевая организация - «одно окно» Плата определяется до реальной схемы выдачи мощности, на основе стандартных технических решений Стандартизированные ставки для всех мероприятий по технологическому присоединению ДЛЯ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: Расходы на технологическое присоединение потребителей и генерирующих объектов возмещаются из двух источников – платы за технологическое присоединение и тарифа на передачу.

24 Что уже сделано в РАО «ЕЭС России» Разработаны и утверждены Правлением РАО «ЕЭС России»: Типовой договор об осуществлении технологического присоединения энергоустановок к электрическим сетям Документы, стандартизирующие и «опрозрачивающие» процесс присоединения генерации к сети: Стандарт «Определение предварительных технических решений по выдаче мощности» (автор СО) Стандарт «Нормативные сроки работ по проектированию, строительству и реконструкции подстанций 35 – 750 кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 6, 10 – 750 кВ» (автор ФСК) Стандарт «Укрупненные показатели стоимости сооружения подстанций 35 – 750 кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 6, 10 – 750 кВ» (автор ФСК) На финальной стадии разработки аналогичные документы по присоединению потребителей

25 Что необходимо сделать Порядок определения упрощенных технических решений – Минпромэнерго Изменение метод. Указаний ФСТ РФ с возможностью устанавливать плату за присоединение на основании упрощенных технических решений и стандартизированных ставок Разработка Положения Минпромэнерго по порядку взаимодействия поставщиков, СО и сетевых организаций в процессе тех.присоединения с приложениями: Порядок определения нормативных сроков Типовой договор на технологическое присоединение