Пространственные аспекты тарифной политики на Северо-Западе Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Advertisements

Тарифная политика РАО «ЕЭС России» Начальник Департамента экономической политики ОАО РАО «ЕЭС России» И.С. Кожуховский.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
К заседанию федерального совета Российского союза промышленников и предпринимателей «О влиянии уровня тарифов естественных монополий на конкурентоспособность.
О формировании тарифной политики на 2008 год Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Расширение кредитования – важнейший фактор экономического роста России Тосунян Г.А. 2 апреля 2008 XIX Съезд АРБ, Москва.
А.А. Шулус, ректор Академии труда и социальных отношений Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной.
Перестройка энергетики и необходимые решения органов госрегулирования Яркин Евгений Валентинович, д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Г.А.Тосунян Ноябрь 2007 г.
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Г.А.Тосунян Москва 16 ноября 2007 г.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Тема: Торгово-экономическое сотрудничество между МЕРКОСУР и ЕС в рамках формирования зоны свободной торговли.
год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Гудкова С. В. Федеральная служба по тарифам Актуальные вопросы функционирования розничных.
Центр образования 109 Ульянова Т.В.. История ЕС Государства – члены ЕС Интеграция в Евросоюзе Органы управления ЕС Валюта ЕС Перспективы Евросоюза.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе 2012 года.
ГАЗПРОМ - МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ ? Энергетический гигант на мировом рынке.
Транксрипт:

Пространственные аспекты тарифной политики на Северо-Западе Российской Федерации

Раздел I Рамочные обстоятельства

Существующая и прогнозируемая численность населения по 15 значимым странам мира, годы

© Проект Фонда ЦСР «Северо-Запад» «Статистика пространственного развития», 2002

«...Наши цели абсолютно ясны. Это – высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной... Это – укрепление позиций России в мире, а главное – значимый рост благосостояния граждан... Только от нас сегодня зависит, сможем ли мы стать обществом действительно свободных людей, свободных – и экономически, и политически. Только от нас зависит успех решения первоочередных общенациональных задач, задач, которые хорошо известны: это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии...» В.В.Путин Президент Российской Федерации Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации г., Кремль

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года 1.Повышение уровня жизни населения, содействие развитию «человеческого капитала»; 2.Устранение структурных ограничений экономического роста; 3.Содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешних рынках; 4.Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации; 5.Рациональная интеграция России в мировую экономику.

Наблюдаемые тренды в ЕС в ценах на электроэнергию (состояние на июль 2003 г.)

Наблюдаемые тренды в ЕС в ценах на газ (состояние на июль 2003 г.)

Объемы перекрестного субсидирования по электроэнергии в Ленинградской области ( гг.) Наименование показателей Еден. измерения 1998 г.1999 г.2000 г.2001 г.2002 г.2003 г. Фактические средне отпускные тарифы Руб./кВтч0,1810,2190,3150,51060,63890,7455 Средние тарифы по группам Население и населенные пункты Руб./кВтч0,08350,11480,16660,27680,40310,5673 Производители с/х продукцииРуб./кВтч0,10480,18390,26040,44170,62530,8181 Бюджетные потребителиРуб./кВтч0,26410,33270,50210,62160,8380 ОАО «Волховский алюминий»Руб./кВтч0,11000,15530,18870,22360,25540,3297 Объемы перекрестного субсидирования Население и населенные пункты тыс. руб Производители с/х продукции тыс. руб Бюджетные потребители тыс. руб Предприятия, имеющие индивидуальный тариф тыс. руб. ОАО «Волховский алюминий» тыс. руб Итого тыс. руб % от тарифной выручки по электрической энергии % 13,510,310,19,88,613,71

1. Перекрестное субсидирование: в Ленобласти около 1 млрд. рублей в 2003 году Население млн. рублей Сельское хозяйство - 53 млн. рублей Бюджетные организации -135 млн. рублей Волховский алюминий -160 млн. рублей 2. Расходы консолидированного бюджета Ленобласти (19 млрд. рублей при дефиците около 1 млрд. рублей) на ЖКХ в 2003 г - 3,65 млрд. рублей (19% бюджета). Расходы бюджета на жил-комм услуги – 3 млрд. руб. (нужно 3,65 млрд. руб.) Субсидии и компенсации населению – 0,65 млрд. руб. (0,8 млрд. руб.) Компенсации убытков поставщиков газа – 41 млн. руб. (нужно 91 млн. руб.) Компенсации убытков поставщиков э/энергии – 0 млн. руб. (нужно 641 млн. руб.) Недофинансирование ЖКХ и поставщиков ТЭР составило около 1,5 млрд. руб.!!!

Показатели энергоемкости Электропотребление (без вычета потерь), млн.кВт.ч Теплопотребление (без вычета потерь), млн.Гкал 18,4519,1119,8720,4321,522,3 ВРП, млн.руб *112000* Электропотребление / ВРП, кВт.ч/руб.0,4570,2480,1880,1480,1260,111 Теплопотребление / ВРП, ккал/руб.0,8220,4490,3350,2540,2210,199 Энергоемкость ВРП – упала в 4 раза за 5 лет. Так считает ЛенРЭК 0 0,2 0,4 0,6 0, Год Суммарное электропотребление региона / ВРП, кВт.ч/руб. Суммарное теплопотребление региона / ВРП, ккал/руб.

Реальная энергоемкость ВРП все таки падает – в 1,5 раза за 5 лет

Раздел II Выводы

Вывод 1 Россия может достигнуть конкурентоспособности всей экономики страны за счет регулирования ценовой политики в энергетической сфере. Темп роста инфляции должен опережать темп роста тарифов.

Кривая глобализации - связь между уровнем ВВП и отклонением паритета покупательной способности стран от валютного курса к USD (1996 год) y = x -1, ,00,01,02,03,04,05,06,07,08,09,0 Отношение валютного курса к ППС ВВП на душу населения (пересчитанный по ППС), $ США Португалия Корея Греция Люксембург Канада Израиль Норвегия Туркменистан Чехия Румыния Венгрия Малайзия Швейцария Япония Швеция ФинляндияВеликобритания Италия Австралия Россия Испания Германия Словакия Хорватия Мексика Турция Литва Латвия Фиджи МонголияНепал Украина Болгария Киргизия Мир глобальной экономики Кривая включенности в глобализацию или кривая эффективности экономики

Кривая глобализации - связь между уровнем ВВП и отклонением паритета покупательной способности стран от валютного курса к USD (1999 год) y = x -1, ,00,01,02,03,04,05,06,07,0 Отношение валютного курса к ППС (ППС=1) ВВП на душу населения (пересчитанный по ППС), $ США Португалия Корея Греция Люксембург Канада Израиль Норвегия Украина Чехия Румыния Венгрия Япония Швеция Италия Австралия Россия Словения Словакия Мексика Турция Литва Македония Болгария Мир глобальной экономики Кривая включенности в глобализацию или кривая эффективности экономики Латвия Эстония Испания Франция Швейцария Дания Германия Польша

Для развивающихся стран рост экономики обязательно должен сопровождаться инфляцией. России, чтобы войти в клуб развитых стран предстоит пережить инфляцию в 200%. Однако, темп инфляции в стране, исчисленный по корзине мировых валют, не должен превышать темпов роста ВВП. Рост внутренних цен на энергоносители не может быть очень резким, он должен быть таким, чтобы результирующая инфляция удовлетворяла вышеназванному условию. Этот принцип позволяет ввести понятие тарифного коридора на энергоуслуги, который бы способствовал поддержанию баланса между текущей конкурентоспособностью экономики страны и стимулированием роста ее эффективности.

Вывод 2 Тарифная политика сегодня – это в чистом виде пространственная (региональная) политика. Все решения принимаются в регионах. Все инициативы формируются там же.

Цена вопроса!! Объем перекрестного субсидирования в целом по России (оценка РАО ЕЭС) в 2004 году – 68 млрд. руб. Общая сумма компенсаций убытков, дотаций, субсидий населению около 20% консолидированного бюджета Субъектов Федераций (2 трлн. рублей в 2004 году) – 400 млрд. руб. То есть сумма, которой управляют РЭКи РФ – 470 млрд. руб

п.п п.п Сфера применения Наименование продукции (услуг) 1 Энергоносители Тарифы на электроэнергию, тарифы на теплоэнергию для ОАО «Ленэнерго» и ведомственных поставщиков. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии Тарифы на газ природный и сжиженный для населения. Цена торфа для централизованных закупок. Цена горючего сланца, поставляемого ОАО «Ленинградсланец» Стоимость переработки горючего сланца в сланцевое масло, осуществляемое ОАО «Завод Сланцы» 2 Транспортные слуги Тарифы на перевозку пассажиров и багажа ж/д транспортом. Тарифы на услуги, оказываемые на подъездных путях. Тарифы на услуги автобазы правительства. 3 Услуги ЖКХ Тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации. 4 Прочие услуги Прейскурант цен на ритуальные услуги. Прейскурант цен на услуги семенной инспекции. Прейскурант цен на ветеринарные услуги. Прейскурант цен на охотничьи ресурсы, пользование животным миром. Прейскурант цен на услуги надзорных органов: ГАИ, Госэнергонадзора, Инспекции за состоянием сельхозтехники. Прейскурант цен на услуги бюро технической инвентаризации. 5 Снабженческо- сбытовые наценки На продукцию школьного питания. На продукцию детского питания. На лекарственные средства. 6 Работа с МО Экономические экспертизы по заданию аппарата губернатора. Экономические экспертизы по просьбам администраций МО. Перечень цен и тарифов, регулируемых ЛенРЭК, по состоянию на г.

Средние тарифы на электрическую энергию по группам потребителей Ленинградской области г. Категории потребителей 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год с с с с Средний тариф на электроэнергию, коп./кВт.ч 21,324,927,5645,6566,574,8382,72 Тариф для промышленных потребителей, коп./кВт.ч 25,6827,9635,656,585,092,9498,70 ВН 79,086,0 СН 95,0113 НН Тариф для сельскохозяйственных потребителей, коп./кВт.ч 11,019,023,040,068,082,097,0 Тариф для потребителей, финансируемых из бюджетов, коп./кВт.ч 27,030,032,046,065, Тариф для городского населения, коп./квт.ч 13,019,023,040,070,085,097.0 Тариф для сельского населения, коп./кВт.ч 9,013,016,028,049,060,068,0 Среднедушевой денежный доход на конец года, руб./ в % к 1998 году 653 / / / / / 429 Средняя заработная плата на одного работника, руб./в % к 1998 году 1019 / /174, / / / /559

Темпы роста тарифов на электроэнергию по Северо-Западному федеральному округу Для населения г.Санкт-Петербург Мурманская обл. Псковская обл. Ленинградская обл. Архангельская обл. Калининградская обл. Карелия Новгородская обл. Республика Коми Для промышленных потребителей уровня среднего напряжения г.Санкт-Петербург Мурманская обл. Псковская обл. Ленинградская обл. Архангельская обл. Калининградская обл. Карелия Новгородская обл. Республика Коми

Соотношение розничной цены на газ для населения области и экономически обоснованных цен (%) Природный газ Сжиженный емкостной газ Сжиженный баллонный газ для постоянно проживающего населения; для прочих категорий населения, в т.ч. садоводов, дачников

Динамика роста цен на топливо в Ленинградской области в г.

Вывод 3 Внутренние цены на нефть, электрическую энергию, уголь, если сравнить их по паритету покупательной способности (ППС), уже превышают цены на аналогичные энергоносители в Европейском Союзе. Внутренние цены на газ растут медленно.

Для населения, /кВт.ч Для промыш- ленности, /кВт.ч Превышение тарифов для населения над промтарифами ЕС (15 стран) 0,1030,06438,3% Латвия0,0490,04311,5% Эстония0,0550,04617,3% Мальта0,0590,065-10,7% Польша0,0610,04527,2% Греция0,0620,063-1,4% Чехия0,0660,04925,5% Венгрия0,0790,06517,6% Финляндия0,0810,05433,0% Великобритания0,0840,04842,9% Испания0,0890,05439,2% Швеция0,0900,05242,1% Дания0,0920,06331,0% Кипр0,0930,08211,9% Австрия0,098 Норвегия0,0990,05445,0% Франция 0,053 Нидерланды0,103 Ирландия0,1060,07925,4% Бельгия0,1150,07634,1% Люксембург0,1220,06943,2% Германия0,1260,07441,2% Португалия0,1280,06846,7% Италия0,1430,07944,9% Цены на электроэнергию для конечных потребителей в странах ЕС в 2004 году. Оценка отношения средних мировых цен к средним российским в 2004 году (ППС): 2,56 !!! 0,1060, Архангельская область 0,1000, ,5Псковская область 0,0990, Республика Коми 0,0810, ,7Новгородская область 0,0790, ,9Вологодская область 0,0750, ,5 Калининградская область 0,0650,025 89,8г.Санкт-Петербург 0,0650,025 89,1Ленинградская область 0,0530,021 72,5Республика Карелия 0,0420,016 57,4Мурманская область /кВт.ч коп/кВт.ч По паритету покупательн способности По текущему курсу Утверждено РЭК Тарифы на электроэнергию в СЗФО в 2004 году

Отпускная цена на газ для промышленных потребителей I группы в Ленобласти в 2004 году: 1020 руб./ тыс. куб.м По текущему курсу: 28,8 / тыс. куб.м По паритету покупательной способности: 73,9 / тыс. куб.м Цены на газ для конечных потребителей в странах Европы в 2004 году.

Динамика цен на энергоносители и в промышленности в гг. Промышленность Электроэнергия, отпущенная всем категориям потребителей Газ (оптовая цена с транспортировкой и акцизом) Нефть (цена с транспортировкой и акцизом) Уголь-всего Почему такой большой разрыв в росте цен на газ и электроэнергию? Насколько увеличится это разрыв после реформы РАО ЕЭС?

Вывод 4 Существующее тарифное регулирование направлено только на формирование экономически обоснованной цены. При этом не ставится: 1.Задачи контроля над качеством услуг; 2. Задачи повышения эффективности монополий.

Вывод 5 В тарифной сфере необходимо соблюдение принципа субсидиарности: Федеральный центр формулирует стратегические задачи и определяет основные принципы достижения стратегических целей, а пути и формы конкретной реализации определяются на уровне регионов.

Две цели тарифного регулирования Политическая цель - функция ФСТ – контроль за влиянием на уровень инфляции со стороны инфраструктурных секторов (на переходной период) Развилка: Низкие цены на энергоносители высокая конкурентоспособность продукции энергоемких производств при низкой эффективности экономики, нет стимулов для снижения энергоемкости и повышения эффективности Высокие цены на энергоносители стимулирование эффективности и снижения энергоемкости, снижение конкурентоспособности продукции Проблемы: нет разумных критериев, необходимо смотреть на Россию из глобального рынка (кривая глобализации)

Две цели тарифного регулирования Основная цель – функция РЭКов – регулирование естественных (инфраструктурных) монополий (будет всегда, существует в развитых странах) - предотвращение монопольного завышения цен - обеспечение нормального воспроизводства регулируемых секторов Метод – определение экономически обоснованной цены. Проблемы: отсутствие стимулов для развития и повышения эффективности регулируемого сектора, возможная манипуляция затратами, большие лоббистские возможности регулируемых отраслей. Критерий эффективности работы РЭК – снижение затрат топлива на единицу прироста ВРП!!!

Естественный монополист, который регулируется Федеральной службой по тарифам. Газораспределительная организация ООО «Энергогаз» (Пермская область, г. Кунгур) Контролирует кусок трубы длиной 5 км, через который проходит 1,3 млн. куб. м газа в год. Численность персонала – 2 человека. Объем регулируемой прибыли – 7,8 тыс. рублей в год.

Вывод 6 Опыт Европейской интеграции: -Стратегические задачи и принципы тарифной политики определяются на наднациональном уровне (Брюсселе, аналог федерального центра РФ); -Конкретные формы реализации энергетической политики ЕС определяются на уровне национальных государств (аналог субъекта федерации РФ), исходя из принципов и набора вариантов, определяемых в директивах Евросоюза; -Либерализация рынка осуществляется исходя из его зрелости, и с учетом пространственных особенностей территорий. Население и промышленность регулируются независимо друг от друга. Независимый регулятор призван обеспечивать равенство конкурентных возможностей для субъектов рынка, развитие энергетических инфраструктур и соблюдение общественных интересов; -Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, с участием всех заинтересованных сторон; Доля теплофикации в ЕС гораздо меньше, чем в Российской Федерации. Россия – холодная страна, что определяет дополнительные затраты энергоресурсов на производство тепловой энергии; Капитализация ресурсов в Европе происходит на этапе производства конечной энергии, в России – в сырьевом секторе.

Практическая реализация реформы энергетики в ЕС по состоянию на (по состоянию на июнь 2004 г.)

Динамика цен на электроэнергию для крупных потребителей (потребители категория 24 ГВТч/год)

Динамика цен на электроэнергию для населения (потребители категории 3,5 МВтч в год)

Динамика цены газа для крупных коммерческих потребителей (категория ГДж или 120 ГВТч)

Динамика цены газа для населения (категория 16 ГДж или 4,5 МВтч)

Динамика структуры расходов средней семьи в Великобритании Доля расходов на ЖКУ колеблется от 2% до 6% в зависимости от доходов семьи

Раздел III Северо-запад России

А. Северо-Западный Федеральный Округ является неоднородным по уровню проникновения глобального рынка в сфере энергетики на территориях. Например, Архангельская, Мурманская области, республика Коми уже живут в условиях глобального рынка; Б. Северо-Западный Федеральный Округ является различным по уровню дискриминации живущего в регионах населения. Например, различный уровень жизни во Псковской и Ленинградской областях.

Затраты на электроэнергию в среднедушевом доходе населения в регионах СЗФО при нормативе потребления 100 кВт.ч в месяц на человека, % > 3% 2 -3% 1 - 2% < 1%

Нужны ли алюминиевые заводы в Ленинградской области? Волховский алюминий Персонал, чел Средняя зарплата в 2001 г Годовой фонд Производство первичного алюминия, тонн Цена первичного алюминия, $/тн Выручка в год, $ Выручка в год, руб Субсидирование, руб Доля субсидий в выручке 20,5%

Раздел IV Организационные выводы

1.Методика; 2.Арбитр между РЭКом и монополистами; 3.Информационное обеспечение; 4.Юридические вопросы, пробелы в законодательстве. Зачем нужна ФСТ РЭКам: Нет методической базы;Нет методической базы; Нет обмена опыта;Нет обмена опыта; Нет единой информационного сетевого пространства;Нет единой информационного сетевого пространства; Отсутствует лидерство ФСТ в программировании ситуаций в тарифном регулировании;Отсутствует лидерство ФСТ в программировании ситуаций в тарифном регулировании; Участия в распределении лимитов на природный газ.Участия в распределении лимитов на природный газ. Чего не хватает: