Компетентностные модели подготовки бакалавров, магистров и специалистов в области ПОД/ ФТ 1 Толстой Александр Иванович, доцент МИФИ 17.11.2009 Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностные модели подготовки специалистов как основа формирования образовательных стандартов в области ПЛДПП и ФТ 1 Толстой Александр Иванович, доцент.
Advertisements

Общероссийская система подготовки и переподготовки кадров для НС ПОД/ФТ. Этапы построения и предложенные решения 1 Метечко Виктор Иванович МИФИ, и.о. проректора.
Апробация общероссийской системы подготовки кадрового ресурса для национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем,
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
Подготовка кадров для служб финансового мониторинга 1 Федеральная служба по финансовому мониторингу Спиридонов Александр Михайлович Федеральная служба.
Проблемы подготовки специалистов по информационной безопасности для кредитно- финансовой сферы А.И.Толстой тел./факс
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Состояние и проблемы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для национальной системы ПОД/ФТ (опыт МИФИ)
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 170 ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА Современные подходы к моделированию.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
LOGO ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СИСТЕМАМ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ АЭС Минск, 2015 г. Кишкин В.Л., Королев С.А. I МНТК «Автоматизированные системы управления.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Транксрипт:

Компетентностные модели подготовки бакалавров, магистров и специалистов в области ПОД/ ФТ 1 Толстой Александр Иванович, доцент МИФИ Москва

Методология формирования ФГОС подготовки кадров для НС ПЛДПП и ФТ 2 ФГОС Компетенции Профессиональные требования Профессиональные стандарты Компетенция: способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу, определенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года, 186 Квалификационными требованиями к профессиональным навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденными Приказом руководителя Росфинмониторинга Модели подготовки выпускников образовательных учреждений Предметная область Профессиональные Универсальные Социально-личностные и общекультурные Инструментальные Общенаучные

Особенности предметной области специалистов НС ПЛДПП и ФТ 3 Междисциплинарный характер предметной области (включает экономику, право, информатику, информационную безопасность). Наличие фундаментальной научной базы. Прикладной характер деятельности специалистов по ПЛДПП и ФТ, отличающуюся отраслевой ориентацией.

Предметная область специалистов НС ПЛДПП и ФТ 4 ЭТО: основа моделей выпускников образовательных учреждений (ОУ); составная часть ФГОС; определяют исходные данные для формулирования профессиональных компетенций выпускников ОУ для НС ПЛДПП

Предметная область специалистов НС ПЛДПП и ФТ 5 Определяет: области профессиональной деятельности объекты профессиональной деятельности виды профессиональной деятельности задачи профессиональной деятельности специалиста на объекте профессиональной деятельности, определенных по видам профессиональной деятельности. Область профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений для НС ПЛДПП и ФТ включает: области науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с ПЛДПП и ФТ. Область, объект, вид, задачи профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений для НС ПЛДПП и ФТ определяются для конкретного образовательного уровня

Совокупность объектов профессиональной деятельности кадров, относящихся к НС ПЛДПП и ФТ 6 СИСТЕМА (НС ПЛДПП и ВТ) ОБЪЕКТ НС КОМПОНЕНТ НС ПЛДПП и ФТ Информационные технологии, включая технологии обеспечения информационной безопасности Технологии ПЛДПП и ФТ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НС ПЛДПП и ФТ Объекты выпускников высших учебных заведений для НС ПЛДПП и ФТ определяются для конкретного образовательного уровня

Виды профессиональной деятельности специалистов НС ПЛДПП и ФТ 7 эксплуатационная аналитическая; организационно-управленческая проектно-технологическая проектная научно-исследовательская экспериментально-исследовательская педагогическая Виды профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений для НС ПЛДПП и ФТ определяются для конкретного образовательного уровня

Виды профессиональной деятельности специалистов НС ПЛДПП и ФТ 8 эксплуатационная, включающая эксплуатацию средств, обеспечивающих функционирование ИС, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ, эксплуатацию таких ИС и первичную обработку (компоновку) информации; аналитическая, включающая проведение анализа информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ; организационно-управленческая, связанное с сопровождением функционирования отдельных подсистем и самой единой ИС ведения федеральной базы данных в сфере ПЛДПП, а также связанная с обеспечением безопасности информации, обрабатываемой в такой ИС; проектная, связанная с проектированием отдельных подсистем и самой единой ИС ведения федеральной базы данных в сфере ПЛДПП; научно-исследовательская, связанная с выполнением научно- исследовательских работ по темам, относящимся к сфере ПЛДПП.

Задачи профессиональной деятельности специалистов НС ПЛДПП и ФТ (по видам профессиональной деятельности) пример 9 Эксплуатационная деятельность: Эксплуатация средств, обеспечивающих функционирование ИС, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; Эксплуатация отдельных подсистем ИС, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; Администрирование отдельных подсистем и ИС в целом, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; Управление процессами сбора и обработки информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ

Задачи профессиональной деятельности специалистов НС ПЛДПП и ФТ(по видам профессиональной деятельности) пример 10 Аналитическая деятельность: Проведение анализа информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ; Организационно-управленческая деятельность: Организация сопровождения функционирования отдельных подсистем и самой единой ИС ведения федеральной базы данных в сфере ПЛДПП, а также связанная с обеспечением безопасности информации, обрабатываемой в такой ИС; Организация работы по совершенствованию, модернизации, унификации систем, средств и технологий противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; Разработка методических материалов и организационно- распорядительных документов по обеспечению работ, связанных с ПЛДПП и ФТ.

Задачи профессиональной деятельности специалистов НС ПЛДПП и ФТ(по видам профессиональной деятельности) пример 11 Проектная деятельность: Сбор и анализ исходных данных для проектирования отдельных подсистем ИС, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; Проектирование отдельных подсистем и самой единой ИС ведения федеральной базы данных в сфере ПЛДПП и ФТ; Внедрение и поддержание технологических процессов, связанных с отдельными подсистемами ИС, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; Разработка системы управления системой обеспечения ПЛДПП и ФТ.

Задачи профессиональной деятельности специалистов НС ПЛДПП и ФТ(по видам профессиональной деятельности) пример 12 Научно-исследовательская деятельность: Сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам ПЛДПП и ФТ; Выполнение научных исследований по определенной теме, относящейся к решению проблем ПЛДПП и ФТ. Области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности должны быть конкретизированы для каждого уровня подготовки кадров для НС ПЛДПП и ФТ

Уровни подготовки специалистов для НС ПЛДПП и ФТ 13 Подготовка бакалавров, направленная на получение базового высшего образования на основе освоения фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин с ограниченной специализацией (четыре года; первичные должности специалистов с высшим образованием; целесообразно повышение квалификации). Подготовка магистров как профилизация базового образования на основе бакалавриата (два года; должности, выше первичных; возможны аспирантура или переход к педагогической деятельности). Подготовка специалистов – углубленная специализированная подготовка с приобретением профессиональных компетенций, необходимых для выполнения конкретных заданий (5,5 лет). Дополнительное образование: повышение квалификации специалистов с высшим образованием (72 и более учебных часов); дополнительная квалификация (до 500 учебных часов); переподготовка (более 500 учебных часов). Послевузовское образование (подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук по профильным специальностям).

Траектории подготовки 14 ВПО (бакалавр) ДПОПД ВПО (специалист) ДПО ПД ВПО (бакалавр) ДПО ВПО (магистр) ПД ВПО (бакалавр) ДПО ВПО (магистр) ПД ВПО – высшее профессиональное образование; ДПО – дополнительное профессиональное образование; ПД – производственная деятельность

Формирование компетентностных моделей выпускников ОУ 15 Единый алгоритм выполнения основных этапов разработки профессиональных компетенций как составной части образовательных стандартов: 1.Выбирается образовательный уровень (ВПО, ДПО) 2. Определяется область профессиональной деятельности. 3. Определяются объекты профессиональной деятельности. 4. Уточняются виды профессиональной деятельности. 5. Формулируются задачи профессиональной деятельности на основе уточнения обобщенных задач, описанных выше. 6. Для каждой задачи профессиональной деятельности формулируется одна или несколько профессиональных компетенций. 7. Формулируются квалификационные характеристики (уровни знаний, умений и владений предметом) необходимые для овладения определенными профессиональными компетенциями.

Пример модели бакалавра (модель образовательного уровня) 16 Объекты профессиональной деятельности бакалавров: технологии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма; технологии, используемые единой информационной системой ведения федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Конкретный объект профессиональной деятельности бакалавра определяется реализуемым профилем подготовки.

Пример модели бакалавра (модель образовательного уровня) 17 Виды профессиональной деятельности бакалавров: эксплуатационная; проектно-технологическая; экспериментально-исследовательская; организационно-управленческая.

Пример модели бакалавра (модель образовательного уровня) 18 Задачи профессиональной деятельности бакалавров: 1.Эксплуатационная деятельность: участие в эксплуатации средств, обеспечивающих функционирование информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ, участие в эксплуатации отдельных подсистем информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ (первичная обработка (компоновка) информации;

Пример компетентностной модели бакалавра (эксплуатационная деятельность) 19 Задача профессиональной деятельности Профессиональная компетенция (ПК) Код ПК Участие в эксплуатации средств, обеспечивающих функционирование информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ Способность принимать участие в эксплуатации средств, обеспечивающих функционирование информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ Б-ЭД-1 Участие в эксплуатации отдельных подсистем информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ (первичная обработка (компоновка) информации) Способность принимать участие в эксплуатации отдельных подсистем информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ (первичная обработка (компоновка) информации) Б-ЭД-2

Пример компетентностной модели бакалавра (эксплуатационная деятельность, знаниевые компоненты ) 20 Код ПК Профессиональная компетенцияЗнаниевые компоненты Б-ЭД-1 Способность принимать участие в эксплуатации средств, обеспечивающих функционирование информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ Знать: - технологические основы построения информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ Уметь: - эксплуатировать отдельные подсистемы информационных систем, осуществляющие сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ Владеть: - методами первичной обработки информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ Б-ЭД-2Способность принимать участие в эксплуатации отдельных подсистем информационных систем, осуществляющих сбор и обработку информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ (первичная обработка (компоновка) информации)

Различия в образовательных уровнях (виды профессиональной деятельности) 21 Вид профессиональной деятельности БакалаврМагистрСпециалист эксплуатационная ХХ аналитическая; ХХ организационно-управленческая ХХХ проектно-технологическая Х проектная ХХ научно-исследовательская ХХ экспериментально- исследовательская Х педагогическая Х

Различия в образовательных уровнях 22 Перечень различий между бакалавром и магистром: Эксплуатационная профессиональная деятельность присуща бакалавру; для магистра этот вид профессиональной деятельности не предусмотрен. Аналитическая профессиональная деятельность присуща магистру; для бакалавра этот вид профессиональной деятельности не предусмотрен. Педагогическая профессиональная деятельность присуща магистру; для бакалавра этот вид профессиональной деятельности не предусмотрен. Организационно-управленческая деятельность присуща и бакалавру и магистру. Однако уровень этой деятельности для магистра существенно выше. Проектная деятельность бакалавра носит технологический характер, обеспечивающий проектирование аналитических систем, используемых в НС ПЛДПП и ФТ (поэтому этот вид деятельности бакалавра и называется «проектно-технологическая»). Проектная деятельность магистра носит методологических характер. Исследовательская деятельность бакалавра носит экспериментальный характер, обеспечивающий проведение научно-исследовательских работ в области ПЛДПП и ФТ (поэтому этот вид деятельности бакалавра и называется «экспериментально-исследовательская»). Магистр должен быть способен принимать активное участие в выполнение научно- исследовательских работ по направлениям, относящимся к ПЛДПП и ФТ.

Различия в образовательных уровнях 23 Перечень различий между бакалавром и специалистом: Эксплуатационная профессиональная деятельность присуща и бакалавру и специалисту. При этом бакалавр должен быть способен принимать участие в эксплуатации аналитических систем, относящихся к ПЛДПП и ФТ, а для специалиста этот вид деятельности является основным. При этом специалист после окончания вуза должен очень быстро стать основным исполнителем при эксплуатации аналитических систем, относящихся к ПЛДПП и ФТ. Аналитическая профессиональная деятельность присуща специалисту; для бакалавра этот вид профессиональной деятельности не предусмотрен. Организационно-управленческая деятельность присуща и бакалавру специалисту. Однако уровень этой деятельности для специалиста существенно выше. Проектная деятельность бакалавра носит технологический характер, обеспечивающий проектирование аналитических систем, используемых в НС ПЛДПП и ФТ (поэтому этот вид деятельности бакалавра и называется «проектно- технологическая»). Специалист при проектировании систем, относящихся к ПЛДПП и ФТП, должен выполняет функции основного исполнителя. Исследовательская деятельность бакалавра носит экспериментальный характер, обеспечивающий проведение научно-исследовательских работ в области ПЛДПП и ФТ (поэтому этот вид деятельности бакалавра и называется «экспериментально-исследовательская»). Специалист может участвовать в выполнении научно-исследовательских работ по направлениям, относящимся к ПЛДПП и ФТ, самостоятельно решая отдельные задачи.

Различия в образовательных уровнях 24 Перечень различий между магистром и специалистом: Эксплуатационная профессиональная деятельность присуща специалисту; для магистра этот вид профессиональной деятельности не предусмотрен. Аналитическая профессиональная деятельность присуща и магистру, и специалисту. Специалист, как правило, должен выполнять аналитическую работу, непосредственно связанную с ПЛДПП и ФТ. Для магистра аналитический вид деятельности в большей степени связан с методологией проведения аналитической работы. Педагогическая профессиональная деятельность присуща магистру; для специалиста этот вид профессиональной деятельности не является обязательным. Хотя при необходимости, особенно в области дополнительного профессионального образования, специалисты могу привлекаться к преподаванию на курсах повышения квалификации. Организационно-управленческая деятельность присуща и магистру. И специалисту. Для специалиста – это технологический уровень управления, для магистра – методология управленческой деятельности. Проектная деятельность магистра носит методологических характер обеспечения проектирование аналитических систем, используемых в НС ПЛДПП и ФТ. Специалист при проектировании систем, относящихся к ПЛДПП и ФТП, должен выполняет функции основного исполнителя. Научно исследовательская деятельность присуща и магистру и специалисту. Магистр должен быть способен принимать активное участие в выполнение научно-исследовательских работ по направлениям, относящимся к ПЛДПП и ФТ. Специалист может участвовать в выполнении научно-исследовательских работ по направлениям, относящимся к ПЛДПП и ФТ, самостоятельно решая отдельные задачи.

Из Концепции: Структура системы подготовки кадрового ресурса для НС ПЛДПП и ФТ Федеральная служба по финансовому мониторингу

Организации потребители Уровни подготовки: 26 Росфинмониторинг Специалисты (специализация) Магистры (профиль) Правоохранительные органы Надзорные органы Специалисты (специализация) Магистры (профиль) Специалисты (специализация) Субъекты первичного финансового мониторинга Бакалавры (профиль) Магистры (профиль)

В настоящее время: В проект Постановления Правительства включена новая специальность, относящаяся к укрупненному направлению подготовки кадров «Информационная безопасность»: «Информационно-аналитические системы безопасности». 2. Разработан проект ФГОС, примерный учебный план новой специальности и паспорт специализации. Примечание: в названии новой специальности и в содержании примерного учебного плана отражены интересы подготовки специалистов для НС ПЛДПП и ФТ и для ФСБ России. 3. Разработан проект ФГОС, примерный учебный план подготовки бакалавров информационной безопасности и структуру профиля подготовки «Информационно-аналитические системы финансового мониторинга». 4. Разработан проект ФГОС, примерный учебный план подготовки магистров информационной безопасности и структуру профиля подготовки «Информационно-аналитические системы финансового мониторинга».

Актуальные проблемы: 28 Корректировка компетентностных моделей бакалавра, магистра и специалиста (профессиональные стандарты, деятельность Координационного совета). Определение потребностей в кадрах для НС ПЛДПП и ФТ. Формирования государственного заказа на подготовку кадров для НС ПЛДПП и ФТ (профессиональные стандарты, деятельность Координационного совета). Утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров, магистров и специалистов (УМО «Информационная безопасность»). Выбор образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования для подготовки кадров для НС ПЛДПП и ФТ. Разработка систем аттестации образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для НС ПЛДПП и ФТ. Разработка систем сертификации и аттестации кадров НС ПЛДПП и ФТ (профессиональные стандарты). (определяются перечнем первоочередных задач по реализации Концепции)

Актуальные проблемы: 29 Разработка основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов для НС ПЛДПП и ФТ (учебные планы, учебные программы, учебно-методическое обеспечение). Отработка базовых образовательных технологий для использования в Системе. Организация и проведение курсов повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений, привлекаемых для подготовки кадрового резерва для НС ПЛДПП и ФТ. Привлечение к преподаванию на этих курсах ведущих специалистов организаций-потребителей. Разработка и апробация учебных и учебно-методического обеспечения подготовки кадров для НС ПЛДПП и ФТ. (определяются перечнем первоочередных задач по реализации Концепции)

(495) Спасибо за внимание! Вопросы? А.И.Толстой МИФИ