Развитие сети образовательных учреждений Новикова Т.Г., зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
Advertisements

Государственный университет – Высшая школа экономики Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Абанкина Татьяна.
Подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Моздокского района Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
«Сеть общеобразовательных учреждений» – совокупность всех образовательных учреждений района (региона, страны) реализующих программы начального общего,
Дигорский муниципальный район. Общеобразовательные учреждения Дигорского района.
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования.
Развитие сети общеобразовательных учреждений в Еврейской автономной области.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Организация обучения в малокомплектных классах в условиях подушевого финансирования.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
«Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства»
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Транксрипт:

Развитие сети образовательных учреждений Новикова Т.Г., зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО

Стратегический подход к развитию территориальной системы образования наряду с изменением финансово-хозяйственных механизмов, кадровых ресурсов и механизмов работы с кадрами, механизмов взаимодействия с субъектами внешней среды, информационных потоков внутри территориальной системы, предполагает приведение самой структуры сети образовательных учреждений в соответствие с новыми задачами, стоящими перед территориальной системой образования.

Реструктуризация: включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая реорганизацией как организационной структуры, так и образовательных процессов на основе современных подходов к системе управления порождает как позитивные, так и негативные последствия не всегда ведет к сокращению расходов на одного учащегося

Реструктуризация не может быть единовременным актом, поскольку изменения ситуации будут вызывать необходимые преобразования сети образовательных учреждений

Цель развития сети образовательных учреждений: Обеспечить условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства за счет создания интегрированных образовательных ресурсов территории, кооперации и специализации, внедрения вариативных моделей образовательных учреждений.

Объективная необходимость развития сети обусловлена: реализацией ключевых идей Концепции модернизации российского образования до 2010 года: доступность, качество и эффективность образования; признанием того, что ребенок, чьи образовательные потребности необходимо удовлетворять, находится не только в школе, но и в муниципальной системе образования; пониманием влияния пространственной организации процесса образования на его эффективность; необходимостью для современного общего образования учитывать запросы рынка труда данного региона; потребностью удовлетворять не только сегодняшние образовательные запросы учащихся, но и их подготовку к дальнейшему участию в экономической жизни региона; невозможностью в условиях разного уровня ресурсной обеспеченности школ (ограниченность ресурсов, дефицит кадров и финансирования системы образования) обеспечить доступность качественного образования и его эффективность отдельной (или только) школой.

Исходные предпосылки реструктуризации сети образовательных учреждений Изменение демографической ситуации на территории Нерациональное использование образовательных ресурсов территории Несоответствие образовательных потребностей населения структуре сети общеобразовательных учреждений Недостаток современных образовательных ресурсов Несоответствие требований государства и ожиданий общества существующей структуре сети и т.д.

Виды сетей 1. По степени централизации управления (централизованные, децентрализованные) 2. По административной подчиненности (муниципальные, межмуниципальные, межведомственные) 3. По интенсивности сетевого взаимодействия (развитые, неразвитые-деинтегрированные) 4. По способам сетевого взаимодействия (реальные, виртуальные)

Требования к сети: Максимальная доступность Полнота ресурсной обеспеченности предоставляемых услуг Определенная гибкость Надежность функционирования Обоснованность избранных форм сетевого взаимодействия

Цели, которые должны быть достигнуты в процессе развития сети: Обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности Повышение адекватности образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста Рационализация использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений

Способы решения: городсело создание базовых сельских школ и транспортных схем доставки учащихся + внедрение передвижных учебных лабораторий + создание новых моделей образовательных и социокультурных комплексов ++ интеграция и кооперация образовательных учреждений разных ступеней и дополнительного образования ++ внедрение дистанционных методов обучения ++ сетевая организация образовательного процесса ++

базовая (опорная) школа с сетью филиалов передвижная учебная лаборатория социокультурный комплекс (центр) профильная сельская школа ресурсный центр «образовательный центр» ассоциация образовательных учреждений. «магнитные» школы и т.п. Существующие модели

разработанные региональные модели обладают высокой степенью вариативности, что позволяет успешно адаптировать их к различным географическим, демографическим и социально- экономическим условиям Главное, не столько придерживаться какой-либо жесткой модели развития сети школ, сколько видеть ее основной результат. Таковым является – увеличение числа школьников, обучающихся в современных условиях позволяющих получить качественное образование.

Требования к новому состоянию сети общеобразовательных учреждений обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью создание условий для профилизации старшей ступени (школы-ступени, укрупнение школ, сетевая организация) реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении или в сети обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов

Условия, требующие учета при проведении реструктуризации: Построение механизмов, обеспечивающих реализацию права выбора образовательного учреждения Стандартизация требований к выходу на каждой ступени Сочетание государственного и муниципального управления в сетях

Учет специфических условий при определении структурных элементов сети Состав и пространственное расположение учреждения образования Иные образовательные ресурсы Однородность (неоднородность) этнокультурного состава Ресурсное обеспечение образования Состояние и перспективы развития экономики, специфика территориального рынка труда

На региональном уровне обеспечивается переход от сметного к нормативному бюджетному финансированию общего образования (нормативное финансирование будет более эффективным механизмом распределения финансов); инициируется анализ существующей в муниципальных округах сети образовательных учреждений, обеспечивается запуск и сопровождение процессов реструктуризации в муниципальных округах; обеспечивается через систему повышения квалификации подготовка кадров образования для эффективного проведения реструктуризации; оказываются консалтинговые услуги по проведению реструктуризации сети муниципальному уровню; разрабатываются методические рекомендации по проведению реструктуризации и пакет примерных нормативных документов (положений, актов, договоров и пр.), которые субъекты права могут использовать в свой работе для оформления изменений; осуществляется контроль над исполнением действующего законодательства в области образования на территории региона; обеспечивается (до создания государственной аттестационной службы) аттестация образовательных учреждений (в том числе реструктурированных).

На муниципальном уровне создаются, ликвидируются, реорганизуются подведомственные образовательные учреждения; разрабатываются и формируются программы развития муниципальных систем образования (в том числе и программы/подпрограммы реструктуризации образовательных учреждений); обеспечивается эффективное использование и "комбинирование" ресурсов муниципального образования; осуществляется управление сетью муниципальных образовательных учреждений и ведет мониторинговые наблюдения за муниципальной образовательной системой; решаются вопросы организованной доставки обучающихся к месту получения общего образования; обеспечивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений и других организаций муниципального уровня для достижения образовательных целей.

Уровень общеобразовательного учреждения: организуется образовательный процесс, в том числе и с привлечением ресурсов других организаций; осуществляется взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями; создаются условия для реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся; оформляются отношения с родителями учащихся или с лицами, их заменяющими.

Участники образовательного процесса: реализуют право на выбор формы обучения; реализуют право на участие в управлении образовательным учреждением; Действующее законодательство Российской Федерации позволяет реализовать вышеуказанные полномочия любому уровню управления и участникам образовательного процесса.

Перечень основных нормативно-правых актов, регламентирующих процессы реструктуризации Гражданский кодекс РФ Закон «Об образовании» Закон «О некоммерческих организациях» Закон «Об основах местного самоуправления» Типовое положение об общеобразовательном учреждении Типовое положение об учреждении дополнительного образования Типовое положение об учреждении дошкольного образования Пакет документов, содержащих примерные положения о новых структурах и моделях организации обучения Уставы образовательных учреждений Локальные акты образовательных учреждений

Условия для эффективного развития сети Кадры Материально-техническое обеспечение школ Подвоз, дороги, транспорт Привлечение общественности Открытые и понятные индикаторы эффективности Учет и предотвращение рисков

Риски процесса реструктуризации сети образовательных учреждений (аспекты) Не реалистичность взятых обязательств Межведомственные барьеры (ведомственная разобщенность, административные барьеры, разграничение полномочий) Отсутствие практики общественного обсуждения Нормативно-правовые аспекты Финансово-экономические аспекты Организационно-управленческие аспекты Социально-психологические аспекты Социально-педагогические аспекты

Деятельность по снятию рисков Организация широких общественных обсуждений Проведение информационной и пропедевтической работы, PR-кампаний Разработка нормативных документов Психолого-педагогическая поддержка сопровождение

Управление рисками (угрозами), неопределенностями Выявление и идентификация предполагаемых рисков Анализ и оценка рисков Выбор методов управления риском Применение выбранных методов и принятие решений в условиях рисков Реагирование на наступление рискового события Разработка и реализация мер снижения рисков Контроль, анализ и оценка действий по снижению рисков и выработка решений

Мониторинг 1. Анализ региональной нормативной базы и её сопоставление с происходящими процессами в системе образования. 2. Исследование возможности предоставления региональной сетью ОУ современных качественных образовательных услуг. 3. Анализ эффективности бюджетных расходов на образование и порядка рефинансирования высвобождающихся средств в систему образования на её развитие.

Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в которых директор имеет управленческую подготовку, подтвержденную документами о профессиональном образовании (специальность менеджер) и/или профессиональной переподготовке. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень. Количество высвобожденных работников общеобразовательных учреждений. Показатели мониторинга

Спасибо за внимание! Татьяна Геннадьевна Новикова, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО