1 РЕАЛИЗАЦИЯ КПМО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ЭФФЕКТЫ, ЗАДАЧИ Доклад Л.Н.АНТОНОВОЙ, Министра образования Правительства Московской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный проект модернизации образования, Иванова Нина Михайловна, заместитель председателя комитета образования,науки и молодежной политики Новгородской.
Advertisements

Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «ПРИЗНАНИЕ» 24 апреля 2008 года г.КОРОЛЁВ.
Новая система оплаты труда работников образования и введение НПФ повышение качества образования рассматривается как одна из приоритетных задач РКПМО.
Омплексный роект одернизации бразования. «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
Электронный мониторинг КПМО Семинар 29 октября 2008 г. для руководителей муниципальных органов управления образованием и муниципальных операторов.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Еврейской автономной области Председатель комитета образования ЕАО Е.А. Сильянов.
Работа с мониторинговыми таблицами в рамках «Комплексного проекта модернизации образования»
Декабрь 2009 г.. Направления КПМО 1.Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)
Отчет о достижении взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования муниципальным образованием Парабельский район в
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
Об итогах реализации комплексного проекта модернизации образования в Ивановском муниципальном районе.
Комплексный проект модернизации: итоги 2007 года идеи и планы 2008 года Андрей Владимирович Лученков, заместитель руководителя агентства образования.
Анализ реализации КПМО в Талдомском муниципальном районе.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА В РАМКАХ КПМО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ» N Наименование показателя Запланированное.
Г.Томск- г.Томск г.. Финансирование в рамках Соглашения Направления ФБ (КПМО), ОБ, в тыс.руб. Софинансирование МО, в тыс. руб. Повышение квалификации.
УСП Нормативно-правовая база федерального уровня Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. 848 «О мерах государственной поддержки субъектов.
Переход на нормативно – подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Транксрипт:

1 РЕАЛИЗАЦИЯ КПМО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ЭФФЕКТЫ, ЗАДАЧИ Доклад Л.Н.АНТОНОВОЙ, Министра образования Правительства Московской области на общественном обсуждении 28 апреля 2008 года

2 Финансирование РКПМО Московской области в 2007 году

3

4 1. Введение новой системы оплаты труда Новая система оплаты труда позволила: повысить стимулирующую роль заработной платы за результаты и качество педагогического труда. При этом критерии и показатели результативности и качества устанавливаются по согласованию с общественными советами школ; дифференцировать уровень оплаты труда в зависимости от профессиональной квалификации работников и качества их труда; в пилотных общеобразовательных учреждениях оплата труда руководителей поставлена в зависимость от средней оплаты труда педагогических работников. По отношению к средней заработной плате в целом по экономике Московской области заработная плата в образовании составляет 87,6%.

5 Наименование показателяПлан 2007г.Факт 1.1Наличие действующей региональной НСОТ, обеспечивающей действие всех установленных принципов -нет 1.1аСтепень реализации принципов НСОТ-5 из Рост номинального значения средней заработной платы за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 г. (по образовательным учреждениям, перешедшим на НСОТ) 25%43; 1.3.Фактическая доля оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в среднем по субъекту РФ 65%64,0% 1.4Доля муниципальных образований, образовательные учреждения которых перешли на НСОТ 20%97,14% 1.5Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в субъекте РФ 15%97,48%

6 Основные задачи на 2008 г. установление прямой зависимости заработной платы учителей не только от нагрузки, но и от количества учащихся, с которыми он работает; учет внеаудиторной занятости учителя; учет приоритетности и сложности предметов в зависимости от реализуемой общеобразовательной программы; оптимизация штатного расписания; рациональное использование средств, выделяемых на оплату труда.

7 Что сделано утвержден приказ Министерства образования Московской области 409 от об апробации модельной методики НСОТ; утверждена модельная методика, данные документы согласованы с Главным управлением по труду, направлены в муниципальные образования; с 1 апреля 2008 года апробация введения Модельной методики начата в 15 школах 15 пилотных муниципалитетов.

8 2. Введение нормативного подушевого финансирования ОУ Дальнейшее совершенствование НСОТ неразрывно связано с введением нормативного подушевого финансирования, которое должно быть полномасштабно осуществлено с 1 сентября текущего года.

9 Наименование показателяЗапланирован- ное значение на 2007г. Фактически достигнутое значение 2.1Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в субъекте РФ 2042,86 2.2Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений в субъекте РФ 1522,85 2.3Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно от общего числа общеобразовательных учреждений 9086,6

Относительное (к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразо-вательных учреждений, расположенных в городской местности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ аВеличина нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразо-вательных учреждений, расположенных в городской местности 17, Относительное (к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразо-вательных учреждений, расположенных в сельской местности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ 20

аВеличина нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности 31, Доля учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на зарплату учителей и учебные расходы в среднем по субъекту РФ 6,8 2.6Наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего подушевые нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на реализацию госстандарта (зарплату и учебные расходы) Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании» от /2007-ОЗ

12 Что сделано по введению нормативного финансирования в муниципалитетах и школах в 2007 г. проведен анализ статистических и финансовых показателей, что позволило получить целостную и достоверную картину финансово- экономического состояния каждого общеобразовательного учреждения области. Разработаны методические подходы к определению нормативных затрат на реализацию общеобразовательных программ. Проведен расчет коэффициентов удорожания нормативов затрат в зависимости от вида реализуемых образовательных программ. Внесены изменения в Закон Московской области «Об образовании» в части уточнения методики расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ (Закон МО от /2007-ОЗ).

13 В настоящее время ведется подготовка Закона Московской области «О Методике расчета нормативов стоимости предоставления государственных услуг по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования в образовательных учреждениях Московской области, применяемых для определения объема субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в системе образования Московской области»

14 Норматив формируется с учетом особенностей финансирования по ступеням обучения; нормативного соотношения в фонде оплаты труда расходов на заработную плату учителей и другого персонала; нормативного соотношения тарифного фонда и фонда доплат и надбавок; расходов на обеспечение образовательного процесса. По каждому виду общеобразовательных программ (обычные, гимназические, коррекционные и др.) устанавливаются свои нормативы, как это предусмотрено Законом РФ «Об образовании».

15 Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании установленного подушевого норматива и количества обучающихся, и с учетом поправочных коэффициентов, долю средств: на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты; самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников.

16 РИСКИ, ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РКПМО возможное сокращение педагогических кадров при введении новой системы оплаты труда и реорганизации сети; напряжение внутри коллективов, возникающее при уходе от привычной уравнительной системы оплаты труда; сокращение объемов финансирования малокомплектных школ при введении нормативного подушевого финансирования; негативные реакции местного населения на планы закрытия или реорганизации школ.

17 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Наиболее актуальной и срочной работой в связи с введением с 1 сентября в Московской области новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда, стала разработка примерных критериев и показателей качества и результативности труда педагогических и руководящих работников.

18 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) В основе критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых: качество освоения учебных программ; динамика учебных и неучебных достижений учащихся; результативность участия в олимпиадах, конкурсах и др.; работа по привлечению учащихся к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета и др.

19 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Предлагаемые показатели предель- но конкретны, что сводит к минимуму риски субъективизма при их применении и предотвращает возможное недовольство некоторой части работников, привыкших к уравнительной системе распре- деления.

20 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Качество и результативность труда руководящих работников общеобразовательных учреждений оценивается по таким критериям как: качество и общедоступность общего образования в учреждении; создание условий для осуществления учебно- воспитательного процесса; состояние кадровых ресурсов образовательного учреждения; эффективность управленческой деятельности; сохранение здоровья учащихся в учреждении и др.

21 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Разработаны, утверждены МОМО и разосланы в муниципальные органы управления образо- ванием и образовательные учреждения: «Методические рекомендации о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда руководящих работников общеобразовательных учреждений Московской области» «Методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей в общеобразовательных учреждениях Московской области».

22 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) В результате в сентябре 2007 года во всех общеобразовательных учреждениях Московской области на основе примерных критериев и показателей были разработаны и приняты Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников. В настоящее время проводится мониторинг применения этих Положений. Анализ результатов применения критериев и показателей по итогам первого полугодия 2007/2008 учебного года станет основанием для совершенствования как самих критериев, так и методических рекомендаций по их применению.

23 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Разработка и утверждение в установленном порядке Положения о системе оценки качества образования Московской области. Этот документ должен придать организационную стройность, функциональное единство системе оценки качества образования, закрепить ее цели, задачи, принципы, процедуры и инструменты оценки качества образования, направления информационных потоков. Проект этого документа разработан и проходит согласование в МОМО

24 Задачи на 2008 год: Проанализировать реальный опыт распределения стимулирующей части ФОТ и разработать на этой основе Примерное положение об оценке результативности деятельности учителя, которое можно будет применять и при распределении стимулирующей части ФОТ, и при выявлении лучших учителей в рамках ПНПО, и при аттестационных процедурах.

25 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Наиболее масштабным по трудозатратам и количеству участников мероприятием в рамках развития системы оценки качества образования Московской области стало проведение апробации кластерной модели оценки состояния образовательных систем. В апробации участвовали все 72 муниципальных образования, все общеобразовательные учреждения Московской области. В ходе этого мероприятия было проведено обучение всех муниципальных координаторов третьего направления РКПМО по программам «Управление качеством образования» и «Мониторинг и статистика образования».

26 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Впервые по всем используемым показателям были рассчитаны их средние региональные значения, необходимые как ориентиры для многих процедур оценки качества образования как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровнях. В соответствии с апробируемой методикой была проведена кластеризация муниципальных образований по показателям качества условий, процесса и результата. Это дало полную картину состояния муниципальных образовательных систем, выявило как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Московской области.

27 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Важнейшим направлением деятельности в системе оценки качества образования Московской области является исследование внеучебных достижений школьников. В этом направлении систематические работы только начинаются, тем не менее, апробирован блок показателей внеучебных достижений обучаемых в рамках кластерной модели оценки состояния образовательных систем. ЦКО АСОУ проведены полевые этапы двух исследований внеучебных достижений учащихся – оценка социальной толерантности и социальной компетентности учащихся старших классов. Инструментарий этих исследований применяется в Московской области в рамках федерального проекта «Разработка механизмов и моделей управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов»

28 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Одно из обязательств в рамках РКПМО – переход к государственной аккредитации образовательных учреждений с учетом качества образования. Целью и содержанием экспертизы при гос. аккредитации ОУ является: Установление исполнения ОУ требований гос. обр. стандартов при организации обучения по обр. программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных обр. программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ; соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов; статуса (типа, вида) ОУ на основании анализа деятельности ОУ.

29 3. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО) Разработаны: «Порядок проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений при государственной аккредитации», «Информационная карта образовательного учреждения», «Экспертное заключение» и «Заключение по итогам экспертизы деятельности образовательного учреждения при государственной аккредитации» (Приказ Министерства образования от «Об утверждении порядка проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений Московской области при государственной аккредитации»).

30 4. Развитие сети ОУ Реализация проекта позволила привлечь значительные инвестиции в улучшение условий обучения учащихся: ремонт, закупки учебных кабинетов, оборудования для столовых, оборудования для оснащения медицинских кабинетов, техноло- гического оборудования для прачечных, закупки учебно-наглядного и компьютерного оборудования.

31 4. Развитие сети ОУ Разработан пакет документов Примерное положение о сельском социокультурном комплексе, Примерное положение о базовой школе, Примерное положение о филиале общеобразовательного учреждения, Рекомендации по разработке муниципальных программ развития сети. Рекомендации по нормативному обеспечению перспективных моделей развития сети.

год разработка моделей развития сети и определение оптимальных моделей для разных муниципальных образований разработка нормативной базы мониторинг условий организации образова- тельного процесса разработка муниципальных программ развития сети консультирование, обучение,

33 Оптимизация сети закрыто (ликвидировано) 13 образовательных учреждений в 9 муниципальных образованиях, реорганизовано 5 школ, изменены статусы 4 школ.

34 Развитие сети образовательных учреждений федеральный бюджет – 383, 960 млн. руб. бюджет Московской области – 4 627, 28 млн. руб. Улучшение условий организации обучения, повышение качества условий организации образовательного процесса

35 Развитие сети образовательных учреждений в 175 школах обновлена мебель приобретено 125 комплектов (мобильные классы) 2.1 Приобретение мебели и оборудования: федеральный бюджет - 78,270 млн. руб. бюджет Московской области – 22,345 млн. руб. Приобретение компьютерных классов: бюджет Московской области - 72,55 млн. руб.

36 Развитие сети образовательных учреждений В 143 школах приобретается технологическое оборудование для столовых и пищеблоков, медкабинетов Для школ приобретено компьютеров 2.1 Приобретение мебели и оборудования (продолжение): Приобретение технологического оборудования для столовых и пищеблоков, медкабинетов: федеральный бюджет - 18,470 млн. руб. бюджет Московской области - 7,060 млн. руб Приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения: Бюджет Московской области - 80, 0 млн. руб.

37 Развитие сети образовательных учреждений Всего в 205 школах Московской области Ремонт учебных корпусов общеобразовательных учреждений (включая ремонт кровель, санузлов, учебных кабинетов, систем электроснабжения, водоснабжения, канализации, замену окон, общестроительные работы) в 110 школах 2.2. Капитальный ремонт: ВСЕГО: федеральный бюджет - 240, 330 млн. руб. бюджет Московской области - 110, 0 млн. руб.

38 Развитие сети образовательных учреждений Капитальный ремонт столовых и пищеблоков общеобразовательных учреждений в 21 школе Капитальный ремонт спортивных сооружений общеобразовательных учреждений в 45 школах 2.2. Капитальный ремонт: федеральный бюджет – 15, 160 млн. руб. бюджет Московской области – 1, 100 млн. руб. федеральный бюджет 26, 050 млн. руб. бюджет Московской области – 15, 200 млн. руб.

39 Развитие сети образовательных учреждений Капитальный ремонт актовых залов общеобразовательных учреждений в 11 школах Капитальный ремонт ограждений общеобразовательных учреждений в 18 школах 2.2. Капитальный ремонт: федеральный бюджет – 10, 900 млн. руб. бюджет Московской области – 1, 0 млн. руб. федеральный бюджет – 16, 450 млн. руб.

40 Московская область Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства NНаименование показателя Запланированное значение на 2007 г. Фактически достигнутое значение Показатель выполнения обязательств 4.1 Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса 50.0 %34.05 %68,1% 4.2 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности чел чел.95,86% 4.3 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности 11.8 чел чел.121,3% 4.4 Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень 56.1 чел.65.0 чел.114,8%

41 Задачи 2008 комплексное сопровождение муници- пальных программ развития сети создание базовых школ обеспечение безопасности автобусных перевозок управление социальными рисками развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений

42 Московская область 5. Расширение общественного участия в управлении образованием NНаименование показателя Запланированное значение на 2007 г. Фактически достигнутое значение Показатель выполнения обязательств 5.1 Доля ОУ, в которых согласно уставу создан и действует орган государственно-общественного управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части ФОТ 65.0 %91.13 %140,2% 5.2 Доля муниципальных образований, имеющих орган государственно-общественного управления образованием, ориентированный на его развитие, в т.ч. обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей ОУ 65.0 %87.14 %134,06% 5.3 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный публичный отчет 80.0 %86.73 %108,4%

43 Московская область 5. Расширение общественного участия в управлении образованием NНаименование показателя Запланированное значение на 2007 г. Фактически достигнутое значение Показатель выполнения обязательств 5.4 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты 75.0 %77.41 %103,2% 5.5 Доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели 80.0 %100.0 %125% 5.6 Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период) 55.0 %100.0 %181,8%

44 Задачи 2008 обеспечение эффективной работы созданных органов государственно-общественного упра- вления, недопущение имитации и формализма повышение качества публичных докладов и сайтов школ развитие системы участия общественности в оценке и контроле качества образования развитие системы обучения общественных управляющих и экспертов

45 6. Управление проектом. Повышение квалификации Прошли специальную подготовку в системе обучения управленческих и педагогических кадров по направлениям РКПМО около 2400 человек. Среди них: вступившие в проект в 2007 году в пилотном режиме: представители 15 муниципальных управленческих команд (90 специалистов), 319 школьных проектных команд (1250 чел.) = всего 1340 человек. 600 руководителей и специалистов непилотных территорий, 427 общественных управляющих.

46 Сайт сопровождения проекта Московской области

47 Наименование показателяПлан 2008Факт на Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) по отношению к уровню 2006 года, в % 45 %142,5% 1.3. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобра- зовательных учреждений, в % 68%65% 1.4. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ, в % 70%100% 1.5. Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в субъекте РФ, в % 50%99,4%

48 NНаименование показателя План 2008 год По состояни ю на Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности 24.0 чел чел. 4.3 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности 12.3 чел чел. 4.4 Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень 59.2 чел чел.

49 N Наименование показателя План 2008 год По состоян ию на Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно- общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения 85.0 % 96.9 % 5.2 Доля муниципальных образований, имеющих орган государственно- общественного управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений 85.0 % % 5.3 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности % % 5.4 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет % % 5.5 Доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели % 5.6 Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период) 85.0 % 92.0 %