Идентичность и дискурс Александр Сунгуров Курс «Современные проблемы истории и методологии политической науки» Тема 12.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Advertisements

Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Выполнила: Студентка 1 го курса 13 ГМУ Кучаева Рамиля.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии Тема: Общество : понятие, признаки, типы.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Капышкина Яна. Английский социолог, создавший теорию структурами, в которой пытался преодолеть двойственность социологических подходов к анализу общества.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
ЛЕКЦИЯ «Социальные институты и организации в современном обществе» Учебные вопросы 1.Социальные институты общества: их сущность и функции. 2. Организация.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
Транксрипт:

Идентичность и дискурс Александр Сунгуров Курс «Современные проблемы истории и методологии политической науки» Тема 12

Структура лекции 1. Концепция идентичности 1. Концепция идентичности 2. Теория дискурса 2. Теория дискурса 3. Концепция социального капитала 3. Концепция социального капитала 4. Кратко о социальных сетях 4. Кратко о социальных сетях 5. Права человека: как идея становится реальным фактором политической жизни 5. Права человека: как идея становится реальным фактором политической жизни

1. Концепция идентичности Категория идентичности фиксирует важный элемент того, что в социологии знания называется субъективной реальностью, Категория идентичности фиксирует важный элемент того, что в социологии знания называется субъективной реальностью, социально детерминированные представления индивидов о своем «Я», складывающиеся в результате соотнесения с некоторыми «Другими», социально детерминированные представления индивидов о своем «Я», складывающиеся в результате соотнесения с некоторыми «Другими», осуществляемого как самими индивидами, так и их окружением. осуществляемого как самими индивидами, так и их окружением. Результат - сложное и порой конфликтное переплетение идентификации и самоидентификации. Результат - сложное и порой конфликтное переплетение идентификации и самоидентификации.

В основе идентификации/ самоидентификации лежит различение «Я» и «Другого», которое выстраивается через отношения, с одной стороны, сходства, подобия, тождества, а с другой стороны различия. лежит различение «Я» и «Другого», которое выстраивается через отношения, с одной стороны, сходства, подобия, тождества, а с другой стороны различия. Люди различаются между собой по множеству параметров, и далеко не все различия служат демаркаторами, разделяющими «Нас» и «Других»: Люди различаются между собой по множеству параметров, и далеко не все различия служат демаркаторами, разделяющими «Нас» и «Других»: лишь некоторым из них, причем в определенном контексте, мы приписываем особый смысл. лишь некоторым из них, причем в определенном контексте, мы приписываем особый смысл.

Понятие «идентичность» пришло в социальную теорию и широкий общественно-политический дискурс из философии и психоанализа пришло в социальную теорию и широкий общественно-политический дискурс из философии и психоанализа Сейчас есть две тенденции: широкое распространение понятия «идентичность» в публичной риторике Сейчас есть две тенденции: широкое распространение понятия «идентичность» в публичной риторике и попытки его деконструкции в научном дискурсе, направленные на преодоление представлений о целостной, аутентичной и неизменной идентичности. и попытки его деконструкции в научном дискурсе, направленные на преодоление представлений о целостной, аутентичной и неизменной идентичности.

Социальный конструктивизм оспаривает представление об идентичности как о чем-то, естественно предопределенном и неизменном, как о некой внутренней сущности, которой якобы обладают индивиды и группы. оспаривает представление об идентичности как о чем-то, естественно предопределенном и неизменном, как о некой внутренней сущности, которой якобы обладают индивиды и группы. Отметим, что конструктивисты вовсе не склонны интерпретировать идентичность исключительно как результат индивидуальной воли Отметим, что конструктивисты вовсе не склонны интерпретировать идентичность исключительно как результат индивидуальной воли

Надо различать «идентичность» как категорию практики и анализа На практике мы иногда прибегаем к этому понятию в процессе саморефлексии, пытаясь понять себя, свою деятельность, то, что объединяет нас с другими и отличает от них. На практике мы иногда прибегаем к этому понятию в процессе саморефлексии, пытаясь понять себя, свою деятельность, то, что объединяет нас с другими и отличает от них. Это понятие весьма широко используется политическими антрепренерами, стремящимися убедить людей определенным образом понимать себя и свои интересы. Это понятие весьма широко используется политическими антрепренерами, стремящимися убедить людей определенным образом понимать себя и свои интересы. «Идентичность» была и остается одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации «Идентичность» была и остается одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации

В Современном обществе идентичности становятся все более множественными, фрагментированными, зависимыми от контекста; они имеют радикально исторический характер и постоянно находятся в состоянии изменения и трансформации идентичности становятся все более множественными, фрагментированными, зависимыми от контекста; они имеют радикально исторический характер и постоянно находятся в состоянии изменения и трансформации Логично говорить об идентификации: это ориентирует на анализ сложных и противоречивых процессов (а отнюдь не автоматических механизмов), результатом которых (никогда не окончательным) являются конкретные представления об идентичности. Логично говорить об идентификации: это ориентирует на анализ сложных и противоречивых процессов (а отнюдь не автоматических механизмов), результатом которых (никогда не окончательным) являются конкретные представления об идентичности.

Идентичность производится всегда в контексте социальных отношений, поэтому отнесение/самоотнесение к определенным группам является одной из важнейших составляющих нашего «Я». социальных отношений, поэтому отнесение/самоотнесение к определенным группам является одной из важнейших составляющих нашего «Я». «Группы конституируют индивидов» «Группы конституируют индивидов» Индивиды конечно могут отвергнуть групповую идентичность Индивиды конечно могут отвергнуть групповую идентичность Но самопризнание и признание со стороны других тесно взаимосвязаны, и «образ» группы, к которой мы себя относим (или нас относят другие) способен весьма ощутимо влиять на наше самовосприятие. Но самопризнание и признание со стороны других тесно взаимосвязаны, и «образ» группы, к которой мы себя относим (или нас относят другие) способен весьма ощутимо влиять на наше самовосприятие.

Группы являются скорее продуктом постоянного различения и исключения, определения и переопределения, нежели следствием «естественно» существующего единства. скорее продуктом постоянного различения и исключения, определения и переопределения, нежели следствием «естественно» существующего единства. Однако это обстоятельство нередко упускается из виду, что создает опасность реификации (овеществления) наличных механизмов воспроизводства идентичности Однако это обстоятельство нередко упускается из виду, что создает опасность реификации (овеществления) наличных механизмов воспроизводства идентичности

Как только мы начинаем приписывать идентичность коллективу возникает риск ее превращения в некую природно-объективную реальность, которая обрастает мифами (классический пример – стереотипные представления о «национальном характере»). возникает риск ее превращения в некую природно-объективную реальность, которая обрастает мифами (классический пример – стереотипные представления о «национальном характере»). эти мифы сами по себе являются результатом символической борьбы, соперничества разных способов классификации и называния, разных нарративов об идентичности эти мифы сами по себе являются результатом символической борьбы, соперничества разных способов классификации и называния, разных нарративов об идентичности

В жизни всегда сосуществует несколько нарративов об идентичности, соперничающих друг с другом за политический рынок, и граждане могут делать между ними выбор (Д.Мартин, 1995) об идентичности, соперничающих друг с другом за политический рынок, и граждане могут делать между ними выбор (Д.Мартин, 1995) Важно помнить, что группы, которые «конституируют индивидов», сами постоянно находятся в состоянии определения и переопределения. Важно помнить, что группы, которые «конституируют индивидов», сами постоянно находятся в состоянии определения и переопределения.

Эти соображения о важности различения «идентичности» как категории практики и анализа следует иметь в виду при оценке требований признания и защиты политических, социальных и культурных прав различных групп, как категории практики и анализа следует иметь в виду при оценке требований признания и защиты политических, социальных и культурных прав различных групп, занимающих подчиненное положение в обществе, занимающих подчиненное положение в обществе, которые выдвигаются целым рядом политических движений конца ХХ – начала XXI в которые выдвигаются целым рядом политических движений конца ХХ – начала XXI в

2. Теория дискурса Работа Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф – подход к анализу формирования, доминирования и изменения идей, символов и – шире – разделяемых обществом политических предпочтений. Работа Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф – подход к анализу формирования, доминирования и изменения идей, символов и – шире – разделяемых обществом политических предпочтений. В дискурсе происходит артикуляция различных означающих, связанных друг с другом; таким образом означающих приписывается специфической знчение В дискурсе происходит артикуляция различных означающих, связанных друг с другом; таким образом означающих приписывается специфической знчение

В рамках дискурса Производится не только мировозрение, но и в некотором смысле сами акторы - поскольку их идентичности не являются изначально заданными, и формируются политически, то есть через дискурсивную борьбу за означивание. Производится не только мировозрение, но и в некотором смысле сами акторы - поскольку их идентичности не являются изначально заданными, и формируются политически, то есть через дискурсивную борьбу за означивание. Согласно Лаклау и Муфф, производство политических проектов является дискурсивной операцией, влекущей за собой языковые (риторические) и неязыковые (социальные акты) элементы Согласно Лаклау и Муфф, производство политических проектов является дискурсивной операцией, влекущей за собой языковые (риторические) и неязыковые (социальные акты) элементы

Под политическими проектами Здесь понимаются попытки определения идентичностей и разграничения политического пространства с целью приобретения власти. Здесь понимаются попытки определения идентичностей и разграничения политического пространства с целью приобретения власти. Иначе, теория Лаклау и Муфф предполагает, что «реальность» создается посредством дискурса Иначе, теория Лаклау и Муфф предполагает, что «реальность» создается посредством дискурса

Дискурсы могут быть определены Как системы, в рамках которых социальные взаимодействия приобретают определенное значение: Как системы, в рамках которых социальные взаимодействия приобретают определенное значение: дискурсы связывают изначально разнородные элементы в относительно устойчивое единство и, таким образом, дискурсы связывают изначально разнородные элементы в относительно устойчивое единство и, таким образом, производят систему ценностей и представлений, внутри которой элементы получают (условное) значение. производят систему ценностей и представлений, внутри которой элементы получают (условное) значение.

Лаклай и Муфф называют Этот процесс «связывания» артикуляцией: «мы будем называть артикуляцией любую практику, устанавливающую отношения между элементами таким образом, Этот процесс «связывания» артикуляцией: «мы будем называть артикуляцией любую практику, устанавливающую отношения между элементами таким образом, что их сущность изменяется с изменением данной практики. что их сущность изменяется с изменением данной практики. Структурированную целостность, которая возникает в результате практики артикуляции, мы будем называть дискурсом». Структурированную целостность, которая возникает в результате практики артикуляции, мы будем называть дискурсом».

И еще определения дискурса: Дискурс - общественно-принятые способы восприятия и интерпретации окружающего мира, закрепившиеся в языке и иных смысловых системах. Дискурс - общественно-принятые способы восприятия и интерпретации окружающего мира, закрепившиеся в языке и иных смысловых системах. В понятии дискурса зафиксировано представление о том, что наши речевые практики (т.е. то, как мы говорим о тех или иных вещах) не просто отражают мир вокруг нас, но систематически конструируют его. В понятии дискурса зафиксировано представление о том, что наши речевые практики (т.е. то, как мы говорим о тех или иных вещах) не просто отражают мир вокруг нас, но систематически конструируют его. Так, меняющиеся представления о правах человека несомненно имеют дискурсивную природу Так, меняющиеся представления о правах человека несомненно имеют дискурсивную природу

«Дискурс» - есть коммуникативное событие происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и другом контексте. происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и другом контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие.

Определения М.В.Ильина: Дискурс – последовательное развертывание смыслов, выраженных словами, знаками и значащими действиями Дискурс – последовательное развертывание смыслов, выраженных словами, знаками и значащими действиями Дискурс – это просто маленький язык Дискурс – это просто маленький язык

3. Концепция социального капитала понятие, введенное П. Бурдье в статье "Формы капитала" (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод понятие, введенное П. Бурдье в статье "Формы капитала" (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод является продуктом общественного производства, материальных и тем самым классовых практик, средством достижения групповой солидарности. является продуктом общественного производства, материальных и тем самым классовых практик, средством достижения групповой солидарности.

В таком понимании С.К. выступает не только и не столько причиной экономических выгод, сколько проявлением социально-экономических условий и обстоятельств; он является групповым ресурсом и не может быть измерен на индивидуальном уровне выступает не только и не столько причиной экономических выгод, сколько проявлением социально-экономических условий и обстоятельств; он является групповым ресурсом и не может быть измерен на индивидуальном уровне Связи между экономическим развитием общества и размером совокупного С.К. опосредованы политическим строем, религиозными традициями, доминирующими ценностями. Последователи Бурдье используют в основном качественные, этнографические и исторические методы оценки С.К. общностей Связи между экономическим развитием общества и размером совокупного С.К. опосредованы политическим строем, религиозными традициями, доминирующими ценностями. Последователи Бурдье используют в основном качественные, этнографические и исторические методы оценки С.К. общностей

Иная концепция была предложена Дж. Колманом в статье "Социальный капитал в производстве человеческого капитала" (1988). в статье "Социальный капитал в производстве человеческого капитала" (1988). Занимаясь процессами диффузии и влияния, социологическим анализом образования и коллективного действия, Колман основывал свое понимание С.К. на эмпирической традиции в американской социологии (антропологических исследованиях социальных сетей, сельской и городской социологии) Занимаясь процессами диффузии и влияния, социологическим анализом образования и коллективного действия, Колман основывал свое понимание С.К. на эмпирической традиции в американской социологии (антропологических исследованиях социальных сетей, сельской и городской социологии) и теории человеческого капитала и теории человеческого капитала

Социальный капитал является общественным благом, но создается свободным и рациональным индивидом для достижения собственных выгод. является общественным благом, но создается свободным и рациональным индивидом для достижения собственных выгод. Этот процесс предполагает социальный контракт, набор социальных норм, социальных обменов и, следовательно, некоторый базовый уровень доверия. Этот процесс предполагает социальный контракт, набор социальных норм, социальных обменов и, следовательно, некоторый базовый уровень доверия. Последователи Колмана рассматривают С.К. как атрибут индивида, дающий ему серьезные преимущества в достижении целей, карьере, защите имущества, доступе к информации. Последователи Колмана рассматривают С.К. как атрибут индивида, дающий ему серьезные преимущества в достижении целей, карьере, защите имущества, доступе к информации. С.К. рассматривается как основа либерального общества. С.К. рассматривается как основа либерального общества.

Экономическое значение С.К. состоит в том, что он уменьшает издержки на координацию совместной деятельности, заменяя контракты, формальные правила и бюрократические процедуры состоит в том, что он уменьшает издержки на координацию совместной деятельности, заменяя контракты, формальные правила и бюрократические процедуры отношениями доверия, усвоенными профессиональными стандартами, этикой общения - теми неформальными нормами, которые передаются культурными традициями и образованием. отношениями доверия, усвоенными профессиональными стандартами, этикой общения - теми неформальными нормами, которые передаются культурными традициями и образованием. Как и другие формы капитала, С.К. приносит дивиденды лишь в случае его активного использования: обмена, интериоризации и экстериоризации Как и другие формы капитала, С.К. приносит дивиденды лишь в случае его активного использования: обмена, интериоризации и экстериоризации

На индивидуальном уровне к получаемым выгодам С.К. относятся уровень здоровья, воспитание и обучение детей, возможности поиска работы, к получаемым выгодам С.К. относятся уровень здоровья, воспитание и обучение детей, возможности поиска работы, удовлетворенность жизнью, высвобождение времени (использование услуг), удовлетворенность жизнью, высвобождение времени (использование услуг), когнитивная простота мира (отсутствие необходимости самостоятельно решать все проблемы), когнитивная простота мира (отсутствие необходимости самостоятельно решать все проблемы), более широкая социальная идентификация; более широкая социальная идентификация;

На организационном уровне - - снижение текучести кадров, преемственность персонала, неформальные возможности повышения квалификации, коллективный прирост знаний, преемственность организационного поведения; - снижение текучести кадров, преемственность персонала, неформальные возможности повышения квалификации, коллективный прирост знаний, преемственность организационного поведения; на уровне общества - на уровне общества - - облегчение социального контроля и передачи социального опыта, солидарность, удешевление бюрократической машины. - облегчение социального контроля и передачи социального опыта, солидарность, удешевление бюрократической машины.

Работы Роберта Патнэма Книга "Заставляя демократию работать: гражданские традиции в современной Италии" (1993) Книга "Заставляя демократию работать: гражданские традиции в современной Италии" (1993) Сравнивая результаты реформы по децентрализации власти в Италии в 1960х годах, Патмэн обратил внимание на то, что северные регионы, где люди более социально активны (по показателям явки на выборах, участию в ассоциациях, заинтересованности в местных делах), Сравнивая результаты реформы по децентрализации власти в Италии в 1960х годах, Патмэн обратил внимание на то, что северные регионы, где люди более социально активны (по показателям явки на выборах, участию в ассоциациях, заинтересованности в местных делах), лучше воспользовались переданными полномочиями,. лучше воспользовались переданными полномочиями,.

в "пассивных" южных, наоборот, качество управления упало. в "пассивных" южных, наоборот, качество управления упало. При этом наблюдается четкая корреляция гражданской вовлеченности с историей - опытом независимости и самоуправления в средние века. При этом наблюдается четкая корреляция гражданской вовлеченности с историей - опытом независимости и самоуправления в средние века. Другая работа: "Игра в кегли в одиночку: крах и возрождение американского сообщества", 2000 Другая работа: "Игра в кегли в одиночку: крах и возрождение американского сообщества", 2000

Патнэм использовал трехфакторную модель С.К.: нормы взаимности, доверие и социальные сети. нормы взаимности, доверие и социальные сети. Два первых фактора являются по существу социально-психологическими атрибутами индивида. Поэтому Патнэм измеряет К.С. с помощью индивидуальных индикаторов: Два первых фактора являются по существу социально-психологическими атрибутами индивида. Поэтому Патнэм измеряет К.С. с помощью индивидуальных индикаторов: интенсивность и сила контактов, членство в общественных объединениях, электоральная активность, удовлетворенность взаимоотношениями, соблюдение норм взаимности, чувство безопасности, доверие к соседям и социальным институтам. интенсивность и сила контактов, членство в общественных объединениях, электоральная активность, удовлетворенность взаимоотношениями, соблюдение норм взаимности, чувство безопасности, доверие к соседям и социальным институтам.

Групповые или территориальные показатели получают посредством агрегации индивидуальных. показатели получают посредством агрегации индивидуальных. В анализе экономического развития нескольких регионов мира Патнэм показал, что изменение качества социальных отношений предшествовало экономическому развитию. В анализе экономического развития нескольких регионов мира Патнэм показал, что изменение качества социальных отношений предшествовало экономическому развитию. Что вызвало сильное недоверие социологов и экономистов Что вызвало сильное недоверие социологов и экономистов

Как Бурдье, так и Коулмен подчеркивали «неуловимость» социального капитала по сравнению с другими формами капитала. подчеркивали «неуловимость» социального капитала по сравнению с другими формами капитала. В то время как экономический капитал лежит на банковских счетах, а человечес­кий капитал сосредоточен в головах людей, В то время как экономический капитал лежит на банковских счетах, а человечес­кий капитал сосредоточен в головах людей, социальный капитал присущ социальной структуре взаимодействий. социальный капитал присущ социальной структуре взаимодействий.

Социальный капитал - ресурс, который актор постоянно должен соотносить со своим окружением. который актор постоянно должен соотносить со своим окружением. Индивид обладает социальным капиталом по отношению к другим, и эти другие должны действительно являться источниками удовлетворения его потребностей. Индивид обладает социальным капиталом по отношению к другим, и эти другие должны действительно являться источниками удовлетворения его потребностей. Мотивация участников обмена делает ресурсы широкодоступными. Мотивация участников обмена делает ресурсы широкодоступными.

Социальный капитал это достояние многих, не принадлежит никому отдельно. это достояние многих, не принадлежит никому отдельно. Он существует в 2 основных формах: : 1) взаимные обязательства; Он существует в 2 основных формах: : 1) взаимные обязательства; 2) возможность получения информации друг от друга 2) возможность получения информации друг от друга Его субстанция отношения между людьми. По своей структуре это совокупность сетевых контактов Его субстанция отношения между людьми. По своей структуре это совокупность сетевых контактов

4. Кратко о социальных сетях Социальная сеть (англ. social network) социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Социальная сеть (англ. social network) социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).англ. Сеть в самом общем виде может быть определена как организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам Сеть в самом общем виде может быть определена как организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам Эффект шести рукопожатий Эффект шести рукопожатий

Основные признаки сети связанность и непрерывная коммуникация - возможность (со)общения всех-со-всеми и каждого-с-каждым; связанность и непрерывная коммуникация - возможность (со)общения всех-со-всеми и каждого-с-каждым; горизонтальная организация – отсутствие единого центра или полицентричность; горизонтальная организация – отсутствие единого центра или полицентричность; включенность - каждый участник сети должен постоянно восполнять и доказывать свою полезность; включенность - каждый участник сети должен постоянно восполнять и доказывать свою полезность; равноправие – «каждый человек приходит в сеть свободным и равным в правах с другим, таким же пришедшим»; равноправие – «каждый человек приходит в сеть свободным и равным в правах с другим, таким же пришедшим»;

Сетевые структуры

Основные признаки сети - 2 относительная открытость входа-выхода; относительная открытость входа-выхода; набор разделяемых ценностей и интересов; набор разделяемых ценностей и интересов; ориентация на результат и высокую эффективность; ориентация на результат и высокую эффективность; мутагенность - адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды; мутагенность - адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды; способность к самоорганизации и саморегуляции. способность к самоорганизации и саморегуляции.