Лекция 3. Политическое решение как объект анализа: признаки, виды, структура Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политические технологии и правила их реализации Тема 10. Лекция.
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине «Государственное и региональное управление» Тема 5 «Принятие управленческого решения в органах государственной власти»
Новые подходы к разработке и принятию государственных решений.
Конституционная экономика Игровые теории экономических процессов. Основные понятия и классификация игр. Белова Т.А. группа ю.з-1841.
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Принятие управленческих решений. Два подхода в принятии решений Принятие правильных решений – это искусство. Им обладают люди, которые имеют индивидуальные.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Стандартизация как способ обеспечения качества. 2 Стандартизация и получатель услуг Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление.
Сетевой институт ДПО Сетевой институт ДПО Разработка инновационного проекта образовательным учреждением Сетевой институт ДПО distant.posidpo.ru.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Стратегическо е управление Выполнил студент 2 курса группы 1664 зс Клятченко Артур По дисциплине: Управление организацией.
С.В.Горохов, ИПОП "Эврика", 2011 Проектная деятельность в образовании.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Бихевиоралистская модель
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Транксрипт:

Лекция 3. Политическое решение как объект анализа: признаки, виды, структура Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ».

Структура лекции I. Политические решения как объект анализа II. Типологизация политических решений III. Компоненты информации, значимые для принятия политических решений IV. Основные теории процесса принятия политических решений

I. Политические решения как объект анализа Политические решения и действия, направленные на их реализацию - Основной фактор, характеристика взаимоотношений политической системы с внешней средой, Результат ее деятельности По которому оценивается эффективность работы основных институтов власти

Выработка и принятие политических решений Это механизм преобразования общественных требований в общеобязательные и публичные нормы, регулирующие взаимоотношения и определяющие распределение властных ресурсов в обществе с целью решения политически значимых проблем

Публичный характер решения – основной признак для разделения Политических и неполитических решений Публичность обусловлена: 1. Масштабностью последствий и ценой ошибки 2. Ресурсным дефицитом и неопределенностью при поиске решения 3. Направленностью на проблему

Иногда выделяют понятия «decision making» и «policy making» «Decision making» - «принятие политических решений» - ситуация выбора, предполагающего рациональное действие и применение санкций «Policy making» - «формирование политики» - процесс коллективных, взаимно пересекающихся решений в отсутствие субъекта, способного принять решения от имени (и обязательных для) участвующих сторон

II. Типологизация политических решений 1. По степени рационализации процесса 2. По уровню принятия и масштабу 3. С позиции условий принятия решения

1. По степени рационализации процесса выработки и принятия 1.1. Интуитивные решения – на основе субъективного ощущения правильности выбора 1.2. Решения, основанные на суждениях, в основе которых – практический опыт и элементарная логика прецедента 1.3. Рациональные решения, принятые с помощью объективного аналитического процесса, с применением формализованных методик и процедур анализа

2. По уровню принятия и масштабу 2.1. Стратегические решения, принимаются на высшем уровне управления, касаются важнейших проблем общества 2.2. Тактические решения – средний уровень управления, по вопросам деятельности соответствующего ведомства 2.3. Оперативные решения – низовой уровень; вопросы, требующие немедленного решения

3. С позиции условий принятия решения 3.1. Решения в условиях определенности – состояние среды известно, существует просчитываемость последствий 3.2. Решения в условиях риска – возможны разные состояния среды, но есть данные для определения вероятности этих состояний 3.3. Решения в условиях неопределенности – значения основных значимых факторов и состояний внешней среды неизвестны

При анализе процесса принятия решений надо ответить на два вопроса 1. Какого рода информацию могут использовать лица, принимающие решения, для выработки своего суждения? Информация – первичное сырье любого решения 2. Как политически значимые ценности коррелируют с принимаемыми решениями? Решение должно получить поддержку, что требует поиска оснований общих ценностей среди всех причастных акторов

Критическое значение информации для процесса принятия решения: 1. Кто какой информацией обладает? 2. Кто и как интерпретирует информацию, которой он обладает?

III. Компоненты информации, значимые для принятия политических решений: 1. Политические проблемы 2. Политические альтернативы 3. Политические действия 4. Политические результаты 5. Политические ограничения

1. Политическая проблема - актуальная ценность, потребность или возможность, которые можно реализовать в процессе действия Знание о проблеме – выявление информации о: Причинно-следственных связях проблемной ситуации О значимых целях, достижение которых и будет решением проблемы Понимание проблемы во многом определяет и эффективность ее решения

2. Политические альтернативы - потенциально возможные направления действий, способствующие достижению поставленных целей, Т.е. – разрешению проблемы Информация о причинно-следственных связях, характеризующих проблему - критична значима для поиска альтернатив

3. Политические действия Конкретный набор или последовательность шагов в рамках выбранной политической альтернативы, Направленных на решения проблемы (на достижение результатов) Предполагается знание о позитивных и негативных последствиях решений А также о политических и иных ограничениях

4. Политические результаты - наблюдаемые последствия политических действий Не все последствия намеренны и желаемы Важно понять, что именно получилось Именно на основе результатов осуществляется оценка политического решения С позиции его эффективности

5. Политические ограничения - условия, задающие спектр выбора путей решения проблемы Экономические ограничения – например, доступность ресурсов Правовые ограничения – допустимые формы и методы поведения властных структур Политические ограничения определяют «политическую проходимость» решения в пространстве координат, заданных Интересами, ценностями, идеологическими убеждениями других значимых субъектов политического процесса

Политическая поддержка - как условие жизнеспособности любого решения Политические решения могут черпать поддержку от: Исполнительной и законодательной власти Общественных и политических организаций Лидеров общественного мнения Рядовых граждан. Поддержка отражает приверженность заложенным в решении общественно значимым ценностям

Два типа политической поддержки 1. Поддержка «широкой общественности» 2. Поддержка «проблемной аудитории» - организаций и лиц, обладающих конкретным интересов, «делающим ставки» в данной проблеме «Стайкхолдеры» (stakeholders) Их наличие важно как для внесения проблемы в «повестку дня» Так и для отслеживания всего процесса принятия и реализации решений

IV. Основные теории процесса принятия политических решений 1. Предпосылки теории принятия политических решений 2. Рациональный подход 3. Поведенческий подход 4. Комплексный подход.

1. Предпосылки теории принятия политических решений 1.1. Математическая экономическая теория, от работ Даниила Бернулли (XVIII в.), Теория игр Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна 1.2. Теория государственного управления Вудро Вильсон и Макс Вебер – академические исследования организационного принятия решений

XX век: Герберт Саймон, Честер Барнард, Ричард Снайдер –Обогатили теорию принятия решений психологическим и социологическим ракурсами.

2. Рациональный подход – классический способ понимания Процесса принятия политического решения Опирается на микроэкономическую методологию Воспринимает эффективность как высшую ценность Цель – максимизировать «выход» (выгоды) при заданном уровне «входа» (издержки). Либо минимизировать издержки при заданном уровне выгод

Процесс принятия решения разделяется на пять шагов: 2.1. Определение целей 2.2. Идентификация альтернатив 2.3. Оценка последствий 2.4. Выбор решения 2.5. Возвращение на исходную позицию

2.1. Определение целей В качестве исходной позиции – идентификация проблемы, требующей решения, и Конечной цели, требующей достижения Сами цели задаются извне, т.е. посредством политического процесса (например, снижение уровня безработицы на 10%, повышение раскрываемости преступлений на 15%)

2.3. Оценка последствий Сравнение выгод и издержек каждой из предложенных альтернатив Оцениваются также косвенные последствия (экстерналии) В строгих методиках – требуется прийти к денежному выражению всех последствий каждой из альтернатив

2.4. Выбор решения Если все предыдущие компоненты анализа решения корректны Следует просто выбрать самый эффективный из рассмотренных вариантов решений Т.е. то, что даст наибольшие чистые выгоды либо максимальное отношение совокупных выгод с совокупным издержкам

2.5. Возвращение на исходную позицию Системный подход предполагает наличие «контура обратной связи»: Новые данные о достигнутых / недостигнутых результатах О последствиях принятого решения Дают основу для переопределения проблемы, новых целей и альтернатив

2.6. Проблемы рационального подхода: Проблема информации. Рациональный подход предъявляет высокие требования к ее объему, достоверности, надежности. Информационные потребности типовых рациональных методик часто не могут быть удовлетворены доступными ресурсами Либо превышают возможности ограниченной человеческой рациональности

Проблема ценностей (внешние ограничения) Рациональный подход избегает ответа на вопрос – кто и как определяет цели Предполагается, что это уже произошло на «вышестоящем» уровне принятия решений В реальности части и инстанции «сверху» расходятся в понимании заявленных целей, но и сам субъект принятия решений разрывается между Заданными «снизу» целями заинтересованных групп и категориями клиентов Итог – часто технически корректные решения - политически «непроходные»

Проблема ценностей (внутренние ограничения) Типовые калькуляции, например, для перевода выгод и издержек в денежное выражение, либо для весового значения альтернатив Могут скрывать за строгими формулами неявные ценностные приоритеты И фактически метод будет служить групповым и индивидуальным интересам

3. Поведенческий подход как реакция на недостатки рационального Цели, значимые при принятии решений, никогда или почти никогда не могут быть определены так четко, как требует рациональный подход Политические цели «безусловно, характеризуются следующими признаками: они множественны, противоречивы и неоднозначны» А.Вилдавски, 1973

В условиях плюралистической политической системы цели Периодически формулируются и меняются в зависимости от конфигурации политического большинства, Происходят демографические сдвиги. Новые знания и технологии меняют сам характер проблем и нашу способность их решить

Более того, основная задача при выработке политического решения - формирование политической поддержки большинства Предполагает именно расплывчатый характер целей и неоднозначные формулировки Критерий лучшего варианта решения – Практическая возможность достижения согласия по поводу данного решения со стороны всех заинтересованных сторон. «Нет иного способа подтверждения валидности политических целей, кроме самого факта существования общественного согласия в их отношении» Чарльз Линдблом, 1959

«Возможность делать ошибки и их исправлять» как преимущество Модели поведенческого подхода Механизмы принятия решений «должны быть спроектированы таким образом, чтобы ошибки были видимы и исправимы, заметны и обратимы, а значит, дешевы и допустимы» (А.Вилдавски, 1979) Инкрементальные решения, допускающие возможность коррекции, имеют большие шансы на мобилизацию политической поддержки

4. Комплексный подход Предполагает, что принятие политических решений является итогом взаимодействия 4.1. Политических и 4.2. Информационно- аналитических механизмов

4.1. Политические механизмы Относятся к ценностям и интересам, Подвержены влиянию политических акторов, находящихся в конкурентных отношениях по поводу распределения ресурсов Они выявляют пути согласования интересов участников политического процесса А также пути трансформации ценностей и интересов участников в цели политического организма в целом

4.2. Информационно-аналитические механизмы Применение акторами своих знаний и опыта для исследования спектра альтернативных решений и действий в целях решения проблем Из-за объективных ограничений, лица, решающие проблемы, могут быть признаны лишь «ограниченно рациональными» агентами. В реальности со-существуют оба типа механизмов, при этом информационно- аналитические всегда подчинены политическим И служат им поддержкой и обеспечением

Домики на берегу Темзы