НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ С.А. ТИТОВ СТАРШИЙ ЭКОНОМИСТ ВСЕМИРНЫЙ БАНК - МОСКОВСКИЙ ОФИС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
Advertisements

Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Опыт проведения фискальной децентрализации в России Астана, РК – 20 мая 2004 года И.В.Трунин Институт экономики переходного периода
Межбюджетные отношения в среднесрочной перспективе доктор экономических наук профессор кафедры Экономики и финансов РАНХиГС Пронина Л.И.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Г.В.Курляндская Бюджетные реформы в Российской Федерации: замысел и реализация г.Москва, 20 апреля 2004 г.
О проекте бюджета муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Комитет.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Выполнили: Бильтаева Ферида Филатова Оксана Москва 2014.
1 Основные факторы, влияющие на оценку стоимости имущества Гурьянова Л.В.
Анализ эффектов реализации КПМО в Республике Карелия Министр образования Республики Карелия Александр Селянин.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района «Барятинский район» на гг.
Об итогах социально-экономического развития города Шумерля за 2015 год и задачах на 2016 год Докладчик: заместитель министра финансов Чувашской.
Тел.: (095) Г.В.Курляндская Монетизация социальных льгот в свете реформы разграничения бюджетных полномочий 25 февраля 2004 г.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Департамент финансов Томской области О параметрах областного бюджета и возможностях при формировании «Народного бюджета» Первый заместитель начальника.
Транксрипт:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ С.А. ТИТОВ СТАРШИЙ ЭКОНОМИСТ ВСЕМИРНЫЙ БАНК - МОСКОВСКИЙ ОФИС

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ДОРЕФОРМЕННОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ Нечетко определены для разных уровней управления, особенно для уровня ниже регионального Слишком много расходных обязательств в совместном ведении Абсолютно непонятно кто регулирует, кто осуществляет финансирование и кто осуществляет предоставление услуг Существование неунифицированной системы управления на уровне ниже регионального В целом расходные обязательства не были ориентированы на предоставление услуг, а были сконцентрированы на поддержании бюджетной сети Широко распространены необеспеченные финансированием нефинансируемые мандаты

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НОВОЙ СИСТЕМЕ В целом существенный шаг вперед в смысле совершенствования юридической базы, создания достаточно стабильной и предсказуемой системы расходных полномочий Более детально определены виды расходных полномочий Расходные полномочия определены для всех уровней управления Серьезное уменьшение нефинансируемых мандатов - особенно по заработной плате и ряду социальных программ Унификация уровней управления (городские округа, муниципальные районы, поселения)

ЧТО МОЖНО УЛУЧШИТЬ В НОВОЙ СИСТЕМЕ? По-прежнему до конца четко не прописано, кто регулирует, кто осуществляет финансирование и кто осуществляет предоставление услуг Существование серьезного дисбаланса между уровнем автономии и контроля за доходами и уровнем ответственности за расходы (слишком мало собственных доходов, слишком много трансфертов с более высокого уровня управления на фоне подробно расписанных расходных полномочий) Недостаточно четко прописано перераспределение имущества между уровнями управления (трактовка имущества, как необходимого для реализации полномочий) Отсутствие надежных механизмов координации деятельности между разными уровнями управления как по горизонтали, так и по вертикали В целом недоучет в предложенной системе расходных полномочий некоторых объективных демографических и миграционных тенденций в российской экономике

МИГРАЦИОННЫЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ Распределение населения по стране определялось решениями плановых органов Советского Союза, а не рыночной экономикой Миграция населения с севера/востока на юг/запад России Демографические тренды (старение населения, уменьшение численности населения) Маятниковая миграция – типичная форма занятости для малых городов и сельской местности по крайней мере для Европейской части России - промежуточная форма миграции, вызванная невысокими доходами населения, неразвитостью рынка жилья и услуг финансовых институтов в жилищном секторе Неизбежная миграция населения в крупные города (недонаселены по сравнению со странами с сопоставимым уровнем доходов)

КАК УЧЕСТЬ ЭТИ ТРЕНДЫ? На мой взгляд, предложенная система основана на представлениях о мобильности населения, унаследованных от старой экономики Слишком большая роль отводится региональным властям, в то время как устойчивый, отвечающий современному пониманию диверсифицированной экономики, рост должен происходить в крупных городах Совсем необязательно в переходный период всех унифицировать Выделить крупные (в первую очередь столичные города) в системе управления Предоставить им большую независимость, большие доходные и расходные полномочия Для начала делегировать им ряд полномочий в социальной сфере Выработать систему взаимодействия (бюджетных потоков) таких городов с прилегающими территориями

МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ УПРАВЛЕНИЯ Школьные округа (межмуниципальное и даже в идеале межрегиональное взаимодействие, эффект масштаба, рост качества услуг, оптимальная транспортная доступность) Финансирование среднего образования в виде ваучеров (Чили, Чехия), а предоставление образовательных услуг любыми (необязательно государственными) институтами Создание механизмов взаимодействия по развитию и поддержанию дорожной сети Создание юридических механизмов по вертикальной и горизонтальной координации баз данных (находящихся в ведении разных уровней управления) в сфере социальной защиты населения (льготы, пособия по нуждаемости - оценка активов (машины, дома, квартиры, земельные участки), учет наименее защищенных слоев населения- бомжи, беспризорные дети)