Азербайджанская Республика
ОБШАЯ ИНФОРМАЦИЯ 8500тыс. чел. Население– : 8.6 млн. чел. Сельское 49% Городское 51% Плошадь: кв. км Климат: Летняя температура: 30 градусов C Зимняя температура: 4 градусов C Осадки : 200 – 300 мм Испарение мм
Некоторые социально- экономические показатели Секторы% ВВП Нефтяная промышленность Другие промышленности Сельское хозяйство Строительство Услуги ВВП на человека: 2000: US $ : US $ : US $ 2375
Основные свойства орошаемых земель Сельскохозяйственные земли Общие сельскохозяйственные земли:4.72 млн. га Пастбища:2.92 млн. га Культивированные земли:1.8 млн. га Орошаемые земли: 1.43 млн. га Самотеком:0.87 млн. га Механическим способом:0.56 млн. га Фактическая орошаемая площадь1.10 млн. га Площади под дренажом0.65 млн. га Существующие водные ресурсы Вода обеспечение: 32,2 млрд. куб м Общий объем водохранилищ: 22,6 млрд. куб м Среднее годовое водопользование:12 млрд. куб м Сельское хозяйство: 8,4 млрд. куб м Поливная вода на 1 га5874 куб. м/га
Развитие ирригационного сектора Ответственность за управление и эксплуатации и технического обслуживания ирригационной и дренажной инфраструктуры была передана из ММВХ в ОАО МВХ в 1993 году. Управление осуществляется на основе административно территориального принципа. В составе Общества имеются более 100 эксплуатационных управлений и другие структурные подразделения. Ликвидация колхозов и совхозов создали недостаток в управлении внутрихозяйственных систем и по этой причине система в 2000 году была передана на баланс Общества. Недостаток финансовых средств для эксплуатации и технического обслуживания осложнил возникшею ситуацию. В 2002 году определенные необходимые средства превысил бюджет Общества в 2 раза. В 1997 году был начат поэтапный переход к платному водопользованию. Цена за 1000 куб м воды составлял 0,12-0,60 $ США. Создание АВП на уровне внутрихозяйственных каналов.
Развитие АВП: 1-й этап Создание неофициальных АВП ?
Развитие АВП: второй этап Создание юридических АВП на основе нескольких законов В Азербайджане создание АВП было начато в 1997 году. До утверждения Президентом дополнений и изменений в законе О мелиорации и ирригации (июнь 2004 г.) для создания АВП не было адекватной и соответствующей юридической базы. Ассоциации созданные до 2004 года были обществами ограниченной ответственности. С юридической точки зрения эти Ассоциации были коммерческими организациями.
Развитие АВП: второй этап Создание юридических АВП на основе нескольких законов Создания 6 пилотных АВП ( га) была осуществлена в рамке проекта Приватизация Хозяйств и финансовой поддержке Международной Ассоциации Развития и Международного фонда по развитию сельского хозяйства в 1997 году. Реабилитационное инвестиция $ США 220- $ США /гa Улучшение распределения воды и повышение урожайности, добавление оплаты за услуги ирригации. Составление Устава для АВП Отсутствие различия между руководством и исполнительными органами. Устав не отвечает требованиям (после завершения проекта обеспечение зарплатой председателя и наемных рабочих приостановлены)
Развитие АВП: второй этап Создание юридических АВП на основе нескольких законов В 2000/2001 годах были созданы более 500 АВП Создание АВП в соответствии процедур и документов которые разработаны в рамках проекта Приватизация Хозяйств Для покрытие расходов на эксплуатационно техническое обслуживание АВП разрешено добавлять 25 % платы за услуги ирригации Оплата за услуги ирригации была эффективной Но информирование о членстве в АВП была не эффективной. На них смотрели как один из секторов ОАОМВХ.
Развитие АВП. Изученные основные уроки на втором этапе Для создания устойчивых АВП были изучены проекты по Приватизацию Хозяйств и материалы кампании проведенного в 2000/2001 годах: Потребность в юридической базы Для стимулирование АВП для самоуправления и активного членства определение различий между руководством и исполнительными органами Руководство и наемные рабочие не должны получать зарплату из других источников Для получения поддержки от других правительственных (муниципалитет, местные администрация, Министерство юстиции) и неправительственных организаций концепция АВП нуждается в масштабной пропаганде. Новые созданные АВП нуждаются тренингах о руководстве, планировании водораспределения и финансовом управлении. Чтобы укреплять знания изученные во время тренингов ново- созданные АВП нуждаются в поддержке после тренингов. Для реабилитации внутрихозяйственной инфраструктуры ново- созданные АВП нуждаются в кредите.
Переход между вторым и третьим этапами На основе изученных уроков правительство Азербай- джана одновременно приняло следующие меры: В 2003 году правительство Азербайджана во внутри Общества формировало центральные группы поддержки АВП в Баку и Нахичеване, а также группы поддержки в 60 районах. Разработка соответствующей юридической базы была начата в начале 2003 году и закончился в июне 2004 году В соответствии с законом «О мелиорации и ирригации» для пропаганды новой концепции АВП и реорганизации существующих АВП по технической и финансовой поддержки МБ начал разработку проекта Ирригация-2
Развитие АВП: третий этап Реорганизация АВП с целью определения их юридического статуса, усовершенствования их деятельности и укрепления эффективности и надежности оросительных систем: Дополнение и изменение в Закон О мелиорации и ирригации. Поправка в Закон О мелиорации и ирригации представляет собой главу регулирующий создание, регистрация, организация АВП и контроль его деятельности в Азербайджане, которая состоит из 15 статей Для осуществления поправки ЦГП приготовлены следующие документы: Образцовый Устав ( для общего и представительного собрания) Долгосрочные (10 лет) контракты о водоснабжении Годовой договор о водоснабжении Соглашение о передаче внутрихозяйственных систем в долгосрочное использование (20 лет) Акт инвентаризации
Развитие АВП: третий этап Проект для пропаганды новой концепции АВП (ИРСУУ) Цель проекта Усовершенствование ирригационно-распределительных систем и их управление (проект Ирригация-2): Усовершенствовать эффективность и финансовую устойчивость распределения и управления поливной водой на га орошаемых землях Поддерживать АВП и Общество МиВХ Срок осуществления проекта гг.
Развитие АВП: третий этап Компоненты проекта (ИРСУУ) 1. Создание, укрепление и развитие АВП (США $ 6.95 млн.) 2. Реабилитация внутрихозяйственной ирригационной и дренажной инфраструктуры (США $ 30 млн.) 3. Управления проектом (США $ 2.15 млн.)
Развитие АВП: третий этап Компонент 1: Развитие АВП Деятельность 1: Развитие потенциала для укрепления и тренинга АВП Деятельность 2: Укрепление АВП
Развитие АВП: третий этап Деятельность 1: Развитие потенциала для укрепления и тренинга АВП Проект помогает развитию институционального потенциала нового формированного ГП следующим образом: Финансирование покупок офисных и тренинговых оборудований, автомобиля и покрытия операционных расходов для 2 ЦГП и 12 ГП в 11 проектных районах Обеспечение офисами и оборудованиями других 48 ГП С целью создания, поддержке и укрепления АВП проведение тренингов для ГП со стороны группы технической поддержки
Развитие АВП: третий этап Деятельность 2: Укрепление АВП Проведение кампании для пропаганды новый концепции АВП. Стимулирование водопользователей путем организации семинаров информирования Семинары для информирования общества (местные и исполнительные органы и сотрудники соответствующих министерств) Кампания информирования общества После первоначальной информирования кампанией проведение со стороны ГП тренинга и инструктирования. В связи с эксплуатацией и техническим обслуживанием внутрихозяйственной сети приобретение малообъемных оборудований выбранных для восстановления АВП.
Развитие АВП: третий этап Данная ситуация : Развитие потенциала Тренинг членов ГП Вместе с ЦГП группа технической поддержки приготовил тренинговый материал о следующих основных темах: Процедуры формирования АВП Тренинговые умения Управление Финансовое управление Планирование годовой эксплуатации Планирование годового технического обслуживания Вместе с ЦГП группа технической поддержки проводил тренинг по выше указанным темам для ГП в 12 проектных районах. Для ГП в не проектных районах тесное сотрудничество между ЦГП и группой технической поддержки создал требующий потенциал в рамках общества. В не проектных районах тренинг продолжается.
Развитие АВП: третий этап Данная ситуация : Реорганизации АВП Кампания информирования о новой концепции АВП ГП вместе с мобилизационными специалистам организовали встречи информирования о АВП для водопользователей ЦГП проводил семинар информирования для представителей местного исполнительного органа и муниципалитета в каждом районе ЦГП с помощью группы осуществления проекта проводили кампанию информирования общества 4 брошюры, 5 плакатов С ноября 2005 года осуществляется радио вступления Сначала 2007 года выпускаются ежеквартально информационный бюллетень Печатается статьи в газетах В последнее время проводятся видео съемки Количество реорганизованных АВП 187 из 197 планированных АВП в проектных районах Средняя площадь услуги АВП: 2050 га Средняя площадь на каждого фермера ±2 га 230 из 400 планированных АВП в непроектных районах
Развитие АВП: третий этап Данная ситуация: Укрепление АВП Укрепление АВП состоит из проведения тренингов о финансовом управлении и планировании годовой ЭТО В проектных районах ГП начал проводить тренинги для АВП с января 2007 года В 12 проектных районах проводился 679 тренингов Первоначальная оценка тренинговой программы АВП показал что ГП умеет внедрит знание изученных в тренингах Уровень знания руководства и наемных рабочих слишком различается. Поэтому после тренинга АВП нуждается интенсивной инструкции.
Развитие АВП: третий этап Данная ситуация: Укрепление АВП Кроме тренинга АВП в связи с реабилитацией ирригационной и дренажной инфраструктуры были выбраны 12 АВП На территории 4 АВП проводиться реабилитационные работы. Для 4 АВП проводится оценка тендеров На территории 4 АВП закончился проектирование водохозяйственных систем
Развитие АВП: четвертый этап Федерации АВП ?