ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 11. Методы формирования нового заданного состояния экономического объекта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 15. Методы формирования нового заданного состояния экономического объекта.
Advertisements

ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 13. Методы формирования нового заданного состояния экономического объекта.
БИТЕК «Бизнес-инжиниринговые технологии» г. Москва, тел.: (495) , Internet: Учебный.
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 12. Методика обследования бизнес-процессов. Структурные модели предметной области.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Семинар-тренинг 5-8 октября 2014 года Особенности резервирования и обеспечения заказов клиентов Роман Сусов, 1С.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
1 Основы надежности ЛА Надежность сложных систем.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
Программная система «ABIS.BSC. Сбалансированная система показателей» Российская консалтинговая компания ООО Фирма «ВИП Анатех» , Москва, Сормовский.
Телеконференция «Новые возможности для бизнеса – переход с «1С:Управление производственным предприятием« на «1С:ERP Управление предприятием 2.0", 24 сентября.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Теория Курс пользователя типового реестра государственных и муниципальных услуг 1.
Лекция 3. Структурная декомпозиция работ проекта.
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Учебный курс Объектно-ориентированный анализ и программирование Лекция 4 Трансформация логической модели в программный код Лекции читает кандидат технических.
Транксрипт:

ТЕМА 4. Стадия предпроектного обследования Лекция 11. Методы формирования нового заданного состояния экономического объекта.

2 Методы стадии предпроектного обследования методы изучения и анализа фактического состояния экономического объекта и перспектив его развития; методы изучения и анализа фактического состояния экономического объекта и перспектив его развития; методы детального анализа предметной области; методы формирования нового заданного состояния экономического объекта. методы формирования нового заданного состояния экономического объекта.

3 Основные бизнес-процессы Производственные процессы Производственные процессы Разработка календарного плана производства; Разработка календарного плана производства; Производство продукта; Производство продукта; Упаковка продукта; Упаковка продукта; Складирование и хранение продукта; Складирование и хранение продукта; Подготовка продукта к отгрузке Подготовка продукта к отгрузке Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия Планирование и приобретение необходимых ресурсов; Планирование и приобретение необходимых ресурсов; Управление процессом закупок; Управление процессом закупок; Транспортная доставка; Транспортная доставка; Материально-техническое обеспечение сбыта Материально-техническое обеспечение сбыта Организация отправки и доставки покупателю; Организация отправки и доставки покупателю; Управление запасами; Управление запасами; Обеспечение гарантий качества продукции; Обеспечение гарантий качества продукции; Маркетинг и продажи; Маркетинг и продажи; Обслуживание Обслуживание Организация послепродажного обслуживания; Организация послепродажного обслуживания; Обработка рекламаций Обработка рекламаций

4 Вспомогательные бизнес-процессы Поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение) Поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение) Инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.) Инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.) Информационное обеспечение (Установление стандартов качества и контроля; Выбор информационных технологий; Управление хранением и получением информации); Информационное обеспечение (Установление стандартов качества и контроля; Выбор информационных технологий; Управление хранением и получением информации); Документооборот; Документооборот; Управление персоналом; Управление персоналом; Экономическая безопасность; Экономическая безопасность; Экология (Разработка стратегии охраны окружающей среды; Управление отношениями с государственными органами и общественностью по экологическим вопросам). Экология (Разработка стратегии охраны окружающей среды; Управление отношениями с государственными органами и общественностью по экологическим вопросам).

5 Бизнес-процессы развития Стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации); Стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации); Развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы, дизайн); Развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы, дизайн); Управление проектами; Управление проектами; Управление качеством. Управление качеством.

6 Методика обследования бизнес-процессов

7 I этап Цель этапа: Зафиксировать (идентифицировать) структуру организации и общие закономерности ее деятельности. Цель этапа: Зафиксировать (идентифицировать) структуру организации и общие закономерности ее деятельности. Запрос документов, регламентирующих деятельность организации Систематизация информации документы, определяющие функционирование организации в целом; документы, определяющие направления ее деятельности; документы, определяющие правила и принципы осуществления стратегического управления; стратегический план развития организации. Общие принципы функционирования организации. Направления деятельности. Правила взаимодействия с внешними организациями. Перечень основных бизнес-процессов. Отчет

8 II этап Цель этапа: Выявить общую структурную схему бизнес-процессов организации, зафиксировать функции подразделений. Цель этапа: Выявить общую структурную схему бизнес-процессов организации, зафиксировать функции подразделений. Предварительный запрос информации о функционировании подразделений Формирование отчета 1. Название подразделения. 2. Документы, определяющие условия работы подразделения и выполнение конкретных функций (регламенты, должностные инструкции, кодексы). 3. Функции подразделения. 4. Документы других подразделений (отчеты, справки, заказы, заявки и т.п.), поступающие в данное подразделение, необходимые для его работы. 5. Документы, появляющиеся в результате работы подразделения, которые используются в других подразделениях, передаются поставщикам, клиентам или архивируются. Запросная форма Подготовка положения о классификации бизнес-процессов

9 Содержание отчета по II этапу 1. 1.Структура организации Классификация бизнес-процессов Описание деятельности подразделений: название подразделения; документы, регламентирующие деятельность; выполняемые функции; входящие документы; исходящие документы; ревизия имеющихся организационных документов; результаты деятельности подразделения.

10 III этап : зафиксировать необходимые детали бизнес- процессов. Цель этапа: зафиксировать необходимые детали бизнес- процессов. Запрос информации о выполнении бизнес-процесса Разработка положений о документообороте в подразделениях 1.Первоначальные данные или информация, с поступления которых начинается выполнение функции 2.Данные, необходимые для выполнения функции. Их источники; 3.Данные, формируемые при выполнении функции. Их получатели; 4.Сотрудники организации, а также клиенты, поставщики и иные внешние организации, участвующие в выполнении функции; 5.Материалы и другие материальные ценности, необходимые и потребляемые при выполнении функции; 6.Материалы и другие материальные ценности, получаемые в результате выполнения функции; 7.Степень важности процесса в рамках работы подразделения. 8.Проблемы, возникающие при выполнении процесса: насколько критичны (влияют на общую деятельность организации; влияют на функционирование отдела; не значительны); зависят от работы: сотрудников/смежных подразделений/ поставщиков/клиентов, неблагоприятно влияют на: стоимость/время/качество выполнения процесса. 9.Время выполнения процесса. 10.Последовательность действий выполнения процесса. Подготовка положения о бизнес-процессах

11 Положение о бизнес-процессе 1. 1.Название бизнес-процесса Условия начала выполнения бизнес-процесса Документы и данные, необходимые для выполнения бизнес- процесса и их источники Документы, создаваемые в результате выполнения бизнес- процесса и их получатели Действующие лица, принимающие участие в выполнении бизнес-процесса Материальные ценности, необходимые для выполнения бизнес- процесса, если таковые есть Материальные ценности – результат выполнения бизнес- процесса, если таковые есть Результаты выполнения бизнес-процесса (кроме вошедших в п.7) Цель данного бизнес-процесса, его место и роль в общих задачах (процессах) компании Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса Последовательность действий выполнения бизнес-процесса.

12 Положение о документообороте Схема документооборота Номер (код) документа Наименование документа Источник документа (откуда приходит) Получатель (получатели) документа Информация, документы, используемые при формировании документа Операции, выполняемые над документом Ответственный за выполнение операций над документом Табель документооборота Номер документа Наименование документа Тип документа (Внутренний/внешний; Входящий/исходящий; транзитный) Частота документа за временной период Ответственный за документ (сотрудник или отдел) Альбом форм документов Номер формы Наименование формы (классы документов) Поля формы Обязательные для заполнения поля Типовая форма (ссылки на образец и шаблон) Таблица соответствия форм и документов Номер формы Наименование формы Код документа

13 Правила описания бизнес-процессов Правило 1. Составляйте, уточняйте, подтверждайте схемы вместе с «владельцами» бизнес-процессов. Правило 2. Используйте визуальные подходы описания бизнес- процессов, способствующие повышению эффективности работы в группе. Правило 3. Используйте язык, понятный «владельцам» бизнес- процесса. Правило 4. Создавайте схемы деятельности, а не организационных структур. Правило 5. Избегайте излишней детализации бизнес- процессов, особенно на схеме «как есть». Правило 6. Избегайте составления схемы бизнес-процесса ради схемы, не ведущей к дальнейшему анализу и действиям. Правило 7. Не смешивайте понятия «как есть», «как должно быть», «как будет».

14 Методология BPM BPM (Business Process Management) – методология, включающая в себя совокупность идеологии и программного обеспечения управления бизнес- процессами. BPM (Business Process Management) – методология, включающая в себя совокупность идеологии и программного обеспечения управления бизнес- процессами. BPM поддерживает процессный подход. BPM поддерживает процессный подход. Отличие от реинжиниринга бизнес- процессов (BPR) – Отличие от реинжиниринга бизнес- процессов (BPR) – непрерывный процесс усовершенствования бизнес-процессов.

15 BPM BPRWorkflowСЭДKPISOA Процессный подход Key Performance Indicators Системыэлектронногодокументооборота Service Oriented Architecture Business Process Reengineering Management

16 BPR – методология реинжиниринга бизнес- процессов. BPR – методология реинжиниринга бизнес- процессов. Workflow это система обеспечения выполнения задач, поставленных перед исполнителями в рамках процессного управления. Workflow это система обеспечения выполнения задач, поставленных перед исполнителями в рамках процессного управления. СЭД – система электронного документооборота. СЭД – система электронного документооборота. KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели деятельности, позволяющие измерять достижение целей. KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели деятельности, позволяющие измерять достижение целей. SOA (Service Oriented Architecture) – концепция проектирования и разработки сервисов и средств их подключения. Сервис – определенная работа или бизнес-функция, предназначенная для обеспечения согласованной работы приложений. SOA (Service Oriented Architecture) – концепция проектирования и разработки сервисов и средств их подключения. Сервис – определенная работа или бизнес-функция, предназначенная для обеспечения согласованной работы приложений.

17 Компоненты BPM BPM – интегрированный набор инструментов, позволяющий моделировать процессы, автоматически их исполнять и контролировать эффективность. BPM – интегрированный набор инструментов, позволяющий моделировать процессы, автоматически их исполнять и контролировать эффективность. Компоненты BPM: Компоненты BPM: средство моделирования (BPMN+BPEL): средство моделирования (BPMN+BPEL): Business Process Modeling Notation – графическая нотация моделирования бизнес-процессов; Business Process Modeling Notation – графическая нотация моделирования бизнес-процессов; Business Process Execution Language – стандарт проектирования и исполнения бизнес-процессов Business Process Execution Language – стандарт проектирования и исполнения бизнес-процессов средство исполнения средство исполнения средство мониторинга средство мониторинга

18 Нотация BPMN Business Process Modeling Notation – нотация моделирования бизнес-процессов. Business Process Modeling Notation – нотация моделирования бизнес-процессов. Основная цель BPMN создание стандартной нотации, понятной всем бизнес пользователям: Основная цель BPMN создание стандартной нотации, понятной всем бизнес пользователям:, создающим и улучшающим процессы, бизнес-аналитикам, создающим и улучшающим процессы, разработчикам, ответственным за реализацию процессов, разработчикам, ответственным за реализацию процессов, менеджерам, управляющих бизнес-процессами. менеджерам, управляющих бизнес-процессами. Не описывается BPMN: Не описывается BPMN: Модель данных; Модель данных; Организационная структура. Организационная структура.

19 Элементы BPMN 1.Объекты потока управления: события, действия и логические операторы 2.Соединяющие объекты: поток управления, поток сообщений и ассоциации 3.Роли: пулы и дорожки 4.Артефакты: данные, группы и текстовые аннотации.

20 Пример модели в нотации BPMN

21 Сети Петри В большой системе приходится учитывать состояние всех компонентов при каждой смене ее общего состояния, что делает модель громоздкой. В большой системе приходится учитывать состояние всех компонентов при каждой смене ее общего состояния, что делает модель громоздкой. Исчезает информация о причинно- следственных связях между событиями в системе. Исчезает информация о причинно- следственных связях между событиями в системе. События могут происходить внутри неопределенно больших интервалов времени, заранее трудно указать точно время их начала, конца и длительность. События могут происходить внутри неопределенно больших интервалов времени, заранее трудно указать точно время их начала, конца и длительность.

22 Основные элементы сети Петри Условие (Позиция) Событие (Переход) Состояние системы описывается совокупностью условий. Функционирование системы состоит в осуществлении последовательности событий. Для возникновения события необходимо выполнение некоторых условий, называемых предусловиями. Осуществление событий может привести к возникновению условий, называемых постусловиями. Предусловие Постусловие для события 1 Событие 1 Событие 2 Постусловие для события 2 Предусловие для события 2

23 Модель сети Петри N = (P, T, I, O), где P - конечное множество позиций; P - конечное множество позиций; T - конечное множество переходов; T - конечное множество переходов; I: T P - входная функция, отображающая переходы в позиции; I: T P - входная функция, отображающая переходы в позиции; O: T P - выходная функция, отображающая переходы в позиции. O: T P - выходная функция, отображающая переходы в позиции. t1t1 t2t2 P1P1 P2P2 P3P3 I(t 1 ) = {P 1 } I(t 2 )= {P 2 } O(t 1 ) = {P 2 } O(t 2 ) = {P 3 }

24 Динамическая модель сети Петри Динамические свойства сети Петри определяются с помощью понятия маркировки. Динамические свойства сети Петри определяются с помощью понятия маркировки. Маркировка M сети Петри – это функция, отображающая множество позиций P в множество неотрицательных целых чисел N. Маркировка M сети Петри – это функция, отображающая множество позиций P в множество неотрицательных целых чисел N. М: P N M = (M 1, M 2,..., M n ), где n = |P| M(P i ) – целое неотрицательное число, равное количеству фишек, принадлежащих позиции P i. M(P i ) – целое неотрицательное число, равное количеству фишек, принадлежащих позиции P i. t1t1 t2t2 P1P1 P2P2 P3P3 М(P 1 )= 1M(P 2 )= 0M(P 3 )= 2

25 Срабатывание перехода Срабатывание перехода – неделимое действие, изменяющее разметку его входных и выходных позиций следующим образом: из каждой входной позиции фишки изымаются, а в каждую выходную позицию фишки добавляются. Срабатывание перехода – неделимое действие, изменяющее разметку его входных и выходных позиций следующим образом: из каждой входной позиции фишки изымаются, а в каждую выходную позицию фишки добавляются. P1P1 P2P2 До срабатывания t1t1 P1P1 P2P2 После срабатывания t1t1

26 Правила срабатывания переходов Правило 1. Разрешение срабатывания. Переход t j называется разрешенным, если в каждой входной позиции P i находится не меньше фишек, чем из этой позиции исходит дуг в t j. PiPi PkPk tjtj Переход разрешен. PiPi PkPk tjtj Переход не разрешен.

27 Переход разрешен. Переход не разрешен. P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3

28 Правила срабатывания переходов Правило 2. Перемещение фишек. При срабатывании перехода t j : 1)из каждой входной позиции P i этого перехода удаляется столько фишек, сколько дуг ведет из позиции P i в переход t j, 2)в каждую выходную позицию P k помещается столько фишек, сколько дуг ведет из перехода t j в позицию P k. PiPi PkPk tjtj До срабатывания PiPi PkPk tjtj После срабатывания

29 Срабатывание разрешенных переходов P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 ДО P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 ПОСЛЕ

30 Срабатывание разрешенных переходов ДО P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 P5P5 ПОСЛЕ P4P4 P1P1 t1t1 P2P2 P3P3 P5P5

31 Правила срабатывания переходов Правило 3. Конфликт. Если два (и более) перехода могут сработать и при этом они имеют общую входную позицию, то срабатывает только один, любой из них. P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2

32 Пример конфликта P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 ДО ПОСЛЕ Или

33 Пример разрешения конфликта P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2

34 Пример разрешения конфликта P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 Или

35 Пример разрешения конфликта P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 Или

36 Правила срабатывания переходов Правило 4. Параллельная работа. Если несколько переходов могут сработать и они имеют общих входных позиций, то их срабатывания являются независимыми действиями, осуществляемыми в любой последовательности или параллельно. Если несколько переходов могут сработать и они не имеют общих входных позиций, то их срабатывания являются независимыми действиями, осуществляемыми в любой последовательности или параллельно. P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2

37 Пример параллельной работы P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2

38 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 Пример конфликта Или

39 Свойства сети Петри 1.Безопасность. Позиция называется безопасной, если число фишек в ней никогда не превышает 1. Сеть Петри безопасна, если безопасны все ее позиции. Позиция называется безопасной, если число фишек в ней никогда не превышает 1. Сеть Петри безопасна, если безопасны все ее позиции. 2.Сохраняемость. В случае, когда фишки интерпретируются как некоторые ресурсы, они не должны ни создаваться, ни уничтожаться. В сети должен действовать закон сохранения. Сеть Петри называется строго сохраняющей, если мощность маркировки постоянна. В случае, когда фишки интерпретируются как некоторые ресурсы, они не должны ни создаваться, ни уничтожаться. В сети должен действовать закон сохранения. Сеть Петри называется строго сохраняющей, если мощность маркировки постоянна.

40 Свойства сети Петри 3.Ограниченность. Позиция называется К- ограниченной, если число фишек в ней в любой маркировке не превышает К. Сеть Петри является К- ограниченной, если ее позиции являются К- ограниченными. Позиция называется К- ограниченной, если число фишек в ней в любой маркировке не превышает К. Сеть Петри является К- ограниченной, если ее позиции являются К- ограниченными. 4.Достижимость. Маркировка М называется непосредственно достижимой из M, если найдется такой переход t j, разрешенный в M, что при его срабатывании получается маркировка M. Множество достижимых маркировок сети Петри называется множеством достижимости. Маркировка М называется непосредственно достижимой из M, если найдется такой переход t j, разрешенный в M, что при его срабатывании получается маркировка M. Множество достижимых маркировок сети Петри называется множеством достижимости. Тупиком в сети Петри называется множество переходов, которые в некоторой достижимой маркировке не разрешены. Тупиком в сети Петри называется множество переходов, которые в некоторой достижимой маркировке не разрешены.

41 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) Пример построения дерева достижимости

42 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) t1t1 t2t2

43 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) t1t1 t2t2 М 1 = (0,1,1,1,0,0)

44 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) t1t1 t2t2 М 1 = (0,1,1,1,0,0) t 3 +t 4

45 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) t1t1 t2t2 М 1 = (0,1,1,1,0,0) t 3 +t 4 М 2 = (0,1,0,0,2,0) тупик

46 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) t1t1 t2t2 М 1 = (0,1,1,1,0,0) t 3 +t 4 М 2 = (0,1,0,0,2,0) тупик

47 P1P1 P2P2 t1t1 P3P3 t2t2 t3t3 t4t4 P4P4 P6P6 P5P5 М 0 = (1,1,0,0,0,0) t1t1 t2t2 М 1 = (0,1,1,1,0,0) t 3 +t 4 М 2 = (0,1,0,0,2,0) М 3 = (0,0,0,0,0,1) тупик

48 М 0 = (0,2,1,0) P1P1 t1t1 P2P2 t2t2 t3t3 P3P3 P4P4

49 М 0 = (0,2,1,0) P1P1 t1t1 P2P2 t2t2 t3t3 P3P3 P4P4 t2t2

50 М 0 = (0,2,1,0) P1P1 t1t1 P2P2 t2t2 t3t3 P3P3 P4P4 t2t2 М 1 = (0,0,1,1) t3t3

51 М 0 = (0,2,1,0) P1P1 t1t1 P2P2 t2t2 t3t3 P3P3 P4P4 t2t2 М 1 = (0,0,1,1) t3t3 М 2 = (1,0,1,0) t1t1

52 М 0 = (0,2,1,0) P1P1 t1t1 P2P2 t2t2 t3t3 P3P3 P4P4 t2t2 М 1 = (0,0,1,1) t3t3 М 2 = (1,0,1,0) t1t1 М 3 = (0,2,1,0) дублирующая