ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Екатерина Урюкина Управление контроля социальной сферы и торговли Москва, 2010 г. Анализ рынка похоронных услуг (в разрезе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление контроля социальной сферы и торговли Москва, 2009 г. О выявленных нарушениях на рынке похоронных услуг.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 7 октября 2009 год Перспективы казначейского исполнения местных бюджетов в 2010 году.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли проект закона Санкт-Петербурга «О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ» (новая редакция) проект.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
О внесении изменений в земельное законодательство.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Екатерина Урюкина Управление контроля социальной сферы и торговли Москва, 2010 г. Анализ рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов)

2 В 2009 – 2010 гг. в соответствии с приказом ФАС России от «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на гг.» Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России совместно с территориальными органами провело анализ рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов) в 2008г. В проведении анализа приняли участие 81 территориальное управление ФАС России. Анализ проводился в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов), одобренными на заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков. Общие положения

3 Анализ проводился в целях: оценки состояния конкурентной среды на локальных рынках похоронных услуг определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр выявления барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства Общие положения

4 Временной интервал исследования - отчетный период с по гг. Товар – исполнение комплекса услуг по погребению включающего: Оформление документов, необходимых для погребения; Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды; Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб); Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта); Рытье могилы; Опускание гроба, засыпка могилы; Изготовление и установка временного памятного знака на могиле. В качестве взаимозаменяемых товаров к услугам по погребению в землю рассматривались услуги по погребению способом кремации Продуктовые границы

5 На территории Российской Федерации только в 9 субъектах Российской Федерации погребение осуществляется способом кремирования Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации (в процентном соотношении) Продуктовые границы

6 Рынки похоронных услуг являются локальными в связи с тем, что выбор места захоронения определяется географическим расположением поселения, с которым человек был связан при жизни. Анализ проводился в географических границах муниципальных районов, городских округов субъекта Российской Федерации. Для г. Москва и г. Санкт-Петербург анализ проводился в географических границах субъекта (города) Покупатели - физические лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Продавцы - юридические лица – специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления, а также иные хозяйствующие субъекты, к которым обратился покупатель для оказания похоронных услуг. Географические границы

7 Хозяйствующие субъекты, оказывающие похоронные услуги На территории России деятельность на рынке похоронных услуг в 2008 году осуществляли 627 хозяйствующих субъектов. Из них 27% относятся к государственной и муниципальной форме собственности, остальные 73% являются частными.

8 Объемы продаж в натуральном выражении комплекса услуг В муниципальных районах и городских округах численностью от до человек

9 В муниципальных районах и городских округах численностью более человек Объемы продаж в натуральном выражении комплекса услуг

10 Сведения, о хозяйствующих субъектах занимающих доминирующее положение на локальных рынках похоронных услуг Доли хозяйствующих субъектов

11 Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному распределению участников рынка на территории регионов. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции (вплоть до отсутствия конкурентной среды) на различных по численности населения рынках. Состояние конкурентной среды для категории муниципальных районов и городских округов численностью до человек характеризуется высоким уровнем концентрации, состояние конкурентной среды характеризуется видом рынка с неразвитой конкуренцией. Для категории муниципальные районы и городские округа численностью от до человек локальные рынки похоронных услуг в большинстве случаев являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией. В данной категории только несколько городских округов и муниципальных образований характеризуются состоянием конкурентной среды с умеренным уровнем концентрации и являются умеренно концентрированными рынками ( г. Йошкар-Ола, г.Братск, г. Белгород, г. Нефтекамск, г. Стерлитамак, Гатчинский район, Выборгский район). И лишь в географических границах одного городского округа (г. Салават, Республика Башкортостан) состояние конкурентной среды характеризуется низким уровнем концентрации Конкурентная среда

12 Сведения о коэффициентах концентрации на рынках похоронных услуг для категории муниципальные районы и городские округа численностью от до человек Конкурентная среда

13 Для категории муниципальных районов и городских округов численностью от до человек состояние конкурентной среды характеризуется высоким уровнем концентрации. Таким образом, рынки похоронных услуг в данной категории являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией. Конкурентная среда

14 Для категории городских округов с численностью населения более человек рынки характеризуются высоким уровнем концентрации. Таким образом, данные рынки также являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией. Исключением является рынок похоронных услуг в географических границах г. Уфа (Республики Башкортостан), который является умеренно концентрированным типом рынка. При этом данные анализа долей хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по погребению умерших в Республике Башкортостан за 2008 год свидетельствуют о тенденции усиления конкуренции на данном рынке в силу привлекательности данного рынка и перспектив расширения спроса в дальнейшем за счет развития сети хозяйствующих субъектов на всей территории Республики Башкортостан. Конкурентная среда

15 В результате исследования также были выявлены особенности локальных рынков на территории Северо-Кавказских республик. На территории Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской республики, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ингушетия и Чеченской Республики рынки похоронных услуг является в целом высококонцентрированным со слабо развитой конкурентной средой. Предпосылок к развитию на данный момент нет, так как в силу религиозной принадлежности большинства населения республик к исламу данные рынки с трудом будут развиваться за исключением районов, где превалирует русское население. Данная ситуация объясняется тем, что каждая фамилия (род) или группа фамилий обладают своими родовыми кладбищами, население (представители рода) самостоятельно организовывает погребение умерших. Конкурентная среда

16 Административные барьеры: Действия органов местного самоуправления связанные с передачей хозяйствующим субъектам функций органа местного самоуправления в сфере ритуальных услуг, создают преимущественные условия деятельности для таких хозяйствующих субъектов. Данные действия приводят к ограничению самостоятельности иных хозяйствующих субъектов, участников рынка похоронных услуг, путем необоснованного препятствования осуществлению их деятельности. В 61 субъекте Российской Федерации на территории 390 муниципальных образований выявлены признаки нарушений статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче органами местного самоуправления полномочий в сфере ритуальных услуг хозяйствующим субъектам. По данным фактам антимонопольными органами возбуждено более 240 дел о нарушении антимонопольного законодательства. Федеральной антимонопольной службой в 2009 году было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции на рынке похоронных услуг г. Серпухова и Серпуховского района Московской области. Определение барьеров

17 Признаки нарушений установлены в действиях органов местного самоуправления, препятствующих равному доступу хозяйствующих субъектов на рынок ритуальных услуг. Данные действия выражаются: в передаче муниципальных кладбищ в ведение специализированных служб в наделении специализированных служб по вопросам похоронного дела функциями и правами указанных органов (выделение земельных участков для захоронений, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы на муниципальных кладбищах, содержание мест захоронений) в заключении соглашений, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг Административные барьеры:

18 Экономические барьеры: Отсутствие материально-технической базы, необходимой для успешной работы на рынке оказания комплекса похоронных услуг; отсутствие достаточного объема оборотных средств Недостаточная стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (размер возмещаемой суммы) Барьеры, связанные с действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение по содержанию кладбищ: действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение по содержанию мест захоронения, поддерживаемые органами местного самоуправления, ограничивают конкуренцию и затрудняют появление новых хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять деятельность в сфере ритуальных услуг Экономико - демографический барьер: рынки в муниципальных районах с небольшой численностью населения не привлекательны для рассматриваемого вида деятельности с точки зрения систематического получения дохода; граждане осуществляют захоронение самостоятельно, тем самым необходимость создания служб, оказывающих услуги по погребению является нецелесообразным Определение барьеров:

19 Территориальными управлениями было проведено анкетирование участников рынка. Участники рынка указали на следующие значимые проблемы (барьеры): Определение барьеров

20 1.Проблемы в похоронной сфере наблюдаются, прежде всего, в крупных городах ввиду дефицита мест захоронения («хороших мест») на общественных кладбищах – спрос значительно превышает предложение. 2.Причиной отсутствия конкуренции, по мнению ФАС России, является неоднозначное толкование и применение норм Закона о погребении, которые прямо уполномочивают специализированные службы, помимо осуществления обязательных захоронений за счет бюджетных средств: определять возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (статья 7); осуществлять погребение умершего и оказание услуг по погребению (статья 25), то есть оказывают данным организациям преференции для оказания работ во всех сферах похоронных услуг. Так, исследование показало, что зачастую органы местного самоуправления передают территории общественных кладбищ в ведение специализированной службы по вопросам похоронного дела, тем самым наделяя их административно-властными полномочиями, что фактически не позволяет другим хозяйствующим субъектам свободно заниматься предпринимательской деятельностью на рынке похоронных услуг. Предприятие, наделенное административно-властными полномочиями, регулирует процесс оказания похоронных услуг по своему усмотрению, находясь при этом вне конкуренции. Выводы:

21 4.Рынки похоронных услуг в большинстве муниципальных образований и городских округов относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией. При этом большая часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данных рынках и занимающих в своих географических границах долю более 35%, имеют государственную или муниципальную форму собственности. 5.Факт искусственного создания доминирующего положения специализированных служб является следствием принятия актов органов местного самоуправления, которые устанавливают административные барьеры и препятствия осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания ритуальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке, что является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также запрещается статьей 34 Конституции Российской Федерации. 6.Во многих небольших и средних муниципальных образованиях отсутствуют муниципальные правовые акты, регулирующие оказание ритуальных услуг, вопросы содержания и обслуживания муниципальных кладбищ. Выводы:

22 Инициировать разработку концепции организации похоронного дела в Российской Федерации, предусматривающей: 1. Разделение функций по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ за счет средств бюджетов (выбор исполнителя – по процедуре размещения государственных и муниципальных заказов) и полномочий специализированной службы, реализующей государственные гарантии в сфере похоронных услуг за счет бюджетных средств. 2. При этом выполнение работ и услуг по содержанию и благоустройству кладбищ следует отделять от оказания услуг, связанных с погребением на территории соответствующего кладбища. 3. Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства. 4. Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение. 5. По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета. Предложения:

23 6. ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства. 7. Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка. 8. Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения контракта. 9. Порядок предоставления гражданам гарантированных бесплатных мест на кладбище, а также порядок распределения дефицитных «хороших» мест, в том числе на полузакрытых кладбищах, должен быть регламентирован ясными правилами и основан на федеральном законе. 10. Минимальный уровень обслуживания должен быть установлен и утвержден органами местного самоуправления при расчете цен на осуществление «бесплатных» захоронений за счет средств бюджета. Информация об этих стандартах должна быть доступна потребителям. 11. Необходимо разработать рекомендации по вопросам взаимодействия паталого- анатомических подразделений, принадлежащих государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, с коммерческими организациями, работающими на рынке похоронных услуг. 12. Необходимо разработать рекомендации о функциях, полномочиях и системе финансирования управляющих организаций на общественных кладбищах. Предложения:

24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!