Аудит N 307-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 29 декабря 2008 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Advertisements

контроль качества аудита
Рабочие документы аудитора это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.аудита.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) 1. ЛЕКЦИЯ 2.
Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
«Некоторые аспекты сложившейся практики налогового консультирования для учета в законопроекте «О налоговом консультировании» «Налоговое консультирование.
1 2 I. ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07 августа 2001 года 119-ФЗ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ утратил силу.
Сущность и содержание аудита. Возникновение аудита Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю.
РОЛЬ ВНУТРЕННИХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРОВ Миновар Тулаходжаева, Председатель Совета Национальной ассоциации.
Аудиторская компания ООО «Аудит-финанс». ООО «Аудит-финанс» Является членом СРО Некоммерческого Партнерства «Института Профессиональных Аудиторов». Все.
НОУ ВПО «Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.
Аудиторские доказательства Правило (стандарт) 5 Лекция 4.
Международные стандарты контроля качества Кудьярова Акмарал, группа 1866.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 8. Управление финансами. Методы управления финансами – комплексные процедуры управления, направленные на решение укрупненных задач.
СТЕПАНОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, СТ. ПРЕП. КАФ. АИМ Аудит и контроллинг персонала 1.
Правовое регулирование банковской деятельности
Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Контрольно-счетная палата Ленинградской области является постоянно действующим органом государственного.
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АНДРИЕНКО ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ «АУДИТ» Связанные стороны.
Контроль качества проведения аудиторской проверки Лекция 8.
Транксрипт:

Аудит N 307-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 29 декабря 2008 года

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

Основные предпосылки появления аудита По мнению историков, в Древнем Египте (около 2600 г. до н.э.) уже сущест­вовали чиновники, которые совмещали функции учета, управле­ния и контроля. В Афинах в V в. до н.э. народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а его финансовая система располагала штатом контролеров, которые проверяли отчетные доку­ менты всех должностных лиц по истечении их полномочий В Римской империи (126 гг. н.э.) контрольные функции осу­ществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы).

Государственное устройство средневековой Европы изобилует различными вариантами построения системы государственного контроля - Счетная Палата Итальянской Республики (1351 г.), Счетная Палата Турина (1577 г.), Суд Счетов Итальянского королевства (1862 г.), Палаты счетов Франции (1318 г.), которая существует до настоящего времени. Именно в средние века началось оформление понятий «аудит» и «аудитор». Латинские корни слова «аудитор» трактуют его смысл как «слушатель» или «выслушивающий». Восприятие аудита в качестве контрольной функции правильности ведения учета и отражения в нем хозяйственной жизни экономического субъекта сложилось в Англии в XIII – XIV вв.

Впервые аудит упоминается в документах по проверке деятельности гофмейстера лондонского Сити в 1298 г. Стремительное развитие экономических отношений, накопление начального капитала, зарождение нового класса буржуазии, а к XIX веку появление акционерных форм хозяйствования – повысило роль аудита. Третий период развития аудита характеризуется признанием необходимости аудиторской деятельности в экономической жизни стран. Так, Закон о британских компаниях, 1862 года предписывал обязательный порядок аудиторской проверки счетов компаний один раз год. Аналогичный закон был принят во Франции в 1867

В законе об акционерных обществах в Германии 1870 г. вводилась обязательность информирования акционеров о результатах аудиторской проверки баланса и его приложений Условиями, которые предъявляло общество к личности аудитора, стали: честность, добросовестность, профессионализм, независимость и понимание. Квалификация аудиторов подтверждается с этого времени сдачей экзамена. По итогам квалификационного экзамена выдавалась специальная лицензия. Независимость - принцип профессионального аудита понимается как неподчинение любому давлению и полное отсутствие личных интересов к результатам проверок

Конец XIX - начало XX вв. характеризуется появлением новых приемов аудиторской проверки. Если до этого аудитор проверял все операции хозяйствующего субъекта, то с увеличением хозяйственных операций и резким укрупнением предприятий, это стало почти невозможным. Так в арсенале аудиторов появился метод аудиторской выборки бухгалтерских документов. С появлением корпораций и вместе с этим консолидированной отчетности (1904 г.) аудиторы расширили свои практики наблюдения и проверки от поиска ошибок по счетам до контроля за денежными потоками и подтверждения достоверности отчетности. Однако целью аудита остается обнаружение преднамеренных ошибок, что свидетельствует о рудиментарных признаках его ревизионного прошлого. В конце XIX века наметились признаки формирования внутреннего аудита в крупных акционерных обществах. Появились выборные должности аудиторов, отвечающие за правильность финансовой деятельности компаний.

В конце XIX века завершается смысловая привязка понятия аудита с функцией контроля и на государственном уровне. Свидетельством этого является преобразование Главной счетной палаты Пруссии, основанной в 1714 году, в орган государственного контроля – в Суд аудиторов Германской империи (1871 г.), который существовал и после окончания второй мировой войны с некоторыми изменениями - Суд аудиторов специального назначения и Суд аудиторов объединенной экономи­ческой зоны. В период с 1914 по 1945 гг. приходится на время экономических катастроф, связанных с двумя мировыми войнами. Аудит с этого времени признается как мощное оружие против мошенничества. Его практики становятся постоянной заботой государственных и профессиональных аудиторских организаций. Так в 1917 г. Американский институт бухгалтеров – экспертов подготовил постановление об аудите, которое было посвящено проверке балансов. Сейчас эта организация носит название «Американский институт дипломированных при­сяжных бухгалтеров» (AICPA)

Мировой экономический кризис гг. усилил потреб­ ность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время увеличивается рыночная потребность в аудите, и ожесто­чаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обяза­ тельности. После кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и за­ключений аудиторов. Продолжается формирование национальных профессиональных объединений. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. В 1945 г. в Дюссельдорфе образован Институт аудиторов, который в 1954 г. переименован в Институт аудиторов Германии

Пятый этап развития аудита начался в 1945 г. и продолжается до настоящего времени. Существующие национальные различия в подходах к ведению бухгалтерского учета и аудита, заставили профессионалов – практиков направить свои объединенные усилия на создание общих для цивилизованного мира стандартов отчетности и аудита. В соответствии с международными стандартами процесс аудиторской проверки стал тщательно планироваться, в основу чего положено понимание особенностей рисков Клиента. Изучение системы внутреннего контроля проверяемой организации и оценка уровня функционирования его механизмов, как основа этапа планирования аудита, сделала аудиторские проверки более эффективными. Вслед за международными стандартами в новейшей истории аудита принимается Кодекс этики аудитора, обязательный для исполнения. Его появление оканчивает формирование профессиональных этических норм и правил аудитора, начатое еще в XIX веке.

Отличия внешнего аудита от ревизии АУДИТ это выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом. предпринимательская деятельность. добровольное осуществление на основе договоров. горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. РЕВИЗИЯ выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных; исполнительская деятельность, выполнение распоряжений; принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов; вертикальные связи, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении;

Аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована. Аудиторское заключение передается представителю заказчика (клиента).

Аудит и аудиторская деятельность в системе финансового контроля Принятый в декабре 2008 г. новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ввел разделение понятий аудита и аудиторской деятельности, которые раньше определялись идентично. Главная задача внешнего аудита дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Принципы аудита честность - аудитор должен быть последовательным и честным при оказании профессиональных услуг, следовать общим нормам морали; - профессиональная компетентность - аудитор, выражая согласие на оказание услуг, должен быть уверен в том, что выполнит работу на высоком профессиональном уровне; - объективность - аудитор должен действовать справедливо, беспристрастно и не допускать предвзятости или давления со стороны; - конфиденциальность (аудиторская тайна) - аудитор обязан обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудита, и не использовать или разглашать эту информацию без специального разрешения клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

профессиональное поведение - аудитор должен вести себя в соответствии с высокой репутацией профессии и воздерживаться от любых поступков, которые могли бы ее дискредитировать, соблюдать приоритет общественных отношений; добросовестность - аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, внимательностью и надлежащим использованием своих способностей; -независимость - аудиторы, выполняющие задание по подготовке официального заключения, должны быть внешне и внутренне независимыми от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях; - законность - аудитор должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми профессиональными правилами (стандартами) - регламентирующими документами.

Аудиторская тайна Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных законодательством, за исключением: - сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия; - сведений о факте заключения с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита; - сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор и работники, с которыми заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством. Например, при запросе органов прокуратуры. В этом случае передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением аудиторской тайны.

Независимость Независимость аудитора - один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Критерии определения независимости регламентируются ст. 8 Федерального закона от ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Кодексом этики аудиторов России.

Аудиторская проверка не может проводиться в следующих случаях: 1. аудиторами: - если они являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности; - состоят в близком родстве с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

2. аудиторскими организациями: - руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности; - руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности; - в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

3. аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Кодекс этики Кодекс этики аудиторов России раскрывает концептуальный подход к принципу независимости. Под независимостью подразумевается независимость мышления и поведения. Независимость мышления - это такой образ мышления, который позволяет составить суждения, не зависящие от влияния сторонних факторов, которые могли бы скомпрометировать профессионализм такого суждения, позволяяющий лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства Российской Федерации. Независимость поведения - это избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.

Виды аудита и аудиторских услуг По категориям аудиторов По законодательству По частоте проведения По цели 1.1. Независимый 1.2. Государственный 1.3. Внутренний 2.1. Обязательный 2.2. Инициативный 3.1. Первоначальный 3.2. Повторяющийся 4.1. Финансовый 4.2. Оперативный 4.3. На соответствие законодательству 4.4. Специальный 4.5. Финансовой (бухгалтерской) отчетности

Обязательный аудит По организационно-правовой форме экономического субъекта: открытые акционерные общества (независимо от числа акционеров и размера уставного капитала). Если ценные бумаги организации допущены к обращению на тогах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. По виду деятельности экономического субъекта: –кредитные организации; –банковские группы и холдинги, в т.ч. Банк России; –бюро кредитных историй; –профессиональные участники рынка ценных бумаг ; - страховые организации, клиринговые страхования;

- товарные, валютные или фондовые биржи; - негосударственные пенсионные фонды или иные фонды; - акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов); организации и общества взаимного 3. Организации или индивидуальные предприниматели, если выполняется любой из следующих финансовых критериев: -объем выручки от продажи продукции организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей; - сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей.

Виды сопутствующих услуг обзорная проверка согласованные процедуры компиляция финансовой информации

Обзорная проверка – это совокупность определенных процедур, которые следует провести для достижения уверенности в том, что проверенная информация не содержит существенных искажений. Процедуры, используемые при проведении обзорной проверки могут быть идентичны аудиторским процедурам. Задача обзорной проверки – это количественное определение влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с применимыми правилами бухгалтерского учета и составления отчетности. В отличие от аудита обзорная проверка чаще всего ограничивается запросами хозяйствующему субъекту и выполнением аналитических процедур. Такие действия обеспечивают меньшую уверенность в достоверности его финансового положения.

Согласованные процедуры касаются отдельных показателей финансовой информации или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. Такими показателями зачастую выступают: дебиторская или кредиторская задолженность, расчеты со связанными сторонами, объем реализации, прибыль и т.д. Согласованные процедуры могут быть проведены в отношении только одной из форм бухгалтерской отчетности, например по Отчету о движении денежных средств (форма 4). Отчет предоставляется только тем сторонам, которые дали свое согласие на проведение указанных процедур, так как другие стороны, не знающие причин проведения этих процедур, могут неверно истолковать их результаты. Исполнитель не выражает мнение о достоверности финансовой информации, он только составляет отчет по выполненным процедурам. Заказчики указанных процедур сами дают оценку фактам, указанным в отчете и делают соответствующие выводы.

Компиляция финансовой информации означает ее сбор, классификацию, обобщение (консолидацию) или трансформацию. Консолидированная бухгалтерская отчетность формируется путем объединения данных взаимосвязанных организаций. Под трансформацией в данном случае понимается – преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с законодательством России, в иные формы, например по Международным стандартам бухгалтерской отчетности (МСФО). Термин компиляция происходит от английского «compilation» объединение, составление. Одно из значений данного термина - преобразование какой-либо информации, не принадлежащей обработчику, в иную форму, более понятную или приемлемую для заказчика услуг. ВАЖНО! На скомпилированной финансовой информации должна быть надпись: «без проведения аудита».

Виды прочих услуг постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; - оценочная деятельность; - разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов; - проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; - обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Пользователи аудиторских заключений Пользователь информации Инвесторы Работники Заимодавцы Основные интересы пользователей Рискованность и доходность предполагаемых или осуществляемых инвестиций; возможность и целесообразность инвестиций, способность организации выплачивать дивиденды Стабильность и прибыльность организации: ее способность гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест Своевременность погашения представляемых займов и выплаты соответствующих процентов

Поставщики и подрядчики Покупатели и заказчики Органы власти Общественность Своевременная выплата причитающихся сумм Продолжение деятельности организации Осуществление возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном, федеральном уровне