A&J Fromberg Методика составления и проведения тестов по географии Фромберг А.Э. учитель географии школы 46 г. Москвы © A&J Fromberg Москва 2004 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель географии ГОУ города Москвы СОШ «Школа здоровья» 473 ЮВАУО Сухаревская Елена Владимировна.
Advertisements

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии.
Восточно-Сибирский район (ВСЭР): природа и население Урок изучение декларативной информации.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Тестовые технологии как средство повышения качества образования Педсовет г.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Создание теста с помощью программы My Test МКОУ СОШ с. Вязовка учитель физики Харитонов Г.В.
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Краснохолмская.
Работа с картой. 1-в 1. Русская равнина. 2. Западно-Сибирская 3. Северо-Сибирская 4. Среднерусская возв. 5. Среднесибирское плоск. 6. Валдайская возв.
ТЕМА: Изучение Сахалинской области в школьном курсе географии.
Выполнил: заместитель Директора по УВР Е.В. Опра.
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках географии.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения Проверка знаний в режиме ДО Ольга Викторовна Алаева, технический.
ГБОУ НПО ПУ39 Мастера п/о Буйваленко Н.А. Методика составления и оценивания тестовых заданий уровня сложности Методика составления и оценивания тестовых.
Оценочная деятельность мастера производственного обучения 1. Оценочная деятельность мастера п/о. 2. Оценочная деятельность учащегося. 3. Тестирование как.
Транксрипт:

A&J Fromberg Методика составления и проведения тестов по географии Фромберг А.Э. учитель географии школы 46 г. Москвы © A&J Fromberg Москва 2004 г.

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тест как форма проверки знаний это вид проверочных работ, подразумевающих выбор учащимися заранее оговорённых ответов или подразумевающих конкретный ответ в рамках отведённого времени. ТЕСТ -

A&J Fromberg © A&J Fromberg Положительные стороны тестов 1.Универсальность тестовых заданий: тесты можно использовать на различных этапах урока, при изучении конкретной темы и проведения итоговых и контрольных работ как по определённой теме, так и по всему курсу географии ( и любого другого предмета ); 2.Стандартизированность – тесты в наибольшей степени подвержены общепринятым учебным стандартам; 3.Оперативность и экономичность – тест, как правило, состоит из кратких вопросов и заданий, выполнение которых занимает не более минуты. 4.Нормализированность – тесты подходят для всех социальных групп учащихся; 5.Надёжность – основное достоинство теста. Любой грамотно составленный тест охватывает основные разделы учебной программы, поэтому слабый учащийся не может вдруг показать отличные результаты;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Положительные стороны тестов 6.Самостоятельность выполнения работы учащимся; 7.Лёгкость организации учебного процесса; 8.Быстрота проверки тестов по ключу; 9.Развитие памяти учащихся; 10.Развитие внимания учащихся; 11.Развитие логического мышления учащихся; 12.Развитие аналитических способностей учащихся;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Положительные стороны тестов 13.Объективность и справедливость выставления оценки заключается в защищённости результата тестирования от предвзятости преподавателя, экзаменатора или т.п.; хороший тест ставит всех тестируемых в равные условия по сложности заданий; 14.Дифференцированность результатов тестирования - тесты характеризуются количественными дифференцированными оценками. Дробность шкалы и стандартизированность теста позволяют использовать его как измерительный инструмент, дающий количественную оценку тестируемым. Хороший тест позволяет не только различать различные категории учащихся по их успеваемости и усвоению материала, но и составлять их рейтинг; 15.Возможность компьютеризации повышает все параметры тестирования, компьютерная организация тестирования обеспечивает информационную безопасность, предотвращает различные злоупотребления, а также предполагает создание мощных информационных банков данных и т.д.

A&J Fromberg © A&J Fromberg Отрицательные стороны тестов 1.Возможность угадывания правильного ответа. Тесты, как правило, показывают в итоге не знания учащихся, а их незнание. По итогам теста можно судить, прежде всего, о том не что знает учащийся, а что он не знает; 2.Опасность автоматических ( слепых ) ошибок возникает, если тестируемый не понял инструкцию или не внимательно прочитал задание. 3.Субъективность составления тестов – подавляющее количество тестов, опубликованных в литературе и предлагаемых в качестве промежуточного или итогового контроля при аттестации школ, учителей и т.д., построены под составителя; повышение объективности тестового контроля – сложная задача; 4.Опасность профанации – внешняя лёгкость проведения тестов привлекает людей, не пригодных к квалифицированному труду; оснастившись тестами, они агрессивно предлагают свои услуги всем и вся;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Отрицательные стороны тестов 5.Сложность составления тестов. Тесты должны готовиться только профессионалами ! Тесты не терпят никакой халтуры. Каждый вопрос, каждое задание должны быть чётко сформулированы и многократно проверены и перепроверены; 6.Неграмотно или некорректно составленный тест может оттолкнуть учащихся, вызвать у них чувство обиды и несправедливости при выставлении оценки; 7.Отсутствие развития и проверки устной и письменной речи учащихся, – пожалуй, самый большой минус при тестировании, поэтому тесты должны быть только одним из многих методов в работе учителя; 8.Качество выполнения тестов напрямую зависит от навыков работы с тестами - как правило, качество выполнения тестового задания у учащихся, впервые столкнувшихся с данной формой работы, на 15 – 20 % ниже (и не по причине отсутствия знаний !), чем у учащихся, имеющих навыки работы с тестами;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Отрицательные стороны тестов 9.Тесты не учитывают личностные особенности учащихся - холерик и флегматик заранее стоят на неравных стартовых позициях; потеря индивидуального подхода происходит потому, что тесты ориентированы на стандартное применение готовых знаний и поэтому тестируемые утрачивают возможность проявить свою индивидуальность нестандартного человека; 10.Качественный комфортизм - приспосабливаемость тестируемого, отсутствие личной, индивидуальной точки зрения; 11.Отсутствие доверительной обстановки во время проведения теста: тест никогда не заменит живую беседу Учителя с Учеником; 12.Техническая сложность в размножении материала, низкий уровень компьютеризации наших школ.

A&J Fromberg © A&J Fromberg Функции тестов 1. контролирующая; 2. обучающая; 3. развивающая; 4. воспитывающая; 5. диагностическая; 6. прогностическая.

A&J Fromberg © A&J Fromberg Место тестов на уроке географии Этап урока изучение нового материала закрепление или проверка текущего материала итоговый контроль тесты поискового и проблемного характера тесты-минутки тесты по крупным блокам

A&J Fromberg © A&J Fromberg Формы проведения тестов Виды работы фронтальная групповая индивидуальная работа в класседомашняя работа решение тестов составление тестов

A&J Fromberg © A&J Fromberg Виды тестов Тесты стандартизированные перспективные 1.выбор правильного ответа 2.приведение в соответствие 3.тесты на классификацию (группировку) объектов 4.расстановка объектов по порядку 1.вставить пропущенные слова 2.тесты – определители 3.тесты, предполагающие развёрнутый ответ

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор правильного ответа Выделите страну, господствующей религией в которой является ислам: 1)Ангола;3) Пакистан;5) Перу; 2)Италия;4) Канада;6) Фиджи. 3) Пакистан; Сложность задания зависит от количества предложенных ответов (2 и более) Выберите ответ, в котором верно указаны вид минерального ресурса, название месторождения и регион России, в котором он расположен: 1)бурый уголь – Назарово – Центральная Россия; 2)природный газ – Салаир – Западная Сибирь; 3)железные руды – Качканар – Урал; 4)апатиты – Воскресенск – Север; 5)алмазы – Нерюнгри – Якутия. 3)железные руды – Качканар – Урал; Верно ли утверждение, что в основных климатических поясах в течение года господствует одна воздушная масса: 1)да; 2)нет. 1)да;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор правильного ответа В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее: Норвегия - Дания; Испания – Бельгия; Чехия – Венгрия; Швейцария – Германия. Тесты, проверяющие знание географической карты и географического пространства, построенные по принципу альтернативного теста: Норвегия Бельгия Чехия Германия

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор правильного ответа Кооперирование – это: 1)выпуск предприятием характерной для него продукции; 2)сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных производств; 3)сосредоточение предприятий на одной территории; 4)объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции. Либо наоборот: вопросом является определение, а ответом - само понятие: Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это: 1) специализация;3) кооперирование; 2) комбинирование;4) концентрация. 4)объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции. 3)кооперирование;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор правильного ответа Тесты с увеличением участвующих объектов: Летом тропические воздушные массы господствуют: 1)в тропическом климатическом поясе; 2)в тропическом и субтропическом климатических поясах; 3)в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах. Тесты, где все ответы правильные: Крупными производителями автомобилей являются: 1) Япония;3) США; 2) Западная Европа;4) все указанные регионы. 2)в тропическом и субтропическом климатических поясах; 4) все указанные регионы.

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор правильного ответа Тесты, имеющие несколько правильных ответов: В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов – миллионеров: 1) Центральный;4) Дальневосточный; 2) Западно-Сибирский;5) Волго-Вятский; 3) Центрально-Чернозёмный;6) Северо-Кавказский. 3) Центрально-Чернозёмный; 4) Дальневосточный; Выделите объекты, относящиеся к рельефу: 1) холм;3) песок;5) овраг; 2) ветер;4) равнина;6) гранит. 1) холм; 4) равнина; 5) овраг;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор ответа Выделение неправильных ответов: Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири: 1) траппы;3) Таймыр;5) Путорана. 2) Саяны;4) лиственница; 2) Саяны;

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор ответа Тестовые задания со сложной структурой построения вопроса и ответа. В тестах данного вида заложено два задания, а ответ указывается один; например, первоначально необходимо определить страну или регион, о котором идёт речь, а затем ответить на поставленный вопрос. Определите страну, расположенную между Японским и Жёлтым морями и выделите единственную не характерную для неё сельскохозяйственную культуру: 1) лён;3) женьшень;5) морковь; 2) рис ;4) соя;6) ячмень. 1) лён

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор ответа Тестовое задание по контурной карте: На данной карте обозначены месторождения: 1)нефти;3) никелевых руд;5) алмазов; 2)каменного угля;4) железных руд;6) фосфоритов. 3) никелевых руд

A&J Fromberg © A&J Fromberg Выбор правильного ответа Тесты с использованием рисунков, графиков, схем или диаграмм: 1)2)3) суша вода На какой из диаграмм верно указано соотношение суши и воды на Земле: 1)

A&J Fromberg © A&J Fromberg Приведение в соответствие Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст: 1) Кавказа) древняя складчатость 2) Уральские горыб) средняя складчатость 3) Сихотэ-Алиньв) новая складчатость Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры: 1) Урала) щит 2) Хибиныб) молодая платформа 3) Зап.-Сибирская р-нав) герцинская складчатость 4) Сихотэ-Алиньг) кайнозойская складчатость д) мезозойская складчатость

A&J Fromberg © A&J Fromberg Приведение в соответствие Приведите в соответствие минеральные ресурсы, названия месторождений и страны, в которых они расположены: 1) каменный угольА) Итабираа) Саудовская Аравия 2) нефтьБ) Юсуфияб) Германия 3) железные рудыВ) Чукикаматав) Бразилия 4) медные рудыГ) Рург) Марокко 5) фосфоритыД) Гавард) Чили 1) каменный уголь Г) Рур б) Германия2) нефть Д) Гавар а) Саудовская Аравия 3) железные руды А) Итабира в) Бразилия 5) фосфориты Б) Юсуфия г) Марокко 4) медные руды В) Чукикамата д) Чили

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты- классификаторы Разделите горные породы, приведённые в данном списке, на три группы: а) известняк, б) гранит, в) мрамор, г) базальт, д) туф, е) ракушечник, ж) гнейс, з) галька, и) уголь, к) обсидиан. 1. Осадочные: 2. Метаморфические: 3. Магматические: а) известняк,б) гранит,в) мрамор, г) базальт, д) туф, е) ракушечник,ж) гнейс, з) галька, и) уголь, к) обсидиан

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты- классификаторы А) ТундраБ ) ТайгаВ) Степь Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты занесите в таблицу: (а) лиственница, (б) лемминг, (в) ковыль, (г) бурундук, (д) ягель, (е) песец, (ж) соболь, (з) дрофа, (и) кедр, (к) хомяк. А) ТундраБ ) ТайгаВ) Степь бав дгз ежк и

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты- классификаторы Сгруппируйте по языковым семьям народы России ( 1) русские, 2) карелы, 3) татары, 4) осетины, 5) якуты, 6) украинцы, 7) коми, 8) буряты, 9) башкиры, 10) удмурты ) и назовите эти языковые семьи: А Б В Г ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ индоевропейская уральская алтайская русскиекарелы татары осетиныякуты украинцы коми буряты башкиры удмурты

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты- классификаторы Наиболее трудными при составлении и самыми сложными при решении являются тестовые задания по нахождению лишнего объекта. В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному признаку: 1) русские;3) грузины;5) поляки. 2) сербы;4) греки; 5) поляки. В данном списке найдите лишний вид природных ресурсов и объясните свой выбор: 1) лесные;3) минеральные;5) геотермальные; 2) почвенные;4) пушные;6) рыбные. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5) геотермальные Геотермальные – неисчерпаемые, а остальные – исчерпаемые

A&J Fromberg © A&J Fromberg Расставить по порядку Тесты, подразумевающие расположение объектов по порядку имеют целью не столько проверку конкретных знаний, сколько способствуют развитию логического и аналитического мышления учащихся. Распределите горные страны по мере увеличения их высоты: 1) Гималаи- ____; 2) Уральские- ____; 3) Альпы- ____; 4) Кордильеры- ____

A&J Fromberg © A&J Fromberg Расставить по порядку Укажите правильную последовательность причинно-следственных связей: Тесты на установление причинно-следственных связей. развитие земледелия - ____; агроклиматические ресурсы- ____; географическая широта- ____; плодородие почв - ____

A&J Fromberg © A&J Fromberg Вставить пропущенные слова При данной постановке вопроса у тестируемого, как правило, нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова. Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид _____________, с ________________ высотой до ________ метров. равнины абсолютной 200

A&J Fromberg © A&J Fromberg Вставить пропущенные слова Тестовые задания, связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов. Воздушные массы Район формирования Температура и влажность жаркая и влажная тропические умеренные широты над океаном лето: зима: антарктические Заполните таблицу: Аналогичные тесты могут быть с вариантами ответов экваториальныеэкватор С. и Ю. тропики жаркая и сухая умеренные морские прохл. и влаж. тёпл. и влаж. Южный полюсхолодная и сухая

A&J Fromberg © A&J Fromberg Вставить пропущенные слова Заполните схему: Аналогичные тесты могут быть с вариантами ответов воспроизводство 2 тип 1 тип Демографический кризис миграции внутренние внешние Эмиграция

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты - определители Тестовые задания, требующие выполнения расчётов с вариантами ответов. Используя рисунок 60 на странице 96 ( Сухов В.П. Физическая география. 6 класс, М., Просвещение, 2001 ) или рисунок 80 на странице 144 ( Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс, М., Дрофа, 2001 ), определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20°С до 10°С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100 %: 1) 9 г;2) 8 г;3) 17 г Аналогичные тесты могут быть без вариантов ответов 2) 8 г

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты - определители По данной характеристике определите страну: Небольшая по площади территории и численности населения страна Западной Европы, федеративная республика, после Второй Мировой войны проводит политику постоянного нейтралитета, в столице – крупнейшем городе страны – расположены штаб-квартиры многих международных организаций. ___________________________________ Австрия

A&J Fromberg © A&J Fromberg Тесты - определители Тестовые задания для работы с контурными картами Определите объекты, обозначенные на карте: – о. Новая Гвинея 2 – м. Стип-Пойнт 3 – Большая пустыня Виктория 4 – п-ов Кейп-Йорк 5 – Коралловое море 6 – Большой Артезианский бассейн 7 – Большой Водораздельный хребет 8 – Большой Австралийский залив 9 – о. Тасмания 10 – о-ва Н. Зеландия

A&J Fromberg © A&J Fromberg Открытые тесты Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает полную свободу действий тестируемого. Назовите три островных государства Азии: ___________________________________________________________ на выбор: Бахрейн, Бруней, Восточный Тимор, Индонезия, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри-Ланка, Филиппины, Япония

A&J Fromberg © A&J Fromberg Открытые тесты Объясните наличие крупнейших в мире торговых флотов у Панамы и Либерии: ___________________________________________________________ «Дешёвые флаги»

A&J Fromberg © A&J Fromberg Методика составления тестов Этапы составления тестов: 1.Целеполагание 2.Подготовка и сбор информации 3.Разработка и конструирование теста 4.Подготовка участников тестирования 5.Непосредственно тестирование 6. Обработка теста, выполненного учащимися 7. Анализ результатов 8. Публикация результатов тестирования

A&J Fromberg © A&J Fromberg Методика составления тестов Требования, предъявляемые к тесту: 1.тесты должны быть надёжными; 2.вопрос должен быть чётким и лаконичным; 3.недопустимо применение двусмысленных, некорректных вопросов и вопросов, настроенных под конкретного проверяющего; 4.тесты для текущего, рубежного или итогового контроля должны соответствовать базовой школьной программе и пройденному материалу; 5.тесты должны учитывать специфику школ, классов, индивидуальных особенностей учащихся; 6.недопустимо использование мелочных вопросов, затрагивающих слишком малые географические объекты или объекты, имеющие несущественные отличия; 7.каждый вопрос, каждое задание и ключ к тесту должны быть многократно перепроверены составителем

A&J Fromberg © A&J Fromberg Формирование оценки выполнения тестов 1.количественный подход - основным критерием выставления той или иной оценки является определённое количество правильных ответов 2.качественный подход - каждый вопрос имеет свой вес, то есть каждый правильный ответ оценивается определённым количеством баллов 3.штрафной подход - подразумевает наказание учащихся за неправильные ответы штрафными баллами

A&J Fromberg © A&J Fromberg Заключение Сочетание различных видов тестовых заданий, безусловно, обогатит тест и сделает его более интересным для учащихся, будет способствовать их всестороннему развитию, помогать освоению материала и развивать познавательный интерес учащихся в изучении географии.