Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин gkalyagin@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
Advertisements

Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Калягин Григорий Владимирович, к.э.н., доцент кафедры прикладной институциональной экономики (к. 627). Тел:
Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Калягин Григорий Владимирович, к.э.н., доцент кафедры прикладной институциональной экономики (к. 627).
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Разминка Являются ли следующие утверждения верными? Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо вверх. Предложение.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
Глава 1 Принципы экономики 7. Резервный час. Глава 1. Принципы экономики 27. Резервный час Модели поведения человека в экономике Экономический человек.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Тема 5: Новая институциональная теория государства 1.
ДОХОД, ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ.. В жизни мы повседневно сталкиваемся с фактом, что больший доход, который получает члены нашей семьи, позволяет приобретать.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ.
Транксрипт:

Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин

1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции. 2.Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий. 3.Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий. 4.Социальные избирательные стимулы. 5.Критика теории М. Олсона: размер группы и типы производимых благ. 1.ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ М. ОЛСОНА 1. ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ М. ОЛСОНА

Проблема безбилетника – затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Проблема безбилетника – затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. 1.1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции.

С ростом размеров группы увеличивается число «отлынивающих» от участия в совместном производстве благ: С ростом размеров группы увеличивается число «отлынивающих» от участия в совместном производстве благ: 1.Предельный доход от участия в производстве блага падает с ростом размеров группы. 2.В больших группах обнаружение и наказание «безбилетника» связано с бòльшими издержками. 1.1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции.

Марксистская теория: если все в группе имеют общие интересы, группа будет стремиться содействовать этим интересам. Марксистская теория: если все в группе имеют общие интересы, группа будет стремиться содействовать этим интересам. Альтруизм: рациональный альтруист не внесет сколько-нибудь существенный вклад в обеспечение коллективным благом большой группы, так как в такой группе большой вклад этого индивида приведет лишь к незначительному увеличению количества коллективного блага, полученного группой, тогда как издержки предоставления блага могут быть весьма существенными и целиком лягут на данного индивида. Альтруизм: рациональный альтруист не внесет сколько-нибудь существенный вклад в обеспечение коллективным благом большой группы, так как в такой группе большой вклад этого индивида приведет лишь к незначительному увеличению количества коллективного блага, полученного группой, тогда как издержки предоставления блага могут быть весьма существенными и целиком лягут на данного индивида. 1.1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции.

1.2. Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий. Чем больше индивидов выигрывают от коллективно предоставляемого блага, тем меньшая часть выигрыша достанется каждому Заинтересованность действовать в групповых интересах уменьшается с увеличением размеров группы Большие группы менее способны действовать в общих интересах, чем малые

Ценность блага для группы: Ценность блага для группы:(1.1) Где T – объем предоставляемого блага, S g – «размер» группы. Где T – объем предоставляемого блага, S g – «размер» группы. «Доля» групповой ценности, достающаяся индивиду: «Доля» групповой ценности, достающаяся индивиду:(1.2) 1.2. Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.

Где V i – ценность блага для индивида i. Где V i – ценность блага для индивида i. Чистая выгода индивида i: Чистая выгода индивида i: (1.3) Где C – издержки предоставления блага, T – объем предоставляемого блага. Где C – издержки предоставления блага, T – объем предоставляемого блага.(1.4) 1.2. Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.

(1.5) При F i, S g = const: При F i, S g = const:(1.6) Соотношение (1.6) определяет количество коллективного блага, которое индивид хотел бы приобрести, действуя независимо. Соотношение (1.6) определяет количество коллективного блага, которое индивид хотел бы приобрести, действуя независимо Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.

(1.7) Оптимальным для индивида является такое количество коллективно предоставляемого блага, при котором предельная выгода для группы (V g /T) превосходит предельные издержки (С/T) во столько же раз, во сколько групповая выгода превышает личную (1/F i =V g /V i ). Оптимальным для индивида является такое количество коллективно предоставляемого блага, при котором предельная выгода для группы (V g /T) превосходит предельные издержки (С/T) во столько же раз, во сколько групповая выгода превышает личную (1/F i =V g /V i ) Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.

Избирательные (селективные) стимулы – стимулы, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли они вклад в обеспечение коллективным благом или нет. Избирательные (селективные) стимулы – стимулы, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли они вклад в обеспечение коллективным благом или нет. Почему рабочие хотят быть членами профсоюза но стараются уклониться от уплаты взносов и посещения профсоюзных собраний? Почему рабочие хотят быть членами профсоюза но стараются уклониться от уплаты взносов и посещения профсоюзных собраний? 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Проблема избирательных стимулов: как и почему обладатель частных благ, которые могут стать избирательными стимулами захочет использовать эти блага для обеспечения производства коллективных благ? Проблема избирательных стимулов: как и почему обладатель частных благ, которые могут стать избирательными стимулами захочет использовать эти блага для обеспечения производства коллективных благ? Если участие в производстве коллективных благ нерационально, то нерационально и инвестирование частных благ в создание избирательных стимулов. Если участие в производстве коллективных благ нерационально, то нерационально и инвестирование частных благ в создание избирательных стимулов Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

G(m) – выгода каждого из членов группы общего размера n от кооперации m ее членов (m

Пусть индивид принимает решение о своем участии (или неучастии) в производстве совместно предоставляемого блага. Пусть индивид принимает решение о своем участии (или неучастии) в производстве совместно предоставляемого блага. Его чистый ожидаемый доход от участия составит: Его чистый ожидаемый доход от участия составит:(1.8) Где k – число индивидов, кроме него, кто принял решение участвовать в предоставлении блага, p k – вероятности для всех возможных k. Где k – число индивидов, кроме него, кто принял решение участвовать в предоставлении блага, p k – вероятности для всех возможных k Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Его чистый ожидаемый доход от неучастия: Его чистый ожидаемый доход от неучастия:(1.9) Условие участия: Условие участия:(1.10) Или: Или:(1.11) 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Применение избирательных стимулов изменяет поведение тех, на кого они воздействуют, а это изменение поведения оказывает влияние на стимулы к применению избирательных стимулов. Применение избирательных стимулов изменяет поведение тех, на кого они воздействуют, а это изменение поведения оказывает влияние на стимулы к применению избирательных стимулов. Если стимулы возрастают с R до R+R и с N до N+N, p k p k, такой, что: Если стимулы возрастают с R до R+R и с N до N+N, p k p k, такой, что:(1.12) И(1.13) 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Условие предоставления избирательных стимулов рациональным индивидом: Условие предоставления избирательных стимулов рациональным индивидом:(1.14) Где U – издержки стимулирования. Где U – издержки стимулирования.(1.15) Где s – число тех, кто инвестирует в производство стимулов. Где s – число тех, кто инвестирует в производство стимулов Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Или, условие предоставления избирательных стимулов: Или, условие предоставления избирательных стимулов:(1.16) Где p s – вероятность участия s индивидов в производстве избирательных стимулов, m – потенциальное число тех, кто мог бы принять участие в производстве стимулов. Где p s – вероятность участия s индивидов в производстве избирательных стимулов, m – потенциальное число тех, кто мог бы принять участие в производстве стимулов. На уровне избирательных стимулов возникает та же самая проблема безбилетника, что и при производстве коллективных благ первого уровня. На уровне избирательных стимулов возникает та же самая проблема безбилетника, что и при производстве коллективных благ первого уровня Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Различия между положительными и отрицательными избирательными стимулами: Положительные стимулы: Положительные стимулы:(1.17) Отрицательные стимулы: Отрицательные стимулы:(1.18) 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Если для обеспечения группы коллективным благом нужно обеспечить участие небольшой части членов группы применяются положительные стимулы (технология лучшего выстрела). Если для обеспечения группы коллективным благом нужно обеспечить участие небольшой части членов группы применяются положительные стимулы (технология лучшего выстрела). Если в производстве коллективного блага должна участвовать бòльшая часть группы – применяются отрицательные избирательные стимулы (технология слабого звена). Если в производстве коллективного блага должна участвовать бòльшая часть группы – применяются отрицательные избирательные стимулы (технология слабого звена) Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Положительные избирательные стимулы: Могут быть как конкурентными, так и неконкурентными в потреблении. Могут быть как конкурентными, так и неконкурентными в потреблении. Если для предоставления коллективного блага достаточно небольшой части всей группы индивидов, более предпочтительны частные стимулы. Если для предоставления коллективного блага достаточно небольшой части всей группы индивидов, более предпочтительны частные стимулы. Для минимизации трансакционных издержек необходимо выделить в группе тех, для кого ожидаемая разница между выгодами и издержками участия в коллективных действиях хоть и отрицательна но минимальна (по модулю). Для минимизации трансакционных издержек необходимо выделить в группе тех, для кого ожидаемая разница между выгодами и издержками участия в коллективных действиях хоть и отрицательна но минимальна (по модулю) Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Отрицательные избирательные стимулы: Конкурентные в потреблении. Конкурентные в потреблении. Отрицательные стимулы могут увеличить ожидаемые издержки участия в будущих коллективных действиях у тех, к кому они применяются и таким образом создать для группы проблемы с кооперацией в будущем. Отрицательные стимулы могут увеличить ожидаемые издержки участия в будущих коллективных действиях у тех, к кому они применяются и таким образом создать для группы проблемы с кооперацией в будущем. Группа перестает доверять выявленному безбилетнику. Это ослабляет внутренние связи в группе (эффект стигматизации). Группа перестает доверять выявленному безбилетнику. Это ослабляет внутренние связи в группе (эффект стигматизации). Применение идеологии легитимизирует санкции. Применение идеологии легитимизирует санкции Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.

Социальные избирательные стимулы: стимулы, строящиеся на мотиве принадлежности индивида к данной группе. Иными словами, осуждение или поддержка группой своих членов в зависимости от их участия или неучастия в коллективных действиях. Социальные избирательные стимулы: стимулы, строящиеся на мотиве принадлежности индивида к данной группе. Иными словами, осуждение или поддержка группой своих членов в зависимости от их участия или неучастия в коллективных действиях. Для эффективности социальных избирательных стимулов необходима гомогенность группы по интересам. Для эффективности социальных избирательных стимулов необходима гомогенность группы по интересам Социальные избирательные стимулы.

Пусть S g = S g +d – новый, возросший размер группы. Тогда: Пусть S g = S g +d – новый, возросший размер группы. Тогда:(1.19) И(1.20) 1.5. Критика теории М. Олсона: размер группы и типы производимых благ.

Аргументы Олсона абсолютно корректны только если неконкурентность в потреблении блага полностью отсутствует. Аргументы Олсона абсолютно корректны только если неконкурентность в потреблении блага полностью отсутствует. Когда индивид принимает решение о предоставлении какого-либо блага, характеризующегося отсутствием конкуренции в потреблении, его не интересует, сколько еще индивидов получат доступ к данному благу: его интересуют только собственные издержки и выгоды. Когда индивид принимает решение о предоставлении какого-либо блага, характеризующегося отсутствием конкуренции в потреблении, его не интересует, сколько еще индивидов получат доступ к данному благу: его интересуют только собственные издержки и выгоды Критика теории М. Олсона: размер группы и типы производимых благ.