1 Опыт региона и муниципальных образований Югры по применению новых управленческих решений и привлечению инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Advertisements

Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
ЕБРР: Финансирование проектов в секторе ЖКХ. Финансирование проектов в области муниципальной инфраструктуры Водоснабжение и водоотведение Городское теплоснабжение.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Квартал социальной застройки ПОСЕЛОК «НОВО-БУЛГАКОВО»
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
ВСЕРОССИЙСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Казань – 2012 Екатеринбург Томск Санкт-Петербург Липецк Барнаул Казань Уфа
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
О жилищном строительстве Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
11 Герб МР(ГО). Работа с «проблемными» объектами долевого строительства п/п Адрес «проблемного» объекта Количество граждан, заключивших договора на строительство.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Перспективы тарифного регулирования для предприятий водоснабжения и водоотведения (ВиВ) Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской.
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О разработке региональных программ стимулирования развития жилищного.
1 Системный подход на благо людей и природы Презентация компании 2011 г.
Этапы развития теплоснабжения в г. Мытищи 1. Домовые угольные котельные, 1917 – 1950 г. 2. Квартальные угольные котельные, 1950 – 1970 г. 3. Районные котельные.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
ЭНЕРГОСЕРВИС ПРОГРАММА ЭНЕРГОСЕРВИСА Промышленная Группа «Приводная Техника»
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
LOGO Энергоэффективные технологии и способы их внедрения в системы ЖКХ города РУСЭЛПРОМ-Мехатроника.
Транксрипт:

1 Опыт региона и муниципальных образований Югры по применению новых управленческих решений и привлечению инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры В. Новицкий 12 апреля г. Москва

2 Территория, тыс. км 2 534,8 Численность населения, тыс. чел. 1483,6 Общая площадь жил.фонда, тыс. м ,4 Муниципальных образований 106 I уровня 22 II уровня 84 Городов Крупных населенных пунктов 10 Уровень благоустройства % - Водоснабжение - Водоотведение 90,986 -теплоснабжение93,1 - электроснабжение 100 Износ ОПФ на г. % - ВКХ 36,6 - т/снабжение 38,7 - электрич. сети - ТП ,4 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

3 Законом 56-оз от 6 июля 2005 г. принята комплексная программа "РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ" НА ГОДЫ Цели Программы 1. Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения ; 2. Привлечение частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития ЖКК автономного округа ; 3. Преобразование ЖКК в финансово и юридически самостоятельный сектор экономики Основные направления Программы Институциональные преобразования ; Совершенствование финансирования и тарифной политики ; Инвестиционная деятельность по видам жилищно - коммунальных услуг Этапы реализации Программы I этап годы ; II этап годы ; III этап годы.

4 Стоимость Программы на период г.г. Всего в том числе по этапам млрд. руб. млрд. руб. IIIIII ВСЕГО ЗАТРАТ НА ПРОГРАММУ, в т.ч. за счет 41,03411,23916,45213,343 - инвестиционных составляющих тарифа 12,5001,3003,9007,300 - бюджетных средств 16,8346,6696,1574,008 - кредитных ресурсов 11,7003,2706,3952,035 Бюджетные кредитные гарантии 11,7003,2706,3952,035 Из общих затрат на Программу: На Жилищное хозяйство в т.ч. за счет: 12,2003,4035,1923,605 -бюджетных средств 6,1002,1332,3971,570 -кредитных ресурсов 6,1001,2702,7952,035 На Коммунальное хозяйство в т.ч. за счет: 28,8347,90911,2009,725 - инвестиционных составляющих тарифа 12,5001,3003,9007,300 - бюджетных средств 8,2664,4662,6001,200 - привлечения кредитных ресурсов 5,6002,0003,6000,000 - субсидии на частичное погашение по кредитам 2,3770,1281,0541,195 - предоставление грантов 0,0910,0150,0460,030

5 Основные типы поселений I тип поселений Города с численностью свыше 40 тыс. чел., экономическим потенциалом от 200 до 1000 тыс. руб./чел и бюджетной обеспеченностью ЖКХ от 3 до 6,2 тыс. руб./чел, с высоким уровнем благоустройства ЖФ >95%, Всего - 7 городов II тип поселений Города с численностью до 50 тыс. чел. и ПГТ от 7 до 25 тыс. чел., экономический потенциал от 10 до 840 тыс. руб. на чел., бюджетная обеспеченность ЖКХ от 2,5 до 8,6 тыс. руб. на чел, уровень благоустройства ЖФ 60-90%. Всего – 9 городов, 5 пгт; III тип поселений ПГТ с численностью населения до 10 тыс. чел., сельские поселения, не имеющие развитой градбазы, низкий экономический потенциал, почти повсеместное отсутствие коммунальной инфраструктуры, более низкий уровень платежеспособности потребителей. Уровень благоустройства жилищного фонда не превышает 50%. Всего – 14 пгт., 170 – сельских поселений

6 Структура региональной программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бюджетные гарантии по займам и кредитам Софинанси рование Долевое участие в акционерно м капитале Долевое участие в реконструкц Кредитные ресурсы, займы Долевое участие, оплата % по кредитам Утверждение нормативов и тарифов Изменение структуры управления Правительство субъекта РФ Региональная программа «Развитие и модернизация ЖКК» (1) Блок институциональных преобразований (2) Блок финансового оздоровления и тарифной политики Объектов ВКХ объектов теплоснабжения и газоснабжения объектов коммунальной энергетики Санация фонда капитального исполнения Снос ветхого и аварийного жилья Реконструкция и ДПМС (5) Блок реконструкции и коммунальной инфраструктуры (полигоны ТБО) Инвестиционный блок (6) (банки, страхов. компании, пенсион. фонды, средства юр. и физ. лиц) Администрация МО Стратегическая программа реконструкции Блок модерниз жил. фонда (4)Блок модерниз коммунальн инфрастр (3)

7 Государственный контракт 14 ноября 2006г. 14 Департамент развития ЖКК ХМАО-Югры и ОАО «Югра-консалтинг» Предмет контракта и объем работ Консалтинговые обследования – не менее 25 ед.; Сопровождение Программы – на период до 2012г. Цена контракта – тыс. руб. Результаты работ Подготовка 10 муниципальных проектов и привлечение не менее рублей внебюджетных инвестиций. О выполнении консалтинговых обследований муниципальных образований в 2006 – 2007 Законодательная основа Консалтинговые обследования проводятся в целях реализации Закона ХМАО – Югры от 6 июля 2005 г. 56- ОЗ « О программе « Развитие и модернизация жилищно - коммунального комплекса Ханты - Мансийского автономного округа – Югры » на годы ».

8 Направления подготовки инвестиционных проектов Подпрограммы Программы «Развитие и модернизация ЖКК ХМАО-Югры» на годы: «Реконструкция и модернизация жилищного фонда ХМАО-Югры и муниципальных образований» «Обеспечение качественной питьевой водой населения ХМАО-Югры» «Реконструкция и развитие объектов теплоснабжения населенных пунктов ХМАО-Югры» «Газоснабжение населенных пунктов ХМАО-Югры» «Развитие и модернизация системы сбора, вывоза и утилизации ТБО ХМАО-Югры» Типы муниципальных инвестиционных проектов: Проект реконструкции муниципального жилищного фонда Проект развития муниципальной инфраструктуры / Проект развития коммунальных служб

9 Проект развития муниципальной инфраструктуры Цели проекта Повышение надежности и эффективности работы систем коммунальной инфраструктуры; Повышение надежности и эффективности работы систем коммунальной инфраструктуры; Улучшение качества услуг тепло- и водоснабжения, предоставляемых населению; Улучшение качества услуг тепло- и водоснабжения, предоставляемых населению; Переход муниципальных коммунальных предприятий на самофинансирование. Переход муниципальных коммунальных предприятий на самофинансирование. Состав проекта Институциональная часть: План корпоративного развития Заемщика; Институциональная часть: План корпоративного развития Заемщика; Инвестиционная часть: Программа приоритетных инвестиций. Инвестиционная часть: Программа приоритетных инвестиций.

10 План корпоративного развития Финансы Потребители Производство Организацион ное развитие 1.Перспективн. финансовый план 2.Процедуры управления финансами 3.Управление инвестициями 1.Перспектива отношений с потребителями 2.Управление качеством услуг 3.Обслуживание потребителей 4.Связи с общественность ю 1.Перспектива производственног о развития 2.Управление основными производственны ми фондами 3.Техническое обслуживание 4.Качество окружающей среды 1.Перспективы организационного развития 2.Управление персоналом 3.Управление изменениями 4.Организационна я структура и правовой статус 5.Информационн ые технологии

11 Структура Программы приоритетных инвестиций Теплоснабжение Водоотведение Водоснабжение -прединвестиционный исследовательский пакет; -реконструкция и модернизация 71 ЦТП; -реконструкция магистральных теплотрасс; -телеметрический контроль и АСУ ТП на ЦТП; -реконструкция системы водоподготовки, внедрение автоматизированного отпуска т/энергии и реконструкция системы газоснабжения на котельных; - установка ИТП и общедомовых узлов учета. -прединвестиционный исследовательский пакет; -опробование восстановления скважин различными методами; -бурение и восстановление более 50 водозаборных скважин, -строительство вторых вводов на ЦТП; -работы по расширению и строительству 3 ВОС; -автоматизация и внедрение частотно-регулируемых приводов на насосах насосных станций 1-го подъема. - прединвестиционный исследовательский пакет; -реновация магистральных коллекторов; -комплекс работ по реконструкции КОС; - реконструкция ГКНС; -частотное регулирование для НС очищенных стоков и полная автоматизация КОС.

12 Результаты реализации Проекта развития муниципальной инфраструктуры (на примере города Сургута) Контрактный пакет ЦЕНА заключенного контракта, рублей Плановая стоимость, рублей Отклонения по результатам результатам А"Реконструкция 53 ЦТП" Цена контракта на (стоимость 1 ЦТП тыс.р) Факт. стоимость проекта DH-2 "Реконструкция 18 ЦТП" в гг. составила р. (стоимость 1 ЦТП = тыс.р). тендера, руб , , ,25 Стоимость 53 ЦТП: ,00 В "Реконструкция магистральных теплотрасс" Факт. стоимость ,90 СМР (в составе ПСД) , ,10 H "Восстановление канализационных коллекторов и напорных трубопроводов" Факт. стоимость ,70 СМР, экспертные оценки , ,30 С1 "Установка ИТП" Факт. стоимость ,00 СМР , , ,64 С2 "Установка общедомовых узлов учета" Факт. стоимость ,00 СМР , ,20 I "WS-41 Модернизация насосных станций 2-го подъема WS-40 Создание централ. диспетч. пункта для управления работой сети диспетч. пункта для управления работой сети WS-27 АСУ ТП на ВОС" WS-27 АСУ ТП на ВОС" Факт. стоимость ,44 СМР , ,34 ИТОГО по 6 пакетам: ИТОГО по 6 пакетам: , , ,34

13 Код проекта Наименование объекта Примечания DН-2 (7 ЦТП) Модернизация 18 ЦТП Реконструкция ЦТП обеспечивает надежную эксплуатацию, экономию финанс. и матер. затрат, улучшение качества услуг DН-2 (11 ЦТП) DН-1 (котельн. 14) Внедрение автоматизированного отпуска тепловой энергии и модернизации системы газоснабжения на котельных 3 и 14 Внедрена энергоэффективная система расходования топлива крупными городскими котельными, система автоматизированного отпуска тепла, обеспечено плавное регулир. t теплоносителя и к-ва тепла у потребителей. DН-1 (котельн. 3) DН-3 Реконструкция системы водоподготовки в котельных 2 и 3 с ее автоматизацией и внедрением современного оборудования Повышена надежность работы котельного оборудования (более качеств. подготовка сетевой воды, снижения концентрации железа и солей) DН-8 Внедрение систем телеметрического контроля и управления технологическими процессами на котельных, переведенных в режим ЦТП и ПС Обеспечена современная технология диспетчеризации и контроля за технологическими процессами на ЦТП DН-9 Работы, предусмотренные ТЗ проекта автоматического регулирования отпуска тепла в системах централизованного теплоснабжения ГРЭС-1-ПКТС-город и ГРЭС-2-город Дана оценка существующему состоянию систем тепло- водоснабжения, водоотведения; определены наиболее эффективные методы реконструкции и модернизации объектов. DН-11 Технико-экономическое исследование вариантов повышения надежности системы ГВС В Реконструкция магистральных теплотрасс Выполнена реконструкция двух участков тепломагистралей: 1. По ул.Ленина от ЦТП-21 до котельной 2 протяженностью 648м Ду400 мм; 2. По ул.Гагарина, республики от УТ-1 до УТ-11 протяженностью 1690 м Ду 400 мм. А (53 ЦТП) Реконструкция 53 ЦТП Повышение надежности, экономия финансовых и материал. затрат, улучшение качества услуг населению С1 Установка ИТП Эффект аналогичен проекту DH-2 для систем отопления, ГВС и ХВС С2 Общедомовые узлы учета Внедрение коммерческого общедомового учета ТВС (30 домов) Результаты реализации Проекта развития муниципальной инфраструктуры (на примере города Сургута)

14 Результаты реализации Проекта развития муниципальной инфраструктуры (на примере города Сургута) Код Наименование проекта Примечания WS-14 Мониторинг и автоматизация работы НС 1-го подъема (в скважинах) Контроль и дистанц. управление скважинами в режиме реального времени, обеспечен надежный и оптимальн. режим работы скважин. WS-10 Восстановление водозаборных скважин (стадия 1,2) Опробован метод бурения и эксплуатации высокодебитной эксперимент. скважины производит. 100 м3/ час, что позволило принять решение о составе работ по контрактному пакету D. WS-18 Бурение новой скважины в п. Лунный Обеспечено стабильное водоснабжение поселка Лунный, что было невозможно (износ двух скважин из четырех существующих). WW-42 Частотн. регулиров. для НС очищенных стоков КОС - стадия 1 Обеспечено энергоэффект. система перекачки сточных вод на очистн. сооружениях. Насосные агрегаты оборудованы системой регулирования частоты привода. WW-43 Частотн. регулиров. для НС очищенных стоков КОС - стадия 2 WW-44 Комплексная автоматизация технологич. процессов на КОС Внедрение систем АСУ ТП на городских КОС WW-40 Восстановление канализацонных коллекторов и напорных трубопроводов Предотвращено аварийное состояние коллектора (транспорт стоков 2/3 части города), который имел значительные повреждения в результате воздействия газовой коррозии и тридцатилетней эксплуатации. WS-1 Обследование водозаборных сооружений для оптимизации программы восстановления водозаборных скважин Выполнение работ исследовательского пакета позволило оценить существующее состояние систем тепло- и водоснабжения, систем водоотведения; определить наиболее эффективные методы реконструкции и модернизации объектов коммунального назначения. WS-2 Исследование процесса очистки воды WS-3 Исследование водопотребл. с целью сокращения расхода питьевой воды в жил. секторе и на производственные нужды WW-15 Обследование канализационных коллекторов (ТВ-инспекция) WW-16 Измерение параметров функционир. системы водоотведения WW-39 Гидравлическое моделирование системы водоотведения WS-35 Новая ВОС в п. Гидростроитель Проект позволил обеспечить питьевой водой пос. Гидростроитель, с соблюдением требований по режиму подачи воды и качеству.

15 Влияние инвестиционной программы на себестоимость услуг теплоснабжения

16 Влияние инвестиционной программы на себестоимость услуг водоснабжения и водоотведения

17 Рост инвестиционной активности Проектных компаний Динамика ввода основных средств и инвестиционной активности СГМУП "Гортеплосеть" за период реализации Проекта развития коммунальных служб города Сургута Динамика ввода основных средств и инвестиционной активности СГМУП "Горводоканал" за период реализации Проекта развития коммунальных служб города Сургута

18 Схемы реализации муниципальных проектов ЕБРР - кредитор Муниципальное образование - поддержка проекта / местный вклад ХМАО- Югра - гарант Проектная компания / на базе коммунального предприятия - заемщик ЕБРР - балансодержатель / арендатор объектов реконструкции ЕБРР - кредитор Муниципальное образование - Заемщик ЕБРР - кредитор ХМАО- Югра - гарант Проектная компания / на базе коммунального предприятия - Получатель бюджетного кредита - балансодержатель / арендатор объектов реконструкции Прямое кредитование ЕБРР Кредитование через муниципалитет

19 Пошаговый механизм подготовки муниципального проекта за счет грантов автономного округа в рамках Программы ппДействиеИсполнитель 1 Подготовка заявления о заинтересованности МО в реализации ИП МО 2 Обсуждение концепции инвестиционного проекта МО, ДРЖКК, «Югра-Консалтинг» 3 Принятие решения о включении инвест. проекта в перечень мероприятий Программы «Развитие и модернизация ЖКК ХМАО-Югры» на г.г. ДРЖКК ХМАО-Югры– Координатор Программы 4 Подготовка проекта Соглашения о предоставлении финансовой поддержки из средств автономного округа для подготовки инвестиционного проекта ДРЖКК ХМАО-Югры 5 Принятие решения представ органом МО о заключении Соглашения о предоставлении финанс поддержки МО 6 Заключение Соглашения о предоставлении финансовой поддержки из средств автономного округа для подготовки инвестиционного проекта МО, ДРЖКК ХМАО-Югры, ОАО «Югра-консалтинг» 7 Заключение предварительного соглашения о финансировании с кредитной организацией МО 8 Проведение первого этапа консалтингового обследования – выполнение Технико-экономических исследований по проекту (ТЭИ) за счет средств автономного округа ОАО «Югра-консалтинг» 9 Представление результатов ТЭИ Координатору Программы и на Координационном штабе ОАО «Югра-консалтинг» 10 Принятие решения представительным органом МО о заключении Кредитного соглашения или о предоставлении поддержки Проекта МО 11 Оказание помощи МО/ заемщику по подготовке Кредитного соглашения к подписанию. ОАО «Югра-консалтинг», МО 12 Второй этап консалтинговых обследований -- разработка Плана корпоративного развития Проектной компании и содействие ее реорганизации / учреждению (ПКР). ОАО «Югра-консалтинг», МО 13 Подписание Кредитного соглашения заемщиком. Заемщик 14 Подписание соглашений о гарантиях и поддержке Проекта. Гарант 15 Подписание иных соглашений о финансировании, требования к подписанию которых установлены предварительным или Кредитным соглашениями. Стороны, определенные соглашениями

20 Планируемые результаты консалтинговых обследований пп пп Муниципальноеобразование Тип проекта Объем привлекаемых инвестиций, млн. руб. 1 Нефтеюганский район Развитие муниципальной инфраструктуры г. Нефтеюганск Развитие муниципальной инфраструктуры г. Пыть-Ях Развитие муниципальной инфраструктуры г. Мегион Развитие муниципальной инфраструктуры г. Когалым Развитие муниципальной инфраструктуры Сургутский район Развитие муниципальной инфраструктуры г. Урай Развитие муниципальной инфраструктуры г.Сургут Реконструкция муниципального ЖФ г.Нижневартовск Развитие муниципальной инфраструктуры г. Нягань Развитие муниципальной инфраструктуры 500 Итого: 6 050

21 План предоставления финансовой поддержки для подготовки инвестиционных проектов на 2007 год п.п. п.п. Наименование консалтинговых работ, финансируемых за счет грантов автономного округа Финанс. поддержка, руб. 1 Проведение консалтинговых обследований Разработка ТЭИ, в т.ч. по муниципальным образованиям: Нефтеюганский район г.Нефтеюганск г.Пыть-Ях г.Мегион г.Урай г.Нягань 1.2. Разработка Плана корпоративного развития, в т.ч. по МО: Сургутский район Разработка жилищной политики, в т.ч. по МО: г.Сургут 2 Подготовка инвестиционных проектов, в т.ч. по МО: г.Нефтеюганск г.Пыть-Ях г.Мегион г.Сургут Сопровождение Программы ИТОГО:

22 Фактическое положение дел по состоянию на г. Муниципальное образование Дата подачи заявления о предоставлении поддержки Решение представительного ОМС о начале работ Дата подписания Соглашения о предоставлении поддержки Дата начала 1 этапа консалт. обследований (подготовка ТЭИ) Дата подписания предварительного соглашения с кредитной организацией Представление результатов ТЭИ на Координац. штабе Правительства ХМАО-Югры 1 Нефтеюганский р-н от от г.Нефтеюганск IVот направлено 3г.Пыть-Ях от направлено 4г.Мегион нет информации направлено 5г.Когалым 6 Сургутский район от год г.Урай нет информации направлено 8г.Сургут год г.Нижневартовс к 10г.Нягань Муниципальное образование Принятие решения представит. органом МО о заключении Кредитного соглашения Оказание помощи МО / заемщику в выполнении мероприятий по подготовке Кредитного соглашения к подписанию. разработка Плана корпоративного развития Проектной компании (ПКР). Подписание Кредитного соглашения заемщиком. Подписание соглашений о гарантиях и поддержке Проекта ХМАО- Югрой 6 Сургутский район проект подготовлен начало г.Сургут проект подготовлен

23 Проект реконструкции муниципального жилищного фонда Цели Проекта Разработать долгосрочную стратегию комплексной реконструкции жилья. Разработать долгосрочную стратегию комплексной реконструкции жилья. Развить рыночные механизмы привлечения частных инвестиций для решения проблем реконструкции жилья. Развить рыночные механизмы привлечения частных инвестиций для решения проблем реконструкции жилья. Создать структуру жилья социального найма и рыночные механизмы управления. Создать структуру жилья социального найма и рыночные механизмы управления. Оптимизировать разделение рисков с частным сектором. Оптимизировать разделение рисков с частным сектором. Состав пилотного Проекта Институциональная часть: Разработка муниципальной жилищной политики; Разработка муниципальной жилищной политики; Создание Агентства по реконструкции; Создание Агентства по реконструкции; Разработка Плана корпоративного развития для Агентства по реконструкции. Разработка Плана корпоративного развития для Агентства по реконструкции. Инвестиционная часть строительство: (i) многоквартирный жилой дом из 80 квартир, (ii) многоквартирный жилой дом из 240 квартир. строительство: (i) многоквартирный жилой дом из 80 квартир, (ii) многоквартирный жилой дом из 240 квартир. снос двух существующих многоквартирных жилых домов (всего 160 квартир) и строительство двух новых зданий (всего 480 квартир). снос двух существующих многоквартирных жилых домов (всего 160 квартир) и строительство двух новых зданий (всего 480 квартир).

24 Направление инвестиций в рамках первого пилотного Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда 80 кв. 240 кв. 80 кв. 240 кв. Этап 1 Этап 2 ЕБРР: 280 млн. руб. Город: 214 млн. руб. ЕБРР: 420 млн. руб. Город: 307 млн. руб. 80 кв. 240 кв.

25 Комплексная реконструкция микрорайонов В рамках Проекта предполагается разработка и реализация плана комплексной реконструкции отдельных микрорайонов города, что повлечет за собой создание генплана вторичной застройки. дома, требующие реконструкции дома, требующие реконструкции с отселением жителей дома, требующие сноса