Подготовка к проектной деятельности в УМК «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской Лариса Васильевна Бугрова, к.ф.н., методист издательства «Дрофа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Advertisements

Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
1) основные речеведческие понятия 2) умения и навыки анализа текста 3) все виды речевой деятельности в разных сферах общения говорение, письмо чтение,
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Достижение метапредметных результатов образования и способы их оценивания средствами УМК «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
По теме «Проблемное обучение в преподавании химии»
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Транксрипт:

Подготовка к проектной деятельности в УМК «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской Лариса Васильевна Бугрова, к.ф.н., методист издательства «Дрофа»

Проектная деятельность школьников -- основа формирования ключевой компетенции- способности решать жизненные проблемы в условиях неопределённой ситуации

В основе метода проектов- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления развитие УУД

Трудности в организации проектной деятельности вызваны: недостаточной сформированностью у школьников умений, связанных с переработкой информации, недостаточной самостоятельностью, недостаточным владением основами исследования, рефлексией Проблемы

Дидактические ресурсы УМК «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М.Разумовской Дидактический ресурс учебника М.М.Разумовской даёт возможность учителю и ученику осуществлять проектные исследования; система заданий учебника способствует поэтапному овладению ключевыми умениями, необходимыми для проектной деятельности

Проектная деятельность Подготовка проектной деятельности

Проектная деятельность на уроках русского языка в основе своей –деятельность текстовая Проектная деятельность предполагает развитие таких умений на основе работы с текстом: -умений работать с информацией; -выделять главное и второстепенное; -сравнивать, проводить аналогии, выстраивать понятийный аппарат; -владеть системой доказательств; -умение анализировать текст разных видов, типов и жанров, вести стилевую жанровую, графическую трансформацию текста; -владеть разными способами переработки текста; -овладеть текстовыми моделями как образцами в продуцировании текстов; -владеть навыками смыслового чтения; -создавать текст определённого вида, типа и жанра; -умение формулировать проблему, ставить и решать проблему исследовательского характера; -возможность представить опыт творческой деятельности на основе отработанных учебных действий; -владеть стратегиями речевого общения и т.д.

Методические факторы, обеспечивающие подготовку учащегося к проектной деятельности Целенаправленное формирование всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) в процессе их взаимосвязи. Серийные упражнения формируют практически важные умения на каждом этапе развития речевой деятельности школьника. Рубрики учебника: «Учимся читать и понимать лингвистический текст», «Учимся говорить на лингвистическую тему», «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст», «Учимся собирать и систематизировать информацию», «Готовим проектную работу на лингвистическую тему» отражают этапы подготовки к проектным исследованиям на основе тестовой деятельности. Использование развивающего лингвистического содержания позволяет научить воспринимать и выражать мысль, активизировать познавательную деятельность. Работа с лингвистическим материалом становится основой формирования мышления, т.к. происходит моделирование способа деятельности, продуцирование текста на основе типовых моделей (обучение типовым фрагментам).

Методические факторы, обеспечивающие подготовку учащегося к проектной деятельности Деятельностный характер заданий учебника, предусматривающий отработку умений на основе действий сравнения, наблюдения, обобщения, классификации, заданий, проведение лингвистического эксперимента, анализ языковых фактов в тексте, оценку языковых явлений. Структура учебных заданий представляет алгоритмизированные действия учителя и ученика по освоению учебного материала. Сравнивая тексты, языковые модели, делая обобщения и выводы – и таким образом открывая для себя факты, языковые закономерности - школьник приобретает универсальные умения, основы методов познания, важные в проектной деятельности.

Методические факторы, обеспечивающие подготовку учащегося к проектной деятельности Коммуникативная ориентированность заданий, основанная на внимании ко всем компонентам речевой ситуации- центральном понятии культуры речи. Внимание к речевым жанрам позволяет организовать творческие работы социально значимого характера, выработать стратегии речевого общения на всех этапах проектной деятельности.

Методические факторы, обеспечивающие подготовку учащегося к проектной деятельности Внимание к рефлексии как методу познания, развитие субъектной позиции учащегося. Усиление учебной рефлексии – одной из составляющих действий регулирования на каждом этапе учебной деятельности - нашло отражение в формулировках учебных заданий: алгоритм действий с учебным материалом позволяет осознанию учащимися целеполагания, планирования, проектирования, корректировки, составляющих действия регуляции. Показательны изменения в названии рубрик обновленного учебника, акцентирующих направленность действий на познающего субъекта: «Читаем, наблюдаем, делаем выводы», «Совершенствуем текст сочинения», «Учимся редактировать текст», «Создаём текст определённого стиля и типа речи». Тематические предметные рубрики отражают ориентировку учащихся на осмысление способов действий с учебным материалом, этапы учебно-познавательной деятельности, сопряжённые с личностным становлением школьника. Осуществить самоконтроль, взаимоконтроль помогает работа с электронными ресурсами учебника, система заданий, направленных на оценивание.

Проекты в 5-9 классах: Лингвистические проекты в 8-9 классах, представляющие поле для учебных исследований, подготавливаются в 5-6 классах проектными заданиями, ориентирующими на анализ языкового материала, особенностей его употребления в речи, наблюдением за жизнью языковых явлений, предваряются серьёзной работой, связанной с овладением навыками работы с информацией, текстами разной направленности.

(Представьте себе, что вы- репортёр, экскурсовод, конкурсант…), помогают смоделировать контекст деятельности, актуализирующей речевые умения школьников, выполнить самостоятельно мини-проект. Компетентностные задания

Представьте себе, что вы синоптик и ведёте наблюдения за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своём журнале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений. 2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создайте зарисовку, озаглавьте её. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь? Какие языковые средства подберёте?

Компетентностные задания 733. Представьте себя экскурсоводом. Подготовьте текст экскурсии.. Для этого вы можете пересказать текст о кабинете А.С.Пушкина на Мойке (см. упр. 732) или по этому образцу составить письменное описание кабинета А.С.Пушкина в Михайловском или кабинета М.Ю.Лермонтова в Тарханах, воспользовавшись фотографиями на вклейке (С. 15).

Виды проектов лингвистические проекты, посвящённые изучению тех или иных языковых фактов, особенностей их функционирования в текстах разной стилевой, жанровой направленности; проекты культурологические; издательские проекты на основе разнообразных творческих работ.

Лингвистические мини-проекты 127 Используя материалы п. 12, подготовьте сообщение на тему «Как образуются имена существительные в русском языке». Предварительно составьте план ответа.

Лингвистические мини-проекты Подготовьте небольшое сообщение на тему «Употребление имён существительных в художественной речи». При подготовке сообщения пользуйтесь материалами упражнений данного параграфа, а также следующим планом. 1. Использование имён существительных в переносном значении для создания метафор, сравнений. 2.Существительные-синонимы и существительные- антонимы в художественных текстах. 3. Имена существительные в роли поэтического обращения.

Лингвистические мини-проекты 170 Среди материалов п найдите информацию по культуре речи, т.е. нормы употребления в речи имён существительных. Составьте список этих норм, в скобках запишите по одному примеру. Используя эти материалы, подготовьте высказывание на тему «Правильное употребление в речи имён существительных»

Издательские проекты 197. Представьте себе, что вы всем классом готовите сборник «Сорок подвижных игр. Как вы думаете, годится ли для него приведённый далее текст с описанием игры? Какого он стиля? Найдите в нём наиболее яркие языковые приметы этого стиля. … 2. На основе данного текста составьте деловое описание этой игры, которое подошло бы для сборника «Подвижные игры»

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ 488. Вспомните о каких-то своих проделках. Выберите один эпизод и напишите рассказ о нём, так чтобы из сочинений учеников вашего класса можно было бы создать сборник воспоминаний «Наши шалости», «С нами не соскучишься» и т.п.

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ 489 Примите участие в создании сборника под названием «Однажды». Какой тип речи должен быть ведущим в рассказах, какие другие типы речи могут включаться дополнительно? Какие требования желательно выполнить, чтобы событие было представлено живо, наглядно? Напишите свою страничку в такой сборник. Вопрос о теме, основной мысли, конкретном содержании текста и его построении решите самостоятельно. Не забудьте озаглавить рассказ.

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ 497. Коллективно силами класса создайте книгу «Полезные советы». Она может включать рубрики: «Поделки», «Игры», «Кулинарные рецепты», «Умелые руки» и т.п. Напишите свою страницу в одну из рубрик. Обдумайте содержание и характер изложения.

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ 499. Создайте сборник полезных советов «К урокам русского языка»: «Как готовить уроки по русскому языку», «Как действовать во времена диктанта», «Как обдумывать сочинение», «Как проводить морфологический разбор», «Как определить окончание причастия», «Как определить суффикс причастия» и др. Выберите себе тему, обдумайте необходимую последовательность действий, определите глагольные формы, которыми будете пользоваться, и напишите свою страничку для этого сборника. Следите за средствами связи предложений, не допускайте неоправданных повторов слов. Написав текст, не забудьте его проверить, и, если нужно, отредактировать.

Проекты культурологические 587. Знаете ли вы герб своего города? Как он выглядит? Если у вас есть возможность, то найдите его и опишите. Если нет такой возможности, воспользуйтесь рисунками гербов на цветной вклейке (С.14) и составьте деловое описание одного из них ( на выбор)

586. Составьте художественное описание места на одну из тем: «Наш класс», «Моя комната», «Наш двор», «Поляна в лесу» и т.д. Предварительно подготовьте рабочие материалы. Проверьте, удалось ли вам «нарисовать» куртину, избежать повторения слов. Какие места в этом типе речи нуждаются в особом контроле? 731. Представьте себе, что вы участники конкурса на лучший проект оформления вашей классной комнаты. Создайте свой вариант и предложите его словесное описание. Предварительно решите, какого стиля, типа речи текст вы создаёте, какие требования к нему вы должны выполнить. Проект

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы, адекватные исследуемой проблеме; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Благодарим за внимание!