Кузьминская Лилия Ивановна -учитель химии высшей категории КУО УВО 28 г. Днепропетровска
Проблема, над которой работаю: «Активизация познавательного интереса на уроках химии»
Обобщение опыта работы: - выступление на школьном методическом объединении с докладом «Развитие познавательного интереса на уроках химии – путь к социализации личности», сентябрь 2009; - статья «Задачи- рассказы как одна из форм усвоения теоретических знаний по химии» в методическом сборнике «Инновационные технологии воспитания творческой личности» под редакцией Н.Б. Гонтаровской, Днепропетровск 2010;
- выступление на педсовете школы с докладом «Анализ причин неуспешности учащихся на уроках химии», апрель 2011; - передача своего опыта работы молодежи – студентам химического факультета, которые на базе нашего учебного заведения проходят педагогическую практику;
- проведение занятий в мастерской «Мастер - класс» по теме «Использование литературных произведений на уроках химии ».
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.
Среди причин того, что дети теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.
Творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность учебного процесса, достигнуть достаточного уровня развития познавательного интереса и познавательной активности школьников.
Такую точку зрения высказывает большинство современных специалистов в области химического образования, среди которых Н.С. Ахметов, Н.Н. Буринская, Э.Г. Злотников, Ю.Н. Кукушкин, И.А. Леенсон, А.А. Макерня, Ю.Н. Медведев, Э.Е. Нифантьев, В.С. Полосин, Г.М. Чернобыльская; психологи И.Ю. Кулагина, В.С. Мерлин, В. Оконь, Н.А. Рождественская, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман; педагоги Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и другие видные ученые.
Существует много способов развития познавательной активности учащихся:
Целью моей работы явилось практическое применение различных методов активизации познавательной деятельности.
1. Игра наиболее доступный вид деятельности. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. Время от времени поэтому провожу нетрадиционные уроки (уроки- конференции, деловые игры и т.д.), использую на уроках игровые моменты.
2. Экспериментальный метод обучения является важнейшим при изучении химии, т.к. является необходимым условием достижения осознанных знаний по химии и облегчает их понимание. Эксперимент в виде демонстрационных опытов, практических и лабораторных работ является обязательным элементом моих уроков.
3. Повысить степень активности школьников и привлечь их внимание к процессу обучения позволяет использование ТСО для показа видеофильмов, презентаций, отдельных слайдов и т.д.
4. Одним из способов проверки знаний по химии и их закрепления является решение задач. А это для некоторых учеников сложно и неинтересно. Придать задаче привлекательность можно, если облечь её в художественную форму. составление задач-рассказов дает возможность учащимся закрепить знания по химии и расширить свой научный кругозор.
5. При изучении законов, теорий ученики с художественными наклонностями с удовольствием рисуют портреты ученых:
6. Формирование стойкого интереса к предмету невозможно без должным образом оформленного и оснащенного кабинета. Поэтому пристальное внимание в своей работе отвожу оснащению кабинета, чтобы он соответствовал современным требованиям: приведены в порядок и систематизированы документация, методическая литература, приспособления, посуда и реактивы.
Результаты моей работы:
- учащиеся, увлеченные химией, занимаются в МАН при химическом факультете ДНУ:
- одиннадцатиклассники получают высокие оценки на экзаменах по химии; - выпускники нашего учебного заведения успешно сдают ВНО по химии (100%); - ежегодно многие учащиеся нашей школы принимают активное участие в международном конкурсе по естественным предметам «Колосок» и многие даже получают золотые сертификаты: