XII международная научно-практическая конференция "ИТ - Бизнес в Металлургии, Машиностроении и ТЭК" Москва, 27.05.2010 Процессный подход в развитии информационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
Advertisements

Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Курсовое проектирование корпоративных информационных систем на платформе 1С:Предприятие 8 Евгений Ковалев 01 февраля 2012 г. 12 международная научно-практическая.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ БИЗНЕС СИСТЕМЫ Метод и опыт создания стандарта предприятия по управлению ИТ-проектами А. С. Товб, Г.Л. Ципес.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БАНКА РОССИИ Богацкий В.А. – начальник управления общесистемных проблем Департамента информационных.
Специальность « Организация защиты информации»
Решение производственных задач с помощью интеграции GIS в информационный контур предприятия ТОО «Азия-Софт» Денис Дмитренко Ведущий консультант.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Построение учетно- ориентированной архитектуры в компонентном ИТ-ландшафте Юрий Юрченко Руководитель проектов 7 ноября 2013 года.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Разработка ПО Системная интеграция IT-аутсорсинг.
Практика организации проектных офисов в ведущих российских банках Москва, 2011 Михаил Козодаев Управляющий партнер, Директор по консалтингу.
Москва 2006 Роль консультационных услуг в процессе оптимизации работы с документами в организации Антошечкина Елена начальник отдела анализа и методологии.
BPM & ITSM Управление изменениями - может быть красивым Деятельность предприятия Фактические процессы Архитектура компании ЕА Формализованные процессы.
«Основные подходы к формированию стандартов качества кредитов малому и среднему бизнесу» Докладчик: Девятериков Артур Борисович Начальник Управления продаж.
Развитие государственной автоматизированной информационной системы «Управление» МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Заместитель директора Департамента государственного.
Новая ИТ-стратегия для государственных организаций. Особенности аудита и лицензирования программного обеспечения. ИТ-образование для государственных организаций.
Транксрипт:

XII международная научно-практическая конференция "ИТ - Бизнес в Металлургии, Машиностроении и ТЭК" Москва, Процессный подход в развитии информационной системы ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Краюшкин ведущий инженер-программист управления информационных технологий

Общие сведения о компании ГЕОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добыча нефти 59,63 млн.тонн Производство газа13,6 млрд.куб.м. Среднедействующий фонд добывающих скважин скв. Среднесписочная численность персонала чел. Выручка от продажи продукции, работ, услуг млн. руб. НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ 59 структурных подразделений предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторождений, по строительству производственных объектов и трубопроводов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ 58 видов продуктов. На основе выпускаемого сырья производится 100% синтетических моющих средств в России и 10% - в Европе. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ИНСТИТУТЫ Институт «СургутНИПИнефть» - крупнейшая проектная организация отрасли. «Ленгипронефтехим» - ведущий проектный институт России, имеет 60-летний опыт проектирования нефтеперерабатывающих, нефтехимических и сланцехимических установок, промышленных комплексов и заводов. СБЫТОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Основные рынки сбыта компании - регионы Северо- Запада России. 307 АЗС, 28 нефтебаз для хранения топлива.

Одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России

? Что такое Процессный подход Процессный подход – следующая ступень в эволюционном развитии ИС ? В чём его преимущество ? Как Процессный подход повлияет на ИТ сферу ? Что нужно изменить ? Как ориентировать ИТ на поддержку бизнес-процессов

4 стадии развития архитектуры ИС

Модернизировать нужно не только аппаратную часть, но и архитектурную Области перемен Архитектура информационной системы Организационная структура Стандарты по проектной и операционной деятельности Создать единый методологический орган по всем БП управления производством Разработать единую методологию ведения проектной и операционной деятельности

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Отчетность >100 АРМов Развитие МСБ Разработка и обустройство Газ Эксплуа- тация Транспорти- ровка Переработ- ка Сбыт 1 АРМ >5 АРМ >20 АРМ >40 АРМ БУ/НУ ТОРО Транспорт Капстрой НИОКР Бурение Капремонт Энергетика >100 НСИ АРМов Разрозненная ИС. «Лоскутное одеяло». Системы, АРМы, модули. Дублирование функциональности (например, генераторы отчетов), данных. Интеграция путем согласования потоков передаваемых данных.

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

ГРР Бурение и освоение Бурение и освоение Основное производство Добыча Трансп., подготовка, переработка газа Транспортировка, переработка нефти Транспортировка, переработка нефти Сбыт ТОРО Транспорт Капитальное строительство Трудовые ресурсы Электроэнергия Капремонт промысловых объектов МТР Вспомогательное производство Обеспечение SAP άάά ά ά ИСАТ ОКО 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

«Новая архитектура» – новые интерфейсы пользователей, новые решения для аналитических задач и отчетности, новые решения по обеспечению качества данных и ведению основных данных, репозиторий сервисов и среда их выполнения, новая среда разработки от БП, новые роли и компетенции. Предпосылки для построения новой архитектуры: Недостаточная оперативность обработки запросов бизнеса Необходимость комплексной автоматизации бизнес-процессов Необходимость устранения дублирования и несогласованности данных Необходимость снижения трудоемкости разработки и поддержки разнородных пользовательских интерфейсов Наличие дублирования функциональности в различных ИС Необходимость снижения ручной разработки информации Необходимость повышения интеграции информационных систем Необходимость сокращения соединений точка-точка Необходимость устранения дублирования, несогласованности, неструктурированности аналитической информации 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Изменение гибкости архитектуры ИС

Выполнение БП Композитная среда (CE) Поставщики сервисов Потребители сервисов Управление мастер- данными (MDM) Все каналы взаимодействия пользователей и систем с сервис-провайдерами Включает все инструменты, необходимые для построения новых приложений, основанных на использовании существующей функциональности (сервисов) Сервис-ориентированные системы, а также возможности представления функциональности не сервис- ориентированных систем в виде сервисов. Репозиторий сервисов. Моделирование ИТ Бизнес Поддержка архитектуры Управление жизненным циклом данных Операции по сопровождению (администрирование, мониторинг и т.д.) Управление жизненным циклом и логистика приложений и SOA/BPM-репозиториев (сервисы, глобальные типы данных, процессы, бизнес-правила и т.д.) Мониторинг / Анализ БП На основе данных (KPI, PPI) Моделирование активных процессов Включает все инструменты доступа к аналитическим данным компании и проведения мониторинга бизнес-процессов на базе ключевых показателей (например, определение исключительных ситуаций и причин их возникновения). SAPάОКО SAP ИСАТ IBM IDS Scheer «Новая архитектура» 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

Предпосылки для построения новой BI-архитектуры: Увеличение количества неинтегрированных кластеров данных, как внутри DWH (хранилище данных), так вне него Недостаточное качество данных, необходимость получения целостной картины о компании из одного источника («единый источник правды») Значительное увеличение объема информации, предоставляемого для анализа Увеличение количества отчетности и как следствие нехватка ресурсов на ее реализацию Недостаточная гибкость архитектуры «Новая BI-архитектура» - хранилище информации из различных источников, содержащее подготовленную, агрегированную, очищенную информацию для формирования КП (Corporate Memory), оптимизация структуры данных под хранение, а не под обслуживание запросов, применение управляемых Data Marts, Operational Data Stores, оптимизированых под обслуживание пользовательских запросов. 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

Изменение BI-архитектуры 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

Проектирование Сопровождение Системное и техническое обеспечение ЦКР, Тех. совет ПерсоналФинансы и налоги ИмуществоСбытКапстройСнабжение МТР ПМГ-БРПМГ-КСПМГ-РНПМГ-БРПМГ-УППМГ-МТОППМГ-Земля Авто- транспорт ПМГ-АТ SAP Заместители генерального директора по направлениям деятельности Эксп. комиссия Рабочая группа Рабочая группа по системам SAP 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

Рабочая группа (Альфа, ОКО) – функции координатора, контроль и составление планов работ. Заместители генерального директора по направлениям деятельности Проектирование Системное и техническое обеспечение Проектирование ά ОКО Системное и техническое обеспечение Рабочая группа по системам Альфа, ОКО 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Сопровождение

Проектирование Персона л Финансы и налоги Имущес тво СбытКапстройСнабже ние МТР ПМГ-БРПМГ-КСПМГ-РНПМГ-БРПМГ-УП ПМГ- МТОП Сопровождение ПУ «СургутАСУнефть» Системное и техническое обеспечение ЦКР, Тех. совет ПМГ- Земля Авто- транспор т ПМГ-АТ Добыча и капремонт ПМГ- нефть Газ, ТОРО, Энерго ПМГ- Газ (2010г.) ПМГ- ТОРО ПМГ- КР ПМГ- энерго «Новая архитектура» Заместители генерального директора по направлениям деятельности Эксп. комиссия Рабочая группа Задача: Трансформировать рабочие группы в единый методологический орган по всем БП управления производством 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

Проектирование Сопровождение ПУ «СургутАСУнефть» Системное и техническое обеспечение ЦКР, Тех. совет «Новая архитектура» Эксп. комиссия Рабочая группа Заместители генерального директора по направлениям деятельности ПМГ Процессный офис (2009г.) Заместители генерального директора по направлениям деятельности Создание Процессного офиса 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Поддержка ПМГ при выполнении работ по управлению БП Развитие методологии Формирование модели Корпоративной архитектуры (единой базы знаний) Проведение обучения

Проектирование Сопровождение ПУ «СургутАСУнефть» Системное и техническое обеспечение ЦКР, Тех. совет «Новая архитектура» Эксп. комиссия Рабочая группа Заместители генерального директора по направлениям деятельности ПМГ Бизнес-аналитик Архитектор ИТ-решения Центр корпоративной архитектуры (2010г.) Заместители генерального директора по направлениям деятельности Архитектор приложений и сервисов Архитектор по аналитической отчетности Архитектор по управлению данными ИТ архитектор Архитектор бизнес-процессов (Процессный офис) Создание Центра корпоративной архитектуры 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Поддержка ПМГ при выборе архитектурного решения Развитие ИТ-архитектуры Нормативно-методологическое обеспечение

Деятельность компании (стратегия, требования) Архитектура ИС 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Проект Архитектура ИТ-решения ИТ-управление на уровне компании Управление проектом ПМГ Центр корпоративной архитектуры Обеспечение соответствия между архитектурой ИС и ИТ-решения

ПМГ Бизнес/ Функциональные знания Интеграционные/ Технические знания Основные компетенции Бизнес компании ИТ область компании Управление ИТ инфраструктура Интеграционные Тестирование Настройка Программирование Детальные бизнес знания Бизнес опыт Опыт по поддержке Инструменты& Методы Основные Специалист Эксперт Специалист Основные 0 Бизнес/ Функциональные знания Интеграционные/ Технические знания Основные компетенции Основные Бизнес компании ИТ область компании Управление ИТ инфраструктура 0 Инструменты& Методы Интеграционные Тестирование Настройка Программирование Детальные бизнес знания Бизнес опыт Опыт по поддержке Эксперт Специалист Основные Бизнес-аналитикАрхитектор ИТ-решения Разделение компетенций 1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Стандартизация проектной и операционной деятельности Разработка единой методологии по проектной и операционной деятельности –нет действующего документа (положения) о единой информационной системе (ЕИС) –разработанные регламенты, распространяются либо на определенную систему, либо на определенную организационную группу Приведение в соответствие проектно-технической, регламентирующей документации, устранение несоответствий и т.д. (в том числе выявление функционального дублирования и зон ответственности, которая не регламентирована) Повысить качество управления ИТ-решениями в Обществе (за счет общего, единого понимания взаимодействия участников эксплуатации ЕИС)

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Концептуальный документ, определяющий объект управления – ЕИС, общие принципы, перечень стандартов Стандарты Общества по направлениям ИТ- области (определено 20 стандартов), закрепляющие основные принципы Документы, использующиеся для выполнения процессов проектной и операционной деятельности циклов ИТ- решений Могут быть разработаны для: - отдельных ЕИС; - организационных структур - ….. но в соответствии с едиными стандартами! Положение по ЕИС Стандарты Документы ОРД Документы НТД Документы ПТД

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Подготовка проекта Реализация ПроектированиеЗаключительная подготовка Эксплуатация и сопровождение 1 Управление проектами 2 Управление требованиями 3 Проектирование и разработка 4 Документирование 5 Управление тестированием 6 Анализ основных причин 7 Системное администрирование 8 Системный мониторинг 9 Удаленная поддержка 10 Управление изменениями (запрос и контроль) 11 Управление планированием заданий 12 Мониторинг бизнес - процессов и интерфейсов 13 Целостность данных 14 Управление целостностью транзакций 15 Управление обновлением 16 Управление инцидентами 17 Управление проблемами 18 Управление разработками ПО 19 Управление объемом данных 20 Ролевой доступ и авторизация

1. Развитие локальных решений2. Стандартизация технологий3. Оптимизация БП4. Модульность Процессный подход Управление ИТ - решениями Владельцы бизнес-процессов Пользователи Бизнес Управление разработками Системное администрирование Эксплуатация и сопровождение ИТ-решений ( BP Operations ) Управление приложениями Управление ИТ-инфраструктурой ИТ Управление требованиями Ролевой доступ и авторизация Управление инцидентами Управление проектами Проектирование и разработка Документирование Управление тестированием Удаленная поддержка Системное администрирование Системный мониторинг Мониторинг бизнес-процессов и интерфейсов Целостность данных Управление целостностью транзакций Управление планированием заданий Управление разработками ПО

Наследование механизмов управления

Основные положения Архитектура информационной системы Организационная структура Стандарты по проектной и операционной деятельности Процессный подход ориентирует ИТ-службу на совершенствование и поддержку бизнес-процессов, обеспечивая: комплексность ИТ-решений их лучшее качество, результат Для архитектурного (технологического) развития ИС должно быть: понимание необходимости изменений (предпосылки) организационное обеспечение (управление) необходимый набор документов, определяющий единое понимание «кто и что делает» (концепция, методология, регламентация) Создавать не только решения, но и возможности для их реализации. Т.е. новая архитектура должна иметь некий потенциал для реализации определенных бизнес- сценариев (стратегий, use-cases), понимание их реализации.

Владимир Краюшкин ведущий инженер-программист управления информационных технологий Спасибо за внимание