Министерство образования Ульяновской области «Областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида» Министерство образования Ульяновской области «Областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида» Поверь в себя, и ты все сможешь – девиз нашей школы. Мы учим детей слушать. Мы учим детей говорить. Мы помогаем им поверить в себя
Управление школой в контексте компетентностного подхода Управление школой в контексте компетентностного подхода
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». К. Д. Ушинский
Это принципиально новый подход, он требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся. Поэтому сделать его единым системным подходом в условиях отдельно взятого региона не представляется возможным. Этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы. Е. Я. Коган Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более, чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, и более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевкий, Г. П. Щедровский, В. В. Давыдов и их последователей.
Вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? ?
Однозначно - нет
основная часть педагогов учит основам наук, работая фронтально на весь класс применяют устаревшие образовательные технологии в большей массе педагоги сами не могут адаптироваться в современном образовательном пространстве Почему ?
Новая философия в рамках глобализации образования образование должно формировать: общество, элиту, нацию, новый образ жизни в целях обеспечения развития страны
между несоответствием действующих механизмов управления образовательными учреждениями адекватным задачам развития системы образования; между востребованностью компетентностного педагога и психолого-педагогической неподготовленностью педагога работать в новых условиях; между необходимостью работать в условиях рынка образовательных услуг для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения и недостаточной подготовкой педагогических и руководящих работников действовать в условиях рыночной экономики между возрастающим объемом получаемых знаний обучающимися и невозможностью успешной реализации полученных знаний в практической деятельности; Анализ исследований по проблеме управления образовательным учреждением на основе компетентностного подхода выявляет основные противоречия:
Конфуций писал: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.
Приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностого подхода от традиционного подхода
Причина не в том, что плохо учили, А в том, что давали Знания готовыми Знаниевый подход
недостаточно универсальных навыков, опыта, различных способов деятельности недостаточно универсальных навыков, опыта, различных способов деятельности Знания Умения Навыки ЗУНовский подход
В условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием Компетентностный подход не противопоставляется традиционному, а делает его гуманистически направленным. Компетентностный подход предполагает изменение структуры управления и корректировку основных принципов школьного управления. Функции управления сводятся в конечном итоге к управлению ресурсами. Главным внутренним ресурсом является учитель. Поэтому и методическая работа, и управленческая деятельность должны быть направлены на формирование ключевых компетенций учителя, на поиск своих внутренних ресурсов и активное привлечение внешних.
ЗАДАЧА: необходимо педагогам ОСВОИТЬ деятельностные технологии, изменить содержание уроков, учить способам КАК?
внутренние ресурсы : интеграционные службы в составе инициативных и творческих педагогов разных предметов, объединенных одной идеей: Служба психолого-педагогического сопровождения Информационно-аналитическая служба Служба образовательного маркетинга. Проектная служба Участие в конкурсах разного уровня: муниципального, областного, российского, международного в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха. Служба здоровья и безопасности
внешние ресурсы: публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой сотрудничество со СМИ.мастер-классы, презентации достижений школы, ярмарки профессий, отчетные концертымассовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности пресс-конференции с участием представителей власти, учредителей, администрации школы и т. дни открытых дверей
Направления реализации компетентностного подхода Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Личностно-ориентированное образование Использование технологий проектной деятельности, критического мышления, портфолио, индивидуального образования Стандарты начального, основного и среднего общего образования Проведение аттестации в формате ЕГЭ
Профессиональная компетентность педагога Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда Комбинация личностных и профессиональных качеств
кадры невозможность стимулирования мотивации творчества и инициативы педагогов в следствии несовершенной системы оплаты труда Проблемы: Отсутствие АРМ руководителя и педагога