КИСЛекция 1. 1. 10.12.2013 5:43Верстка *** для ИСТд-412.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Advertisements

Дизайн – это продолжение работы по организации материала, которая начинается с того момента, когда вы задумываетесь над проектом. Хороший дизайн создает.
ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Тема урока:. Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы: Знаете ли вы, что такое текст? Из каких основных объектов он состоит? Работали ли вы.
Основные правила оформления визуальной информации для детей Требования к шрифтовому оформлению Требования к изображениям.
Форматирование текста. План: Понятие форматирования текста Основные действия при форматировании текста Работа со шрифтами.
ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
После того, как текст ввели с клавиатуры и выполнили редактирование, с ним совершаются различные операции по его оформлению (приданию документу окончательного.
Форматирование текста Специальные виды форматирования.
Microsoft Word Художественное оформление текста в WORD.
Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Нумерованные и маркированные.
ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Word. Текстовый редактор Word программа создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати текстовых документов, проверки.
Текстовый процессор LOGO Домашнее задание Работа 1.2 (Задание 2); 1.3 (Задание 2); 1.4 (Задание 2)
Интерфейс текстового процессора Microsoft Word. С помощью ленты можно быстро находить необходимые команды (элементы управления: кнопки, раскрывающиеся.
Шестое ноября Классная работа В этот день… 1980 (32 года назад) - Билл Гейтс сумел убедить IBM, что "Майкрософт" в состоянии разработать необходимые компании.
Текстовый редактор WORD Форматирование текста. Виды форматирования Форматирование символов Форматирование символов Форматирование абзацев Форматирование.
Общие правила оформления презентации Учитель ИЗО, МХК Лебедь С.Г.
Работа с текстом 1.Текстовые редакторы 2.Текстовые процессоры 3.Издательские системы 4.Программы просмотра документов.
Тема Текстовый редактор Microsoft Word. Текстовый редактор Microsoft Word. Урок 4 ОШ 11 г. Мариуполь Кабинет информатики Разработали: Степанов С.В. Степанова.
Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Кодирование графической.
Транксрипт:

КИСЛекция 1

:43Верстка *** для ИСТд-412

Вёрстка в издательском деле и полиграфии процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п. По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Adobe FrameMaker, CorelDraw, Microsoft Publisher и QuarkXPress, а в настоящее время и Adobe InDesign. Альтернативу визуальным программам составляют системы компьютерной вёрстки, такие как LaTeX или Lout. Из допечатного прошлого пришли к нам термины буквица и красная строка. Буквицей отмечался всякий новый раздел или всякая новая страница рукописной книги. «Красная строка» (абзац, или абзацный отступ, как мы говорим сейчас) в свое время, причем еще в XIX веке, была и в самом деле красного цвета. Таким образом отделялись абзац от абзаца.буквица По западной терминологии абзац именуется параграфом, и часто вы можете встретить термин параграфный текст, когда имеется в виду тот текст, который мы с вами называем обычным, или основным, реже абзацным. В ином случае «обычным» называют не сам текст, а лишь способ его начертания.начертания :433Верстка *** для ИСТд-41

«Вёрстка 1. Монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений, колонцифр, колонтитулов и т. д.Монтажколонцифр колонтитулов Вёрстка подчиняется техническим правилам вёрстки. Согласно основному из этих правил, вёрстка должна быть: 1) единообразной высота всех полос одинакова и кратна кеглю шрифта (т. е. размеру шрифта) основного текста, отбивки от текста различных элементов (сноски, иллюстрации, подписи к ним, таблицы, формулы и т. д.) идентичны; размер спуска одинаков во всем издании ±1 строка;кеглю шрифта 2) приводной, т. е. такой, при которой строки текста совпадают с соответствующими строками на обороте, для чего все части полос, набранные иначе, чем основной текст, или занятые иллюстрациями, таблицами и т. д., с помощью отбивок приводят по высоте к целому числу строк основного текста; 3) без висячих строк на полосах...» :434Верстка *** для ИСТд-41

Практика, особенно практика вёрстки на ПК, часто показывает, что добиться, например, приводной вёрстки очень трудно. В отличие от металлического набора, где применяются литеры строгого размера, где постоянно число строк и где действительно можно добиться полного соответствия четной и нечетной полос, в электронной вёрстке порой невозможно такое соответствие (например, из-за шага, сдвига, заложенного в наборной текстовой программе или в программе верстальной, а особенно если один и другой не совпадают). Правильной и приводной считается только такая вёрстка, когда все строки четной полосы (страницы) точно попадают на строки предыдущей нечетной. При попадании хотя бы одной строки в пробел между строками предыдущей полосы (а на просвет это очень хорошо видно) вёрстка считается некачественной, плохой, непрофессиональной. Правильность достигается с помощью интерлиньяжа.интерлиньяжа :435Верстка *** для ИСТд-41

Интерлиньяж это междустрочный пробел, т. е. расстояние между наборными строками. Изменяя интерлиньяж в гораздо более тонких пределах, чем это технически осуществимо при металлическом наборе, электронный верстальщик может добиться того, чтобы вёрстка стала приводной. Прежний ручной набор требовал вставки между строками соответствующих шпонов в 1 и 2 п. или отливания строк с очком меньшего кегля на ножку литеры большего кегля или на строку большего кегля. Это называется бастардным кеглем, но для электронной вёрстки название утрачивает свое значение. Теперь говорят: «увеличить или уменьшить интерлиньяж». Однако и увеличение интерлиньяжа, и уменьшение его в пределах данного издания имеют свои пределы. Например, стандартный интерлиньяж, заложенный в программу по умолчанию, составляет % от размера кегля основного текста, а предельный 100 % (на уменьшение) и 120 % (на увеличение) :436Верстка *** для ИСТд-41

Как исключение в пределах одного издания возможно несколько раз использовать интерлиньяж до 95 % или до 125 % (крайний случай 130 %) к размеру кегля, но никак не меньше и никак не больше соответственно. И, конечно, предельные значения интерлиньяжа (большой и малый одновременно) должны присутствовать не на одном развороте и не на смежных оборотах полос. Правило единообразия выполнить значительно легче: вёрстка с самого начала ключ к успеху. То есть вёрстка слева направо и сверху вниз. Нельзя исправлять ошибку в середине текста за счет предыдущих полос. Когда правка, редактура вёрстки идет снизу вверх или справа налево, может сломаться вся последующая вёрстка возникнут висячие строки, которых прежде не было, на полосу придет «чужой» интерлиньяж, даже «чужой» шрифт, и пр. В том числе часто съезжают иллюстрации. Вернее, иллюстрации остаются на своем месте, а сдвигаются основной текст и подписи к рисункам :437Верстка *** для ИСТд-41

:43Верстка *** для ИСТд-418

Текущая полоса книги должна быть заполнена текстом и другими материалами равномерно, и пространство заполнения сверху вниз должно быть занято от верхней строки полосы набора до нижней строки. Не должно быть необоснованных пустых строк ни сверху, ни снизу. Заглавная или начальная полоса делается с типографским спуском верхние строки до заголовка пустые. Число строк на спуск выбирается индивидуально, однако должно быть не менее трех-четырех. Также концевая полоса должна иметь три- четыре строки снизу пустыми. При нехватке же материала для концевой полосы концевая полоса должна содержать, тем не менее, столько строк, чтобы быть заполненной сверху на четверть. Если очередная глава начинается со следующей полосы и начинается без спуска, то рекомендуется оставлять на предыдущей полосе пустыми 3-4 строки, которые говорили бы читателю о конце главы :439Верстка *** для ИСТд-41

При спуске на заглавной полосе должен отсутствовать верхний колонтитул (колонлиния тоже). На концевой полосе должен отсутствовать нижний колонтитул (колонлиния и колонцифра тоже). Впрочем, все правила, касающиеся наличия или отсутствия колонтитулов, не носят строго обязательного характера.колонлинияколонцифра Спуски по всей книге должны быть одинаковыми. Правда, правила допускают плюс-минус одну строку. Мы рекомендуем также в любом случае, когда рядовой заголовок (не первый по старшинству) попадает на начало полосы, делать спуск на одну строку, особенно если есть верхний колонтитул. При этом колонтитул не убирается. В любом другом случае, когда заголовки идут в подбор с основным текстом, отбивка над заголовком должна быть большей, чем отбивка после заголовка. То же касается объема основного текста над заголовком и после заголовка. Над заголовком должно быть не менее четырех строк основного текста предыдущей главы. Три строки тоже допустимо, но концевая строка должна быть не менее двух третей от полной. После заголовка на полосе должно остаться не меньше 3 строк основного текста или, при наличии сноски, не менее двух строк. В последнем случае требуется, чтобы сноска была набрана на полную строку :4310Верстка *** для ИСТд-41

На общий вид полосы очень влияют жидкость или плотность строк. Мы уже коснулись понятия жидких и плотных строк. Чрезмерная выгонка абзаца приводит к тому, что строки даже на глаз становятся очень разреженными, т. е. жидкими. Также при чрезмерной вгонке абзаца его строки делаются слишком плотными. И то, и другое в принципе недопустимо, но при большой необходимости, а она возникает довольно часто, приходится оставлять и жидкий абзац, и плотный. Для того чтобы ни тот, ни другой особенно не бросались в глаза, следует разогнать или вогнать также соседние абзацы однако с меньшими параметрами плотности или жидкости, чем тот, что между ними, самый жидкий или плотный. Вёрстка, следующая этому принципу, вполне удовлетворительна.жидкими Часто применяется разрядка, или разгонка текста заголовка. Особенно это касается коротких заголовков. Но здесь надо помнить, что разрядка так называемых родо-нумерационных заголовков (содержащих номер главы, раздела, части и пр.) допустима только в словах. Номера не разряжаются :4311Верстка *** для ИСТд-41

Кроме того, важным, или даже основным фактором, влияющим на лицо полосы и всего издания, является интерлиньяж. Нормированные программные значения интерлиньяжа позволяют сохранить эстетику издания: заполненность полосы текстом остается нормальной. Если увеличить интерлиньяж, полоса делается разреженной. То же и с уменьшением интерлиньяжа: полоса становится излишне черной. Часто этот параметр называется окраской полосы, окраской текста или окраской страницы. В полиграфии сравнивают плотность текста с картинкой в серых тонах: чем плотнее текст, тем более черной делается полоса, тем более насыщенной; чем разреженнее тем менее черной, т. е. уходящей в светлые тона. Для правильного состояния издания подходит как раз тот интерлиньяж ( % от размера шрифта), что задан по умолчанию верстальной программой, а в списке значений интерлиньяжа он содержится в строке Авто, или Автоинтерлиньяж. Что касается пространства, занимаемого заголовком вместе с отбивками, оно должно быть всегда кратным интерлиньяжу основного текста :4312Верстка *** для ИСТд-41

Выравнивание (выключка) заголовка выбирается чаще всего по левому краю (то же выравнивание имеют предусмотренные верстальными программами стандартные заголовки), но возможно и по правому краю, и по центру. Самое непопулярное в заголовках выравнивание по формату.выключка Короткий заголовок одинаково хорошо выравнивать и по левому, и по правому краю, и по центру. Длинный заголовок лучше по центру. Но максимальная длина строки в таком случае должна ориентироваться на длину абзацного отступа следующего за заголовком текста. Левый край не должен «высовываться» за абзацный отступ. Соответственно правый край строки заголовка не может быть правее такого же, но воображаемого абзацного отступа справа. Полная строка заголовка, выключенного по центру, считается большой верстальной ошибкой :4313Верстка *** для ИСТд-41

Разбивка строк в заголовке должна быть безупречной по смыслу содержащегося текста. Ни предлоги, ни частицы, ни междометия не должны оставаться в конце предыдущей строки и переносятся в начало новой. В любом случае после верстальщика, самостоятельно разбившего заголовок на строки, требуется, чтобы макет оценили редактор и корректор.макет Следует немного поговорить об интерлиньяже в том ключе, как он понимается профессионалами, знакомыми с прежними технологиями печати, и как он понимается, причем упрощенно, пользователями электронных издательских систем, т. е. издательских программ для ПК :4314Верстка *** для ИСТд-41

Рис Междустрочное расстояние в абзаце (интерлиньяж) :43Верстка *** для ИСТд-4115 На рис. 1.1 слева показан интерлиньяж как расстояние от базовой линии одной строки до базовой линии смежной строки. Он так и назван «Интерлиньяж». Так понимают этот элемент вёрстки разработчики верстальной программы. Но в понимании пользователя издательской системы, т. е. верстальщика, интерлиньяж давно приобрел черты междустрочного расстояния от базовой линии верхней строки до верхней линии строчного символа смежной строки. Потому мы обозначили его как «Интерлиньяж Э» (электронный).

И кегль шрифта пользователем понимается совсем не так, как понимается профессионалом старого образца. Пользователь понимает кегль как высоту символа, показанную на рис А на самом деле кегль это высота символа плюс так называемые оплечики (рис. 1.1). Оплечики существуют для того, чтобы символы верхней строки не «сели на голову» символам нижней, ибо у строчных, да и у некоторых прописных символов имеются продолжения за базовую линию (нижние выносные элементы) и за высоту символа: у строчного символа это верхний выносной элемент, а у прописного может быть так называемый диакритический знак (как, например, в символах Й или Ё). Соответственно диакритический знак должен укладываться в размер верхних оплечиков. Диакритический знак у строчного символа (ё, й) не выходит за рамки верхнего выносного элемента.диакритический знак :4316Верстка *** для ИСТд-41

Но есть особый знак, проблемы с которым в электронной вёрстке по-настоящему так и не решены, хотя Корпорация Microsoft, к ее чести, почти решила задачу еще в Word Таких особых надстрочных знаков два это ударение и титло. Если с ударением почти все ясно, и в новой системе Юникод (Unicode) ударение делается в наборе и имеет возможность перекочевать в вёрстку через RTF-формат, то с титлом проблема так и остается. Ведь чисто кириллический знак титла ставится не над строчным символом, а над двумя сразу над прописным и над строчным одновременно (например, в слове Гдь сокращенном от Господь). Соответственно титло (~), из-за графических своих пропорций и удобочитаемости, выходит за рамки диакритического знака, т. е. переходит границу верхних оплечиков. Получается, что титло может наложиться на нижний выносной элемент какого-либо строчного символа верхней смежной строки, а это недопустимо. История с титлом весьма редкое явление для современной вёрстки, тем не менее, проблема должна решаться как-то иначе, чем искусственная расставка этих двух строк локальное увеличение интерлиньяжа :4317Верстка *** для ИСТд-41

Билл Гейтс схитрил и сделал титло очень плоским: в наборе титло не выходит за оплечики, но оно и не очень похоже само на себя. К тому же его титло не покрывает соседнего знака и маячит только над прописным «Г», в то время как должно распространяться и на строчный символ «д». Проблема не решена. Соответственно нами предлагается временное решение этой проблемы самым простым способом: не ставить титло на стадии набора текста. Зато при вёрстке добыть этот знак совсем отдельно. Причем добыть не из таблицы символов и не само титло, а значок «приблизительно» (~) прямо с клавиатуры и наложить его вручную над символами «Гд» (или иными) при большом масштабе просмотра и при уже окончательно свёрстанном абзаце. Причем вёрстка должна быть такой, чтобы в верхней смежной строке, что над этим сочетанием символов, не было никаких символов с нижними выносными элементами. Тогда виртуальные оплечики не помешают :4318Верстка *** для ИСТд-41

Вернемся к рис А что такое «Интерлиньяж Т»? Это тот самый традиционный интерлиньяж, который использовался в металлическом наборе. Измерялся он не так, как предлагают разработчики издательских систем для ПК, т. е. определялся не в 110 % от размера кегля, а числом гораздо меньшим, и это число зависело от толщины прокладываемого между строками латунного шпона. Толщина шпона была всего 1 или 2 пункта. Соответственно таким и был интерлиньяж всего в несколько пунктов. Такова разница в понимании натурального, физического междустрочного расстояния и электронного интерлиньяжа. А кегль шрифта составляется не только из высоты символа, но измеряется от верхней точки верхнего выносного элемента до нижней точки нижнего выносного элемента. И это не все: к указанному размеру добавляется размер нижних и верхних оплечиков (еще их называют заплечиками, но это имя уже забывается) :4319Верстка *** для ИСТд-41

«Лестницы» и «коридоры» На эстетическое состояние полосы и отдельного абзаца влияет присутствие в сверстанном тексте так называемых коридоров и лестниц. Оба эти явления отрицательны: «коридор» это наличие пробелов, находящихся в одном и том же месте строки в нескольких строках подряд. Текст разрезается таким «коридором» вертикально, и это визуально разрушает полосу. «Лестница» же такое чередование пробелов в каждой из строк, при котором каждый последующий пробел отстоит от пробела в предыдущей строке на одинаковое или почти одинаковое число знаков два, три или больше. «Лестница» заметна так же, как и «коридор», и такой текст смотрится удручающе :4320Верстка *** для ИСТд-41

:43Верстка *** для ИСТд-4121

В период становления печатного дела в каждой из стран Европы возникли свои методы и свои единицы измерения для полиграфии. Но постепенно страны перешли на английский дюйм, в том числе и Россия. Западное полушарие использует американский дюйм, а практика перехода на компьютерную технологию предпечатной подготовки заставляет и европейские страны склоняться к американским единицам. Тем более что большинство шрифтов разработано американцами, как и сама PostScript-технология точного отображения полиграфической полосы рождена фирмой Adobe Systems Inc., в том числе точные PostScript-шрифты: их появление было вызвано как раз несогласованностью шрифтов от разных авторов. Одного только «Таймса» есть десятки версий.PostScript Общепризнанной типометрической единицей была так называемая шпация, но и ее размеры в разных государствах были разными. Теперь приняты шпация круглая (соответствует ширине заглавной М), полукруглая (соответствует ширине N) и тонкая (в размер строчной t) :4322Верстка *** для ИСТд-41

Те же понятия существуют и для кириллических стран, a Adobe разрабатывает помимо латинских точных шрифтов еще и кириллические. Однако размер шпации, как может стать ясно из наличия разных размеров шрифтов (кеглей, или реже говорится кегелей), тоже величина непостоянная, и требуются более точные единицы: пункты, пики и пр. Все они обязательно сориентированы на дюйм. Россия применяет типометрическую систему Дидо, основу которой составляет пункт (он равен 0,3759 мм), цицеро (12 пунктов = 4,511 мм) и квадрат (48 п. = 18,04 мм). Но в последнее время все чаще приходится пользоваться американской системой, где в основе точка (пойнт), которая равна 0,3514 мм, и пика 4,2167 мм (т. е. 12 точек, или пунктов). По значениям этих единиц, видно, что цицеро и пика примерно равны. Цицеро равна примерно 1/6 дюйма. 5,62 цицеро = 1 дюйму :4323Верстка *** для ИСТд-41

Принято выражать величины шрифта и междустрочные расстояния (интерлиньяж) в пунктах, а размеры колонок и межколоночные расстояния (так называемый гаттер, или средник) в пиках. То же с табличными колонками и строками (графами и прографками). Часто используют квадраты и полуквадраты. Но исчисления в квадратах уходят в прошлое. Российскому пользователю при макетировании на ПК в какой-либо из издательских программ удобны не перечисленные единицы, а миллиметры или сантиметры. Любая издательская система всегда имеет такую услугу для пользователя: при назначении общих или главных настроек пользователь может переназначить издательские типометрические единицы, заложенные в системе по умолчанию, т. е. дюймы, пики и пункты, на привычные миллиметры или сантиметры. Неизменным останется лишь кегль шрифта он так и будет отображаться в пунктах :4324Верстка *** для ИСТд-41

:43Верстка *** для ИСТд-4125

Как и любая область деятельности, верстка имеет свои правила, знание которых наряду со знанием прикладных программ является залогом хороших результатов работы. Эти правила формировались веками, в них учтены культурные традиции, а также особенности зрительного восприятия печатного текста человеком. Поэтому отступление от правил оправданно только в том случае, если это придает работе новизну и оригинальность. Вместе с тем, если бы все дизайнеры и верстальщики пользовались одинаковыми приемами, то печатная продукция выглядела бы скучно и однообразно. С внедрением компьютерных технологий в издательское дело набор средств оформления печатной продукции значительно увеличился, они стали более легкими в применении и доступными многим. Поэтому для того, чтобы стать хорошим специалистом, теперь мало изучить все возможности программ. Вы должны умело ими пользоваться, знать меру, подходить к работе творчески и, конечно, опираться на выработанные правила, которые помогут вам выполнить работу на должном уровне :4326Верстка *** для ИСТд-41

Уместность Плохих приемов дизайна не существует, бывает лишь неудачное их применение. Необходимо понимать, что документы различных типов должны быть и оформлены по-разному. Например, страница с официальной информацией должна выглядеть иначе, чем рекламный проспект. В финансовом отчете вряд ли целесообразно использовать все многообразие шрифтов. А вот если небольшой рекламный блок не оформить заметным графическим элементом, то, скорее всего, его не заметят. Учтите, что основным критерием качества оформления является то, насколько четко, ясно и удобно печатная продукция доносит до читателя смысл заключенной в ней информации :4327 Верстка *** для ИСТд-41

Соблюдение пропорций Внешний вид работы во многом зависит от пропорциональности ее элементов, т.е. от того, насколько гармонично сочетаются основной текст, заголовки и иллюстрации как между собой, так и с форматом издания. Обычно для шрифта заголовка выбирают кегль в полтора раза больший, чем для основного текста, и на один уровень большей насыщенности. Например, если основной текст набран обычным шрифтом 9-го кегля, то для заголовка вполне подойдет шрифт 14-го кегля с полужирным начертанием :4328Верстка *** для ИСТд-41

Соблюдение пропорций Очень важно правильно выбрать соотношение между размерами шрифтов заголовков и основного текста. Размер заголовка с одной стороны определяется его значимостью, а с другой расстоянием до соседних элементов (иллюстраций, рамок, текстовых блоков). Маленький заголовок на большом свободном пространстве теряется, а крупный заголовок, находящийся близко к тексту, вызывает ощущение скученности (см. рис. 1.2) :43Верстка *** для ИСТд-4129 Рис. 1.2 Варианты заголовков

Соблюдение пропорций Очень удобным средством оформления абзацев являются линейки. Толщину линеек необходимо выбирать с учетом размера шрифта абзаца. Слишком толстые линейки "подавляют" текст и ухудшают его читабельность, а слишком тонкие теряются на фоне текста и не выполняют отведенную им функцию элемента выделения. Расстояние между линейками и текстом должно быть не меньше половины кегля применяемого шрифта, иначе они будут малозаметны, а удобочитаемость отчеркнутого ими текста снизится :43Верстка *** для ИСТд-4130 Рис Варианты применения линеек

Соблюдение пропорций Что касается иллюстраций, то вы обязательно должны позаботиться об их соразмерности. Если речь идет, например, об изображениях людей, то следует обеспечить одинаковый масштаб и размеры. А вот при выборе размеров для схем необходимо в первую очередь руководствоваться их сложностью. Кроме того, следует учитывать, что если на полосе размещено несколько изображений, то более крупное из них привлекает больше внимания и воспринимается как более важное :43Верстка *** для ИСТд-4131 Рис Пропорции иллюстраций И, конечно же, вы не должны забывать, что на размеры и пропорции иллюстраций значительное влияние оказывает формат полосы.

Контрастность Если страница публикации изобилует однообразно оформленным материалом, то это существенно затрудняет его восприятие. При просмотре на расстоянии глаз видит монотонное серое поле, и желание прочесть материал исчезает. Если повысить контрастность страницы, уравновесив информационные блоки участками пустого пространства, то страница сразу "оживет". Яркие, запоминающиеся публикации, как правило, всегда строятся на контрастах. Слабоконтрастное оформление обычно используется в официальных документах (различных отчетах, сводках, бюллетенях и т.п.), где строгое оформление подчеркивает серьезность документа :4332Верстка *** для ИСТд-41

Контрастность :4333Верстка *** для ИСТд-41

Контрастность Усиления контрастности можно добиться не только за счет создания в документе свободных пространств, но и путем использования контрастных, т.е. отличающихся по размеру шрифтов :43Верстка *** для ИСТд-4134 Рис Применение контрастных шрифтов

Баланс черного, серого и белого При просмотре публикации глаз читателя выделяет три различные по тону области: черную, серую и белую. Сначала взгляд обращается к черному. Черные области это фотографии, рисунки и т.п. Далее взгляд перемещается на белое. Белые области не содержат ни текста, ни иллюстраций на них взгляд отдыхает. На серое человек смотрит в последнюю очередь. Серые области это текст. Черные, серые и белые области являются главными составными частями общего фона полосы, и от соотношения между ними зависит внешний вид и легкость восприятия материала страницы. Черное Несмотря на то, что взгляд первым делом обращается к черным областям, их не должно быть много. Не стоит перегружать черным полосу и делать ее слишком темной, так как это ослабляет воздействие текста. Исключением является случай, когда на странице размещаются только иллюстрации :4335Верстка *** для ИСТд-41

Баланс черного, серого и белого Серое Серые области являются основными носителями информации. Однако избыток серого делает публикацию скучной. Добавьте линейки, разнообразьте виды заголовков (комбинируйте обычные заголовки и шапки), попытайтесь увеличить и перераспределить белые области. Это приведет к усилению контрастности документа, и он станет более привлекательным :4336Верстка *** для ИСТд-41

Баланс черного, серого и белого Белое Сами по себе белые области никакой смысловой нагрузки не несут на них глаз отдыхает. Однако белые области являются важным средством оформления и позволяют повысить контрастность публикации. Они создаются при помощи следующих элементов. Поля страницы определяют величину белых областей вдоль краев страницы. Пространство между строками текста при его уменьшении полоса становится серой и слабоконтрастной. Разумное увеличение пространства между строками текста усиливает контрастность публикации и улучшает баланс между серым и белым. Пространство между колонками чем шире колонки, тем больше между ними должно быть свободного места. Пространство вокруг заголовков увеличение свободного пространства вокруг заголовка в большей степени способствует привлечению к нему внимания, чем увеличение шрифта :4337Верстка *** для ИСТд-41

Баланс черного, серого и белого Белые участки внутри изображений они также увеличивают общую площадь белых областей полосы. Отбивки между абзацами увеличение отбивок нарушает монотонность текста, делает полосу более "открытой". Пространство у правых краев текстовых блоков при выключке влево неровный правый край нарушает однообразие текстовых блоков. Белые области, даже если их немного, необходимо комбинировать с контрастными элементами. Серые тона фотографий, плашек и основного текста создают умеренный контраст с белым, а использование жирного шрифта в заголовках, линеек и вывороток позволяет получить сильный контраст. Учтите, что любой элемент, окруженный белым пространством, привлекает к себе внимание, поэтому такой прием можно использовать для выделения важной информации :4338Верстка *** для ИСТд-41

Учет направления движения взгляда При оформлении макета необходимо принимать во внимание, что в процессе чтения человек перемещает взгляд от левого верхнего угла страницы к правому нижнему. Чтобы после просмотра материала информация была воспринята в нужной логической последовательности, она должна располагаться с учетом особенности движения взгляда. Если компоновка материала выполнена правильно, то читатель автоматически двигается по документу в нужном автору направлении. В противном случае для увязывания информации в логическую цепочку ему приходится просматривать разные части страницы :4339Верстка *** для ИСТд-41

Целостность Необходимо стремиться к тому, чтобы документ выглядел как единое целое, а не как набор разрозненных фрагментов информации. Стилистическая целостность публикации достигается за счет единообразия ее оформления. Внимание к деталям, правильная работа с повторяющимися элементами вот основные факторы, которые определяют целостность документа. Нельзя добиться единообразия публикации, располагая однотипные элементы на разных страницах по-разному, особенно это касается разворотов. Каждая страница может быть оформлена великолепно, но если между ними нет визуального сходства, единый облик публикации теряется. Однако следует учитывать, что единство стилевого оформления накладывает определенные ограничения на число используемых гарнитур и элементов оформления.гарнитур :4340Верстка *** для ИСТд-41

Целостность :4341Верстка *** для ИСТд-41 Рис Расположение повторяющихся элементов

Сдержанность Хороший верстальщик должен обладать таким качеством, как чувство меры. Возможности современных издательских систем столь велики, что очень сложно удержаться от того, чтобы не продемонстрировать все свои знания о них. Это относится прежде всего к разного рода декоративным элементам и шрифтам. Применяя новый графический элемент, нужно подумать, вписывается ли он в общий контекст публикации и улучшает ли передачу информации. Например, если величина скидки будет мало заметна на фоне умопомрачительной звездочки, то вряд ли стоит ее вставлять. Аккуратно и продуманно пользуйтесь шрифтовым оформлением. Наличие большого количества гарнитур и шрифтовых выделений делает публикацию крикливой, нарушает ее целостность и существенно затрудняет восприятие информации :4342Верстка *** для ИСТд-41

Проверка деталей В макете не существует деталей, которые не заслуживали бы внимания верстальщика и не требовали бы проверки. Незначительный, на первый взгляд, момент может испортить впечатление о всей работе. Избавляетесь от лишних пробелов между словами. Они приводят к появлению "дыр" в тексте, в результате чего он выглядит неаккуратно. Обращайте внимание на висячие строки, поскольку они нарушают упорядоченный вид прямоугольной полосы. Следите за тем, чтобы заголовки не были размещены в конце колонки или страницы. Избегайте переносов слов с четной полосы на нечетную, они нежелательны. При размещении графических элементов обеспечьте их точное выравнивание относительно друг друга. Позаботьтесь о том, чтобы не было колебаний в размере изображений и графических элементов, которые должны быть одинаковыми. Чтобы избежать этого, проверяйте значения в полях ввода :4343Верстка *** для ИСТд-41

:43Верстка *** для ИСТд-4144

Формат полосы набора и поля Формат полосы набора (т.е. области, в пределах которой вы размещаете текст и графику) зависит от вида издания. Наибольшие форматы используются в изданиях, которые быстро устаревают или же в которых важна компактная подача материала. Меньшие форматы полосы набора предназначены для изданий, которые рассчитаны на длительный срок применения. С форматом полосы набора связана величина полей: чем больше формат, тем уже поля. В книжных изданиях полям на странице принято назначать различную ширину. Если перечислить поля по мере увеличения их ширины, получится следующая последовательность: корешковое, верхнее, внешнее и нижнее поле. При соблюдении такого соотношения полей смежные полосы смещаются к корешку и вверх. Этот прием позволяет подчеркнуть цельность книжного разворота.полей :4345Верстка *** для ИСТд-41

Формат полосы набора и поля На ширину корешковых полей влияет дополнительный фактор тип переплета. При склейке страниц внутренние поля можно сделать минимальными порядка 1,3 см. Рекомендуемая ширина внутренних полей при скреплении листов металлической спиралью составляет уже 1,61,9 см. Считается, что широкие поля делают издание долговечным, так как защищают края оттиска от повреждения. Вот почему наибольшую ширину рекомендуется назначать нижнему и внешнему полям: именно они больше всего подвержены износу. По этой же причине в изданиях, рассчитанных на длительное использование, формируются меньшие по формату полосы набора и устанавливаются более широкие поля :4346Верстка *** для ИСТд-41

Формат полосы набора и поля Описанное соотношение полей может быть изменено, но только в том случае, если это обусловлено особенностями издания. Так, увеличив корешковое и уменьшив внешнее поле, можно представить страницы как самостоятельные единицы, а не составляющие разворота (например, в изданиях, где текст публикуется на левых полосах, а графика на правых). Варьируя величину полей, следует соблюдать осторожность: неудачное их сочетание может отрицательно отразиться на удобочитаемости издания :43Верстка *** для ИСТд-4147 Рис Внешние поля различной величины

Колонки Колонки являются удобным средством размещения как текста, так и графических объектов. На странице может быть сформировано от одной до семи колонок. При разработке композиции многоколонной полосы следует учитывать, что ширина колонок существенно влияет на удобочитаемость документа. Текст в очень широких колонках читать неудобно, поскольку тяжело переводить взгляд из конца текущей строки в начало следующей. При узких колонках скорость чтения также существенно снижается человек читает не по буквам, а охватывает взглядом сразу несколько слов, а в узких колонках ширина такого охвата ограниченна. Кроме того, читателю приходится слишком часто переводить взгляд с одной строки на другую. Колонки Ширина колонки определяется с учетом гарнитуры и кегля используемого шрифта. Общее правило таково: ширина колонки для данного шрифта с данным кеглем равна расстоянию, которое занимает полтора латинских алфавита, набранного таким же шрифтом и с таким же кеглем. Наберите в строку без пробелов полный латинский алфавит от а до z, а затем еще половину алфавита (до буквы т включительно). То расстояние, которое займут введенные буквы, и будет оптимальной шириной колонки для данного шрифта :4348Верстка *** для ИСТд-41

Колонки Существует более простой метод определения оптимальной ширины колонки: ширина колонки, выраженная в пиках, должна быть в 1,52 раза больше размера шрифта, выраженного в пунктах. Безотносительно единиц измерения: оптимальная ширина колонки больше размера шрифта примерно в 1825 раз. Не обязательно устанавливать одинаковую ширину для всех колонок. Разные по ширине колонки делают публикацию эффектной и сразу привлекают внимание к ней, только, создавая такой макет, не забывайте об уместности, иначе документ будет выглядеть нелепо :4349Верстка *** для ИСТд-41 Рис Различные соотношения ширины колонки и кегля

Колонки На общий вид публикации существенное влияние оказывает также величина интервала между колонками. Узкая полоса между колонками затрудняет восприятие текста. При увеличении этого промежутка границы между колонками становятся более четкими и читателю легче ориентироваться в документе :43Верстка *** для ИСТд-4150 Рис Различные варианты многоколонных полос

Колонки Границы колонок следует учитывать при позиционировании иллюстраций. Иллюстрации прямоугольной формы принято выравнивать по границам колонок, причем такие объекты по ширине могут занимать как одну, так и несколько колонок. Иллюстрацию размещают между двумя колонками и обрамляют тестом со всех сторон только в том случае, если она намного уже полос с текстом, иначе неполные строки получатся слишком короткими, что сделает их трудными для чтения и приведет к ошибкам в переносах. На полосе для размещения иллюстраций может быть отведена отдельная колонка, которая по ширине отличается от текстовых колонок :4351Верстка *** для ИСТд-41

Колонки :4352Верстка *** для ИСТд-41 Рис Вид страницы при разных интервалах между колонками

Колонки :4353Верстка *** для ИСТд-41 Рис Размещение иллюстраций на странице макета На представленном рисунке иллюстрация 1 размещена правильно: она занимает по ширине две колонки и выровнена по их направляющим, а вот размер иллюстрации 2 следует уменьшить до ширины двух колонок. На практике часто в одном издании сочетаются различные варианты оформления многоколонных полос.

Урок газетного дизайна Jacek Utko польский маг газетного дизайна. Серийный арт директор умирающих газет, превративший унылое по сути, в блестящее и полное смысла. В этом видео он интересно рассказывает о том, как дизайн может удвоить продажи газеты. С примерами. С своеобразным юмором. Примеры работ, которые он показывает поразительны. И в конце все сводиться к простой истине. Очень вдохновляет. Особенно во время "газетного" пресс- клуба. ;-) Ролик взят с сайта Вообще, TED.COM хороший сайт обучающих видеоподкастов. Там видео коротких лекций/презентаций от очень интересных людей из самых разных сфер деятельности, начиная от архиектуры и дизайна и заканчивая политикой и литературой. Многие имеют русские субтитры. Но для вас добавлен голосовой перевод, чтобы вы могли просто вдохновляться картинкой, перед тем, как приступите к верстке. =))) :43Верстка *** для ИСТд-4154

:4355Верстка *** для ИСТд-41

Альбомная ориентация полосы (Landscape)– Горизонтальное расположение листа бумаги. Буквица (Drop Cap)– Большая первая буква, которая имеет существенно больший размер, чем остальные и может находиться ниже уровня первой строки абзаца. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов. Буквица (Drop Cap)– Буклет (Booklet)– Издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованном обычно в несколько параллельных сгибов, без шитья. Два метода фальцовки: гармошкой, когда каждый последующий сгиб направлен в сторону, противоположную предыдущему и салфеткой - сгибы направлены в одну сторону (для рекламных листков, проспектов, путеводителей). Вдова (widow)– Первая строка на новой странице, являющаяся последней строкой абзаца или заголовка. По правилам полиграфии это считается ошибкой верстки. Выпуск в поле – Графический элемент или плашка, доходящие до обреза страницы :4357Верстка *** для ИСТд-41

Выпуск в поле – Графический элемент или плашка, доходящие до обреза страницы. Выключка – Выравнивание набора по левой или правой вертикальным границам полосы. При выключке строк между словами (в некоторых случаях между буквами) вводятся дополнительные пробелы таким образом, чтобы каждая строка текста начиналась у левой границы, а заканчивалась у правой. Неровная правая сторона - у текста, выключенного влево, а неровная левая сторона означает выключку вправо. При выключке по центру текст выравнивается симметрично относительно линии, делящей полосу вертикально пополам. Выключка по вертикали изменяет междустрочный пробел между отдельными абзацами (иногда между строками) таким образом, чтобы на одной странице верх и низ каждой колонки находились на одной высоте. Это понятие часто путают с симметричностью колонки, который означает, что каждая колонка имеет одинаковое количество строк. Выключка Внешний треппинг – Расширение границы светлого объекта, расположенного на темном фоне, для создания небольшого перекрытия. Внутренний треппинг – «Стягивание» светлого фона внутрь темного объекта для создания небольшого перекрытия :4358Верстка *** для ИСТд-41

Вычитка – Читка оригинала рукописи перед сдачей в набор с целью устранения орфографических и пунктуационных ошибок, установления единообразия сокращений, единиц измерения, написания слов, окончательной проверки ссылок на таблицы, иллюстрации и позиции иллюстраций, указания на допущенные смысловые и стилистические ошибки и т.д. Выворотка (reversed out text) – Текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст на черном фоне. Гарнитура (typefase)– Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление. Существуют традиционные гарнитуры (например, Helvetica или Magazine) или созданные независимыми дизайнерами. Гарнитура Гранки – Длинная колонка набранного текста, не разбитая на страницы. Издательские работники обычно используют гранки для проверки правильности переносов и поиска опечаток; гранки посылают авторам для считывания текста и исправлений до верстки :4359Верстка *** для ИСТд-41

Дефис (Hyphen) – Применяется для разделения слова в конце строки или для соединения нескольких слов, образующих новое слово. Перенос указывает на положение дефиса в переносимых словах. Во избежание смешивания дефиса и тире в рукописях (оригиналах) и корректурах дефис обозначают двумя черточками (=). С точки зрения набора существует две разновидности дефисов. Короткий дефис (-) используется при переносах частей слов на следующую строку, а также в качестве знака «минус». Длинный дефис, называемый также полиграфическим тире (–), используется как обычное тире в тексте. Диакритические знаки – Различные специальные знаки, проставляемые над или под буквами, а иногда рядом с ними (точки над е, черточка над и и т.д.). Диакритические знаки Жидкие строки (loose lines) – Порой неудачно выбранное расстояние между символами в слове или словами в строке приводит к тому, что строки становятся разорванными. Жидкие строки (loose lines) Засечки (серифы) – Горизонтальные штрихи, делающие шрифт более четким. Шрифты без засечек называются рублеными. Золотое сечение – В полиграфии этот термин чаще всего относится к размеру страниц и трактуется как установление соотношения длин сторон 3:5. Такое соотношение воспринимается как наиболее гармоничное. Зона переноса – Определяет максимальное число символов от правого поля, где можно поставить знак переноса :4360Верстка *** для ИСТд-41

Интерлиньяж (Leading) – Расстояние между соседними строками абзаца. Измеряется в тех же типографских пунктах. Этот термин произошел от слова Lead (олово) в те времена, когда книги набирались «горячим» способом: буквы отливались из металла, из таких букв набирались строки, а между строками заливалось олово, чтобы отделить строки одна от другой. Интерлиньяж (Leading) Капитель – Способ оформления текста, при котором строчные буквы приобретают вид прописных и увеличиваются в размере, оставаясь по прежнему меньше «настоящих» прописных (приблизительно на 20 %). Кернинг (Kerning) – Сдвиг соседних букв слова ближе друг к Другу, чтобы ликвидировать слишком большие расстояния между ними. Может выполняться вручную или автоматически. Чаще всею применяется для корректировки заголовков, где используются гарнитуры высокого кегля, в результате чего образуются изрядные промежутки между буквами типа У и Л или Г и Т. Кернинговые пары – Специальная таблица, куда занесены все буквенные пары, для которых кернинг проводится автоматически. Эту таблицу можно вызвать, если вы хотите изменить кернинг в печатном издании. Курсив (Italic)– Курсивное начертание. Наклонный вариант начертания :4361Верстка *** для ИСТд-41

Кегль – Определенный размер гарнитуры. Измеряется в пунктах (points). Книжная ориентация полосы (Portrate) – Вертикальное расположение листа бумаги. Колонка – Блок текста. Пробел между двумя или несколькими колонками называется средником (в газетном или журнальном тексте он обычно равен 1 или 2 пикам). Колонка Колонлинейка – Линейка вверху полосы, отделяющая колонтитул от текста. Колонлинейка Колонцифра – Порядковый номер страницы. Колонцифра Колонтитул – Заголовочные данные, помещаемые вверху полосы книги. Это вид оформления текста для вывода какой-либо повторяющейся информации при печати страниц раздела документа. В качестве колонтитулов могут быть использованы названия разделов (или глав) документа и т.д. С помощью колонтитулов можно оформить нумерацию страниц документа :4362Верстка *** для ИСТд-41

Лигатура (ligature) – Символ, представляющий собой два слитых воедино символа. Линия шрифта (Baseline) – Линия, образованная основанием каждой буквы, не включая выносные элементы. Используется для выравнивания текста. Линейки (rules) – Элементы оформления издания, представляющие собой горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие элементы макета друг от друга. Линейки придают полосе законченный вид. Для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой. Линейки применяются также для разделения самостоятельных частей полосы. Макет документа – Размещение текста, иллюстраций и других материалов на странице. Модульная сетка – Определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами :4363Верстка *** для ИСТд-41

Монтаж (stripping) – Процесс размещения пленок вручную на монтажном листе в соответствующем порядке для последующей печати. Маскирование (knock out) – Способ печати, при котором не печатаются (маскируются) объекты, расположенные под другим объектом. Муар – Темные пятна на изображении. Для компенсации муара разработаны специальные технологии. При сканировании убирается установкой Descreen (дорогие сканеры) или подбором величины разрешения сканирования. Hаложение (overprinting) – Способ печати, при котором объекты печатаются один поверх другого без создания треппинга :4364Верстка *** для ИСТд-41

Hасыщенный черный (rich black) – Цвет, содержащий помимо 100% черного некоторое количество голубого, пурпурного или желтого. В результате получается более интенсивный черный цвет. Начертания – Набор шрифтов всех размеров определенной насыщенности и стиля (например, полужирный курсив шрифта New Baskerville). Обычно шрифт имеет четыре начертания: нормальный, полужирный, курсив и полужирный курсив. Начертания Норма – Краткое название книги, либо фамилия автора, либо номер заказа, которые ставят в левом углу книжного поля первой страницы каждого печатного листа. Оборка – Зона на макете полосы, не заполненная основным текстом. Текстовая оборка позволяет зафиксировать текст вокруг элемента (текстового или графического), причем пробел между текстом и обираемым объектом вы можете регулировать по своему усмотрению. Если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменяются таким образом, что текст располагается вокруг вставки, как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными в зависимости от целей дизайнера и возможностей программы макетирования. Пуля (Bullet) – Черная точка, звездочка или другой символ, указывающий пункт в списке. Печатный лист– Половина бумажного листа стандартного формата: 60 х 90 см, 70 х 90 см, 70 х 108 см :4365Верстка *** для ИСТд-41

Полоса издания – Отдельная страница. Поле – Расстояние между обрезом страницы и самым ближним блоком текста. Иногда на полях размещают текстовые или графические вставки. Они делают полосу особенно эффектной. Растр – Участок печати с неполной заливкой любым цветом, включая черный. Например, черный текст может быть напечатан на растровой плашке, содержащей 20% черного и выглядящей светло-серой. Растискивание – Краска, попадая на бумагу, немного расплывается и впитывается. Растровая точка незначительно, но увеличивается в размерах, соответственно цвет меняет свой оттенок. Это явление называется растискиванием точки. Растискивание точки различно при печати на разной бумаге. Оно максимально при печати на бумаге низкого качества (газетная, типографская) и минимальна для глянцевой и мелованной. Наибольшее значение растискивания точки приходится на средние тона (40-50%). Разрешение – Число точек, из которых формируется изображение, на единицу длины или площади. Чем больше разрешение устройства (монитора, принтера), тем более мелкие детали могут быть воспроизведены. растровых ячеек. Спейсинг – Этот термин используется для обозначения расстояния между словами. В Германии в качестве базового интервала между словами при наборе используется интервал, равный по ширине литере «n» того кегля, которым набран текст. Расстояние между левой и правой вертикальными чертами литеры «n» называется «Spatio» :4366Верстка *** для ИСТд-41

Стандартизованный цвет – Цвет заданного оттенка, используемый в одном или нескольких местах одной страницы как в виде растра, так и заливки. На одной странице может использоваться несколько стандартизованных цветов. Стандартизованный цвет можно получить смешением основных цветов или подобрать его из цветовой шкалы Pantone (в США) или Радуга (в России). Составной цвет – Составные цвета получаются при наложении 4-х основных полиграфических цветов - голубого, пурпурного, желтого и черного (система CMYK). Цветовая шкала Pantone Matching System color (кратко называемая Pantone или PMS) является техническим стандартом США для указания цвета. Задавая то или иное соотношение основных цветов, можно получить отпечаток любого оттенка и насыщенности. Спуск полос (imposition) – Процесс размещения страниц документа на форме в определенном порядке. После печати, фальцовки, переплета и подрезки страницы должны быть расположены в публикации в строгом соответствии с нумерацией. Ручной спуск полос называется монтажом; электронный спуск выполняется при помощи программного обеспечения. Тетрадь (signature) – Печатный лист с оттисками после фальцовки. Hесколько тетрадей, переплетенных вместе, представляют собой книгу. Треппинг (trapping) – Процесс компенсации неточности приводки при печати, в результате которой могут появиться зазоры между пересекающимися объектами. Треппинг заключается в создании узкой полоски смешения цветов на границе объектов разного цвета. Трекинг– Под трекингом понимают операцию, позволяющую разряжать или сжимать слова текста за счет изменения расстояния между литерами :4367Верстка *** для ИСТд-41

Форма (form) – Группа страниц или изображений, собранных для печати. Каждая печатная пластина предназначена для печати одной формы. После того как две формы были отпечатаны на лицевой и оборотной сторонах листа, его можно сфальцевать в тетрадь (сигнатуру). Цветоделение – Представление цветного оригинала в виде набора из 4 фотонегативов, по одному для каждого составного цвета. Последовательная печать на 4-красочной машине обеспечивает нормальное воспроизведение цветного изображения. Цветовая ловушка – Термин, относящийся к технике печати. Так называется увеличение размеров изображения в одном из цветов для того, чтобы оно частично накладывалось на изображение в другом цвете. Это позволяет избежать возникновения незакрашенных участков вследствие несовмещения печатных форм. Шрифт – Набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт New Baskerville размером 10 пунктов). Сейчас этот термин часто применяют в качестве синонима слова гарнитура, которое означает набор символов одного рисунка всех размеров, насыщенности и начертания (например, гарнитура New Baskerville). CMYK – Голубой-пурпурный-желтый-черный. Один из методов цветопередачи. Является субстрактивной цветовой моделью, применяемой для описания источников, отражающих цветовое излучение. Если вычесть красный, зеленый или синий, являющиеся аддитивными первичными цветами (RGB), из белого цвета, то получим голубой, пурпурный и желтый (CMY), являющиеся первичными субстрактивными цветами. Смешение 100% голубого, пурпурного и желтого цветов дает черный цвет, их полное отсутствие - белый. Данная модель является основой цветного полиграфического процесса. Черный цвет добавлен в модель из-за несовершенства применяемых при печати красок для улучшения и упрощения воспроизведения черных объектов :4368Верстка *** для ИСТд-41

dpi – Точек на дюйм (dots per inch). Единица измерения разрешающей способности устройств ввода-вывода, применяемых для работы с растрированными изображениями. Определяет количество точек в растровой ячейке, размеры которой задаются линиатурой. Большее значение означает более высокую разрешающую способность и, соответственно, большее количество оттенков серого. lpi – Линий на дюйм (lines per inch). Линиатура растра, с которой печатается полутоновое изображение. Определяет количество рядов растровых точек на отрезке длиной в один дюйм и, соответственно, размер растровых ячеек. PostScript – Язык высокого уровня для описания страниц. Разработка компании Adobe Systems. Является стандартом де-факто в области издательских систем. Позволяет детально описать характеристики и расположение любых элементов, таких как шрифты, линии, изображения, кривые и т.д., на странице издания для отображения на экране дисплея или устройстве вывода, оборудованном интерпретатором языка PostScript. В настоящее время используется версия PostScript Level 2, разработанная в 1990 г. Данная версия значительно расширила возможности языка при печати сложных шрифтов, сжатии данных, передаче цвета между различными платформами и устройствами вывода информации. Спецификации PostScript лицензированы практически всеми производителями принтеров, фотонаборных автоматов и других периферийных устройств, а также разработчиками программного обеспечения для издательских систем и подготовки документов. Дисплейный PostScript является расширением стандартного языка и предназначен для отображения команд PostScript на экране дисплея таким образом, чтобы пользователь мог видеть, что он получит при выводе отображаемых данных на печать. Упакованный PostScript-файл содержит команды PostScript, которые описывают изображение или страницу. Команды хранятся в файле и могут быть отображены на странице. Упакованные PostScript-файлы часто содержат изображения для предварительного просмотра в форматах TIFF или PICT. PostScript :4369Верстка *** для ИСТд-41

RGB – Красный-зеленый-синий. Одна из систем цветопередачи. Является аддитивной цветовой моделью, в которой нужный цвет получается смешением световых излучений трех первичных цветов - красного, зеленого и синего. Применяется для излучающих источников цвета. Смешение 100% первичных цветов дает белый цвет. Их полное отсутствие - черный. RIP – Процессор растровых изображений (raster image processor). Специальные аппаратные или программные средства, предназначенные для растрирования изображения с целью передачи при последующей печати полутонов рисунка. Растрированное изображение представляет собой картинку, состоящую из множества мелких точек разной величины, которые при общем восприятии сливаются в единый фон. Чем темнее данный элемент изображения, тем больше размер точек растра, и наоборот. Аппаратный процессор работает быстрее программного. Программный RIP реализован в большинстве драйверов современных принтеров, работающих под управлением Windows (кроме PostScript- принтеров) :43Верстка *** для ИСТд-4170

:43Верстка *** для ИСТд-4171