Тема:Устное публичное выступление Публичная речь. Ее особенности. Создание письменной и устной речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Advertisements

Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Культура монологической речи.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Основные требования к устному представлению исследовательской работы на конференции.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Публичное выступление. Конструктивная критика. Павлова Е.Н. психолог МБОУ «Экономическая гимназия»
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Транксрипт:

Тема:Устное публичное выступление Публичная речь. Ее особенности. Создание письменной и устной речи.

Публичная речь Особая форма речевой деятельности Особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, в условиях непосредственного общения, речь, адресованная аудитории. Цели Информирование Оказание слушателей желаемого воздействия слушателей желаемого воздействия на слушателей на слушателей

Особенности публичной речи: 1.Наличие обратной связи 2.Устная форма общения 3.Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением 4.Использование различных средств общения Языковые внеязыковые(невербальные) - слова и выражения - интонация - синтаксические - громкость голоса конструкции - тембр и темп речи - текст выступления - особенности произношения звуков - жесты - мимика - поза

Создание письменной и устной речи 1. О ОО Определение и формулировка темы Интересна ли тема для меня? Интересна ли тема для меня? Достаточно ли я знаю по теме? Достаточно ли я знаю по теме? Сумею ли найти материал? Сумею ли найти материал? Будет ли тема интересна аудитории? Будет ли тема интересна аудитории? Сумею ли уложиться в отведенное время и объем? Сумею ли уложиться в отведенное время и объем? Чего хочу добиться своей работой? Чего хочу добиться своей работой?

2. Отбор фактического материала Источники информации Официальные документыОфициальные документы Научная, научно- популярная литератураНаучная, научно- популярная литература Справочная литератураСправочная литература Художественная литератураХудожественная литература СМИСМИ Материалы в ИнтернетеМатериалы в Интернете Результаты социологических опросовРезультаты социологических опросов Собственные знания и опытСобственные знания и опыт Личные контакты, беседы, интервьюЛичные контакты, беседы, интервью Размышления и наблюденияРазмышления и наблюдения

3. Работа с научными источниками 1.Беглый просмотр 2.Выборочное чтение 3.Углубленное чтение ____________________________________________________ По ходу чтения необходимо фиксировать необходимую информацию (выписки на карточках, ксерокопии, распечатка материала из Интернета) указывать источник информации составлять список используемой литературы «Найденная, но не записанная мысль- это найденный и потерянный клад». Д.И.Менделеев

Оформление литературы в конце работы Список литературы в алфавитном порядке основная и дополнительная Введенская Л.А и др. Русский язык и культура речи: Экзаменационные ответы. – Ростов н/Д: Феникс, Сноска Именно А.Дистервегу принадлежит афоризм: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»( [ 3 ], с. 46 ).

4. Составление плана 1. Предварительный - после выбора темы - после выбора темы - определение вопросов, требующих освещения в тексте - определение вопросов, требующих освещения в тексте 2. Рабочий - после изучения литературы - после изучения литературы - определение последовательности изложения - определение последовательности изложения 3. Основной - после написания работы - после написания работы - соответствие содержанию текста - соответствие содержанию текста (помещается перед текстом, может сообщаться аудитории устно) (помещается перед текстом, может сообщаться аудитории устно)

ТЕМА: Жаргон как лингвистическое явление Классификация планов по структуре Простой Тематический Тезисный Сложный (пункты плана- назывные (пункты плана- двусоставные (современная система, отражающая предложения, отражающие то, предложения, отражающие работу автора и дающая представление что хочет сказать автор.) основную мысль данной части.) о логике и композиции текста.) 1.Определение понятия жаргон 1.Жаргон- это лингвистическое явление, I.Вступление. Языковые явления, стоящие 2.Условия возникновения и существования которое характерно для всех языков мира. вне литературного языка. жаргона. 2.Жаргон возникает в определенных II.Основная часть. Жаргон как явление 3.Типы жаргонов. социальных группах, которые заинтересованы лингвистическое. 4.Жаргон и литературный язык. в понимании их языка только членами группы. 1.Определение понятия жаргон. 3.Воровской, молодежный, школьный жаргоны 2.Условия возникновения и существования имеют свою специфику, которая определяется жаргона : социальным составом группы. а) необходимость сделать информацию 4.Индивидуальность каждого жаргона связана закрытой для непосвященных людей; с лексикой, а не с грамматикой языка. б) стремление выделить членов группы благодаря существованию своего языка; в) профессиональная необходимость существования жаргона. 3.Типы жаргонов и их особенности: а) воровской жаргон (воровское арго) и его особенности; б) школьный и студенческий жаргоны и их особенности; в)профессиональный жаргон и его особенности 4. Использование жаргонизмов в публицистических и художественных текстах: а) использование жаргонизмов для речевой ха- рактеристики персонажей или для создания ко- лорита обстановки; б) использование жаргонизмов для усиления эмо- циональности текста, для создания ощущения новизны слова. 5. Сопоставление жаргона и общелитературного языка: а) лексические различия; б) грамматическое сходство. III. Заключение. Закономерность существования такого лингвистического явления, как жаргон. ПЛАН-КОНСПЕКТ Развернутый тезис Пункт плана + Доказательство, выдвигаемое автором.

V. Написание текста Вступление Задача – подготовить слушателей к восприятию темы Актуальность темы Цель выступления Краткое изложение истории вопроса Привлечь внимание слушателей- первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. А. Ф. Кони

Зачин - первое предложение или первый абзац текста. Типы зачинов: 1.Постановка проблемы (Умение правильно говорить и мыслить – неотъемлемое качество образованного человека). 2.Проблемный вопрос (Надо ли стремиться к славе? – Цицерон). 3.Пример ( Розы завяли, шнурки в стакане, шпоры, хвост, плавать – все эти слова знакомы и незнакомы). 4.Замечание о важности темы для общества или для данной аудитории (Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны : нельзя достигнуть какой-нибудь иной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции. – А. Сахаров). 5.Цитата (Писатель Е. Богат говорил: Хорошие люди не любят, когда о них пишут). 6.Обозначение временного отрезка (Наше время дает возможность по- новому отнестись к лингвистическим явлениям, которые всегда существовали в языке). 7.Юмористическое замечание («Вас все сегодня хвалят. Это нестерпимо для того, кого хвалят: своего рода китайская пытка. И страшно приятно для тех, кто хвалит…» - П. Струве).

Основная часть Задача - сохранение внимания слушателей и донесение до них определенной информации. Изложение основного материала Последовательное разъяснение высказанных положений Доказательство их правильности Подведение к необходимым выводам «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой». М.М. Сперанский

Методы преподнесения материала Индуктивный метод- изложение материала от частного к общему. Дедуктивный метод- изложение материала от общего к частному. Метод аналогии- сопоставление различных явлений, событий, фактов. Параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ступенчатый метод- последовательное изложение одного вопроса за другим. Исторический метод- изложение материала в хронологической последовательности.

Заключение Задача - усилить эффект выступления. Повторение основной мысли, ради которой произносится речь. Суммирование наиболее важных положений. Вывод, вытекающий из содержания выступления. Постановка задачи (задач) перед слушателями. «Конец- завершение всей речи; конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего». А.Ф. Кони

Концовка- последнее предложение или последний абзац текста. 1.Вывод (выводы) Обычно эта часть начинается вводными словам таким образом, итак, следовательно или предложениями типа Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Подведем итоги нашей работы и т.п. Исходя из проанализированного материала можно сделать следующие выводы: 1)… 2)….. И т.д. 2.Концовка- повтор, т.е. в конце выступления повторяется то, с чего оно начиналось, что делает текст подчеркнуто завершенным. Зачин: «В наше время возмужалости литературы больше чем когда-нибудь можно гордиться званием русского писателя, радоваться возобновлению Общества любителей русской словесности и искренно благодарить за честь избрания в члены этого общества». – Концовка: «Избрание меня в члены общества польстило моему самолюбию и искренно обрадовало меня». - Л.Н.Толстой 3.Цитата. Будем защищать ее [музыку], беречь всеми своими силами, какие у нас есть, будем помнить прямо и в упор обращенные к нам, художникам, слова Гоголя: Если и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром? 4.Призыв. («Вы вашим скромным служением великому сбережете это великое; вы, как ни странно, вашей самоотверженной работой спасете то немногое, что должно быть и будет спасено в человеческой культуре».- А. Блок). 5.Юмористическая концовка. «Я выслушал здесь столько плохих выступлений, что прошу рассматривать мое нынешнее как месть».- Н.Бор

VI. Репетиция выступления 1.Прочитать текст, проверив соотношение его объема и времени выступления. 2.Выучить текст. 3.Произнести текст перед зеркалом. К приобретению красноречия требуется пять следующих средств: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание автора, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук. М.В. Ломоносов