Типы Конкуренции. Конкуренция в теории рынка - степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В зависимости от степени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Advertisements

Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция Совершенная, свободная или чистая конкуренция экономическая модель, идеализированное.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.
Рынок и конкуренция Кондратьева Дарья. Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке Рыночная структура отражает все наиболее.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
Тема. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции План лекции: 1.Монополистическая конкуренция: сущность, признаки и условия возникновения. 2.Производственный.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
ЛЕКЦИЯ 14 ТЕМА 10 ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Монополия в рыночной экономике. Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности.
Транксрипт:

Типы Конкуренции

Конкуренция в теории рынка - степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.

При всем многообразии рынков экономическая теория выделяет четыре основных типа рынка: рынок совершенной конкуренции рынок совершенной конкуренции рынок монополистической конкуренции рынок монополистической конкуренции рынок олигополии рынок олигополии рынок чистой монополии рынок чистой монополии

Альтернативные рыночные структуры Квалификация рынков по степени конкуренции Квалификация рынков по степени конкуренции –количество фирм –свобода входа в отрасль –тип продукта –тип кривой спроса Четыре рыночные структуры Четыре рыночные структуры –совершенная конкуренция –монополия –монополистическая конкуренция –олигополия Структура поведение результат Структура поведение результат

Признаки четырех рыночных структур

Совершенная конкуренция Предположения Предположения –фирмы принимают рыночные цены как данность –свобода входа –идентичные продукты –абсолютная информированность Различие между коротким и длительным периодами Различие между коротким и длительным периодами Равновесие фирмы в коротком периоде Равновесие фирмы в коротком периоде –P = MC –возможная прибыль сверхнормы –кривая предложения фирмы в коротком периоде

Равновесие отрасли и фирмы в коротком периоде при совершенной конкуренции O O S D (a) Отрасль PЈ Q (миллионы) (b) Фирма AR D = AR MC QeQe AC Q (тысячи) PePe = MR

Совершенная конкуренция Кривая предложения отрасли в коротком периоде Кривая предложения отрасли в коротком периоде Равновесие фирмы в длительном периоде Равновесие фирмы в длительном периоде –все сверхнормальные прибыли сводятся к нулю под влиянием конкуренции –кривая предложения отрасли в длительном периоде Несовместимость экономии на масштабе с совершенной конкуренцией Несовместимость экономии на масштабе с совершенной конкуренцией Извлекает ли фирма выгоду при функционировании в условиях совершенной конкуренции? Извлекает ли фирма выгоду при функционировании в условиях совершенной конкуренции?

Равновесие в длительном периоде при совершенной конкуренции OO S1S1 D (a) Отрасль PЈ Q (миллионы) P1P1 (b) Фирма AR 1 LRAC PLPL AR L QLQL SeSe Q (тысячи) D1D1 DLDL

Равновесие фирмы в длительном периоде при совершенной конкуренции Ј O Q AR = MR (SR)AC LRAC DLDL LRAC = (SR)AC = (SR)MC = MR = AR (SR)MC Ј

Монополия Определение монополии Определение монополии Барьеры на вход Барьеры на вход –экономия на масштабе –продуктовая дифференциация и верность потребителей определенному брэнду –более низкие затраты для уже функционирующих фирм –право собственности/контроля над ключевыми ресурсами или рынками сбыта –юридическая защита –слияния и поглощения –агрессивная тактика

Монополия Кривая спроса монополиста Кривая спроса монополиста –отрицательный наклон –MR ниже AR Равновесные цена и выпуск Равновесные цена и выпуск –MC = MR Измерение уровня сверхнормальной прибыли Измерение уровня сверхнормальной прибыли Сравнение монополии с совершенной конкуренцией Сравнение монополии с совершенной конкуренцией –меньше выпуск при более высокой цене –затраты при монополии –инновации и новые продукты

Максимизация прибыли при монополии Ј Q O MC ( = предложение при совершенной конкуренции ) Q1Q1 MR AR = D P1P1 P2P2 Q2Q2

Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.

теория основана на признании переплетения на рынках элементов монополии с конкуренцией, а также на признании погони за монопольной прибылью определяющей целью рыночной стратегии фирмы. Последнее объединяет монополистическую конкуренцию с теорией несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Но в отличие от неё, Чемберлин анализировал деятельность в основном не торгово-промышленных монополий, ещё окружённых морем получающих среднюю прибыль немонополистических предприятий, а повсеместно господствующих групповых промышленно-торговых монополий, конкурирующих друг с другом внутри отраслей, а также выступающих на большинстве рынков уже в роли и продавцов и покупателей.

Кардинальным пороком монополистической конкуренции, теория является то, что поверхностные рыночные процессы формирования цен и прибылей представляются в качестве процессов самого создания стоимости и прибыли. Вульгарная абсолютизация значения сферы обращения (т. н. меновая концепция) маскирует главный источник монопольной прибыли прибавочную стоимость, создаваемую наёмным трудом в рамках каждой монополии. Монополистической конкуренции свойствен антиисторизм в подходе к предмету исследования. Монополистическая конкуренция в целом направлена на маскировку острейших противоречий капиталистического способа производства между наёмным трудом и капиталом, между монополиями и немонополистическим капиталом, между интересами монополий и общества.

Олигополия Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены.

Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм..Естественная олигополия существует,когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках,чем были бы у множества фирм.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков: 1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок.Продукт может быть как дифференцированым,так и стандартизированным. 1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок.Продукт может быть как дифференцированым,так и стандартизированным. 2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями.Следовательно,некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара,варьируя его наличие на рынке. 2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями.Следовательно,некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара,варьируя его наличие на рынке. 3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. 3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Нет единой модели олигополии,хотя разработан целый ряд моделей. Нет единой модели олигополии,хотя разработан целый ряд моделей.

Модели олигополии Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках: на рынке присутствуют только две фирмы; на рынке присутствуют только две фирмы; каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными. каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Допустим, что на рынке действуют две фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма У. Однако что будет делать фирма У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск. Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис. 7 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.

Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D спрос; MR предельный доход; МC предельные издержки

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х. Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 8 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга

Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии. Эта модель была предложена в 1939 г. американцами Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. На рис. 9 изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы Х (выделены жирной линией). Если фирма поднимет цену выше Р0, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше Р0 очень эластичен. Если же фирма Х установит цену ниже Р0, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже Р0 спрос будет менее эластичным.

Модель изогнутой кривой спроса: D1,MR1 кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Р0 ;D2 MR2 кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Р0

Резкое различие в эластичности спроса при ценах выше и ниже P0 приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж. Модель изогнутой кривой спроса дает ответ на вопрос, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.

Потенциально конкурентные рынки Важность потенциальной конкуренции Важность потенциальной конкуренции –низкие затраты входа на рынок –низкие затраты выхода с рынка Совершенные потенциально конкурентные рынки Совершенные потенциально конкурентные рынки Потенциально конкурентные рынки и естественные монополии Потенциально конкурентные рынки и естественные монополии Важность свободного выхода с рынка Важность свободного выхода с рынка Конкуренция «кавалерийских наскоков» Конкуренция «кавалерийских наскоков» Важность теории потенциально конкурентных рынков Важность теории потенциально конкурентных рынков