Федеральные государственные образовательные стандарты как средство системного обновления в условиях модернизации регионального образования
ФГОС НОО Инновационное средство гуманитаризации образования, под которой ведущие ученые понимают «обращенность к Человеку, соблюдение его прав и интересов»
«Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты. 2.Развитие системы поддержки талантливых детей. 3.Развитие учительского потенциала. 4.Изменение инфраструктуры школьной сети. 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников. 6.Расширение самостоятельности школ.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Государственный образовательный стандарт второго поколения В контексте прав человека ОС является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью
Государственный образовательный стандарт второго поколения В основе ОС лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством в целях реализации прав человека и гражданина
Государственный образовательный стандарт второго поколения ОС приобретает характер конвенциональной нормы
Обновление содержания образования: федеральные государственные образовательные стандарты II поколения; вариативное содержание для удовлетворения интересов, потребностей, профессиональных намерений школьников.
Государственный образовательный стандарт второго поколения Государственный стандарт первого поколения: Цель: сохранение единого базового ядра образования в России за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Государственный образовательный стандарт второго поколения Риски: 1.Консервация школьного образования. 2.Тормоз инновационных процессов.
Государственный образовательный стандарт второго поколения Вызовы времени: Повышенная профессиональная мобильность. Деятельность человека становиться принципиально инновационной. Инновационная активность человека – залог его успешности.
Государственный образовательный стандарт второго поколения Вызовы времени: Главная цель образования – реагировать на запросы личности, изменения потребности экономики и нового общественного устройства.
Государственный образовательный стандарт второго поколения ОС должен определять тот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция как о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребенка и успешного продолжения образования на следующей его ступени.
Базисный учебный план начального общего образования Обновление содержания
Базисный учебный план - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения
Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части; части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность.
В базисном учебном плане отражаются основные показатели : состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели 2-4 кл недели
Продолжительность урока составляет: в 1 классе 35 минут; во 24 классах 4045 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Обязательная часть учебного плана состав обязательных учебных предметов учебное время
учебные предметы: Русский язык (5 ч) Литературное чтение (4 ч) Математика (4 ч) Окружающий мир (2 ч) Музыка (1ч) Изобразительное искусство (1ч) Технология (1ч) Физическая культура (2ч)
Внеурочная деятельность 1350часов спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Обновление технологий обучения: компетентностные технологии (метод проектов, научных исследований, дебаты, кейс- стади, портфолио, здоровьесберегающие технологии и т.д.) для улучшения инновационных результатов образования, которые включают в себя не только знания, умения, навыки, но и ключевые компетенции, надпредметные понятия, опыт; информационно- коммуникационные технологии.
Обновление системы оценки качества: введение ЕГЭ и ГИА; международные сравнительные исследования Timms, Pisa, Pirls; новые системы оценивания образовательных достижений школьников (рейтинги, портфолио, безотметочное (аутентичное, качественное ) оценивание; измерение предметных, метапредметных и личностных достижений школьников; усиление позиции, связанной со сравнением результатов внутришкольного и внешнего контроля.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ является содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты; функции: ориентация образовательного процесса на духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования.
Ключевые особенности системы оценки в отличие от стандартов первого поколения: переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех участников образовательного процесса ;
критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; оценка оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание оценки сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход: использование (устных, письменных); проектов, практических работ, и др. комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации. интерпретация результатов на основе контекстной информации.
Обновление структуры образования: предшкольное образование; подростковая школа; инклюзивное образование; система непрерывного образования.
Обновление системы оплаты труда: подушевое финансирование; новая система оплаты труда, главная идея которой строится на стимулировании деятельности педагогических работников, получающих позитивные результаты.
Информатизация образования: создание внутрифирменных информационных систем; создание региональной информационной системы о корпоративной ответственности за результаты деятельности системы.
Обновление управления образованием: государственно- общественное управление; публичная отчетность; управляющие советы, попечительские советы.
ФГОС НОО Совокупность трех требований: требование к содержанию, требование к результатам, требование к условиям
Предметные результаты Система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности
Структура ООП: пояснительная записка; планируемые результаты освоения ООП; учебный план НОО; программа формирования УУД; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития и воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов
Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Примерная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся является:
ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования; концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы.
Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания.
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни с учетом специфики ОУ
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.