Математические методы в политологических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Математические методы в политологических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории первобытного.
Advertisements

Математические методы в политологических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии.
Лекция 7. Математизация научных исследований в политологии.
Лекция 7. Математизация научных исследований в политологии.
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Удмуртии.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Практика ситуационных анализов и учебный процесс Заведующая Кафедрой ПАМП д.полит.н. Татьяна Алексеевна Шаклеина.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Роль информационных технологий в реализации концепции профильного образования Материалы к педсовету Кемерово, 2004 МОУ «Средняя общеобразовательная.
Математические методы в исторических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Транксрипт:

Математические методы в политологических исследованиях Мельникова Ольга Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии и истории Удмуртии

Цель курса на основе общенаучной методологии научного исследования раскрыть содержание специально-научной методологии и конкретных методов, используемых в политологических исследованиях, на основе общенаучной методологии научного исследования раскрыть содержание специально-научной методологии и конкретных методов, используемых в политологических исследованиях, том числе дать студентам начальные представления о применении математического инструментария к изучению мира политического. том числе дать студентам начальные представления о применении математического инструментария к изучению мира политического.

Задачи курса ознакомление студентов с общими проблемами методологии научного исследования; ознакомление студентов с общими проблемами методологии научного исследования; выявление познавательных возможностей общенаучных, специально-научных, частно - научных методов политологического исследования; выявление познавательных возможностей общенаучных, специально-научных, частно - научных методов политологического исследования; определение познавательных возможностей математических методов в политологическом исследовании; определение познавательных возможностей математических методов в политологическом исследовании; овладение методиками математических методов в политологических исследованиях овладение методиками математических методов в политологических исследованиях

Структура курса 1. Общая методология научного исследования. 1. Общая методология научного исследования. 2. Методы политологических исследований. 2. Методы политологических исследований. 3. Математические методы в политологических исследованиях 3. Математические методы в политологических исследованиях

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК6 – стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (пороговый уровень) ОК6 – стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (пороговый уровень) ОК9 – навыки использования основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате профессиональной познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений; (пороговый уровень) ОК9 – навыки использования основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате профессиональной познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений; (пороговый уровень) ОК 11 – умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; ОК 11 – умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; на уровне пользователя для решения профессиональных задач (пороговый уровень). на уровне пользователя для решения профессиональных задач (пороговый уровень).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК12 – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; (пороговый уровень) ОК12 – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; (пороговый уровень) ОК 13 – владение основными методами способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; (пороговый уровень) ОК 13 – владение основными методами способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; (пороговый уровень) ОК 14 – способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (пороговый уровень) ОК 14 – способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (пороговый уровень) ПК2 – умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (пороговый уровень). ПК2 – умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (пороговый уровень).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: Знать: понятийный аппарат конкретной методологии политического исследования; понятийный аппарат конкретной методологии политического исследования; познавательные возможности тех или иных методов для решения конкретных исследовательских задач; познавательные возможности тех или иных методов для решения конкретных исследовательских задач; разделы математической статистики и методов математического моделирования в объеме, необходимом для практического использования в политических исследованиях. разделы математической статистики и методов математического моделирования в объеме, необходимом для практического использования в политических исследованиях. способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации, статистической таблицы, графика. способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации, статистической таблицы, графика.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Уметь Уметь формулировать цели и задачи исследования в области политической проблематики в страновом и международном измерениях; формулировать цели и задачи исследования в области политической проблематики в страновом и международном измерениях; использовать междисциплинарный инструментарий и информационные технологии в целях анализа профильной проблематики; использовать междисциплинарный инструментарий и информационные технологии в целях анализа профильной проблематики; Критически осмысливать статистические информационные материалы; Критически осмысливать статистические информационные материалы; анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в политических исследованиях, анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в политических исследованиях, реферировать и аннотировать литературу, связанную с использованием математических методов в политических исследованиях; реферировать и аннотировать литературу, связанную с использованием математических методов в политических исследованиях; ориентироваться в современных методах политического исследования; ориентироваться в современных методах политического исследования; обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в выпускной бакалаврской работе; обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в выпускной бакалаврской работе; применять адекватные методы статистического анализа данных изучаемых политических источников; применять адекватные методы статистического анализа данных изучаемых политических источников; использовать математические, статистические методы, компьютерные модели на этапе сбора, систематизации и анализа политических данных. использовать математические, статистические методы, компьютерные модели на этапе сбора, систематизации и анализа политических данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен Владеть: Владеть: навыками практического использования современных информационных технологий и математического аппарата для решения исследовательских задач в области политического знания навыками практического использования современных информационных технологий и математического аппарата для решения исследовательских задач в области политического знания способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации

Содержание самостоятельной работы студента Самостоятельная работа включает две составные части: Самостоятельная работа включает две составные части: аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная. аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная. контрольной работы «Структура политического исследования» (октябрь -20 баллов)+ 10 баллов за семинары контрольной работы «Структура политического исследования» (октябрь -20 баллов)+ 10 баллов за семинары создание библиографии по теме «Математические методы в политических исследованиях» (октябрь) баллов создание библиографии по теме «Математические методы в политических исследованиях» (октябрь) баллов аннотации статьи, основанной на применении математических методов в политических исследованиях (ноябрь) - 10 баллов + 10 баллов за семинары аннотации статьи, основанной на применении математических методов в политических исследованиях (ноябрь) - 10 баллов + 10 баллов за семинары построения сводки политических данных в виде статистической таблицы (декабрь) 5 баллов построения сводки политических данных в виде статистической таблицы (декабрь) 5 баллов построения сводки политических данных в виде схемы, диаграммы и карты.-(декабрь) -5 баллов построения сводки политических данных в виде схемы, диаграммы и карты.-(декабрь) -5 баллов

Итоговый контроль - написание контрольной работы в виде теста по базовым понятиям математических методов в политических исследования -40 баллов -зачет - написание контрольной работы в виде теста по базовым понятиям математических методов в политических исследования -40 баллов -зачет

Основная литература Учебные пособия Артемов П.Н. Политическая социология. СПб, Артемов П.Н. Политическая социология. СПб, Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов : Учеб. пособие. – М.: ФИЗМАТЛИТ, Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов : Учеб. пособие. – М.: ФИЗМАТЛИТ, Бабосов Е.М. Прикладная социология. М., Бабосов Е.М. Прикладная социология. М., Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М

Основная литература Учебные пособия Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально- исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. Исследование социально- исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. - М.: Финансы и статистика, с. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. - М.: Финансы и статистика, с. Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред. Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред. Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., Рабочая книга социолога. М., Рабочая книга социолога. М., Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. М., Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. М., Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике. – М.: АГАР, – С. 85–162. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике. – М.: АГАР, – С. 85–162. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

Дополнительная литература Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. – М.: МЦНМО, – 32 с. Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. – М.: МЦНМО, – 32 с. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. М., Вып.1, 2. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. М., Вып.1, 2. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. М., Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. М., Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М., Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М., Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность // Социологические исследования Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность // Социологические исследования Дейвисон М. Многомерное шкалирование. Методы наглядного представления данных. М., Дейвисон М. Многомерное шкалирование. Методы наглядного представления данных. М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. о программировании конкретного социального исследования // Вопросы философии Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. о программировании конкретного социального исследования // Вопросы философии Иванов М.А. Беседа как метод исследования //Социологические исследования Иванов М.А. Беседа как метод исследования //Социологические исследования Логика научного исследования М., Логика научного исследования М., Макаров В.А. Ошибки интервьюера // Социологические исследования. М Макаров В.А. Ошибки интервьюера // Социологические исследования. М Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы //Социология Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы //Социология

Дополнительная литература Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М., Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М., Математические методы и модели в социологии. М., Вып.1. Математические методы и модели в социологии. М., Вып.1. Методы анализа документов в социологических исследованиях. М., Методы анализа документов в социологических исследованиях. М., Моделирование социальных процессов. М, Моделирование социальных процессов. М, Паниото В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, Паниото В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, Сатаров Г.А. Математика в социологии: стереотипы, предрассудки, заблуждения // Социологические исследования Сатаров Г.А. Математика в социологии: стереотипы, предрассудки, заблуждения // Социологические исследования Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.,1977. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.,1977. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов? // Социология Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов? // Социология Специальные профессиональные периодические журналы Специальные профессиональные периодические журналы

Учебно-методические пособия Математические методы в политологических исследования. Учебно-методический комплекс. Электронный вариант на личной странице студента на портале ИИАС Математические методы в политологических исследования. Учебно-методический комплекс. Электронный вариант на личной странице студента на портале ИИАС Методологический словарь студента-историка. Сост.О.М.Мельникова. Ижевск, Методологический словарь студента-историка. Сост.О.М.Мельникова. Ижевск, Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-на-Дону, Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов- на-Дону Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов- на-Дону Культура письменной научной речи. М., Культура письменной научной речи. М., 2007.

Интернет-ресурсы по курсу

Тема 1. Феномен науки Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Политология как наука. Лженаука. Квазинаука Политология как наука. Лженаука. Квазинаука Объект и предмет науки. Объект и предмет науки. Основные функции политологических исследований Основные функции политологических исследований

Литература к теме 1. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М., Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М., Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии Макарычев С.П., Макарычев А.С. Наука. Творчество. Политика: Сравнительный философско-политологический анализ: Учебное пособие. – Нижний Новгород, Макарычев С.П., Макарычев А.С. Наука. Творчество. Политика: Сравнительный философско-политологический анализ: Учебное пособие. – Нижний Новгород, Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Специфика социального познания в естественных науках субъект познания всегда вне области научного явления; в естественных науках субъект познания всегда вне области научного явления; в социально-гуманитарном познании: и субъект, и объект принадлежат одному целому – обществу в социально-гуманитарном познании: и субъект, и объект принадлежат одному целому – обществу Качественная незавершенность процесса развития мира политического Качественная незавершенность процесса развития мира политического

Познание как деятельность Субъект деятельности Субъект деятельности Объект деятельности Объект деятельности Мотив деятельности Мотив деятельности Цель деятельности Цель деятельности Средства деятельности Средства деятельности Действия исследователя Действия исследователя Результат Результат

Понятие науки Как социальный институт Как социальный институт Как деятельность Как деятельность Как профессия Как профессия Как учреждение, в рамках которого ведутся исследования Как учреждение, в рамках которого ведутся исследования

Квазинаука Квазинаука – социальное коллективное явление, существующее в организованном научном сообществе Квазинаука – социальное коллективное явление, существующее в организованном научном сообществе Охватывает профессиональное ядро данной науки Охватывает профессиональное ядро данной науки Базируется на некоем научном учении, отрицающем мировую науку Базируется на некоем научном учении, отрицающем мировую науку

Лженаука Индивидуальное явление как ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта, психической болезнью Индивидуальное явление как ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта, психической болезнью Чаще всего –удел аутсайдеров Чаще всего –удел аутсайдеров Находится в состоянии взаимного отрицания с мировой наукой Находится в состоянии взаимного отрицания с мировой наукой

Нормальная наука Состояние науки, опирающейся на одно или несколько достижений, которые в течении некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа практической деятельности Состояние науки, опирающейся на одно или несколько достижений, которые в течении некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа практической деятельности Эти достижения именуются парадигмой (Т.Кун) Эти достижения именуются парадигмой (Т.Кун)

Черты науки Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Универсальность – т.е. научному познанию подвластны все сферы бытия Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины. Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом(философия), а различные фрагменты реальности. Поэтому наука делится на отдельные дисциплины. У каждой науки свой объект и предмет У каждой науки свой объект и предмет

Черты науки Объект науки - фрагмент объективной реальности, включенный в исследовательский процесс Объект науки - фрагмент объективной реальности, включенный в исследовательский процесс Предмет науки – свойства, связи, отношения объекта, изучаемые данной наукой Предмет науки – свойства, связи, отношения объекта, изучаемые данной наукой

Черты науки (продолжение) Общезначимость – полученные учеными знания значимы для всех людей Общезначимость – полученные учеными знания значимы для всех людей незавершенность - научное знание не может достичь абсолютной истины незавершенность - научное знание не может достичь абсолютной истины Критичность – готовность поставить под сомнение результаты Критичность – готовность поставить под сомнение результаты Преемственность Преемственность

Черты науки (продолжение) Систематичность Систематичность Достоверность Достоверность Собственный язык Собственный язык Наличие особых средств и способов познания Наличие особых средств и способов познания

Особые средства науки и способы познания объекта Гипотезы Гипотезы Концепции Концепции Теории Теории Законы Законы Понятия Понятия Категории Категории Методы Методы

Социальные функции политологии как науки Познавательная Познавательная информационно-аналитическая информационно-аналитическая «диагностическая» «диагностическая» прогностическая прогностическая идеологическая идеологическая управленческая управленческая

Спасибо за внимание!