Усвоенные уроки по проекту Управление Социальным Воздействием 1 НАУМИР / РМЦ 27 сентября 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практикум полученных уроков по составлению отчетов 1 НАУМИР Москва 2012.
Advertisements

Роль микрофинансирования в финансовой поддержке малого предпринимательства.
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
«Стратегическое планирование обучения. Развитие персонала для бизнеса.» Предоставлено Владиславой Рутицкой Директором по персоналу Киевская Инвестиционная.
«Стратегическое планирование обучения. Развитие персонала для бизнеса.» Предоставлено Владиславой Рутицкой Директором по персоналу Киевская Инвестиционная.
Участие заинтересованных сторон из стран-участников ГЭФ Групповое занятие МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА В ГЭФ.
Презентация РМЦ для Межрегиональн ой конференции «Готовимся к саморегулированию» Олбгинка, июнь 2009 г.
Российский Микрофинансовый Центр Заседание Попечительского Совета РМЦ 20 апреля 2006 г.
Развитие рынка ипотечного кредитования Сбербанком России в 2009 г. – 2010 г. Москва, 2010.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Опыт разработки комбинированных депозитно-кредитных продуктов в региональном банке.
ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА В ВЕНГРИИ Г-жа Эдит Немет ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ВЕНГРИЯ БУДАПЕШТ, 15.
2008 г. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ СУБСИДИИ Департамент стратегического.
К разработке оценки деятельности ОНС Третьякова Т.А. Национальная сеть МиО.
Москва 2019 Студента(ки): Руководитель: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Россия, , г. Москва, Болотная набережная.
Банки и МФО – возможно ли сотрудничество? Москва 11 апреля 2013 г.
Page 1 Ипотечное жилищное кредитование в России Международная финансовая корпорация Клепикова Елена Руководитель программ IFC в сфере жилищного финансирования.
Оценка деятельности АМФОТ 2010 Натали Кригер, СИМ эксперт Душанбе, март 2011 г.
БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ Могу ли я получить кредит в банке?
Транксрипт:

Усвоенные уроки по проекту Управление Социальным Воздействием 1 НАУМИР / РМЦ 27 сентября 2012 г.

Программа Сессия 1. Презентация. Статус социального воздействия МФИ в России: обобщенные результаты социальных отчетов МФИ Сессия 2. Дискуссия. Обсуждение процесса составления отчетности и результатов проекта 2

Цели вебинара 1. Понять статус социального воздействия в стране для идентификации страновых особенностей МФИ и успехов участников проекта по сравнению с другими МФИ (Сессия 1) 2. Понять опыт и мнение МФИ по процессу составления отчетов (Сессия 2) 3. Понять опыт и мнение МФИ по проекту (Сессия 2) 3

Результаты проекта Достигнутые результаты проекта: Повышение осведомленности о проекте среди 21 МФИ Форум Социальный бизнес в России (октябрь 2011) X Национальная юбилейная конференция по микрофинансированию Новое десятилетие – новые задачи: регулирование как двигатель развития (ноябрь 2012) Семинар по повышению осведомленности о СВ на X Национальной юбилейной конференции по микрофинансированию Новое десятилетие – новые задачи: регулирование как двигатель развития (ноябрь 2012) Ежегодное собрание НАУМИР (Москва, февраль 2012) Семинары по повышению осведомленности о СВ и тренинге по отчетности о СВ (февраль и март 2012) Видео конференция Практики отчетности и социальные инвесторы: новые вопросы, новая роль (февраль 2012) Круглый стол Легко ли стать предпринимателем в России? За и против и пресс-конференция по вручению наград седьмого ежегодного конкурса Российские премии Фонда Citi в области микропредпринимательства (март 2012) Личные встречи с стейкхолдерами (на постоянной основе) Тренинг (1 июня 2012) и вэбинар (6 июля 2012) Управление Социальным Воздействием: Анализ социальных отчетов и разработка клиент-ориентированного конкурентоспособного плана работ по УСВ на последующие годы Увеличение количества МФИ (по крайней мере, до 16), которые начнут реализовывать и расширять УСВ. Увеличение количества отчетов в MIX Разработка плана действий МФИ и НАУМИР/РМЦ 4

Сессия 1. Статус управления социальным воздействием в российских МФИ: результаты социальных отчетов 1 НАУМИР / РМЦ 27 сентября 2012 г.

Выборка 33 МФИ предоставили отчеты за 2011 год и социальные профили для MIX Market 16 МФИ из них участвовали в проекте НАУМИР/РМЦУправление Социальным Воздействием в годах 6

К чему стремятся МФИ с точки зрения социальных целей?

Целевые рынки

Цели развития (1/2)

Цели развития (2/2)

Целевые клиенты по доходу

Каковы результаты работы МФИ с точки зрения достижения этих целей?

Покрытие целевых рынков (1/4)

Покрытие целевых рынков (2/4)

Покрытие целевых рынков (3/4)

Покрытие целевых рынков (4/4)

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (1/8) Кредитные продукты

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (2/8) Кредитные продукты

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (3/8) Кредитные продукты

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (4/8) Кредитные продукты

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (5/8) Методология кредитования Ни один МФИ не использует методологию Кредитование "сельских банков"/ групп самопомощи. Наиболее часто используемой методологией является Индивидуальное кредитование: она используется в 96.8% МФИ для 99.94% активных займов и 99.98% активного портфеля займов для 33 МФИ (соответственно, 100%, 99.92% и 99.97% для 16 МФИ, участников проекта). Групповое кредитование используется в 3.2% МФИ для 33 МФИ и 7.1% МФИ для МФИ, участников проекта. 21

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (6/8) Сбережения 61% 33 МФИ (56% 16 МФИ, участников проекта) принимают сбережения 22

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (7/8) Страхование 30% 33 МФИ (25% 16 МФИ, участников проекта) требуют обязательное страхование 23

Достижение целей развития: Расширение доступа к финансовым услугам (8/8) Другие финансовые услуги

Достижение целей развития: Борьба с бедностью (1/3) МФИ с целью развития Борьба с бедностью МФИ без цели развития Борьба с бедностью МФИ с целевыми клиентами с низкими доходами (или с низкими доходами и малоимущими, или с низкими доходами, малоимущими и беднейшими) 6 МФИ (18%), включая 2 МФИ, участников проекта – хороший результат 4 МФИ (12%), включая 1 МФИ, участников проекта – пробел МФИ не с целевыми клиентами с низкими доходами 10 МФИ (30%), включая 4 МФИ, участников проекта – пробел 13 МФИ (39%), включая 9 МФИ, участников проекта

Достижение целей развития : Борьба с бедностью (2/3) 48% 33 МФИ (38% 16 МФИ, участников проекта) оценивают уровень бедности клиентов 26

Достижение целей развития: Борьба с бедностью (3/3) МФИ, оценивающие уровень бедности (благосостояния) клиентов МФИ, не оценивающие уровень бедности (благосостояния) клиентов МФИ с целью развития Борьба с бедностью 10 МФИ (30%), включая 3 МФИ, участников проекта – хороший результат 6 МФИ (18%), включая 3 МФИ, участников проекта – пробел МФИ без цели развития Борьба с бедностью 6 МФИ (18%), включая 3 МФИ, участников проекта 11 МФИ (33%), включая 7 МФИ, участников проекта

Достижение целей развития: Создание рабочих мест 8537 рабочих мест было создано в микропредприятиях по данным 10 МФИ, включая 5 участников проекта. Все эти МФИ имеют цель развитияСоздание рабочих мест. Другие 12 МФИ, которые тоже указали Создание рабочих мест своей целью развития, не отслеживают количество рабочих мест, созданных в микропредприятиях. Только 45% МФИ, которые указали Создание рабочих мест своей целью развития, отслеживают количество рабочих мест, созданных в микропредприятиях. 28

Достижение целей развития: Рост бизнеса: Развитие начинающих предприятий и Рост действующего бизнеса (1/4)

Достижение целей развития: Рост бизнеса: Развитие начинающих предприятий и Рост действующего бизнеса (2/4) 1869 микропредприятий и 441 начинающих микропредприятий были профинансированы по данным 10 МФИ, включая 5 участников проекта. Только 8 из этих МФИ, включая 3 участника проекта, имеют цели развития Развитие начинающих предприятий или Рост действующего бизнеса. Другие 17 МФИ, которые тоже указали Рост действующего бизнеса своей целью развития, не отслеживают количество профинансированных микропредприятий. Только 45% МФИ, которые указали Рост действующего бизнеса своей целью развития, отслеживают количество профинансированных микропредприятий. Другие 15 МФИ, которые тоже указали Развитие начинающих предприятий своей целью развития, не отслеживают количество профинансированных начинающих микропредприятий. Только 35% МФИ, которые указали Развитие начинающих предприятий своей целью развития, отслеживают количество профинансированных начинающих микропредприятий. 30

Достижение целей развития: Рост бизнеса: Развитие начинающих предприятий и Рост действующего бизнеса (3/4) 33% 33 МФИ (19% 16 МФИ, участников проекта) предлагают услуги по развитию предпринимательства 31

Достижение целей развития: Рост бизнеса: Развитие начинающих предприятий и Рост действующего бизнеса (4/4) Только 33% МФИ (20% МФИ, участников проекта), которые указали Развитие начинающих предприятий или Рост действующего бизнеса, предлагают услуги по развитию предпринимательства. 32

Достижение целей развития: Повышение уровня образования: Повышение образовательного уровня взрослого населения и Школьное образование для детей (1/3)

Достижение целей развития: Повышение уровня образования: Повышение образовательного уровня взрослого населения и Школьное образование для детей (2/3) 33% 33 МФИ (44% 16 МФИ, участников проекта) предлагают образовательные услуги 34

Достижение целей развития: Повышение уровня образования: Повышение образовательного уровня взрослого населения и Школьное образование для детей (3/3) Только 62% МФИ (83% МФИ, участников проекта), которые указали Повышение образовательного уровня взрослого населения и Школьное образование для детей своими целями развития, предлагают образовательные услуги. 35

Достижение целей развития: Гендерное равенство и расширение прав и потенциала женщин (1/3)

Достижение целей развития: Гендерное равенство и расширение прав и потенциала женщин (2/3) 12% 33 МФИ (6% 16 МФИ, участников проекта) предлагают услуги по расширению прав и полномочий женщин 37

Достижение целей развития: Гендерное равенство и расширение прав и потенциала женщин (3/3) Только 60% МФИ (0% МФИ, участников проекта), которые указали Гендерное равенство и расширение прав и потенциала женщин своей целью развития, предлагают услуги по расширению прав и полномочий женщин. 38

Достижение целей развития: Улучшение жилищных условий

Приверженность Совета директоров социальному воздействию Средняя доля женщин в Совете директоров составляет 51% для 33 МФИ (42% 16 МФИ, участников проекта) В 70% для 33 МФИ (100% 16 МФИ, участников проекта) члены Совета директоров (прямо или косвенно) проходили обучение по управлению социальным воздействием В 21% для 33 МФИ (25% 16 МФИ, участников проекта) при совете директоров МФИ существует официальный комитет, который отслеживает социальное воздействие 40

Принципы защиты клиентов и МФИ (1/4) % МФИ, отвечающих определенным принципам защиты клиентов: –В соответствии с процедурой кредитной оценки необходимо оценить платежеспособность заемщика и доступность кредита. Решение о выдаче кредита не основывается исключительно на обеспечении (будь-то гарантия других заемщиков, поручителей или залог) в качестве заменителя тщательного анализа платежеспособности клиента. 85% / 88% ДА для 33 МФИ / 16 МФИ, участников проекта –Внутренний аудит проверяет уровень задолженности домохозяйств, выявляет методы кредитования, нарушающие установленные процедуры, включая несанкционированное рефинансирование, наличие нескольких заемщиков или поручителей в одном домохозяйстве, а также иные методы, которые могут привести к чрезмерной задолженности. 85% / 88% ДА –Показатель качества портфеля в системе стимулирования сотрудников имеет, как минимум, такой же вес, как и другие факторы - такие, как рост портфеля или количества клиентов. Рост вознаграждается только при условии высокого качества портфеля. 97% / 100% ДА –Цены, сроки и условия всех финансовых продуктов полностью раскрываются клиентам до момента продажи, в том числе информация о процентных ставках, страховых взносах, минимальных балансах по счету, всех комиссионных платежах, штрафах, связанных продуктах, платежах в пользу третьих лиц, а также о возможности пересмотра указанных платежей с течением времени. 97% / 100% ДА 41

Принципы защиты клиентов и МФИ (2/4) % МФИ, отвечающих определенным принципам защиты клиентов: –Сотрудники обучены эффективному общению со всеми клиентами и обеспечивают понимание клиентами характеристик продукта, условий договора, своих прав и обязанностей. Методы коммуникации соответствуют уровню грамотности клиентов (например, прочтение договора вслух, подготовка материалов на местном языке). 100% / 100% ДА –В моральном кодексе, в инструкции для сотрудников или в пособии по взысканию просроченной задолженности четко прописано, какие способы взыскания задолженности являются приемлемыми, а какие - нет. 76% / 69% ДА –В корпоративной культуре организации ценятся и вознаграждаются высокие стандарты этичного поведения и обслуживания клиентов. 97% / 100% ДА –В организации существует система рассмотрения жалоб клиентов, с ними работают специально назначенные для этой цели сотрудники, эта система эффективно функционирует. (Как правило, ящика для жалоб и предложений недостаточно.) 64% / 63% ДА –Клиенты знают, как будет использоваться полученная от них информация. Сотрудники объясняют клиентам, как будут использоваться данные, и просят разрешения на их использование. 97% / 94% ДА 42

Принципы защиты клиентов и МФИ: Прозрачность стоимости услуг для клиентов (3/4)

Принципы защиты клиентов и МФИ: Чрезмерная задолженность (4/4) Количество активных займов на одного активного заемщика: –Среднее значение количества активных займов на одного активного заемщика составляет 1.39 для 33 МФИ и 1.16 для 16 МФИ, участников проекта Просроченная задолженность: –PAR>31 дней (рассчитанный в общем портфеле всех МФИ, а не как среднее) составляет 7.6% для 33 МФИ и 9.1% для 16 МФИ, участников проекта 44

Социальная ответственность перед персоналом (1/3) Средняя доля женщин среди работников МФИ составляет 75% для 33 МФИ (70% для 16 МФИ, участников проекта) Среднее отношение количества покинувших МФИ работников за период к общему количеству работников на наконец периода составляет 14% для 33 МФИ (19% для 16 МФИ, участников проекта) Среднее отношение количества работников, проработавших больше года, к общему количеству работников на наконец периода составляет 78% для 33 МФИ (73% для 16 МФИ, участников проекта) 45

Социальная ответственность перед персоналом (2/3)

Социальная ответственность перед персоналом (3/3)

Защита окружающей среды

Сессия 2. Обсуждение процесса составления отчетности и результатов проекта 1 НАУМИР / РМЦ 27 сентября 2012 г.

Результаты проекта Достигнутые результаты проекта: Повышение осведомленности о проекте среди 21 МФИ Форум Социальный бизнес в России (октябрь 2011) X Национальная юбилейная конференция по микрофинансированию Новое десятилетие – новые задачи: регулирование как двигатель развития (ноябрь 2012) Семинар по повышению осведомленности о СВ на X Национальной юбилейной конференции по микрофинансированию Новое десятилетие – новые задачи: регулирование как двигатель развития (ноябрь 2012) Ежегодное собрание НАУМИР (Москва, февраль 2012) Семинары по повышению осведомленности о СВ и тренинге по отчетности о СВ (февраль и март 2012) Видео конференция Практики отчетности и социальные инвесторы: новые вопросы, новая роль (февраль 2012) Круглый стол Легко ли стать предпринимателем в России? За и против и пресс-конференция по вручению наград седьмого ежегодного конкурса Российские премии Фонда Citi в области микропредпринимательства (март 2012) Личные встречи с стейкхолдерами (на постоянной основе) Тренинг (1 июня 2012) и вэбинар (6 июля 2012) Управление Социальным Воздействием: Анализ социальных отчетов и разработка клиент-ориентированного конкурентоспособного плана работ по УСВ на последующие годы Увеличение количества МФИ (по крайней мере, до 16), которые начнут реализовывать и расширять УСВ. Увеличение количества отчетов в MIX Разработка плана действий МФИ и НАУМИР/РМЦ 50

Сбор мнений (1/2) Что Вы думаете об УСВ? Что Вы думаете о процессе предоставления отчетности? (О финансовых показателях? О СВ?) Что было легко для Вас в предоставлении отчетности? Что было трудно? С какими трудностями Вы столкнулись в процессе предоставления отчетности? Как подошли к их решению? Кто Вам помог? Насколько значим процесс предоставления отчетности для Вас? (О финансовых показателях? О СВ?) Помогла ли отчетность выявить внутренние проблемы? Сравнение с другими МФИ в рамках Странового отчета? Какие цели может преследовать МФИ при предоставлении отчетности на MIX Market? (например, привлечение инвестора, повышение репутации и т.д.) Почему это интересно Вам (кроме обязательного предоставления ее для участии в проекте ) Готовы ли Вы дальше продолжать развитие принципов УСВ? Что Вам может помешать это сделать (например, отсутствие методологии, системы сбора данных, желания членов Совета директоров и т.д.)? 51

Упражнение на закрепление Определите МИССИЮ Вашего МФИ в форме: 1. Кого бы Вы хотели охватить? 2. Каким образом Вы удовлетворяете потребности своих клиентов? 3. Каковы желаемые результаты? Определите СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ Вашего МФИ Определите ЗАДАЧИ для выполнения СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Вашего МФИ Каким Вы видите своего целевого клиента через 5 лет? –1) Поменяется ли целевой клиент в будущем (измените ли Вы направленность МФИ)? – 2) Считаете ли Вы, что существующие клиенты останутся с Вами через 5 лет? Что в них изменится (источники доходов, качество жизни, др.) 52

Сбор мнений (2/2) Какие из компонентов УСВ, на Ваш взгляд, реализованы в Вашем МФИ: –Постановка социальных целей и задач –Мониторинг и оценка показателей –Приведение в соответствие систем и усовершенствование операционной деятельности Опишите чем проект помог Вашей организации в каждом из приведенным компонентов 53

При поддержке Центра микрофинансирования Кошикова 60/62 кор Варшава, Польша тел.: факс: Спасибо! НАУМИР/РМЦ 07031, Россия г. Москва, ул. Петровка, д. 15/13, строение 5, оф. 500 Тел./Факс: +7 (495) , +7 (495) , +7 (495)