Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Ian Sommervillle Часть 3. Требования к ПО: разработка требований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Ian Sommervillle Часть 8. Управление качеством.
Advertisements

Унифицированный язык моделирования UML является графическим языком для визуализации, конструирования и документирования систем, в которых большая роль.
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Разработка программного обеспечения при объектном подходе Объектно-ориентированный подход.
Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Часть 1. Введение.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Жизненный цикл программного обеспечения Подготовил студент 1 курса Лось Павел.
Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Часть 2. Создание ПО.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Часть 2. Создание ПО.
8. Федеральные критерии безопасности информационных технологий.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
4. Моделирование функциональных требований к системе.
Сергей Сыроежкин Бизнес-аналитик, консультант В рамках курса лекций: «Разработка требований к программному обеспечению», мехмат, БГУ Спецификация.
Разработка информационной модели. Integrated Services Group, Разработка информационно-аналитической модели и подготовка к комплексной автоматизации.
Диаграммы UML Диаграмма вариантов использования. Основные вопросы Назначение диаграммы вариантов использования Компоненты диаграммы вариантов использования.
11. Процесс разработки программной системы Последовательный и итеративный процессы разработки Процесс разработки программной системы является бизнес.
Tarkvara kvaliteet ja standardid L.Joonas, Разработка требований к программному обеспечению.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Транксрипт:

Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Ian Sommervillle Часть 3. Требования к ПО: разработка требований.

Разработка требований Разработка требований это процесс, включающий мероприятия, необходимые для создания и утверждения документа, содержащего спецификацию системных требований. Различают четыре основных этапа процесса разработки требований: анализ технической осуществимости создания системы, формирование и анализ требований, специфицирование требований и создание соответствующей документации, а также аттестация этих требований.

Разработка требований Анализосуществимости Формирование и анализ требований Специфицированиетребований Аттестациятребований Отчет об осуществимости создания системы Модели системы Пользовательские и системные требования Документация со спецификациейтребований

Анализ осуществимости Анализ осуществимости должен осветить следующие вопросы: 1.Отвечает ли система общим и бизнес-целям организации-заказчика и организации- разработчика? 2.Можно ли реализовать систему, используя существующие на данный момент техно­логии и не выходя за пределы заданной стоимости? 3.Можно ли объединить систему с другими системами, которые уже эксплуатируются?

Анализ осуществимости Выполнение анализа осуществимости включает сбор и анализ информации о будущей системе, написание соответствующего отчета. Например, эту информацию можно получить, ответив на следующие вопросы: 1.Что произойдет с организацией, если система не будет введена в эксплуатацию? 2.Какие текущие проблемы существуют в организации и как новая система поможет их решить? 3.Каким образом система будет способствовать целям бизнеса? 4.Требует ли разработка системы технологии, которая до этого не использовалась в организации? После обработки собранной информации готовится отчет по анализу осуществимости создания системы.

Формирование и анализ требований На этом этапе ко­манда разработчиков ПО работает с заказчиком и конечными пользователями системы для выяснения области применения, описания системных сервисов, определения режимов работы системы и ее характеристик выполнения, аппаратных ограничений и т.д. Процесс формирования и анализа требований достаточно сложен по ряду причин: Лица участвующие в формировании требований, выражают в этих требованиях собственные точки зрения, основываясь на личном опыте работы. На требования к системе могут влиять политические факторы.

Формирование и анализ требований Экономическая и бизнес-обстановка, в которой происходит формирование требований, неизбежно будет меняться в ходе выполнения этого процесса. Лица, участвующие в формировании требований, часто не знают конкретно, чего они хотят от компьютерной системы. Лица участвующие в формировании требований, имеют различные предпочтения и могут выражать их разными способами. Разработчики должны определить все потенциальные источники требований и выделить общие и противоречивые требования.

Формирование и анализ требований Процесс формирования и анализа требований проходит через ряд этапов: Анализ предметной области. Аналитики должны изучить предметную область, где бу­дет эксплуатироваться система. Сбор требований. Это процесс взаимодействия с лицами, формирующими требования. Во время этого процесса продолжается анализ предметной области. Классификация требований. На этом этапе бесформенный набор требований преобразуется в логически связанные группы требовании. Разрешение противоречий. Без сомнения, требования многочисленных лиц, занятых в процессе формирования требований, будут противоречивыми. На этом этапе определяются и разрешаются противоречия такого рода. Назначение приоритетов. В любом наборе требований одни из них будут более важны, чем другие. На этом этапе совместно с лицами, формирующими требования, определяются наиболее важные требования. Проверка требований. На этом этапе определяется их полнота, последовательность и непротиворечивость. Анализ предметной области Сбор требований Проверка требований Классификация требований Разрешение противоречий Определение приоритетов Специфицирование требований Документация системных требований Начало процесса

Формирование и анализ требований Распространены три подхода к формированию требований: метод, основанный на множестве опорных точек зрения, сценарии и этнографический метод. Другие подходы, которые могут использоваться в процессе разработки требований, это методы структурного анализа и методы прототипирования. Не существует универсального подхода к формированию и анализу требований. Обычно для разработки требований одновременно используется несколько подходов.

Формирование и анализ требований Опорные точки зрения Различные точки зрения на проблему позволяют увидеть ее с разных сторон. Однако эти взгляды не являются полностью независимыми и обычно перекрывают друг друга, а потому могут служить основой общих требований. Подход с использованием различных опорных точек зрения к разработке требований признает эти точки зрения и использует их в качестве основы построения и организации как процесса формирования требований, так и непосредственно самих требований.

Формирование и анализ требований Опорные точки зрения Различные методы предлагают разные трактовки выражения "точка зрения". Точки зрения можно трактовать следующим образом: Как источник информации о системных данных. В этом случае на основе опорных точек зрения строится модель создания и использования данных в системе. В процессе формирования требований отбираются все такие точки зрения, на их основе определяются данные, которые будут созданы или использованы при работе системы, и способы обработки этих данных. Как структура представлений. В этом случае точки зрения рассматриваются как особая часть модели системы. Например, на основе различных точек зрения могут разрабатываться модели "сущность-связь", модели конечного автомата и т.д. Как получатели системных сервисов. В этом случае точки зрения являются внешними (относительно системы) Как получатели системных сервисов. В этом случае точки зрения являются внешними (относительно системы) получателями системных сервисов. Точки зрения помогают определить данные, необходимые для выполнения системных сервисов или их управления.

Формирование и анализ требований Опорные точки зрения Наиболее эффективным подходом к анализу интерактивных систем является использование внешних опорных точек зрения. Эти точки зрения взаимодействуют с системой, получая от нее сервисы и продуцируя данные и управляющие сигналы. Этот тип точек зрения имеет ряд преимуществ: 1.Точки зрения, внешние к системе, естественный способ структурирования про­цесса формирования требований. 2.Сравнительно просто решить, какие точки зрения следует оставить в качестве опорных: они должны отображать какой- либо способ взаимодействия с системой. 3.Данный подход полезен для создания нефункциональных требований, с которыми можно связать какой-либо сервис.

Диаграмма идентификации точек зрения Менеджер Владелец банковского счета Иностранный клиент Банковский служащий Обслуживание аппаратуры Удаленная диагностика Запрос баланса Снятие денежных средств Выдача чеков Удаленное обновление ПО Перечисления между банками Передача сообщений Порядок операций Незарегистрированный пользователь Удержание карточки Защищенность Проверка карточки Удержание карточки Безотказность Расчетные данные Системные расходы Обновление счета Обработка счетов Перевод денег Посылка сообщений Список услуг

Формирование и анализ требований Опорные точки зрения ВЛАДЕЛЕЦ СЧЕТА ИНОСТРАННЫЙ КЛИЕНТ КАССИР БАНКА Список сервисов Выдача денег Запрос баланса Выдача чеков Посылка сообщения Список транзакций Порядок операций Перевод денег Выдача денег Запрос баланса Выполнение диагностики Зачисление денег Обработка счетов Посылка сообщения Сервисы, соотнесенные с точками зрения

Формирование и анализ требований Опорные точки зрения Информация, извлеченная из точек зрения, используется для заполнения форм шаблонов точек зрения и организации точек зрения в иерархию наследования. Сервисы, данные и управляющая информация наследуются подмножеством точек зрения.

Формирование и анализ требований Опорные точки зрения Все точки зрения Кассир Коллектив банка Клиент Иностранный клиент Счет клиента Управляющий Запрос баланса Выдача денег Сервисы Выдача чеков Посылка извещения Список транзакций Порядок операций Перевод денег Сервисы

Формирование и анализ требований Сценарии Сценарии особенно полезны для детализации уже сформулированных требований, по­скольку описывают последовательность интерактивной работы пользователя с системой. Каждый сценарий описывает одно или несколько возможных взаимодействий. Сценарий начинается с общего описания, затем постепенно детализируется для создания полного описания взаимодействия пользователя с системой.

Формирование и анализ требований Сценарии В большинстве случаев сценарий включает следующее: Описание состояния системы в начале сценария. Описание нормального протекания событий. Описание исключительных ситуаций и способов их обработки. Информацию относительно других действий, которые можно осуществлять во время выполнения сценария. Описание состояния системы после завершения сценария.

Формирование и анализ требований Сценарии Сценарии событий используются для документирования поведения системы, представленного определенными событиями. Сценарии включают описание потоков данных, системных операций и исключительных ситуаций, которые могут возникнуть Условные обозначения: 1.Данные, поступающие в систему или исходящие из нее, представлены в эллипсах. 2.Управляющая информация показана стрелками в верхней части прямоугольников. 3.Внутрисистемные данные показаны справа от прямоугольников. 4.Исключительные ситуации показаны в нижней части прямоугольников. 5.Имя следующего события, ожидаемого после завершения сценария, приводится в затененном прямоугольнике.

Формирование и анализ требований Сценарии Выбор сервиса Запрос PIN-кода Проверка пользователя Возврат карточки Превышение лимита времени ожидания Карточка PIN-код Возврат карточки Недопустимая карточка Удержание карточки Утраченная карточка Карточка присутствует Номер счета, соответствующий PIN-коду Карточка действительна Номер счета Подтверждение пользователя Возврат карточки Неверный PIN-код Повторный ввод PIN-кода Неверный PIN-код

Формирование и анализ требований Сценарии Варианты использования (use-case) это методика формирования требований, основанная на сценариях. Они стали основой нотаций в языке моделирования UML при описании объектных моделей систем.

Формирование и анализ требований Сценарии Варианты использования (use-case) это методика формирования требований, основанная на сценариях. Они стали основой нотаций в языке моделирования UML при описании объектных моделей систем. Предоставление услуг Управление пользователями Услуги каталога Персонал библиотеки Пользователь библиотеки Поставщик

Формирование и анализ требований Сценарии Поставщик книг Составитель каталога: Персонал библиотеки Книги: Каталог Экземпляр: Библиотечный экземпляр Покупка книгНовая карточка Каталожная карточка Размещение карточки Удаление из каталога

Формирование и анализ требований Этнографический подход Этнографический подход к формированию системных требований используется для понимания и формирования социальных и организационных аспектов эксплуатации сис­темы. Разработчик требований погружается в рабочую среду, где будет использоваться система. Его ежедневная работа связана с наблюдением и протоколированием реальных действий, выполняемых пользователями системы. Значение этнографического подхода заключается в том, что он помогает обнаружить неявные требования к системе, которые отражают реальные аспекты ее эксплуатации, а не формальные умозрительные процессы.

Формирование и анализ требований Этнографический подход Этнографический подход позволяет детализировать требования для критических систем, чего не всегда можно добиться другими методами разработки требований. Однако, поскольку этот метод ориентирован на конечного пользователя, он не может охватить все требования предметной области и требования организационного характера. Формирование требований на основе этнографического подхода Обсуждение требований Уточнение требований на основе этнографического подхода Разработка системыРазработка прототипа Оценивание прототипа

Аттестация требований Во время процесса аттестации должны быть выполнены различные типы проверок документации требований: 1.Проверка правильности требований. 2.Проверка на непротиворечивость. 3.Проверка на полноту. 4.Проверка на выполнимость. Существует ряд методов аттестации требований: 1.Обзор требований. 2.Прототипирование. 3.Генерация тестовых сценариев. 4.Автоматизированный анализ непротиворечивости.

Управление требованиями Управление требованиями это процесс управления изменениями системных требований. Процесс управления требованиями выполняется совместно с другими процессами разработки требований. Начало этого процесса планируется на то же время, когда начинается процесс первоначального формирования требований, непосредственно процесс управления требованиями должен начаться сразу после того, как черновая версия спецификации требований будет готова. С точки зрения разработки требования можно разделить на два класса: 1.Постоянные требования. 2.Изменяемые требования.

Планирование управления требованиями 1.Идентификация требований. 2.Управление процессом внесения изменений. 3.Стратегия оперативного контроля. Информация об источнике требования Информация о требованиях Информация о структуре системы 4.Поддержка CASE-средств.

Управление изменениями требований Процесс управления изменениями состоит из трех основных этапов: 1.Анализ проблем изменения спецификации. 2.Анализ изменений и расчет их стоимости. 3.Реализация изменений. Анализ проблем изменения спецификации Анализ изменений и расчет их стоимости Реализация изменений Определение проблем в требованиях Просмотренные требования

Вопросы для обсуждения 1.Предложите, кто бы мог участвовать в формировании требований для университетской системы регистрации студентов. 2.Разрабатывается система ПО для автоматизации библиотечного каталога. Эта система будет содержать информацию относительно всех книг в библиотеке и будет полезна библиотечному персоналу, абонентам и читателям. Система должна иметь средства просмотра каталога, средства создания запросов и средства, позволяющие пользователям резервировать книги, находящиеся в данный момент на руках. Определите основные опорные точки зрения, которые необходимо учесть в спецификации системы. 3.Ваша компания использует стандартный метод анализа требований. В процессе работы вы обнаружили, что этот метод не учитывает социальные факторы, важные для системы, которую вы анализируете. Ваш руководитель дал вам ясно понять, какому методу анализа нужно следовать. Обсудите, что вы должны делать в такой ситуации.