Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России Информационно-аналитические материалы Консультативной рабочей группы к теме: «Центр разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» Москва, 25 апреля 2011 года
1. Как поднять общественное признание проекта «Сколково»? «необходимо более прозрачно в информационном смысле осветить правила игры, возможные и реальные профиты для меня, как для участника» (12 апреля 2011 года, 16:15/ толя) «Очень меня смущает требование привлечения иностранного специалиста, "который имеет значительный авторитет в инвестиционной и (или) исследовательской среде". Ну где его взять обычной российской IT компании? Далеко не у всех есть внешние связи. » 15 апреля 2011 года, 12:45/Юрий Гаркунов) «Снизить приоритет строительства города, сдвигая по срокам строительство и увеличивая финансирование стартапов за счет отложенной стройки. Это позволит быстрее выйти на получение первых результатов, что очень важно во многих аспектах (если дело и так пойдет, то зачем тратиться преждевременно на стройку?).» (16 апреля 2011 года, 20:42/ Владимир) Из обсуждений темы заседания 25 апреля 2011 г. на сайте Комиссии по модернизации: «Самый главный итог, о котором стоит сказать, - о "Сколково" заговорили в мире. Очень удачно была проведена рекламная компания проекта.» (18 апреля 2011 года, 23:26/ Степанов Максим Сергеевич)
2. Уточнение концепции университета «Сколково». Совершенствование управления научными исследованиями Германо-российская система образования исторически давала хорошие результаты при подготовке креативных технических специалистов, но не предпринимателей Концепция университетского образования, обеспечивающего коммерческое внедрение инноваций должна включать в себя опыт различных университетов и не может опираться на сотрудничество только с одним партнером Любой международный опыт требует адаптации к российским условиям Финансирование исследовательских программ целесообразно строить на принципе выделения грантов не институтам, а конкретным профессорам Право на получение грантов должны иметь не только зарубежные, но и российские профессора Необходимость соединения в рамках проекта «Сколково» принятых в развитых экономиках практик управления с российскими традициями потребует особых подходов к процедурам признания и регулирования потенциального конфликта интересов при принятии решений Университет «Сколково» может стать центром коммерциализации интеллектуального труда всех российских научных центров
Создаваемая ускоренная система регистрации прав интеллектуальной собственности будет востребована при выполнении следующих условий: Государственная поддержка в распространении информации о возможностях процедуры Специальные усилия государства по защите прав владельцев интеллектуальной собственности, зарегистрированной по ускоренной процедуре, за пределами России 3. Совершенствование системы регистрации и защиты прав интеллектуальной собственности Российская судебная система не обеспечивает эффективную защиту прав интеллектуальной собственности Существенной проблемой является отсутствие у судей необходимых компетенций для рассмотрения споров по специфическим вопросам в сфере высоких технологий Существующая в России система прав регистрации интеллектуальной собственности медлительна и неэффективна Сроки рассмотрения заявок (до 2х лет) не могут применяться для многих инновационных сфер бизнеса (например, при разработке программного обеспечения) При создании в России суда по вопросам интеллектуальной собственности может быть использован реальный опыт штата Делавер (США): Базирование суда в «Сколково» Право рассматривать споры по вопросам интеллектуальной собственности для любых российских и зарубежных предприятий
4. Раскрытие системы ключевых показателей эффективности Условия успешности бренда «Сколково» в российском общественном сознании: прозрачность процессов и принимаемых решений доступность зоны «Сколково» для любого потенциального предпринимателя в сфере высоких технологий При управлении системой ключевых показателей эффективности необходимо: Раскрыть составляющие атрибуты бренда «Сколково» Использовать для оценки успешности бренда систему независимых соцопросов (без публикации их результатов) Рекомендовать Совету «Сколково» оценить промежуточные результаты выполнения ключевых показателей эффективности в 2011 году и широко распространить информацию об этом Предусмотреть процедуры привлечения членов Консультативного научного Совета Фонда «Сколково» к формированию количественных величин ключевых показателей эффективности
5. Совершенствование политики государственных венчурных инвестиций Сравнительные недостатки существующей системы государственных венчурных инвестиций в России: Повышенные риски уголовного преследования для лиц, принимающих инвестиционные решения Стремление разделить ответственность с широким кругом экспертов Возможные подходы к решению проблемы Реализация уже принятых поручений Президента РФ по регламентации прокурорского надзора за государственными венчурными компаниями Передача экспертизы инвестиционных проектов на аутсорсинг авторитетным российским техническим университетам и институтам (по аналогии с зарубежным опытом) Государственная поддержка «раскрутки» институциональных экспертных брендов Длительный срок принятия решений по сравнению с иностранными частными венчурными компаниями Элементы фаворитизма при выборе объектов инвестирования
6. Выводы и предложения Из мнений посетителей сайта Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России видно, что: важна доступность «Сколково» для потенциальных участников; вызывает неприятия идея монополии иностранных специалистов на участие в проекте; государственная рекламная поддержка была успешной и важна для проекта; институциональные возможности «Сколково», возможно, важнее, чем его градостроительный аспект 1.Концепция университета «Сколково» требует уточнения в направлении демонополизации участия других университетов в его формировании, а также ориентирования на использование лучших не только зарубежных, но и российских образовательных и исследовательских практик 2.Необходимо усилить акцент при продвижении проекта «Сколково» на уже существующие возможности регистрации прав интеллектуальной собственности и потенциал создаваемого суда по вопросам интеллектуальной собственности 3.Раскрытие атрибутов бренда «Сколково» и проведение открытых измерений ключевых показателей эффективности в 2011 году важно для общественного признания проекта «Сколково» как в России, так и за рубежом 4.Частью проекта «Сколково» должна стать государственная политика поддержки российских экспертных организаций, способных проводить технико- экономическую экспертизу инвестиционных венчурных проектов