Выполнила: Ученица 11 класса МОУ «СОШ 15» Кутина Юлия Алексеевна. Руководитель: учитель биологии 2-ой квалификационной категории Тихомирова Наталья Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы цитологии Обобщающий урок. Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме «Основы цитологии» Обобщить, систематизировать знания по теме.
Advertisements

Тема урока: Строение клетки. Процессы на уровне клетки. Цель урока: Систематизировать знания о клетке.
Автор: Брюшина Л. А. учитель биологии и географии МОУ Андреевская СОШ Сусанинского района Костромской области.
Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции.
Органоиды клетки МОУ Заболотовская СОШ учитель биологии Коленова Ю.Н.
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клетка – структурная единица всего живого».
Структура и функции Структура и функции клетки клетки Выполнили: учащиеся 10 «А» класса МБОУ СОШ 80 г. Владивостока Руководитель: Королева Л.П. учитель.
Тема: Структура и функции клетки.. Клетка эукариотическая Клетка прокариотическая.
Органоиды клетки Prezentacii.com. Органоидами (органеллами) называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие.
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Урок – викторина «Удивительный мир клетки» Учитель биологии.
Задачи урока: 1.Учащиеся овладевают законом о согласованном действии множества систем, обеспечивающим превращение материи и освобождение энергии. 2. Формируем.
Тема презентации: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ 10 класс.
Строение клетки Курс I Преподаватель: Коновалова Л. В.
Цитоплазма Гиалоплазма Клеточная мембрана Клеточный центр Ядро Пластиды Ядрышко Эндоплазматическая сеть Цитоскелет Лизосомы Жгутики и реснички Митохондрии.
Органоиды клетки Выполнила: ученица 10 класс Тугушева Катя Проверила: Бормотова В.Ю.
Строение эукариотической клетки. Различные клетки.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Презентация Органоиды клетки 10 класс
Строение клетки эукариот Урок для 9 (11) классов.
ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА И ЕЕ ОРГАНОИДЫ Работу выполнила учитель биологии МОУ Кабинетной средней общеобразовательной школы Афанасьева Н.В.
Лекция 2. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА Содержание химических элементов в организме. 2. Вода и её роль в живых организмах. 3. Минеральные соли и кислоты.
Транксрипт:

Выполнила: Ученица 11 класса МОУ «СОШ 15» Кутина Юлия Алексеевна. Руководитель: учитель биологии 2-ой квалификационной категории Тихомирова Наталья Сергеевна.

Цели : Формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки. Изучить особенности строения цитоплазмы и ее мембранных и немембранных структур. Сформировать умения выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки. Обеспечить усвоение учащимися знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотическими. Углубить знания о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений и животных; выявить общие структуры в их строении.

Содержание : История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Сравнение растительной и животной клетки. Сравнение эукариотической и прокариотической клетки. Клеточный центр. Вирусы – неклеточные формы жизни. Вопросы для обсуждения. Источники информации. Источники информации.

История открытия и изучения клетки Современный микроскоп (Изобретенный в 30-е гг. XX века электронный микроскоп дал возможность исследовать ультраструктуру клетки) Микроскоп Роберта Гука (1665г. – изучая срез пробкового дерева, обнаружил структуры похожие на соты и назвал их клетками) Микроскоп Антони ван Левенгука (1683г. – впервые описал бактерии, усовершенствовав микроскоп Р. Гука) (4) (5)

Основные положения клеточной теории – клетка является универсальной структур н ой и функциональной единицей живого; – все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности; – клетки образуются только при делении предшествующих им клеток; – клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему. М. Шлейден Т. Шванн (4)

Химический состав клетки Элементы, входящие в состав клеток организмов, % макроэлементы (до 0,001%) микроэлементы (от 0,001 до 0,000001%) ультрамикроэлементы (менее 0,000001%) Кислород (65–75) Углерод (15–18) Азот (1,5–3) Водород (8–10) Фосфор (0,2–1,00) Калий (0,15–0,4) Сера (0,15–0,2) Железо (0,01–0,15) Магний (0,02–0,03) Натрий (0,02–0,03) Кальций (0,04 –2,00) Бор Кобальт Медь Молибден Цинк Ванадий Йод Бром Уран Радий Золото Ртуть Бериллий Цезий Селен [1] Полисахариды Нуклеиновые кислоты Органические Малые молекулы Биополимеры (макромолекулы) Соединения Вода Соли, кислоты и др. Анионы Катионы Ионы Моносахариды Липиды Другие Белки Аминокислоты Нуклеотиды Неорганические

Клеточная мембрана Термин «мембрана» (от лат. membrana – кожица, оболочка) был предложен более 100 лет назад для обозначения границ клетки. [2] [2] В начале 70-х гг. XX века накопилось много данных, на основании которых в 1972 г. была предложена жидкостно- мозаичная модель строения мембраны. [2] [2] (1)(1)

Ядро Термин «ядро» (от лат. nucleys, от греч. karyon) – хранитель наследственной информации, предложил в начале XIX в. Р. Броун, которое он увидел в клетке листа. Ядро окружено ядерной оболочкой, содержит ядерный сок, хроматин и одно или несколько ядрышек. Ядрышко – место синтеза рибосомальной РНК и сборки отдельных субъединиц рибосом. [2] [2] Хромосома Хромосома – окрашенное тельце, в состав ее входят молекула ДНК, соединенная с белком – гистоном. Сложное строение ДНК открыто Д. Уотсоном и Ф. Криком в XX в. Постоянство числа и структура хромосом является необходимым условием существования вида и отдельного организма. Ядро (3)(3) (1)(1)

Цитоплазма «Материальная база» для органоидов. Основное вещество цитоплазмы получило название гиалоплазмы. У всех эукариот в цитоплазме имеется сложная опорная система – цитоскелет. (4)

Рибосомы Субмикроскопический немембранный органоид, функция которого – синтез белка, благодаря чему он является обязательным органоидом в клетках всех живых организмов. [2] [2] Каждая рибосома в рабочем состоянии состоит из двух субъединиц – большой и малой, в состав которых входят молекулы белка и рибосомальной РНК (рРНК). [2] [2] (2)(2) Рибосомы впервые были описаны как уплотненные частицы, или гранулы, клеточным биологом румынского происхождения Джорджем Паладе в середине 1950-х годов. Термин «рибосома» был предложен Ричардом Робертсом в 1958 г. [6] [6]

ЭПС – совокупность вакуолей, каналов, трубочек, которая образует внутри цитоплазмы мембранную сеть, объединенную в единое целое с наружной мембраной ядерной оболочки. [2] [2] Эндоплазматическая сеть ЭПС была открыта американским ученым Кейтом Робертсом Портером в 1945 г. [2] [2] (2)(2)

Комплекс Гольджи В 1898 г. Итальянский ученый Камилло Гольджи, исследуя строение нервных клеток, обнаружил органоид, который входил в состав единой мембранной сети клетки и представлял собой стопку плоских цистерн. Комплекс Гольджи – это центр сортировки и упаковки различных продуктов жизнедеятельности клетки. (4) К. Гольджи [2][2] (1)(1) [2][2]

Лизосомы Лизосомы участвуют во внутриклеточном пищеварении, а также уничтожают отслужившие органоиды внутри самой клетки. [2] [2] Аппарат Гольджи формирует лизосомы и обеспечивает выведение необходимых белков за пределы клетки путем экзоцитоза. [2] [2] (1)(1)

Митохондрии Основная функция митохондрий – синтез АТФ, основного высокоэнергетического вещества клетки, поэтому их называют энергетическими станциями клетки. [2] [2] Митохондрии имеют собственную ДНК и способны к самовоспроизводству. [2] [2] Электронная фотография участка митохондрии Митохондрии (от греч. mítos нить и chondríon зёрнышко, крупинка). [7] [7] (1)(1) (1)(1)

Пластиды ХромопластыЛейкопласты Пластиды Зеленые органоиды фотосинтеза, характерные для растительной клетки, а также вольвокса и эвглены зеленой. Хлоропласты К. А. Тимирязев впервые доказал, что растения, синтезируя сахара из неорганического вещества – углекислого газа, преобразуют энергию света в энергию химических связей. [2] [2] (1)(1) (3)(3)

Сравнение животной и растительной клетки Животная клетка Растительная клетка (1)(1) (1)(1)

Сравнение эукариотической и прокариотической клетки ПризнакиПрокариотыЭукариоты Ядро Нет. ДНК находится в цитоплазмеЕсть. Имеет оболочку из двух мембран. Содержит ядрышки Генетический материал Кольцевая молекула ДНК, условно называемая «бактериальной хромосомой» Линейные молекулы ДНК, организованные в хромосомы Клеточная стенка Есть. Обычно образована пектином и муреином У животных – нет, у растений образована целлюлозой, у грибов – хитином Размеры Диаметр в среднем 0,3–5,0 мкмДиаметр до 40 мкм и более Мембранные органоиды Обычно нетЕсть Рибосомы Есть. МелкиеЕсть Цитоскелет НетЕсть Способ поглощения веществ клеткой Транспорт через клеточную стенкуФагоцитоз и пиноцитоз Пищеварительные вакуоли НетЕсть Митоз и мейоз НетЕсть Гаметы НетЕсть Жгутики Есть, но отличаются по строениюЕсть [1]

Клеточный центр Клеточный центр (центросома). Он расположен в цитоплазме вблизи от ядра и образован двумя центриолями – цилиндрами, расположенными перпендикулярно друг к другу. [1] [1] (1) Митотический центр, постоянная структура почти всех животных и некоторых растительных клеток, определяет полюса делящейся клетки.

Вирусы – неклеточные формы жизни Вирус (от лат. virus - яд) является паразитом на генетическом уровне, вне клетки он не способен к самовоспроизведению и метаболизму. Название вирус было предложено голландским ботаником М. Бейеринком в 1895 г. [1][1] ВИЧ Д. И. Ивановский (2) (1) (4) В 1892 г. русский ботаник Д. И. Ивановский, изучая мозаичную болезнь растений табака открыл вирусы.

Вопросы для обсуждения : «История изучения клетки. Клеточная теория» 1.Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам? 2.Почему оформление клеточной теории шло одновременно с развитием и усовершенствованием техники? «Химический состав клетки» 1.Известно, что, если в рационе отсутствует белок, даже несмотря на достаточную калорийность пищи, у животных останавливается рост, изменяется состав крови и возникают другие патологические явления. Какова причина подобных нарушений? 2.Почему при работе в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить минеральную или подсоленную воду? «Строение эукариотической и прокариотической клеток» 1.В клетках каких органов и почему аппарат Гольджи наиболее развит? 2.Какие особенности строения ядра клетки обеспечивают транспорт веществ из ядра и обратно? «Реализация наследственной информации в клетке» 1.При каком структурном состоянии молекулы ДНК могут быть источниками генетической информации? «Вирусы» 1.Почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку? 2.Выскажите свое мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут размножаться только в живых клетках.

Источники информации : 1) Общая биология класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 3-е изд., стериотип. – М. : Дрофа, ) Биология. Общая биология. Базовый уровень : учеб. для кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захорова ; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, ) Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 5-е изд., стериотип. – М.: Дрофа 4) 5) 6) 7)