Диагностика стилевых особенностей познавательной деятельности Лекция по психодиагностике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
Advertisements

Диагностика готовности ребёнка к школе Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность.
Особенности обучения в условиях дифференциации. Природосообразная основа для дифференцированного обучения Это – включение в работу с детьми специальных.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Презентация к докладу. ОбъектИнтеллектуальная сфера детей с ЗПР Предмет Особенности интеллектуальной готовности детей с ЗПР к школьному обучению Цель.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Основные положения.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Общепсихологический практикум Занятие 4 Исследование мотивационных диспозиций личности.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Метод пиктограммы
Постоянно действующий семинар учителей школы 599 Приморского района координатор проекта заместитель директора по УВР Антонян Н.М. Санкт-Петербург 2010.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
СПОСОБНОСТИ И КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ. СПОСОБНОСТИ ТЕОРИИ ПРЕФОРМИЗМА (Платон, Ф. Гальтон) ТЕОРИИ «TABULA RASA» (Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Уотсон) ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
ЕГЭ 2012 по физике Структура КИМ ЕГЭ. Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 3-х частей и вклю- чает 35 заданий, различающихся.
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Лекция 11. Методы и алгоритмы анализа структуры многомерных данных. Кластерный анализ. Кластерный анализ предназначен для разбиения множества объектов.
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Работу выполнила студентка 45 группы Безменова Ксения Артёмовна.
Транксрипт:

Диагностика стилевых особенностей познавательной деятельности Лекция по психодиагностике

Тема: Диагностика стилевых особенностей познавательной деятельности Вопросы: 1. Понятие «когнитивный стиль». 2. Диагностика полезависимости-поленезависимости. 3. Диагностика аналитичности-синтетичности. 4. Диагностика рефлексивности-импульсивности. Литература : 1. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. – М.: Педагогика, Способности и склонности / Под ред. Э.А. Голубевой. – М.: Педагогика, Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

1. Понятие « когнитивный стиль » Когнитивные стили - это индивидуально - своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации ( способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т. д.) Когнитивный стиль не определяет успешности познавательной деятельности и в этом отличается от способностей. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : способность характеризует уровень достижений в интеллектуальной деятельности ( то есть является ее результативной характеристикой ). Стиль, в отличие от способности, характеризует способ выполнения интеллектуальной деятельности ( то есть является ее процессуальной характеристикой ).

1. Понятие « когнитивный стиль » Необходимость диагностики когнитивных стилей связана с тем, что наибольшая продуктивность познавательной деятельности для людей с разными когнитивными стилями достигается в разных условиях. В частности, дети с разными стилями в разной мере успешно усваивают учебный материал при использовании различных технологий обучения. ТАКИМ ОБРАЗОМ, диагностика когнитивных стилей учащихся и дифферен - циация обучения в соответствии с выявленными особенностями позволяет добиться более высоких результатов, а также избежать проявлений школьной дезадаптации, вызванных рассогласованием когнитивного стиля ребенка и требований технологии обучения.

1. Понятие « когнитивный стиль » Стиль – биполярное измерение ( индивидуальные показатели стиля располагаются на двух полюсах горизонтальной шкалы, выделяемых с помощью такого статистического критерия, как медиана ). Поэтому стили, как правило, называют, указывая оба полюса шкалы, например : ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - РЕФЛЕКСИВНОСТЬ. В зарубежной и отечественной литературе можно встретить описания от 15 до 20 различных когнитивных стилей. Рассмотрим некоторые из них …

2. Диагностика полезависимости - поленезависимости Полезависимость - поленезависимость ( Г. Уиткин ) – это индивидуальный стиль восприятия, характеризующий легкость выделения фигуры из фона. Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отвлекаются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации. Диагностика осуществляется с помощью методик « Стержень и рамка » Г. Уиткина и « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта

Стимульный материал к методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта : 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости Инструкция: В каждом рисунке имеется один из следующих элементов: Назовите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке. Например:

Стимульный материал к методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта ( продолжение ): 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости

Стимульный материал к методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта ( продолжение ): 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости

Стимульный материал к методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта ( продолжение ): 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости

Стимульный материал к методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта ( продолжение ): 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости

Стимульный материал к методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта ( окончание ): 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости

Обработка и интерпретация результатов по методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта : 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости 1. А6. В11. Б16. Д21. Г26. Б 2. Б7. А12. А17. А22. Б27. А 3. В8. В13. А18. Д23. Г28. Д 4. Г9. Д14. В19. Б24. А29. В 5. В10. Д15. Б20. В25. Д30. Б Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом, привденным в таблице : За каждый правильный ( совпадающий с ключом ) ответ присваивается 1 балл.

Обработка и интерпретация результатов по методике « Замаскированные фигуры » К. Готтшальдта : 2. Диагностика полезависимости - поленезависимости Индекс полезависимости рассчитывается по формуле : где N – общая сумма баллов ( т. е. число правильно выполненных заданий ), а t – время работы над всем тестом в минутах. Если I больше 2,5, то можно делать вывод о выраженной поленезависимости. Таким образом, чем больше правильно выполненных заданий и меньше время работы с тестом тем более выражена поленезависимость.

3. Диагностика аналитичности - синтетичности Узкий - широкий диапазон эквивалентности ( или аналитичность - синтетичность ) ( Р. Гарднер ) – это индивидуальный стиль мышления, характеризующий преобладание процессов анализа или синтеза в мыслительной деятельности. Представители аналитического стиля склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители синтетического стиля, напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований. Диагностика осуществляется с помощью методики « Свободная сортировка объектов » Р. Гарднера

3. Диагностика аналитичности - синтетичности Стимульный материал к методике «Свободной сортировки объектов» Р. Гарднера: Инструкция : рассортируйте предложенные Вам объекты в группы так, как Вам это удобно.

3. Диагностика аналитичности - синтетичности Обработка и интерпретация результатов по методике «Свободной сортировки объектов» Р. Гарднера: Нормативы к методике « Свободная сортировка объектов » Р. Гарднера полученные в выборке студентов ( по данным И. Н. Протасовой ): до 6 групп – синтетики ; 6-8 групп – смешанный когнитивный стиль ; более 8 групп – аналитики.

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Импульсивность – рефлексивность ( Коган ) – это индивидуальный стиль принятия решений, характеризующий соотношение процессов выдви - жения гипотез и их проверки в восприятии и мышлении. Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений. Для людей с рефлексивным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения, соответственно они допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа гипотез. Диагностика осуществляется с помощью методики « Выбор парной фигуры » Когана

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): Инструкция : « Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста, на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху ( внизу ), и покажи ее мне. Давай сначала попро ­ буем, потренируемся. ( Далее проводится тренировка на картинках для примеров.) Теперь пойдем дальше. Задачи будут совсем не такие простые. Найди как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху ( внизу ), и покажи мне ее сразу же ». Примечание : При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите « Нет, это не совсем похожая картинка, есть более похожая »

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 1

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 2

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 3

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 4

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 5

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 6

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 7

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 8

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 9

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 10

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 11

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Стимульный материал к методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): 12

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Обработка и интерпретация результатов по методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): Номер задания Правильный ответ Номер задания Правильный ответ Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом, привденным в таблице : За каждый правильный ( совпадающий с ключом ) ответ присваивается 1 балл.

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Обработка и интерпретация результатов по методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): Затем подсчитывается сумма баллов и общее время работы с заданиями теста для каждого испытуемого. В исследуемой группе детей подсчитывается медиана по сумме баллов и медиана по времени работы с заданиями. Полученные данные откладываются на диаграмме в системе координат, образованной двумя осями : время работы с заданиями и число правильных ответов ( сумма баллов ). Оси пересекаются в точке медианы по каждой из переменных. Испытуемые попадающие в разные области на этой системе координат характеризуются различными стилями ( см. рисунок ).

4. Диагностика рефлексивности - импульсивности Обработка и интерпретация результатов по методике «Выбор парной фигуры» Когана (Для детей 7-9 лет): Время работы с заданиями, с. Число правильных ответов (сумма баллов) Рефлексивный стиль Импульсивный стильМедленный неточный стиль Быстрый точный стиль Определение стиля рефлексивность – импульсивность по результатам теста «Выбор парной фигуры» Когана

Выводы : 1. Когнитивные стили выступают как индивидуальные особенности познавательной деятельности, требующие учёта при дифферен - циации обучения. 2. Наиболее изученными являются когнитивные стили полезави - симость – поленезависимость, аналитичность – синтетичность, рефлексивность – импульсивность. 3. Для диагностики перечисленных когнитивных стилей существуют специальные диагностические методики : А. Методика «Замаскированные фигуры» К. Готтшальдта. Б. «Методика свободной сортировки объектов» Р. Гарднера. В. Методика «Выбор парной фигуры» Когана.