Дисциплина по выбору ( блок ЕН ) Преподаватель : к. ф.- м. н., доцент кафедры алгебры, математического анализа и геометрии Реброва Ирина Юрьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Очерк «История криптографии» на примерах задач олимпиад.
Advertisements

Очерк на примерах задач олимпиад по криптографии.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
А знаешь ли ты азбуку Морзе? Расшифруем? Место на карте:(6;6) Попробуем… Информатика, 5 класс
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?

Типовые расчёты Растворы
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРИПТОГРАФИИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕМАТИКИ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ Учитель математики Подпальная М. В. Учитель литературы Неупокоева Г. Н.
«Весна» Презентация для детей Выполнила: воспитатель мл.гр. Протасова О.Г. МКДОУ-детский сад «Лужок» 2014г. 1.
Материал по алгебре (11 класс) по теме: Открытый урок в 11 классе "Решение логарифмических уравнений - поиск ошибок"
Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
1 B1. Кодирование и декодирование информации. 2 Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код: Некоторые.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
9 ИМ Лицей « Дубна » 2013 Пушкинская неделя. Наша викторина посвящена Пушкинской неделе, проводимой в лицее в преддверии традиционного ежегодного праздника.
Транксрипт:

Дисциплина по выбору ( блок ЕН ) Преподаватель : к. ф.- м. н., доцент кафедры алгебры, математического анализа и геометрии Реброва Ирина Юрьевна

Разные люди понимают под шифрованием разные вещи. Дети играют в игрушечные шифры и секретные языки. Это, однако, не имеет ничего общего с настоящей криптографией. Настоящая криптография (strong cryptography) должна обеспечивать такой уровень секретности, чтобы можно было надежно защитить критическую информацию от расшифровки крупными организациями - такими как мафия, транснациональные корпорации и крупные государства. Термин « криптография » происходит от двух греческих слов : « криптос » - тайна и « графейн » - писать, и означает тайнопись. « Тайнопись » как раз и подразумевает, что вы скрываете смысл своего сообщения.

В прошлом криптография использовалась лишь в военных целях. Однако сейчас, со становлением информационного общества, она становится центральным инструментом для обеспечения конфиденциальности. Криптография становится одним из основных инструментов обеспечивающих конфиденциальность, доверие, авторизацию, электронные платежи, корпоративную безопасность и бесчисленное множество других важных вещей. Настала пора снять с криптографии покровы таинственности и использовать все ее возможности на пользу современному обществу.

формирование понимания важности проблем информационной безопасности на каждом этапе развития общества, знакомство с историей кодирования и шифрования информации с древнейших времен, формирование представлений о возможном практическом применении шифрования данных в современном мире.

Криптография в Древнем мире. Атбаш. Скитала. Диск Энея, линейка Энея, книжный шифр. Квадрат Полибия. Шифр Цезаря. Тайнопись. Криптография от Средних веков до Нового времени. Развитие криптографии в арабских странах. Криптография эпохи Возрождения. Испанская империя и колонии в Америке. « Индейская криптография ». Чёрные кабинеты. Криптография в британских колониях и США. Криптография в литературе Криптография первой мировой войны. Криптография второй мировой войны. Германия : « Энигма », «Fish» Математическая криптография Современная криптография

Тематика предлагаемых задач весьма разнообразна - как по форме, так и по уровню сложности. Большинство задач курса - криптографические. Часть задач имеет криптографическую окраску, но их суть – математическая. Вниманию студентов- филологов будут предложены фрагменты литературных произведений, имеющие криптографические загадки. Никаких специальных знаний, выходящих за рамки обычной школьной программы, не требуется, все необходимые понятия содержатся в формулировке условий задач. Их решение позволяет познакомиться с основами классической криптографии, так как большинство из упоминаемых в задачах шифров имеют исторические прототипы.

Каждая буква фрагмента известного стихотворения Ф. И. Тютчева заменена некоторой буквой так, что разным буквам соответствуют разные буквы, а одинаковым - одинаковые. Пробелы и знаки препинания сохранены. Восстановите этот фрагмент стихотворения : Гьюь Фюббшн эй яюэовл, Пфзшэюь юришь эй шчьйфшвл : Г эйщ юбюрйээпо бвпвл С Фюббшн ьюцэю вюылъю сйфшвл.

Каждая буква фрагмента известного стихотворения Ф. И. Тютчева заменена некоторой буквой так, что разным буквам соответствуют разные буквы, а одинаковым - одинаковые. Пробелы и знаки препинания сохранены. Восстановите этот фрагмент стихотворения : Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить : У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

Главный герой романа В. Каверина « Исполнение желаний »- студент - историк Н. Трубачевский, - занимавшийся работой в архиве своего учителя - академика Бауэра С. И., - нашел в одном из секретных ящиков пушкинского бюро фрагмент недописанной Х главы « Евгения Онегина ». Это был перегнутый вдвое полулист плотной голубоватой бумаги с водяным знаком 1829 года. На листе было написано следующее :

1. Властитель слабый и лукавый 1. Нечаянно пригретый славой 2. Его мы очень смирным знали 2. Орла двуглавого щипали 3. Гроза двенадцатого года 3. Остервенение народа 4. Но Бог помог - стал ропот ниже 4. Мы очутилися в Париже 5. И чем жирнее тем тяжеле 5. Скажи, зачем ты в самом деле 6. Авось, о Шиболет народный 6. Но стихоплет великородный 7. Авось, аренды забывая 7. Авось по манью Николая 8. Сей муж судьбы, сей странник 8. Сей всадник, папою венчанный бранный 9. Тряслися грозно Пиренеи 9. Безрукий князь друзьям Мореи 10. Я всех уйму с моим народом 10. А про себя и в ус не дует

11. Потешный полк Петра Титана 11. Предавших некогда тирана 12. Россия присмирела снова 12. Но искра пламени иного 13. У них свои бывали сходки 13. Они за рюмкой русской водки 14. Витийством резким знамениты 14. У беспокойного Никиты 15. Друг Марса, Вакха и Венеры 15. Свои решительные меры 16. Так было над Невою льдистой 16. Блестит над каменкой тенистой 17. Плешивый щеголь, враг труда 17. Над нами царствовал тогда 18. Когда не наши повара 18. У Бонапартова шатра 19. Настала - кто тут нам помог ? 19. Барклай, зима иль русский бог ? 20. И скоро силою вещей 20. А русский царь главой царей

21. О русский глупый наш народ Тебе б я оду посвятил 22. Меня уже предупредил 23. Ханжа запрется в монастырь 23. Семействам возвратит Сибирь 24. Пред кем унизились цари 24. Исчезнувший как тень зари 25. Волкан Неаполя пылал 25. Из Кишинева уж мигал 26. Наш царь в конгрессе говорил 26. Ты александровский холоп (?) 27. Дружина старых усачей 27. Свирепой шайке палачей 28. И пуще царь пошел кутить 28. Уже издавна, может быть 29. Они за чашею вина Сбирались члены сей семьи 30. У осторожного Ильи 31. Тут Лунин дерзко предлагал 31. И вдохновенно бормотал 32. Но там, где ранее весна 32. И над холмами Тульчина

Без особых усилий Трубачевский прочитал рукопись, и ничего не понял. Он переписал ее, получилась бессвязная чепуха … Отчаявшись, он бросил эту затею. Однако, она не давала ему покоя ни на лекции, ни в трамвае... Как шахматист, играющий в уме, он не только знал наизусть каждую строчку, он видел ее в десяти комбинациях сразу. Прошло время. Однажды, когда он смотрел на светлые пятна окон подходящего к перрону поезда, каким - то внутренним зрением он увидел перед собой всю рукопись - и с такой необыкновенной отчетливостью, как это бывает только во сне.

Без особых усилий Трубачевский прочитал рукопись, и ничего не понял. Он переписал ее, получилась бессвязная чепуха … Отчаявшись, он бросил эту затею. Однако, она не давала ему покоя ни на лекции, ни в трамвае... Как шахматист, играющий в уме, он не только знал наизусть каждую строчку, он видел ее в десяти комбинациях сразу. Прошло время. Однажды, когда он смотрел на светлые пятна окон подходящего к перрону поезда, каким - то внутренним зрением он увидел перед собой всю рукопись - и с такой необыкновенной отчетливостью, как это бывает только во сне. Сможете ли вы прочитать эти стихи ?

Без особых усилий Трубачевский прочитал рукопись, и ничего не понял. Он переписал ее, получилась бессвязная чепуха … Отчаявшись, он бросил эту затею. Однако, она не давала ему покоя ни на лекции, ни в трамвае... Как шахматист, играющий в уме, он не только знал наизусть каждую строчку, он видел ее в десяти комбинациях сразу. Прошло время. Однажды, когда он смотрел на светлые пятна окон подходящего к перрону поезда, каким - то внутренним зрением он увидел перед собой всю рукопись - и с такой необыкновенной отчетливостью, как это бывает только во сне. Сможете ли вы прочитать эти стихи ? Ответ вы найдете в романе В. Каверина « Исполнение желаний ».