ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ (ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ США) Стефанович Г.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Advertisements

Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Политика в сфере интеллектуальной собственности. Опыт Уральского федерального университета Дмитрий Борисович Шульгин Директор Центра интеллектуальной собственности.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Осадчая Галина Ивановна Проректор РГСУ Руководитель научно- исследовательского комплекса доктор социологических наук, профессор Опыт и проблемы управления.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
РОЛЬ ПАТЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ в зарубежных ВУЗах и исследовательских центрах. Докладчик: Екатерина Шехтман Старший преподаватель НГУ Патентный поверенный РФ,
Анастасия Климович 12 ноября 2011г. SYMPA RESEARCH.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЦЕНТРОВ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В РОССИИ.
ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Партнерство регионов - конкурентоспособность России Титов В.Т., ректор, председатель Совета ректоров, д.филол.н.,
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Аккредитационное агентство AACSB Критерии аккредитации.
Предпринимательство Нимерницкая И. А. ЦСТАиПО «Ясенево» 2013.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
Транксрипт:

ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ (ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ США) Стефанович Г.Б.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Ежегодная обучающая программа AUTM (ассоциация университетских менаджеров по трансферту технологий) – базовый курс «Основы лицензирования». Балтимор. Ежегодная обучающая программа AUTM (ассоциация университетских менаджеров по трансферту технологий) – базовый курс «Основы лицензирования». Балтимор. Интенсивная курс «Трансферт технологий в университетах», организованный CRDF и реализованный компанией TCG в Северной Каролине, Ролли. Интенсивная курс «Трансферт технологий в университетах», организованный CRDF и реализованный компанией TCG в Северной Каролине, Ролли. Круглый стол в штаб – квартире CRDF в Арлингтоне Круглый стол в штаб – квартире CRDF в Арлингтоне

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Структура университетской системы США (важные факторы) Структура университетской системы США (важные факторы) Отношение к интелектуальной собственности Отношение к интелектуальной собственности Политика университетов в области ИС Политика университетов в области ИС Конфликты интересов Конфликты интересов Корпоративные исследования Корпоративные исследования Пути коммерциализации Пути коммерциализации Патентование и лицензирование Патентование и лицензирование Создание start-up компаний Создание start-up компаний

УНИВЕРСИТЕТЫ И КОЛЛЕДЖИ Структура в 2000 г. С докторскими программами 539 С магистерскими программами 1499 С магистерскими программами 1499 Степень бакалавра 1995 Степень бакалавра 1995 С сопутствующими программами 2546 С сопутствующими программами 2546 Зачисление: 14,8 млн 40% имеют < 1000 студентов 40% имеют < 1000 студентов 10% имеют > студентов 10% имеют > студентов Преподаватели 2,9 млн 44% - профессора и их помощники 44% - профессора и их помощники 70% - full time сотрудники 70% - full time сотрудники

УНИВЕРСИТЕТЫ И КОЛЛЕДЖИ Академические задачи Преподавать Преподавать Проводить исследования (бюджетное финансирование ) Проводить исследования (бюджетное финансирование )Услуги Внешние проекты с участием университетов (федеральные и региональные) Внешние проекты с участием университетов (федеральные и региональные) Программы для внеуниверситетской общественности Программы для внеуниверситетской общественности LAND GRANT университеты

УНИВЕРСИТЕТЫ И КОЛЛЕДЖИ Исторический консенсус Исследование – основное профессиональное занятие и главный фокус академической жизни Исследование – основное профессиональное занятие и главный фокус академической жизни Качество профессии оценивается профессиональным окружением Качество профессии оценивается профессиональным окружением Знание - ради самого знания Знание - ради самого знания Академическая парадигма опубликовать или умеретьопубликовать или умереть

УНИВЕРСИТЕТЫ И КОЛЛЕДЖИ Тенью- статус, даваемый после испытательного периода и обеспечивающий защиту от увольнения. Позволяет занимать должность без периодического возобновления контракта.Тенью- статус, даваемый после испытательного периода и обеспечивающий защиту от увольнения. Позволяет занимать должность без периодического возобновления контракта.Основания Профессионализм в преподавании, исследованиях и внешних услугах. Профессионализм в преподавании, исследованиях и внешних услугах.Плюсы Поощряет стабильность и продуктивность Поощряет стабильность и продуктивность Акцентирует академическую свободу, автономность и авторитет преподавательского состава Акцентирует академическую свободу, автономность и авторитет преподавательского состава Не защищает от Неверного поведения или пренебрежения обязанностей Неверного поведения или пренебрежения обязанностей Финансовые проблемы Финансовые проблемы Изменения университетской, исследовательской или учебной программ Изменения университетской, исследовательской или учебной программ

ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ Демократизация университетской системы Демократизация университетской системы Улучшение качества жизни Улучшение качества жизни Экономические потрясения и неопределенность Экономические потрясения и неопределенность Рост издержек на содержание университетов Рост издержек на содержание университетов Сокращение ассигнований Сокращение ассигнований Усиление конкуренции за внешние исследовательские фонды Усиление конкуренции за внешние исследовательские фонды

РЕАКЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ Институционально Контроль издержек Контроль издержек Стремление к повышению доходов Стремление к повышению доходов Выявление ключевых исследований (поиск ниши) Выявление ключевых исследований (поиск ниши) Строгий подход к найму и «тенью» Строгий подход к найму и «тенью» Внимание к переводу технологий на рынок Внимание к переводу технологий на рынок Преподавательский состав Более отзывчив к институтским нуждам Более отзывчив к институтским нуждам Акцент на внешние фонды и источники для НИР Акцент на внешние фонды и источники для НИР

ОТНОШЕНИЕ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Исторически Федеральное субсидирование = федеральная собственность Федеральное субсидирование = федеральная собственность Изобретения, доступные любому неэксклюзивное лицензирование Изобретения, доступные любому неэксклюзивное лицензирование Ограниченный поток технологий с федеральной собственностью в частный сектор Ограниченный поток технологий с федеральной собственностью в частный сектор 1980: федеральных патентов 1980: федеральных патентов < 5 % патентов лицензировано отраслям < 5 % патентов лицензировано отраслям

Закон BAYH-DOLE 1980 года Дал право собственности (титул) на федерально субсидированные изобретения университетам и малым предприятиям для дальнейшего использования и разработок Дал право собственности (титул) на федерально субсидированные изобретения университетам и малым предприятиям для дальнейшего использования и разработок Обязал университеты использовать доходы от гонораров за внедрение ИС для НИР в лабораториях Обязал университеты использовать доходы от гонораров за внедрение ИС для НИР в лабораториях Разрешил экслюзивное лицензирование Разрешил экслюзивное лицензирование Правительство сохранило право на лицензию для использования в государственных целях Правительство сохранило право на лицензию для использования в государственных целях Правительство сохранило право лицензирования третьей стороне, если изобретение не открыли ранее по необоснованной причине или неэффективно используется Правительство сохранило право лицензирования третьей стороне, если изобретение не открыли ранее по необоснованной причине или неэффективно используется

Обязанности университета В целом, ясная политика в отношении: Прав на интеллектуальную собственность Распределения доходов от внедрения Конфликтов интересов Договоры с преподавателями и сотрудниками Договоры с преподавателями и сотрудниками Периодические отчеты и раскрытие Периодические отчеты и раскрытие Представление заявки на патент в течение года после Раскрытия Представление заявки на патент в течение года после Раскрытия Коммерциализация ИС Коммерциализация ИС Лицензирование (предпочтение мелкому бизнесу) Лицензирование (предпочтение мелкому бизнесу) Право собственности не даётся третьей стороне Право собственности не даётся третьей стороне Делить доходы с изобретателем Делить доходы с изобретателем Излишки доходов – на поддержку исследований и преподавания Излишки доходов – на поддержку исследований и преподавания

Университетская политика в области ИС Главная обязанность исследователя: поиск нового знания в интересах общества Главная обязанность исследователя: поиск нового знания в интересах общества Защита патентом может сделать усилить полезность изобретения для общества Защита патентом может сделать усилить полезность изобретения для общества Публикация результатов необходима в образовательных целях Публикация результатов необходима в образовательных целях Гонорар должен быть распределён справедливо, чтобы признать вклад как изобретателя, так и университета. Гонорар должен быть распределён справедливо, чтобы признать вклад как изобретателя, так и университета. Регламент в отношении конфликта интересов Регламент в отношении конфликта интересов

Примеры распределения гонорара Университеты: Корнель Дьюк МТИ Расходы да да нет Автор 50% < $100тыс. 50% < $2млн. 33,3% чист. 25%>$100тыс. 25%>$2 млн 25%>$100тыс. 25%>$2 млн ТТО 35% 10% 15% Лаб./Фак. 60% 60% 50% Университет 40% 30% 35%

Политика в отношении конфликта интересов В целом, полная гласность и договорные отношения Требование избегать неприемлемых этических, правовых, финансовых и прочих конфликтов интересов с обязанностями перед университетом Требование избегать неприемлемых этических, правовых, финансовых и прочих конфликтов интересов с обязанностями перед университетом Раскрытие всех форм деятельности вне универ- ситета и личного интереса, которые могут привести к серьёзному конфликту интересов Раскрытие всех форм деятельности вне универ- ситета и личного интереса, которые могут привести к серьёзному конфликту интересов Никакие отношения вне университета не могут препятствовать открытой передаче результатов исследования Никакие отношения вне университета не могут препятствовать открытой передаче результатов исследования Памятка для преподавательского состава, Университет Дьюка Handbook

Политика в отношении конфликта интересов Консультирование Консультирование 4 дня в месяц в среднем в течение академического года (9 месяцев) 4 дня в месяц в среднем в течение академического года (9 месяцев) Ежегодные доклады Декану или Ректору Ежегодные доклады Декану или Ректору Закрытые исследования не разрешаются Закрытые исследования не разрешаются Раскрытие изобретений и распределение всех прав Раскрытие изобретений и распределение всех прав Памятка для преподавательского состава, Университет Дьюка

Характеристики преуспевающей университетской культуры Выбор правильной технологии Выбор правильной технологии Задача внедрения включена в цели и миссию университета Задача внедрения включена в цели и миссию университета Политика и практика, стимулирующие преподавателей и сотрудников Политика и практика, стимулирующие преподавателей и сотрудников Системы поддержки бизнеса в университете Системы поддержки бизнеса в университете Материальная база и инфраструктуры университета Материальная база и инфраструктуры университета Благоприятная преподавательская и организационная культуры Благоприятная преподавательская и организационная культуры Гибкая политика в отношении конфликтов Гибкая политика в отношении конфликтов Автономные офисы по внедрению Автономные офисы по внедрению

Определение внедрения технологии Внедрение технологии [и коммерциализация] – перевод результатов фундаментальных и прикладных исследований на уровень конструирования, разработок, производства и коммерциализации новых и улучшенных продуктов, услуг или процессов. Часто то, что переводится – это реально не технология, а скорее особое знание как предшественник технологии. Процесс перевода акцентрирует ценность и защиту интеллектуального продукта исследователей. Gary Matkin, Technology Transfer and the University, 1991

Пути внедрения технологии Консультирование Консультирование Выпуск студентов (движение умов) Выпуск студентов (движение умов) Движение преподавателей (движение умов) Движение преподавателей (движение умов) Совместные исследования Совместные исследования Обслуживание и внешние программы Обслуживание и внешние программы Патентование и лицензирование Патентование и лицензирование

Совместные НИРы Консультирование Консультирование Отдельные проекты, спонсированные промышленностью Отдельные проекты, спонсированные промышленностью Постоянные консорциумы Постоянные консорциумы Временный консорциум для проекта Временный консорциум для проекта Аффилированные программы Аффилированные программы Гибриды Гибриды

Совместные НИР: зачем? Для Университета Для Университета –Профессиональный рост преподавательского состава –Трудоустройство студентов –Ресурсы и масштаб –Доступ к новым площадкам –Продвинуть понятийный аппарат –Выпрямить трансферт технологии Для компании Для компании –Доступ к передовому и специализированному знанию –Доступ к студентам –Интеллектуальное стимулирование НИР

Совместное сотрудничество: почемунет? Для компаний Для компаний –Различные приоритеты ценности у участников –Риск раскрытия изобретения –Слабый рыночный фокус –Поддержание безостановочности разработок –Две разные культуры –Разница во временных приоритетах

Совместное сотрудничество: почемунет? Для университетов: –Потенциальное ограничение на академические свободы (напр., в публикациях) –Меньше свободы в графике и направленности научной деятельности –Вопросы по ИС –Споры по поводу косвенных затрат –Завистливые сравнения в преподавательской среде –Шанс потерять преподавание –Размывание дисциплинарных границ –Две культуры

Почему совместные НИР важны? Поддержка со стороны отрасли – самый быстро- растущий внешний источник финансирования университетских НИР в последние два десятилетия. Поддержка со стороны отрасли – самый быстро- растущий внешний источник финансирования университетских НИР в последние два десятилетия. Более 65% отраслевой поддержки университетских НИР проходит через U-I механизм связи (напр., центры). Более 65% отраслевой поддержки университетских НИР проходит через U-I механизм связи (напр., центры). Поддержка центров стимулируется другими источниками (напр., федеральными) и сегодня составляет более 15% всех университетских НИР. Поддержка центров стимулируется другими источниками (напр., федеральными) и сегодня составляет более 15% всех университетских НИР. Большинство экспертов: доля федеральной поддер- жки НИР будет дальше сокращаться. Большинство экспертов: доля федеральной поддер- жки НИР будет дальше сокращаться.

Коммерциализация Общее определение Процесс, в ходе которого творческие продукты исследования воплощаются в товары и услуги для рынка. Вопросы для рассмотрения –Принятие стратегических и тактических решений –Лицензирование –Выбор предпринимателького решения

Офис по трансферту технологий Подчинен проректору по НИР Подчинен проректору по НИР Осуществляет коммерциализацию научных разработок Осуществляет коммерциализацию научных разработок Различные формы работы и финансирования: самоокупаемый или не самоокупаемый

Раскрытие изобретения Работа с исследователями по изменению отношения к коммерциализации Работа с исследователями по изменению отношения к коммерциализации Раскрытие изобретений (научных результатов) Раскрытие изобретений (научных результатов) Принятие решений о коммерциализации научной разработки Принятие решений о коммерциализации научной разработки Подача предварительной заявки на патент Подача предварительной заявки на патент

Стратегия коммерциализации Основные решения Основные решения –Лицензирование или продажа существующей компании. –Лицензирование или продажа компании, которой владеет или управляет изобретатель. –Лицензирование или продажа малой предпринимательской компании (венчурно- финансовой или малому предприятию)

Лицензирование Раскрытие изобретений Раскрытие изобретений Оценка новизны Оценка новизны Оценка рынка Оценка рынка Поиск потенциального партнера Поиск потенциального партнера Патентование Патентование Переговоры Переговоры Контракт Контракт Контроль Контроль

Защита ИС Патент Патент Авторское право Авторское право Торговая марка Торговая марка Торговый секрет Торговый секрет Всё это может и ДОЛЖНО использоваться одновременно. Технологии повышенной инвестируемости, как правило, защищены многопланово Всё это может и ДОЛЖНО использоваться одновременно. Технологии повышенной инвестируемости, как правило, защищены многопланово

Лицензирование или малое венчурное предприятие Устоявшиеся компании (Лицензиаты) Устоявшиеся компании (Лицензиаты) –Наработали рыночные функции и имеют большие рынки –Знают, как производить –Имеют капитал –Обладают лучшими ресурсами для защиты ИС –Могут потерять или осиротить технологию Малые или новые компании (start – up или венчурные предприятия) Малые или новые компании (start – up или венчурные предприятия) –Могут обслуживать специализированные рынки –Могут поддерживать хороший темп внедрения –Организационно гибкие –Могут иметь долговременные тесные отношения с изобрет. –Подвержены покупке или быстрым переменам в планах

Лицензирование или start-up компания Помни.... Только небольшая часть ( 1-2%) всех технологий исследовательских институтов могут вылиться в малые венчурные предприятия

Основные уроки Университеты должны зарабатывать деньги для научных исследований. Университеты должны зарабатывать деньги для научных исследований. Прямой путь поиска денег - трансферт технологии и совместные с промышленностью НИР Прямой путь поиска денег - трансферт технологии и совместные с промышленностью НИР Трансферт технологии и совместные с промышленностью НИР МОГУТ быть совместимы и, более того, способствовать реализации основных целей университета. Трансферт технологии и совместные с промышленностью НИР МОГУТ быть совместимы и, более того, способствовать реализации основных целей университета. Это требует больше усилий, чем регулярные занятия наукой и преподавание. Это требует больше усилий, чем регулярные занятия наукой и преподавание. Для успешного проведения трансферта технологии и совместных НИР требуются различные навыки - сочетание профессиональных, деловых и организационных. Для успешного проведения трансферта технологии и совместных НИР требуются различные навыки - сочетание профессиональных, деловых и организационных. Университет 21 века будет активно вовлечён в эту сферу деятельности. Университет 21 века будет активно вовлечён в эту сферу деятельности.