ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции. 6.2. Фирма как деловая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фирма: издержки производства и прибыль Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные.
Advertisements

Экономика фирмы Выручка, издержки и прибыль фирмы.
Фирма: условия равновесия Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные издержки;
ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ МЭИ каф. ЭКО. Производственная функция Производственный фактор - это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для.
Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.
Глава 3. Экономика фирмы 17. Выручка, издержки и прибыль фирмы.
Производство и закон падающей предельной отдачи Лекция 8.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
Издержки производства. Издержки производства и их классификация Издержки – затраты, которые несет производитель для получения желаемого результата Издержки.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Производство и издержки. 1.Фирма как экономический субъект. 2.Понятие производства. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы 3.Задача.
Учитель: Медведева Елена Викторовна © Иванова Ирина Анатольевна, 2003.
ТЕМА 7 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль. Выполнил: Штыков Д. Н. Студент группы:ТВ
Фирма как совершенный конкурент. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Транксрипт:

ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая единица. Экономические издержки, выручка и прибыль фирмы Издержки фирмы в коротком периоде 6.4. Издержки фирмы в длительном периоде 6.5. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая единица. Экономические издержки, выручка и прибыль фирмы Издержки фирмы в коротком периоде 6.4. Издержки фирмы в длительном периоде 6.5. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

Типы рыночных структур: совершенная конкуренция Произво- дители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга Множество производи- телей однородной продукции Сельское хозяйство, производство строительных материалов Нет Продажа через товарные биржи, аукционы

Типы рыночных структур: монополистическая конкуренция Производители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга Множество производителей, производящих уникальную продукцию одной товарной группы Розничная торговля, сфера услуг НизкиеСредняяРеклама, неценовая конкуренция, управляемые цены

Типы рыночных структур: монополия Произво- дители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга Один производитель однородного продукта, не имеющего близких заменителей Электро- снабжение, коммуналь- ное хозяйство ВысокиеЗначительная, контролируется государством Реклама и совершенство- вание обслуживания

Типы рыночных структур: олигополия Производители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга От 2 до 5 производителей а) однородного продукта б) различных моделей одного вида продукта Промышлен- ность а)химическая, сталелитейная б)автомобиле- строительная ВысокиеСредняя и значительная в случае картельного соглашения Реклама, ценовая и неценовая конкуренция

Типы рыночных структур: монопсония Произво- дители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга Один покупатель на рынке товара или услуги Рынки труда при наличии одного крупного предприятия в небольших городах ВысокиеЗначительная, контролируется государством

Типы рыночных структур: компенсирующие структуры Произво- дители Сфера экономики Барьеры входа и выхода Степень контроля за ценами Методы маркетинга Один производитель и один покупатель на рынке товара или услуги Рынки сырьевых ресурсов ВысокиеЦены договорные, контролируются государством Постоянные деловые контакты

Рынок совершенной конкуренции: общая характеристика действует много продавцов и много покупателей, каждый из рыночных агентов занимает менее 1% рынка; продается стандартизированный товар/услуга, т.е. отсутствует дифференциация товара/услуги; отсутствуют барьеры входа-выхода, т.е. отсутствуют затраты на открытие или закрытие фирмы; имеется полная информированность рыночных агентов о состоянии рыночной конъюнктуры; транспортные затраты равны нулю, т.е. перемещения на данном рынке происходят мгновенно. действует много продавцов и много покупателей, каждый из рыночных агентов занимает менее 1% рынка; продается стандартизированный товар/услуга, т.е. отсутствует дифференциация товара/услуги; отсутствуют барьеры входа-выхода, т.е. отсутствуют затраты на открытие или закрытие фирмы; имеется полная информированность рыночных агентов о состоянии рыночной конъюнктуры; транспортные затраты равны нулю, т.е. перемещения на данном рынке происходят мгновенно.

Фирма как деловая единица Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию. В экономических науках изучается как поведение фирмы на рынке, так отношения внутри фирмы. Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию. В экономических науках изучается как поведение фирмы на рынке, так отношения внутри фирмы.

Фирма как деловая единица Главной целью любой фирмы на рынке является самосохранение, что предполагает не только сохранение неизменных позиций, но и развитие фирмы. В коротком периоде фирма в большей степени ориентирована на получение прибыли. В длительном периоде неопределенность возрастает, условия работы изменяются, более значимыми становятся цели самосохранения, развития, усиления конкурентных позиций. Главной целью любой фирмы на рынке является самосохранение, что предполагает не только сохранение неизменных позиций, но и развитие фирмы. В коротком периоде фирма в большей степени ориентирована на получение прибыли. В длительном периоде неопределенность возрастает, условия работы изменяются, более значимыми становятся цели самосохранения, развития, усиления конкурентных позиций.

Фирма как деловая единица С точки зрения экономической теории, фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Функция цели для фирмы: TR(q) – TC(q) max, гдеq - количество единиц реализованной продукции; TR(q) - валовая выручка от реализации продукции; TC(q) - валовые издержки фирмы, необходимые для производства продукта в размере q. С точки зрения экономической теории, фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Функция цели для фирмы: TR(q) – TC(q) max, гдеq - количество единиц реализованной продукции; TR(q) - валовая выручка от реализации продукции; TC(q) - валовые издержки фирмы, необходимые для производства продукта в размере q.

Издержки и прибыль фирмы Валовые издержки фирмы состоят из явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек. Внешние издержки – платежи внешним поставщикам ресурсов. Внутренние издержки – издержки на собственные и самостоятельно используемые производствен- ные ресурсы. Внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственные ресурсы при условии наиболее выгодного из альтернативных вариантов их использования. Валовые издержки фирмы состоят из явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек. Внешние издержки – платежи внешним поставщикам ресурсов. Внутренние издержки – издержки на собственные и самостоятельно используемые производствен- ные ресурсы. Внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственные ресурсы при условии наиболее выгодного из альтернативных вариантов их использования.

Издержки и прибыль фирмы Внешние издержки называют бухгалтерскими (хозяйственными) издержками. Внутренние издержки составляют нормальную прибыль, которая передается владельцам собственных ресурсов за оказанные ими услуги. По экономической природе нормальная прибыль – это цена выбора конкретного вида бизнеса. Сумма бухгалтерских издержек и нормальной прибыли является валовыми экономическими издержками. Внешние издержки называют бухгалтерскими (хозяйственными) издержками. Внутренние издержки составляют нормальную прибыль, которая передается владельцам собственных ресурсов за оказанные ими услуги. По экономической природе нормальная прибыль – это цена выбора конкретного вида бизнеса. Сумма бухгалтерских издержек и нормальной прибыли является валовыми экономическими издержками.

Издержки и прибыль фирмы Бухгалтерская (хозяйственная) прибыль - это валовая выручка от реализации продукции за вычетом бухгалтерских (хозяйственных) издержек. Экономическая прибыль - разница между валовой выручкой и валовыми экономическими издержками. Она является основным стимулом для вступления фирм в отрасль. Бухгалтерская (хозяйственная) прибыль - это валовая выручка от реализации продукции за вычетом бухгалтерских (хозяйственных) издержек. Экономическая прибыль - разница между валовой выручкой и валовыми экономическими издержками. Она является основным стимулом для вступления фирм в отрасль.

Издержки и прибыль фирмы Валовая выручка от реализации продукции - TR(q) Валовые экономические издержки – ТС(q) Экономическая прибыль Внешние (явные) издержки Внутренние (неявные) издержки = Нормальная прибыль Бухгалтерские издержки Бухгалтерская прибыль

Выручка фирмы в условиях совершенной конкуренции Валовая выручка - это сумма денежных средств, которые может получить фирма при разных возможных количествах реализуемой продукции: TR= р*q Средняя выручка (average revenue) – это выручка, приходящаяся на единицу проданного блага: AR = TR/q Предельная выручка (marginal revenue) – это приращение валовой выручки за счет выпуска еще одной единицы продукции: MR = TR / q Валовая выручка - это сумма денежных средств, которые может получить фирма при разных возможных количествах реализуемой продукции: TR= р*q Средняя выручка (average revenue) – это выручка, приходящаяся на единицу проданного блага: AR = TR/q Предельная выручка (marginal revenue) – это приращение валовой выручки за счет выпуска еще одной единицы продукции: MR = TR / q

Выручка фирмы в условиях совершенной конкуренции TR = pq AR = TR/q = = tgα = p MR = TR/q = = tgα = p. TR = pq AR = TR/q = = tgα = p MR = TR/q = = tgα = p.

Функция спроса для фирмы на рынке совершенной конкуренции

Издержки фирмы в коротком периоде ТС –общие издержки (total cost). Это суммарные издержки, которые несет фирма при производстве определенного объема продукции. FC -постоянные издержки (fixed cost). Это издержки, величина которых не изменяется с изменением объема выпуска. Они существуют даже тогда, когда выпуск равен нулю. VC - переменные издержки (variable cost). Это издержки, величина которых изменяется с изменением объема выпуска. ТС –общие издержки (total cost). Это суммарные издержки, которые несет фирма при производстве определенного объема продукции. FC -постоянные издержки (fixed cost). Это издержки, величина которых не изменяется с изменением объема выпуска. Они существуют даже тогда, когда выпуск равен нулю. VC - переменные издержки (variable cost). Это издержки, величина которых изменяется с изменением объема выпуска.

Издержки фирмы в коротком периоде

АТС - средние общие издержки (average total cost): АТС = ТС/q AFC - средние постоянные издержки (average fixed cost): AFC = FC/q AVC - средние переменные издержки (average variable cost): AVC = VC/q МС -предельные издержки (marginal cost). Это приращение общих издержек, вызванное выпуском еще одной единицы продукции: МС = ТС/q = VC/q АТС - средние общие издержки (average total cost): АТС = ТС/q AFC - средние постоянные издержки (average fixed cost): AFC = FC/q AVC - средние переменные издержки (average variable cost): AVC = VC/q МС -предельные издержки (marginal cost). Это приращение общих издержек, вызванное выпуском еще одной единицы продукции: МС = ТС/q = VC/q

Издержки фирмы в коротком периоде АТС = NK/0K = tgα; AVC = LK/0K = tgβ MC = tgγ АТС = NK/0K = tgα; AVC = LK/0K = tgβ MC = tgγ

Издержки фирмы в коротком периоде МС будут падать от нуля до точки А, а после будут расти.

Издержки фирмы в коротком периоде AVC будут падать от нуля до точки С, а потом будут расти. Причем до точки С AVC > MC, в точке С они станут равны, а после точки C МС > AVC.

Издержки фирмы в коротком периоде АТС будут падать от нуля до точки D, а после нее начнут расти. Причем до точки D АТС > МС, в точке D они станут равны друг другу, а после точки D MC > ATC.

Издержки фирмы в коротком периоде Функции средних общих, средних переменных и предельных издержек фирмы в коротком периоде

Издержки фирмы в коротком периоде Функция средних постоянных издержек фирмы в коротком периоде

Издержки фирмы в длительном периоде

Взаимосвязь издержек короткого и длительного периодов Положительный и отрицательный эффект масштаба

Взаимосвязь издержек короткого и длительного периодов Постоянный эффект масштаба

Равновесие фирмы в коротком периоде Цель деятельности фирмы - получение максимального размера прибыли: TR(q) – TC(q) max Под равновесием фирмы понимается такое её состояние, когда фирма достигла своей цели и у нее нет стимула изменить свое рыночное поведение. То есть, фирма должна найти такой объем выпуска, при котором её прибыль станет максимальной. Цель деятельности фирмы - получение максимального размера прибыли: TR(q) – TC(q) max Под равновесием фирмы понимается такое её состояние, когда фирма достигла своей цели и у нее нет стимула изменить свое рыночное поведение. То есть, фирма должна найти такой объем выпуска, при котором её прибыль станет максимальной.

Равновесие фирмы в коротком периоде

Равновесие при максимально эффективном использовании факторов. Экономическая прибыль равна 0.

Линия предложения фирмы в коротком периоде При цене выше р1 фирма получает положительную экономическую прибыль. При цене ниже р1 экономическая прибыль отрицательна, фирма минимизирует убытки. При цене ниже р3 выручка фирмы не покрывает переменных затрат, фирма не существует на рынке. При цене выше р1 фирма получает положительную экономическую прибыль. При цене ниже р1 экономическая прибыль отрицательна, фирма минимизирует убытки. При цене ниже р3 выручка фирмы не покрывает переменных затрат, фирма не существует на рынке.

Допредельная фирма в коротком периоде

Предельная и запредельная фирма в коротком периоде

Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде В длительном периоде: все применяемые в производстве ресурсы являются переменными; в условиях совершенной конкуренции фирмы имеют равный доступ к ресурсам, следовательно, линии средних и предельных затрат всех фирм отрасли будут идентичны; вход на рынок совершенной конкуренции и выход с него является свободным. В длительном периоде: все применяемые в производстве ресурсы являются переменными; в условиях совершенной конкуренции фирмы имеют равный доступ к ресурсам, следовательно, линии средних и предельных затрат всех фирм отрасли будут идентичны; вход на рынок совершенной конкуренции и выход с него является свободным.

Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде Условие равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде: LMС = LАС = Р. При достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю. Условие равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде: LMС = LАС = Р. При достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю. р q LMC LAC d = AR = MR = pT q1 0

Предложение отрасли в длительном периоде при изменении спроса При неизменных ценах факторов производства

Предложение отрасли в длительном периоде при изменении спроса При изменении цен факторов производства с ростом объемов их использования (а – цены факторов растут; б – цены факторов снижаются)

Предложение отрасли в длительном периоде Характер изменения кривой средних затрат фирмы в длительном периоде (LAC) определяет число фирм, работающих в отрасли. При U-образной кривой LАС каждая из фирм в длительном периоде выйдет на свой технически оптимальный объем выпуска и общее число фирм в отрасли однозначно определится объемом рыночного спроса при цене, равной LAC. Если средние затраты фирмы в длительном периоде не зависят от объема выпуска, то число фирм в отрасли нельзя определить однозначно. Характер изменения кривой средних затрат фирмы в длительном периоде (LAC) определяет число фирм, работающих в отрасли. При U-образной кривой LАС каждая из фирм в длительном периоде выйдет на свой технически оптимальный объем выпуска и общее число фирм в отрасли однозначно определится объемом рыночного спроса при цене, равной LAC. Если средние затраты фирмы в длительном периоде не зависят от объема выпуска, то число фирм в отрасли нельзя определить однозначно.