Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров Курс лекций «Психология менеджмента»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров Курс лекций «Психология менеджмента»
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Поток 933 Абросимова Е.А.. ОРГАНИЗАЦИЯ- ЭТО: Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация,
Менеджмент и менеджер
И.В.ПоповкинКурс менеджмента1 ТЕМА 8 Контроль. И.В.ПоповкинКурс менеджмента2 КОНТРОЛЬ – ЭТО ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СВОИХ ЦЕЛЕЙ.
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Миссия и цели организации Тема 3. План Формирование видения Формирование видения Определение сферы и миссии бизнеса Определение сферы и миссии бизнеса.
Функциональные зоны ответственности, как инструмент для определения приоритетов в обучении и развитии персонала.
Партиципативная организационная культура Валиева Айгуль Мигирова Эсмира Никитина Дарья Сафиуллина Эмилия Факультет психологии Высшая школа экономики, Москва,
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров Курс лекций «Психология менеджмента»
Понятие управления Управление представляет собой процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или поддержание ее в определенном.
© Андрей Длигач Система обучения и развития высшего управленческого звена тезисы к выступлению.
МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера». Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный.
Какие команды бывают? Многие команды можно описать следующим образом. Основная рабочая команда - это руководитель (лучше конечно лидер) и его (или ее)
Стратегический менеджмент. Тема 10. Создание ресурсов и управление организацией для успешной реализации стратегии.
2. Система и инструменты внутреннего маркетинга ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Транксрипт:

Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров Курс лекций «Психология менеджмента»

«Организация» 1.Строение чего-либо. 2. Совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт. 3. Деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других.

Управление Персонал Цель Структура Технология Ресурсы (Финансы)

Знать цель, к которой мы стремимся, - это рассудительность; достигнуть этой цели - верность взгляда; остановиться на ней - сила; попасть далее цели - дерзость. Ш.Дюкле Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня. Иоганн Гёте

Цели современных компаний 1.Извлечение прибыли 2.Повышение стоимости компании

Характеристики достижения индивидуальной цели 1.Удовольствие 2.Деньги 3.Статус

Структура целей в организации ЛичностьОрганизация Мотив1. Миссия и видение организации Цель2. Стратегические цели организации Задача3. Инициативы (мероприятия)

Миссия организации Философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных

5 вопросов для понимания миссии организации Каковы цели нашей организации? Для кого она создана (кому предназначаются ее услуги)? Чем уникальны наши программы (проекты)? Каковы будут наши результаты? Каков ваш план действия? Питер Друкер

Права собственности Владение (право принятия решений) Пользование Распоряжение (администрация)

Основные требования к формулировке миссии ПОНЯТНОСТЬ КОНКРЕТНОСТЬ ЦЕННОСТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

Миссия компании «IKEA» «Предлагать широкий ассортимент функциональных товаров для дома, хорошего дизайна по ценам, доступным большинству»

Миссия компании «Xerox» «Распространение знаний с помощью документов»

Миссия компании «Юкос» «Стать одним из локомотивов российской экономики, содействовать выходу страны из кризиса»

Миссия компании «Sony» «Компания должна стать новатором, который будет оригинальными способами производить новейшие техноемкие товары»

Образ будущего (VISION) Какой мы хотим видеть организацию через лет? Качественное изображение желаемого состояния на длительную перспективу Не проект и не программа Vision – не слоган Vision – достижим (не идеал) Mission Vision

2. Стратегические цели организации Финансы Клиенты Обучение и Рост Внутренние бизнес-процессы Mission and Vision Как мы должны выглядеть в глазах наших клиентов? «Каких финансовых успехов мы должны достичь?» Какие бизнес- процессы мы должны усовершенствовать? Как нам надо изменяться и совершенствоваться? Технология BSC – инструмент постановки и измерения стратегических целей организации

3. Инициативы (мероприятия) ПерспективаСтратегические целиИнициативы (мероприятия) Финансы Рост прибыльности бизнеса Программа роста Клиенты Известный на рынке качественный продукт Программа повышения качества Программа лояльности клиентов Внутренние процессы Повышение культуры производства Программа развития производства Обучение и рост Обучение и оснащенность персонала Программа развития стратегических навыков Автоматизация снабжения и сбыта Перечень усилий для достижения стратегических целей

Концепция SMART-целей Specific (определенные) Measurable (измеримые) Achievable (выполнимые) Related (взаимосвязанные) Time-bound (ограниченные во времени)

Линейная Функциональная Адаптивная Распределение функций внутри организации Создание сквозных подструктур по управлению функциями Иерархия Разделение зон ответственности Единоначалие Гибкость Способность адаптироваться к требованиям среды

Адаптивная организационная структура 1.Проектная Временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. 2. Матричная Функционально- временно-целевая структура. Руководитель Менеджер Проекта 1 функция Проектная группа 1 Менеджер Проекта 2 Менеджер Проекта 3 Проектная группа 2 Проектная группа 3 функция

Постоянно занятые сотрудники Проектные Аутсорсинг- сотрудники партнеры Максимально возможное сокращение постоянно существующей структуры организации путем передачи неосновных (с точки зрения компетенций) процессов внешним исполнителям. Аутсорсинг Метафора – «трилистник клевера»

Задание: нарисуйте модель оптимальной организации с помощью геометрической фигуры Типология организационных культур (Л. Константин, американский консультант и исследователь)

Модель «закрытой» организации - жесткая иерархическая структура с определенными отношениями власти и подчинения Модель «случайной» организации - динамичное образование, способное быстро перестраиваться, - автономность членов

Модель «синхронной» организации - в центре лидер - механизм управления - мотивация сотрудников Модель «открытой» организации - совместность и психологическое партнерство людей

1. Способ преобразования сырья в искомые продукты 2. Форма организации совместной деятельности

Становление форм организации совместной деятельности Совместно- последовательная Совместно- взаимодействующая Совместно- индивидуальная Совместно-творческая

Становление форм организации совместной деятельности Совместно-последовательная Совместно-взаимодействующая Совместно-индивидуальная Совместно-творческая

Функции 1.Распределительная 2. Стимулирующая 3. Контрольная

Человеческий капитал 1.Индивидуальные навыки, необходимые для реализации задачи; 2.Организационные возможности корпорации удовлетворить потребности рынка; 3. Преимущества торговой марки и имени компании (репутация компании).

Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей ( Ли Якокка) Все искусство управления сводится к двум вещам: одарять и карать (Магомет II)

Тип совместной деятельности Управленческая форма Рычаг управления Совместно- взаимодействующий КоллективистскаяАвторитет Совместно- индивидуальный РыночнаяДеньги Совместно- последовательный БюрократическаяСила Совместно- творческий Демократическая Диалоговая Закон Знания

1.Индивидуальное поведение персонала 2.Групповое поведение персонала 3.Поведение руководителей и членов управленческой команды Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки даже в вопросах получения денег (Майкл Маркс).

Типы профессиональной социализации 1.Подмастерье 2.Послушник 3.Студент 4.Неофит

Индивидуальное поведение персонала Активист Мыслитель Теоретик Прагматик «Опыт» «Концептуализация» «Рефлексия» «Практика»

Генри Минцберг Группировка ролей Межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено) Роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры) Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель)

Групповое поведение персонала Корпоративная культура Феномены групповой динамики

Стадии и циклы развития организации

Время существования организации Эффективность Интенсивный рост Стабилизация Спад (Кризис) Формирование

Время Эффективность «Тусовка» «Механизация» «Внутреннее предпринимательство» «Управление качеством» Модель развивающейся организации

«Тусовка» Эффективность Время

«Тусовка» Тип стратегии: становление и выживание организации на рынке, первичное накопление капитала. Основные ценности: равенство, творчество, отсутствие границы личное – рабочее. Инструменты управления: хаотичны. Роль бизнесмена – Предприниматель. Пример: развитие предпринимательства в начале 90-х гг.

Причины кризиса цикла «тусовки» 1.Рассогласование намерений (и мечты) учредителей 2.Недостаток менеджерских навыков учредителей 3.Снижение чувства рыночной реальности 4.Рост конкуренции 5.Неумение работать с финансовыми потоками 6.Феномен «незаменимости сотрудников» 7.Обострение конфликтов между старенькими и новенькими 8.Энтузиазм превращается в апатию

«Тусовка» Время Эффективность «Механизация»

Тип стратегии: достижение стабильности бизнеса через его упорядочивание и систематизацию. Основные ценности – стабильность. Инструменты управления – систематизация, упорядочивание, организация. Роль бизнесмена – Менеджер. Пример: развитие сети Макдоналдс. «Механизация»

Причины кризиса цикла «Механизация» 1.Доминирование контроля по процессу, трудности делегирования полномочий 2.Проблемы взаимодействия подразделений, наличие неразграниченных зон ответственности 3.Маркетинговые проблемы: запаздывание удовлетворения потребностей клиента 4.Запаздывание принятия решений 5.Потеря инициативы людей 6.Рост расходов на новый персонал и обслуживающие подразделения

«Тусовка» Время Эффективность «Механизация» «Внутреннее предпринимательство»

«Внутреннее предпринимательство» Тип стратегии - повышение экономической эффективности деятельности организации. Основные ценности – максимальная экономическая прибыль, риск, профессионализм менеджера Инструменты управления: управление по целям, командные формы управления Роль бизнесмена – Инвестор. Пример: организация благотворительных фондов Потанина.

«Тусовка» Время Эффективность «Механизация» «Внутреннее предпринимательство» «Управление качеством»

«Управление качеством» Тип стратегии - захват стратегических приоритетов на рынке через задание своих стандартов качества. Основные ценности – проактивность, ориентация на качество. Инструменты управления – объединение принципов трех циклов. Роль бизнесмена – Лидер Пример: компания Coca-Cola.

Спасибо за внимание!