Компетентностный подход в образовании и условия его эффективной реализации Кульпина Людмила Николаевна, заведующий кафедрой управления и технологий образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Advertisements

Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Формирование УУД Педагогические технологии. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Транксрипт:

Компетентностный подход в образовании и условия его эффективной реализации Кульпина Людмила Николаевна, заведующий кафедрой управления и технологий образования Гомельского областного института развития образования, кандидат социологических наук

Компетенции/Компетентность Различение понятий Компетенция (от латинского competentia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Организованность деятельности Компетентность – основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально- профессиональная жизнедеятельность человека. Атрибут человека Атрибут человека Владение компетенциями – «знаю, как» (алгоритм решения) Обладание компетентностью – «знаю, что и как» (методы принятия решений)

Компетенция - совокупность знаний, умений, нормативно-ценностных установок, необходимых для решения проблем в определенной сфере деятельности. Компетенция - совокупность знаний, умений, нормативно-ценностных установок, необходимых для решения проблем в определенной сфере деятельности. Компетентность (в общем понимании) – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией. Компетентность (в общем понимании) – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией.

Сущность компетентностного подхода в образовании – формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры. Сущность компетентностного подхода в образовании – формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.

Принципы обновления содержания образования: содержания образования: Актуализации метапредметных связей; Актуализации метапредметных связей; Усиления методологической составляющей; Усиления методологической составляющей; Обеспечения практической ориентации; Обеспечения практической ориентации; Усиления деятельностного компонента; Усиления деятельностного компонента; Личностной ориентации. Личностной ориентации.

Условия реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса : Условия реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса : Ориентация на продуктивный характер учебно- познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся; Ориентация на продуктивный характер учебно- познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся; Применение адекватных обновленному содержанию форм и методов обучения и воспитания; Применение адекватных обновленному содержанию форм и методов обучения и воспитания; Технологизация и алгоритмизация деятельности; Технологизация и алгоритмизация деятельности; Высокий уровень профессионализма учителя и Высокий уровень профессионализма учителя и управление развитием его профессиональной компетентности. управление развитием его профессиональной компетентности.

Учебно-познавательная деятельность – самоуправляемая деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально- актуальных познавательных проблем, сопровождаемая овладением необходимыми знаниями и умениями по поиску, переработке и применению информации. Учебно-познавательная компетентность (ключевая) – уровень осуществления учебно- познавательной деятельности, которая соответствует в культуре социума системе ценностей, принципов и методов познания.

Умения и навыки, входящие в учебно- познавательную компетентность (деятельностная составляющая): Общеучебные и частнопредметные способы познавательной деятельности; Общеучебные и частнопредметные способы познавательной деятельности; Общеобразовательные способы учебной деятельности, направленные на достижение образовательных результатов; Общеобразовательные способы учебной деятельности, направленные на достижение образовательных результатов; Индивидуальные способы учебно- познавательной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. Индивидуальные способы учебно- познавательной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Факторы формирования коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения Факторы успешности процесса формирования коммуникативных компетенций Факторы риска, сопровождающие процесс формирования коммуникативных компетенций 1. Осознанное отношение к изучаемому учебному предмету через практическую деятельность, связанную с будущей жизнью и профессией; 1. Непонимание значения учебного предмета с точки зрения формирования коммуникативных компетенций; 2. Развитие внутренней мотивации к обучению предмету, к формированию коммуникативных умений; 2. Внешняя мотивация к обучению предмету; 3. Использование возможности новых информационно-коммуникационных технологий, включая интернет; 3. Ограниченные возможности использования ИКТ, включая интернет- коммуникации; 4. Совершенствование учебно- методического обеспечения и организационных форм обучения, адекватных содержанию предмета и будущей профессии ; 4. Несоответствующее содержанию образования и будущей профессии учебно-методическое обеспечение и организация образовательного процесса; 5. Развитие творчества через использование активных (интерактивных) методов обучения. 5. Доминирование репродуктивных методов обучения.

Деятельностный компонент содержания образования обеспечивается через активное внедрение практических занятий в образовательный процесс (уроки-практикумы): ролевые игры ролевые игры деловые игры деловые игры семинары семинары конференции конференции диспуты диспуты дискуссии дискуссии метод проектов метод проектов учебные исследования учебные исследования

Алгоритм построения компетентностно- ориентированного образовательного процесса: Начало действий по решению самостоятельно выбранной, а потому личностно значимой и социально актуальной проблемы; Начало действий по решению самостоятельно выбранной, а потому личностно значимой и социально актуальной проблемы; Осознание учебной задачи как нехватки знаний и умений для решения проблемы; Осознание учебной задачи как нехватки знаний и умений для решения проблемы; Самоуправляемое и мотивированное освоение знаний и умений, позволяющих решать проблему; Самоуправляемое и мотивированное освоение знаний и умений, позволяющих решать проблему; Завершение действий по решению проблемы. Завершение действий по решению проблемы.

Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессионально-педагогических компетенций: Общепедагогическая профессиональная компетенция – психологическая и педагогическая готовность к осуществлению индивидуальной деятельности Общепедагогическая профессиональная компетенция – психологическая и педагогическая готовность к осуществлению индивидуальной деятельности Предметная компетенция – знания в области преподаваемого предмета Предметная компетенция – знания в области преподаваемого предмета Коммуникативная компетенция – степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса Коммуникативная компетенция – степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса Управленческая компетентность – владение умениями ставить цель, планировать, организовывать и осуществлять контроль деятельности в рамках образовательного процесса Управленческая компетентность – владение умениями ставить цель, планировать, организовывать и осуществлять контроль деятельности в рамках образовательного процесса Информационно-коммуникационная компетенция – владение и применение ИКТ Информационно-коммуникационная компетенция – владение и применение ИКТ Рефлексивная компетенция – умение анализировать и оценивать процесс и результат педагогической деятельности Рефлексивная компетенция – умение анализировать и оценивать процесс и результат педагогической деятельности Компетенция в области инновационной деятельности – знания и умения в области исследовательской, экспериментальной деятельности Компетенция в области инновационной деятельности – знания и умения в области исследовательской, экспериментальной деятельности

В рамках мониторинговых исследований в ИРО в 2012 году проведен анкетный опрос «Уровень профессиональной компетентности педагогических кадров» Республиканская стратифицированная выборка – 860 человек, региональная – 150 педагогов. Республиканская стратифицированная выборка – 860 человек, региональная – 150 педагогов. Диспозиционная тестовая методика, направленная на готовность педагогов работать в условиях модернизации образования. Диспозиционная тестовая методика, направленная на готовность педагогов работать в условиях модернизации образования. Компетенции педагогов типологизированы по трем основаниям: стратегические (базовые), тактические (специализированные) и ресурсное обеспечение деятельности (информированность в профессиональной сфере, наличие проблем и т.д. Компетенции педагогов типологизированы по трем основаниям: стратегические (базовые), тактические (специализированные) и ресурсное обеспечение деятельности (информированность в профессиональной сфере, наличие проблем и т.д. Каждое высказывание оценивалась по 10-бальной шкале. Каждое высказывание оценивалась по 10-бальной шкале. Опросная ситуация включала два механизма: ретроспективы (до повышения квалификации) и интроспективы (после повышения квалификации) Опросная ситуация включала два механизма: ретроспективы (до повышения квалификации) и интроспективы (после повышения квалификации)

Результаты анкетного опроса : Общий (интегрированный ) уровень компетентности составил 7,5 балла – высокий уровень профессионализма педагогов Общий (интегрированный ) уровень компетентности составил 7,5 балла – высокий уровень профессионализма педагогов Оценки компетенций, равные 7,4 баллов и ниже, говорят о слабых сторонах профессионализма: «знание психологических закономерностей процесса обучения» (7,4), « умение осуществлять педагогический анализ и прогнозирование результатов профессиональной деятельности» (7,4), «готовность к инновационной деятельности и саморазвитию» (7,3), «осведомленность в целевых ориентирах и практике применения новых технологий и методик» (7,3). Оценки компетенций, равные 7,4 баллов и ниже, говорят о слабых сторонах профессионализма: «знание психологических закономерностей процесса обучения» (7,4), « умение осуществлять педагогический анализ и прогнозирование результатов профессиональной деятельности» (7,4), «готовность к инновационной деятельности и саморазвитию» (7,3), «осведомленность в целевых ориентирах и практике применения новых технологий и методик» (7,3).

Результаты анкетного опроса : Наибольшее приращение компетентности наблюдалось в тех областях компонентов профессионализма, которым были даны самые низкие оценки. Индекс приращения составил от 1,0 до 1,2 балла. Наибольшее приращение компетентности наблюдалось в тех областях компонентов профессионализма, которым были даны самые низкие оценки. Индекс приращения составил от 1,0 до 1,2 балла. Показатели приращения варьируются по областям. Гомельская область идет на третьем месте по рейтингу приращений (после Витебского и Гродненского институтов развития образования). Показатели приращения варьируются по областям. Гомельская область идет на третьем месте по рейтингу приращений (после Витебского и Гродненского институтов развития образования).

Результаты анкетного опроса : Средний балл профессионализма педагогов Гомельской области составил 7,8 балла (самый высокий по сравнению с другими областями), показатель приращения равен 1,0 баллу (один из самых низких). Средний балл профессионализма педагогов Гомельской области составил 7,8 балла (самый высокий по сравнению с другими областями), показатель приращения равен 1,0 баллу (один из самых низких). Анализ профессиональной компетентности педагогов республики показал, что наибольшую активность педагоги проявляют в области поисковых компетенций, на втором месте – репродуктивные компетенции, на третьем – инновационная направленность педагогической деятельности Анализ профессиональной компетентности педагогов республики показал, что наибольшую активность педагоги проявляют в области поисковых компетенций, на втором месте – репродуктивные компетенции, на третьем – инновационная направленность педагогической деятельности

Управление оценкой повышения квалификации – осознанное, систематическое, специально организованное взаимодействие потребителя и производителя образовательных услуг, способствующее получению качественной информации, значимой для воздействия на образовательный процесс в целях упорядочения, коррекции и устранения негативных или проблемных зон. Управление оценкой повышения квалификации – осознанное, систематическое, специально организованное взаимодействие потребителя и производителя образовательных услуг, способствующее получению качественной информации, значимой для воздействия на образовательный процесс в целях упорядочения, коррекции и устранения негативных или проблемных зон.

Разработка общей концепции и критериев оценки качества повышения квалификации педагогов – актуальная задача дополнительного образования взрослых

Спасибо за внимание!