Городская научно-практическая конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Включение проектной и исследовательской деятельности в Образовательную программу ОУ в соответствии с ФГОС Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной.
Advertisements

Включение проектной и исследовательской деятельности в Образовательную программу ОУ в соответствии с ФГОС Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной.
Система проектного обучения в образовательном учреждении Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н.,
Проектное обучение в начальной школе, ФГОС и курс «Проектная деятельность» Н.Ю. Пахомова, зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО,
Педагогическое сообщество учебного проектирования ОКТЯБРЬ 2013.
Учебное проектирование – категория, обозначающая использование проектирования в учебных целях, имеющего специфику, отличие от проектирования в других.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Проектное обучение в педагогике постиндустриального общества Пахомова Н.Ю. зав.лаб. МИОО к.п.н., доцент.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Подготовка учителя к проектному обучению учащихся Пахомова Нинель Юловна зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н., доцент.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Транксрипт:

Городская научно-практическая конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной и средней общеобразовательной школе» Учебное проектирование в начальной и основной школе Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки развития образования кафедры начального образования МИОО, к.п.н., доцент, научный руководитель Педагогического сообщества учебного проектирования, автор курса «Проектная деятельность» для начальной школы Октябрь 2013 г.

«Проектная деятельность в начальной школе» (всероссийская конференция, ) «Проектная деятельность в начальной школе» (всероссийская конференция, )Проектная деятельность в начальной школеПроектная деятельность в начальной школе «Пилотная реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 5 классах: от планирования до оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся» (конф., г.) «Проектная деятельность учащихся на уроках по различным предметам начального общего образования и основного общего образования» (методическая сессия, ) «Компетенция решения проблем в исследовательской и проектной деятельности учащихся» ( г.) «Пилотная реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 5 классах: от планирования до оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся» (конф., г.) «Проектная деятельность учащихся на уроках по различным предметам начального общего образования и основного общего образования» (методическая сессия, ) «Компетенция решения проблем в исследовательской и проектной деятельности учащихся» ( г.) Пилотная реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 5 классах: от планирования до оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности учащихсяПроектная деятельность учащихся на уроках по различным предметам начального общего образования и основного общего образованияКомпетенция решения проблем в исследовательской и проектной деятельности учащихсяПилотная реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 5 классах: от планирования до оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности учащихсяПроектная деятельность учащихся на уроках по различным предметам начального общего образования и основного общего образованияКомпетенция решения проблем в исследовательской и проектной деятельности учащихся «Работа с альтернативными источниками информации в учебном проектировании и исследовании» ( г.) «Проектные уроки в начальной и средней школе» (мастер-классы, ) «Учебное проектирование как средство решения проблемы формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС второго поколения» (конференция, ) «Проектная деятельность» в начальной школе (установочный семинар к курсу, ) «Проектная деятельность в начальной школе» (всероссийская конференция, ) «Технологическая составляющая профессионализма учителя проектного обучения» (конференция, ) «Международные проекты в системе учебного проектирования школы» ( ) «Работа с альтернативными источниками информации в учебном проектировании и исследовании» ( г.) «Проектные уроки в начальной и средней школе» (мастер-классы, ) «Учебное проектирование как средство решения проблемы формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС второго поколения» (конференция, ) «Проектная деятельность» в начальной школе (установочный семинар к курсу, ) «Проектная деятельность в начальной школе» (всероссийская конференция, ) «Технологическая составляющая профессионализма учителя проектного обучения» (конференция, ) «Международные проекты в системе учебного проектирования школы» ( )Работа с альтернативными источниками информации в учебном проектировании и исследованииПроектные уроки в начальной и средней школеУчебное проектирование как средство решения проблемы формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС второго поколенияПроектная деятельностьПроектная деятельность в начальной школеТехнологическая составляющая профессионализма учителя проектного обученияМеждународные проекты в системе учебного проектирования школыРабота с альтернативными источниками информации в учебном проектировании и исследованииПроектные уроки в начальной и средней школеУчебное проектирование как средство решения проблемы формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС второго поколенияПроектная деятельностьПроектная деятельность в начальной школеТехнологическая составляющая профессионализма учителя проектного обученияМеждународные проекты в системе учебного проектирования школы «Методология и технология разработки проектных уроков» ( ) «Формирование универсальных учебных действий с использованием проектного обучения» (конференция, ) «Информационно-методическое пространство Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении для подготовки учителя к введению ФГОС» (городская секция, ) «Методология и технология разработки проектных уроков» ( ) «Формирование универсальных учебных действий с использованием проектного обучения» (конференция, ) «Информационно-методическое пространство Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении для подготовки учителя к введению ФГОС» (городская секция, )Методология и технология разработки проектных уроковФормирование универсальных учебных действий с использованием проектного обученияИнформационно-методическое пространство Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении для подготовки учителя к введению ФГОСМетодология и технология разработки проектных уроковФормирование универсальных учебных действий с использованием проектного обученияИнформационно-методическое пространство Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении для подготовки учителя к введению ФГОС «Проектное обучение в начальной школе» (конференция, ) «Компетентность учителя начальных классов в проектном обучении» ( ) «Технологии безотметочного оценивания» (конференция, ) «Программа проектной и исследовательской деятельности в образовательной программе школы» ( ) «Проектное обучение в начальной школе» (конференция, ) «Компетентность учителя начальных классов в проектном обучении» ( ) «Технологии безотметочного оценивания» (конференция, ) «Программа проектной и исследовательской деятельности в образовательной программе школы» ( )Проектное обучение в начальной школеКомпетентность учителя начальных классов в проектном обученииТехнологии безотметочного оцениванияПрограмма проектной и исследовательской деятельности в образовательной программе школыПроектное обучение в начальной школеКомпетентность учителя начальных классов в проектном обученииТехнологии безотметочного оцениванияПрограмма проектной и исследовательской деятельности в образовательной программе школы «Компетентность учителя проектного обучения» ( ) «Учебное проектирование на интегрированном содержании» (конференция, ) «Методическое обеспечение реализации ФГОС: рекомендации по включению проектной и исследовательской деятельности в образовательную программу школы» (городской совет, ) «Компетентность учителя проектного обучения» ( ) «Учебное проектирование на интегрированном содержании» (конференция, ) «Методическое обеспечение реализации ФГОС: рекомендации по включению проектной и исследовательской деятельности в образовательную программу школы» (городской совет, )Компетентность учителя проектного обученияУчебное проектирование на интегрированном содержанииМетодическое обеспечение реализации ФГОС: рекомендации по включению проектной и исследовательской деятельности в образовательную программу школыКомпетентность учителя проектного обученияУчебное проектирование на интегрированном содержанииМетодическое обеспечение реализации ФГОС: рекомендации по включению проектной и исследовательской деятельности в образовательную программу школы «Учебное проектирование в начальной школе» (конференция, ) «Рефлексия в учебном проектировании» ( ) «Учебное проектирование на предметах социально-гуманитарного цикла» ( ) «Воспитание толерантности у школьников в процессе информационно-аналитической, художественно-проектной и телекоммуникационной проектной деятельности» ( ) «Учебное проектирование в начальной школе» (конференция, ) «Рефлексия в учебном проектировании» ( ) «Учебное проектирование на предметах социально-гуманитарного цикла» ( ) «Воспитание толерантности у школьников в процессе информационно-аналитической, художественно-проектной и телекоммуникационной проектной деятельности» ( )Учебное проектирование в начальной школеРефлексия в учебном проектированииУчебное проектирование на предметах социально-гуманитарного циклаВоспитание толерантности у школьников в процессе информационно-аналитической, художественно-проектной и телекоммуникационной проектной деятельностиУчебное проектирование в начальной школеРефлексия в учебном проектированииУчебное проектирование на предметах социально-гуманитарного циклаВоспитание толерантности у школьников в процессе информационно-аналитической, художественно-проектной и телекоммуникационной проектной деятельности «Учебное проектирование в предметных областях естественнонаучного цикла» ( ) «Педагогическое сообщество учебного проектирования в инновационном развитии педагогических коллективов» (конференция, ) «Проектная деятельность в начальной школе: экспериментальная апробация» ( ) «Компетентностный подход, контекстное обучение и учебное проектирование» ( ) «Проектная деятельность в начальной школе: апробация курса для 24 классов» ( ) «Культура исследовательской и проектной деятельности учителя и ученика» ( ) «Учебное проектирование в предметных областях естественнонаучного цикла» ( ) «Педагогическое сообщество учебного проектирования в инновационном развитии педагогических коллективов» (конференция, ) «Проектная деятельность в начальной школе: экспериментальная апробация» ( ) «Компетентностный подход, контекстное обучение и учебное проектирование» ( ) «Проектная деятельность в начальной школе: апробация курса для 24 классов» ( ) «Культура исследовательской и проектной деятельности учителя и ученика» ( )Учебное проектирование в предметных областях естественнонаучного циклаПедагогическое сообщество учебного проектирования в инновационном развитии педагогических коллективовПроектная деятельность в начальной школе: экспериментальная апробацияКомпетентностный подход, контекстное обучение и учебное проектированиеПроектная деятельность в начальной школе: апробация курса для 24 классовКультура исследовательской и проектной деятельности учителя и ученикаУчебное проектирование в предметных областях естественнонаучного циклаПедагогическое сообщество учебного проектирования в инновационном развитии педагогических коллективовПроектная деятельность в начальной школе: экспериментальная апробацияКомпетентностный подход, контекстное обучение и учебное проектированиеПроектная деятельность в начальной школе: апробация курса для 24 классовКультура исследовательской и проектной деятельности учителя и ученика

Во второй половине XX века человечество резко перешло в иную эпоху своего развития – Во второй половине XX века человечество резко перешло в иную эпоху своего развития – постиндустриальную. Постиндустриальная экономика преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Главным фактором развития постиндустриального общества являются профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Общество (в России только становится постиндустриальным), Общество (в России только становится постиндустриальным), в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Требуется: отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания Требуется: отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры

В структуре основной образовательной программы Программа исследовательской и проектной деятельности (стр.34), которая (стр.49) «должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно- познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий.» Самостоятельное проектная компетентность, Самостоятельное «нахождение путей разрешения проблемных вопросов» обеспечит проектная компетентность, которая означает – ученик может при наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения возникшей проблемы.

Это необходимый инструмент для решения задач непрерывного образования в постиндустриальном обществе. А насущная потребность формирования новых качеств обучающихся – владение проектной компетенцией. В начальной школе Закладывая основы проектной компетенции младших школьников, учитель должен представлять все здание Проектного обучения. В средней школе Продолжая развивать проектную компетентность, учитель должен знать, какие умения уже сформированы на этапе начального образования и как поступательно наращивать имеющиеся умения. Итоговая аттестация Самостоятельное выполнение учебного проекта или исследования с активной рефлексивной составляющей.

Курс «Проектная деятельность» для 2 – 4 классов. Курс «Проектная деятельность» для 5-7 классов Предпрофильное проектирование в 8-9 классах Профильное проектирование в классах Итоговая аттестация Общешкольные проекты Предметные урочные проекты Работа в НОУ Аттестация основного среднего образования

При формировании проектной компетентности формируется готовность к проектной деятельности Она складывается из: знания технологии проектирования, знания технологии проектирования, проектных умений и проектных умений и опыта проектной деятельности опыта проектной деятельности Составление Программы Необходимо представлять работу отдельного ученика по выполнению последовательно выстроенных учебных проектов и исследований в период обучения в школе так называемую индивидуальную цепочку, составляющую образовательную траекторию проектного обучения.

1 уровень Формирование общеучебных умений и навыков для проектной деятельности 1 уровня сложности Формирование элементов проектной деятельности 1 уровня сложности Краткосрочные проекты с простыми групповыми взаимодействиями и индивидуальные Применение учащимся проектной деятельности для организации своего учения 2 уровень Формирование предметных умений как универсальных Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении 3 уровень Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач

должна обладать следующими свойствами: должна обладать следующими свойствами: соответствием проблем и задач проектов и исследований возрасту учащегося; соответствием проблем и задач проектов и исследований возрасту учащегося; содержанием проектов и исследований в рамках изученного к моменту выполнения или посильного для самостоятельного освоения содержанием проектов и исследований в рамках изученного к моменту выполнения или посильного для самостоятельного освоения постепенное развитие проектной и исследовательской компетенции постепенное развитие проектной и исследовательской компетенции соответствием образовательных результатов ФГОС соответствием образовательных результатов ФГОС

Для составления корректной цепочки проектов и исследований необходимо составлять методическое описание каждого проекта и исследования, используя методический паспорт. Для составления корректной цепочки проектов и исследований необходимо составлять методическое описание каждого проекта и исследования, используя методический паспорт. Последовательности проектов и исследований учеников согласованно вписываются в программы урочных и внеурочных занятий с предметным и метапредметным содержанием. Последовательности проектов и исследований учеников согласованно вписываются в программы урочных и внеурочных занятий с предметным и метапредметным содержанием. В программе проектной и исследовательской деятельности Основной образовательной программы по ФГОС должны быть отражены цели и задачи всех цепочек, как общие, так и индивидуальные. В программе проектной и исследовательской деятельности Основной образовательной программы по ФГОС должны быть отражены цели и задачи всех цепочек, как общие, так и индивидуальные.

Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого выполненного проекта или исследования, добавлением в его портфолио знаков неформальной фиксации личных достижений Рубежная оценка достижений ученика в проектном обучении должна фиксировать: поступательное развитие проектной компетентности, поступательное развитие проектной компетентности, соответствие полученных результатов поставленным в проекте или исследовании задачам, соответствие полученных результатов поставленным в проекте или исследовании задачам, проявление инициативы и творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы, проявление инициативы и творчества в решении личных проблем и трудностей в процессе самостоятельной работы, полученные образовательные результаты, полученные образовательные результаты, рекомендации по решению нерешенных образовательных задач. рекомендации по решению нерешенных образовательных задач.

должна содержать: должна содержать: цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно- проблемной модели обучения; цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно- проблемной модели обучения; планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся; планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся; формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся; формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся; методику и инструментарий мониторинга выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ, методику и инструментарий мониторинга выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ, критерии их оценки и представления итоговых результатов. критерии их оценки и представления итоговых результатов.

Для формирования проектной компетенции у младших школьников разработан курс «Проектная деятельность» для 2 – 4 классов Он построен на системе заданий для организации специальной целенаправленной деятельности по освоению проектирования минимального уровня сложности. Он построен на системе заданий для организации специальной целенаправленной деятельности по освоению проектирования минимального уровня сложности. Шаг за шагом усложняя задания, в игровой форме мы помогаем учащимся освоить: планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы, выделение возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения. Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяется все более сложные и законченные действия и операции, и, наконец, этапы в полном цикле проектирования. Курс проходит апробацию в школах Москвы, С-Петербурга, Кирова, Екатеринбурга, Московской, Калужской и Свердловской областях, в Пермском крае.