Основные направления развития системы сурдологической помощи в Республике Казахстан Сулейменова Роза Айтжановна, «Центр САТР», доктор педагогических наук
Лица с нарушением слуха По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуховой функции Если учесть, что население РК составляет более 15 м л н. человек, то более 1 млн. страдают той или иной формой тугоухости
Однако, точных данных о распространенности потерь слуха у детей и взрослых, охвате коррекционной помощью детей с нарушением слуха, о нуждающихся в слухопротезной помощи и сурдотехнических средствах в республике в настоящий момент нет Лица с нарушением слуха
Проблемы оказания сурдологической помощи О тсутствует механизм взаимодействия сурдологических кабинетов, психолого-медико- педагогических консультаций (ПМПК) и Управлений координации занятости и социальных программ
нет единой государственной системы учета лиц с нарушением слуха, их потребностей в слухопротезной помощи и слуховых аппаратах в статистических данных МЗ РК по заболеваемости в таблице 9 «Общая заболеваемость населения РК» в разделе «Болезни уха и сосцевидного отростка» отсутствует пункт «Снижение слуха» Проблемы оказания сурдологической помощи
В статье 26 Закона «О лицензировании» (2007) специальность «сурдология» не указана Соответственно в Номенклатуру медицинских и фармацевтических специальностей «сурдология» не вошла (Приказ МЗ РК 97 от )
Проблемы оказания сурдологической помощи Приказом 392 от г. в Номенклатуру медицинских и фармацевтических специальностей введена «Оториноларингология (сурдология) (взрослая, детская)» Затруднено открытие сурдологических кабинетов из-за невозможности лицензировать сурдологическую деятельность
Проблемы оказания сурдологической помощи Материально-техническая база сурдологических кабинетов не обновлялась с 1980 года Практически нет подготовленных врачей-сурдологов и сурдопедагогов.
Распространенность врожденных дефектов на новорожденных Schildroth, A. N., & Karchmer, M. A. (1986). Deaf children in America, San Diego: College Hill Press.
Сведения о детях с нарушениями слуха (по данным областных ПМПК на г.)
Проблемы слухопротезирования Управлениями координации занятости и социальных программ детям выделяется значительно меньше слухо- вых аппаратов, чем взрослым
Соотношение количества выделенных СА взрослым и детям СА выделяются только на одно ухо ВзрослыеДети Кол-во% ,72% ,52% ,72%
За рубежом инвалидами признаются дети в возрасте до 15 лет при потере слуха на лучше слышащем ухе в 31 дБ и выше; для взрослых - 41 дБ и выше (ВОЗ) В Казахстане ребенок признается инвалидом по слуху при снижении слуха более 70дБ Проблемы слухопротезирования
Причина Согласно Правилам обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами от г. 754 только дети-инвалиды обеспечиваются сурдотехническими средствами за счет средств государственного заказа
В этом же документе, в Главе 10 «Особенности слухопротезирования» в п.60 «Слухопротезирование показано лицам, у которых средняя потеря слуха на каждом ухе составляет более 20 дБ» По МКБ-10: I степень тугоухости – дБ Причина
Выводы Большинство дет ей не получают СА В целях профилактики инвалидности детям с любой степенью нарушения слуха необходимо обязательное слухопротезирование
Выводы Необходимы: Аудиологический скрининг; Слухопротезиро- вание детей раннего возраста
Выводы Бинауральное (на оба уха) слухопро- тезирование детей высококачественными слуховыми аппаратами Мониторинг оказания слухопротезной помощи детскому населению
Кохлеарная имплантация Кохлеарная имплантация - вживление электродов во внутреннее ухо (в улитку)
Кохлеарная имплантация
Проблемы До 2007 года Министерство здравоохранения РК направляло пациентов на кохлеарную имплантацию (КИ) в ведущие зарубежные клиники Государственные средства выделялись только на операцию и пребывание в клинике в течение первых дней после операции
Проблемы Все послеоперационные мероприятия, в том числе слухоречевая реабилитация проводились за счет родителей Многие пациенты, не получив адекватной послеоперационной помощи, так и не смогли воспользоваться преимуществами КИ
Проблемы Начатая в РК в 2007 году программа кохлеарной имплантации показала неготовность сурдологической службы к применению современных высокотехнологичных операций: отсутствие системы раннего выявления нарушений слуха (новорожденные, дети до 3-х лет);
Проблемы невозможность проведения исследования слуха объективными методами из-за плохой материально-технической базы сурдологических кабинетов; отсутствие системы слухоречевой реабилитации детей после КИ;
Проблемы Отсутствие нормативных документов по Программе кохлеарной имплантации: Правила отбора пациентов на кохлеарную имплантацию и послеоперационного сопровождения Единые критерии отбора пациентов для проведения операций по кохлеарной имплантации
Проблемы При разработке паспорта республиканской бюджетной Программы по кохлеарной имплантации не предусмотрены средства для ее обязательных мероприятий: - Предоперационное психолого-педагогическое обследование и отбор пациентов-кандидатов на КИ; - послеоперационное сопровождение пациентов с КИ (настройка КИ, слухоречевая реабилитация, техническая поддержка КИ, обновление)
В Республиканской детской клинической больнице «Аксай» (РДКБ «Аксай») в 2007 году прооперированно 20 детей в 2008 – 170 детей На 19 февраля 2009 года – 202 ребенка Бюджет Программы КИ составил тенге Кохлеарная имплантация
В 2009 год у приобретен о 80 кохлеарных имплантов и начаты операции. Кохлеарная имплантация
Отсутствие нормативных документов повлекли за собой: ошибки при отборе пациентов на КИ, невыполнение обязательного послеоперационного сопровождения пациентов с КИ (настройка КИ, слухоречевая реабилитация, техническая поддержка КИ, обновление) отсутствие мониторинга эффективности реализации государственной программы кохлеарной имплантации Последствия
Пути развития Включить в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи сурдологическую помощь детям (диагностика, слухопротезирование, слухоречевая реабилитация);
Пути развития Включить в «Правила обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и техническими, вспомогательными и компенсаторными средствами» бинауральное (на оба уха) слухопротезирование всех детей до 18 лет со снижением слуха.
Пути развития Внести дополнения в ст. 26 Закона РК «О лицензировании» (2007), включив нее специальность «сурдология» Обеспечить развитие сети районных, городских, областных сурдологических кабинетов из расчета: 1 кабинет – на 100тыс. взрослого населения; 1 кабинет – на 40тыс. детского населения
Пути развития Создать единую информационную систему социальной и медико- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями РК Разработать правила мониторинга всех отраслевых социальных программ, в том числе, услуг по слухопротезированию и обеспечению специальными техническими средствами.
Пути развития Развивать систему кадровых ресурсов для оказания сурдологической помощи в РК Обеспечить: - подготовку и переподготовку сурдопедагогов; - подготовку и повышение квалификации врачей-сурдологов и сурдопедагогов сурдологических кабинетов; повышение квалификации медицинских сестер родовспомогательных учреждений, кабинетов здорового ребенка для проведения скрининга психофизического развития.
Пути развития Принять нормативные документы по обеспечению качественного отбора пациентов- кандидатов на кохлеарную имплантацию и слухоречевой реабилитации
Пути развития При разработке паспорта республиканской бюджетной Программы кохлеарной имплантации выделять средства для всех ее обязательных мероприятий: психолого-педагогическое обследование и отбор пациентов-кандидатов на кохлеарную имплантацию; предоперационное медицинское обследование; операция; закуп кохлеарного импланта; послеоперационное сопровождение пациентов с кохлеарной имплантацией.
Пути развития В организациях образования общего типа обеспечить условия для обучения детей с кохлеарной имплантацией Разработать нормативные документы: - по приему детей с ограниченными возможностями в дошкольные и школьные организации общего типа; - психолого-педагогическому сопровождению.
Пути развития внести дополнения в Постановление Правительства 1400 от г. «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств госбюджета, работников казенных предприятий» о доплате за особые условия труда педагогическим работникам дошкольных и школьных общеобразовательных и медицинских организаций, оказывающих услуги детям с ограниченными возможностями
Благодарю за внимание!