Основные направления развития системы сурдологической помощи в Республике Казахстан Сулейменова Роза Айтжановна, «Центр САТР», доктор педагогических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статистика По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2002 г. – 250 млн. человек с нарушением слуха (нарушение слуха свыше 40 дБ на лучшеслышащем.
Advertisements

Презентацию подготовили: Ученики 11 «Б» класса МОУ СОШ 2 Смирнов А. Щербаков И. Медведев Д. Кудряшова М. Смирнова А.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Алгоритм включения детей с ОВР в общеобразовательные классы.
О необходимости и значимости обучающих семинаров по курсу «Основы дефектологии. Инклюзивное образование». При подготовительном отделении КарГУ им. Академика.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Прогресс в деле Охраны здоровья матери и ребенка в Республике Казахстан, 2008 Интеграция вопросов защиты прав детей на выживание и развитие в систему здравоохранения.
Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения в логике стандартов второго поколения.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Модернизация принципов формирования и реализации ИПР инвалида с учетом положений МКФ Москва г. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» комбинированного вида.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 133 – детский сад комбинированного вида ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. Работа пилотного ДОУ в переходный.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГБОУ СПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» С ЛЕЧЕБНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С Федеральным законом РФ 273-ФЗ.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Развитие системы дошкольного образования Развитие системы дошкольного образования Предложения комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской.
Транксрипт:

Основные направления развития системы сурдологической помощи в Республике Казахстан Сулейменова Роза Айтжановна, «Центр САТР», доктор педагогических наук

Лица с нарушением слуха По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуховой функции Если учесть, что население РК составляет более 15 м л н. человек, то более 1 млн. страдают той или иной формой тугоухости

Однако, точных данных о распространенности потерь слуха у детей и взрослых, охвате коррекционной помощью детей с нарушением слуха, о нуждающихся в слухопротезной помощи и сурдотехнических средствах в республике в настоящий момент нет Лица с нарушением слуха

Проблемы оказания сурдологической помощи О тсутствует механизм взаимодействия сурдологических кабинетов, психолого-медико- педагогических консультаций (ПМПК) и Управлений координации занятости и социальных программ

нет единой государственной системы учета лиц с нарушением слуха, их потребностей в слухопротезной помощи и слуховых аппаратах в статистических данных МЗ РК по заболеваемости в таблице 9 «Общая заболеваемость населения РК» в разделе «Болезни уха и сосцевидного отростка» отсутствует пункт «Снижение слуха» Проблемы оказания сурдологической помощи

В статье 26 Закона «О лицензировании» (2007) специальность «сурдология» не указана Соответственно в Номенклатуру медицинских и фармацевтических специальностей «сурдология» не вошла (Приказ МЗ РК 97 от )

Проблемы оказания сурдологической помощи Приказом 392 от г. в Номенклатуру медицинских и фармацевтических специальностей введена «Оториноларингология (сурдология) (взрослая, детская)» Затруднено открытие сурдологических кабинетов из-за невозможности лицензировать сурдологическую деятельность

Проблемы оказания сурдологической помощи Материально-техническая база сурдологических кабинетов не обновлялась с 1980 года Практически нет подготовленных врачей-сурдологов и сурдопедагогов.

Распространенность врожденных дефектов на новорожденных Schildroth, A. N., & Karchmer, M. A. (1986). Deaf children in America, San Diego: College Hill Press.

Сведения о детях с нарушениями слуха (по данным областных ПМПК на г.)

Проблемы слухопротезирования Управлениями координации занятости и социальных программ детям выделяется значительно меньше слухо- вых аппаратов, чем взрослым

Соотношение количества выделенных СА взрослым и детям СА выделяются только на одно ухо ВзрослыеДети Кол-во% ,72% ,52% ,72%

За рубежом инвалидами признаются дети в возрасте до 15 лет при потере слуха на лучше слышащем ухе в 31 дБ и выше; для взрослых - 41 дБ и выше (ВОЗ) В Казахстане ребенок признается инвалидом по слуху при снижении слуха более 70дБ Проблемы слухопротезирования

Причина Согласно Правилам обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами от г. 754 только дети-инвалиды обеспечиваются сурдотехническими средствами за счет средств государственного заказа

В этом же документе, в Главе 10 «Особенности слухопротезирования» в п.60 «Слухопротезирование показано лицам, у которых средняя потеря слуха на каждом ухе составляет более 20 дБ» По МКБ-10: I степень тугоухости – дБ Причина

Выводы Большинство дет ей не получают СА В целях профилактики инвалидности детям с любой степенью нарушения слуха необходимо обязательное слухопротезирование

Выводы Необходимы: Аудиологический скрининг; Слухопротезиро- вание детей раннего возраста

Выводы Бинауральное (на оба уха) слухопро- тезирование детей высококачественными слуховыми аппаратами Мониторинг оказания слухопротезной помощи детскому населению

Кохлеарная имплантация Кохлеарная имплантация - вживление электродов во внутреннее ухо (в улитку)

Кохлеарная имплантация

Проблемы До 2007 года Министерство здравоохранения РК направляло пациентов на кохлеарную имплантацию (КИ) в ведущие зарубежные клиники Государственные средства выделялись только на операцию и пребывание в клинике в течение первых дней после операции

Проблемы Все послеоперационные мероприятия, в том числе слухоречевая реабилитация проводились за счет родителей Многие пациенты, не получив адекватной послеоперационной помощи, так и не смогли воспользоваться преимуществами КИ

Проблемы Начатая в РК в 2007 году программа кохлеарной имплантации показала неготовность сурдологической службы к применению современных высокотехнологичных операций: отсутствие системы раннего выявления нарушений слуха (новорожденные, дети до 3-х лет);

Проблемы невозможность проведения исследования слуха объективными методами из-за плохой материально-технической базы сурдологических кабинетов; отсутствие системы слухоречевой реабилитации детей после КИ;

Проблемы Отсутствие нормативных документов по Программе кохлеарной имплантации: Правила отбора пациентов на кохлеарную имплантацию и послеоперационного сопровождения Единые критерии отбора пациентов для проведения операций по кохлеарной имплантации

Проблемы При разработке паспорта республиканской бюджетной Программы по кохлеарной имплантации не предусмотрены средства для ее обязательных мероприятий: - Предоперационное психолого-педагогическое обследование и отбор пациентов-кандидатов на КИ; - послеоперационное сопровождение пациентов с КИ (настройка КИ, слухоречевая реабилитация, техническая поддержка КИ, обновление)

В Республиканской детской клинической больнице «Аксай» (РДКБ «Аксай») в 2007 году прооперированно 20 детей в 2008 – 170 детей На 19 февраля 2009 года – 202 ребенка Бюджет Программы КИ составил тенге Кохлеарная имплантация

В 2009 год у приобретен о 80 кохлеарных имплантов и начаты операции. Кохлеарная имплантация

Отсутствие нормативных документов повлекли за собой: ошибки при отборе пациентов на КИ, невыполнение обязательного послеоперационного сопровождения пациентов с КИ (настройка КИ, слухоречевая реабилитация, техническая поддержка КИ, обновление) отсутствие мониторинга эффективности реализации государственной программы кохлеарной имплантации Последствия

Пути развития Включить в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи сурдологическую помощь детям (диагностика, слухопротезирование, слухоречевая реабилитация);

Пути развития Включить в «Правила обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и техническими, вспомогательными и компенсаторными средствами» бинауральное (на оба уха) слухопротезирование всех детей до 18 лет со снижением слуха.

Пути развития Внести дополнения в ст. 26 Закона РК «О лицензировании» (2007), включив нее специальность «сурдология» Обеспечить развитие сети районных, городских, областных сурдологических кабинетов из расчета: 1 кабинет – на 100тыс. взрослого населения; 1 кабинет – на 40тыс. детского населения

Пути развития Создать единую информационную систему социальной и медико- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями РК Разработать правила мониторинга всех отраслевых социальных программ, в том числе, услуг по слухопротезированию и обеспечению специальными техническими средствами.

Пути развития Развивать систему кадровых ресурсов для оказания сурдологической помощи в РК Обеспечить: - подготовку и переподготовку сурдопедагогов; - подготовку и повышение квалификации врачей-сурдологов и сурдопедагогов сурдологических кабинетов; повышение квалификации медицинских сестер родовспомогательных учреждений, кабинетов здорового ребенка для проведения скрининга психофизического развития.

Пути развития Принять нормативные документы по обеспечению качественного отбора пациентов- кандидатов на кохлеарную имплантацию и слухоречевой реабилитации

Пути развития При разработке паспорта республиканской бюджетной Программы кохлеарной имплантации выделять средства для всех ее обязательных мероприятий: психолого-педагогическое обследование и отбор пациентов-кандидатов на кохлеарную имплантацию; предоперационное медицинское обследование; операция; закуп кохлеарного импланта; послеоперационное сопровождение пациентов с кохлеарной имплантацией.

Пути развития В организациях образования общего типа обеспечить условия для обучения детей с кохлеарной имплантацией Разработать нормативные документы: - по приему детей с ограниченными возможностями в дошкольные и школьные организации общего типа; - психолого-педагогическому сопровождению.

Пути развития внести дополнения в Постановление Правительства 1400 от г. «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств госбюджета, работников казенных предприятий» о доплате за особые условия труда педагогическим работникам дошкольных и школьных общеобразовательных и медицинских организаций, оказывающих услуги детям с ограниченными возможностями

Благодарю за внимание!