Особый ребенок в детском саду. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш. На помощь ребенку! Профессор В.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Advertisements

Муниципальное учреждение отдел образования администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального.
КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
Базовая площадка: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 8 «Светлячок» п. Львовский Подольский район Московской.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.
МБДОУ детский сад 8 г.Новороссийска – базовое учреждение федеральной стажировочной площадки г.Новороссийск Ул.Набережная 43-а Т.(8617)
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
Вариативные формы работы: Служба ранней помощи Адаптационная группа кратковременного пребывания.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ответственный за ИД кандидат педагогических наук, доцент, ст. воспитатель.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий.
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ СЕРЖАНТОВА М.В. УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ГЛЕБОВА И.Н. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКРТИЧЬЯН К.Р. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КАЛЕЙКИНА И.Д. МАДОУ ЦРР Д/С 70 Г.КАЛИНИНГРАД.
Транксрипт:

Особый ребенок в детском саду

Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш. На помощь ребенку! Профессор В.П. Кащенко С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Все более актуальной становится необходимость создания государственной системы мониторинга состояния детей раннего возраста, своевременного выявления проблем в развитии и оказания ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для него модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого- педагогическую помощь » Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко (заведующая лабораторией ИКП РАО, доктор педагогических наук, профессор). Из статьи «Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен» //Дефектология С.86

Право на образование, в том числе возможность посещать дошкольные образовательные учреждения, гарантировано ребенку Конституцией РФ. Закон Российской Федерации «Об образовании» от ФЗ, от ФЗ (статья 5,12,18); Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от ; Постановление Правительства Российской Федерации от об утверждении типового положения об образовательном учреждении для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приказ министра образования Республики Саха (Якутия) О положении о специальных группах в дошкольных образовательных учреждениях от

Первично поставлены на учёт за 2011 г. 45 детей, из них обучающихся -13; 32 ребёнка от 0 до 7 лет, из них: организованные - 11, неорганизованные – 21. Большинство детей-инвалидов дошкольного возраста, не охвачены дошкольными образовательными учреждениями, в связи с тяжелыми формами психомоторного недоразвития различного генеза.

Ранняя помощь понимается как комплекс медицинских, педагогических, психологических и социально- реабилитационных мер, которые призваны поддержать и сопровождать развитие ребенка. С этой целью на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада «Весёлые нотки» г. Вилюйска в 2008 году создана адаптационная группа кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья, которая реализует комплекс необходимой помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы организации инклюзивного образования в нашем ДОУ Вид структурного подразделения Количество детей Основной диагноз уч.г. - адаптационная группа кратковременного пребывания г. - 6 детей; г. - 6 детей ОНР различной степени, ЗПР – 6 детей; Из них: ДЦП – 1 реб.; аутичный синдром – 1 реб.; СДВГ – 1 реб.; уч.г. - лекотека г. – 6 детей; г. – 7 детей ОНР различной степени, ЗПР – 6 детей; Из них: синдром Дауна – 3 реб.; ДЦП – 1 реб.; множественные нарушения развития – 1 реб.; аутичный синдром – 2 реб.; СДВГ – 1 реб.

Лекотека – от шведских слов «леко – игрушка» и «тек» - собрание», т.е. коллекция игрушек. Лекотека использует игру для включения детей с особыми нуждами в социум, во взаимоотношение с окружающим миром. Целью деятельности лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 3 до 7 лет с нарушениями развития для: -социализации; -формирования предпосылок учебной деятельности; -поддержки развития личности; - оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Схема комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Кадровое обеспечение лекотеки -Руководитель: заместитель заведующей по УВР -Логопед 0,5 ст.; -Педагог-психолог 0,5 ст.; -Социальный педагог 0,5 ст.; -Медицинская сестра 0,5 ст.; -Инструктор ФИЗО -Музыкальный руководитель -Преподаватель ИЗО 0,25 ст. Цель работы коллектива – организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.

Основные направления работы деятельности педагогического коллектива: - разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой каждым ребенком; -проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы; -разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; -планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе; -консультирование и обучение родителей (законных представителей) по вопросам развития и обучения детей; -планирование, организация событий и праздников; -мониторинг результатов работы группы.

Программно-методическое оснащение лекотеки Комплексная программа дошкольного образования Программа обучения и воспитания в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., Развитие речиПрограмма развития речи детей- дошкольников. Ушакова О. С. М.: ТЦ Сфера, Социальное развитие«Азбука общения»Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П., Нилова Т.А., детство-пресс СПб., Эстетическое развитие (парциальные программы и методики) Синтез искусств в эстетическом воспитании. Куревина О. А. М., 2000 Коррекционная работаКоррекционное воспитание детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошк. возраста с общим недоразвитием речи «Маленькие ступеньки»-программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., Нищева Н.В. СПб., 2000 Питерси Н., Трилор Р. М., 2001 Джонсонс-Мартин Н.М., Дженс К.Г. СПб., 2005

Основные этапы сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ: 1.Первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистами лекотеки (логопед, педагог-психолог, медсестра, социальный педагог). 2.Коллегиальное обсуждение полученных результатов и определение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) с учетом рекомендаций ПМПК. 3.Консультирование родителей по результатам обследования. Рекомендации по развитию и воспитанию ребенка в семье. 4.Организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов в процессе работы для корректировки ИОМ ребенка.

Условия пребывания детей в лекотеке Время нахожденмя детей в ДОУ с 8.30 до 12.30ч.; 2-х разовое питание; Индивидуальные и групповые занятия с детьми каждым; специалистом лекотеки 2 раза в неделю; Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку; Возможность присутствия родителей на занятиях и во время игровых сеансов в период адаптации ребенка к новым условиям в ДОУ и по индивидуальным особенностям здоровья ребенка (для детей с ДЦП и эпилепсическим синдромом); Возможность пребывания ребенка в общей группе ДОУ во второй половине дня (по решению ПМПК); Перевод ребенка в группу нормально развивающихся сверстников (по решению ПМПК).

Наши дети МашенькаВика ВадимМаксим

АртурВика АрчылаанПавлик

Основная форма работы с детьми – индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с общей и индивидуальной программами обучения детей с различными нарушениями в развитии.

Индивидуальные занятия специалистов лекотеки с детьми Занятия логопеда Занятия в кабинете психолога

Активные занятия – занимательное сотрудничество детей, педагогов и родителей

Свободное творчество

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, активности и инициативы, обеспечивающей каждому ребенку доступ к развитию его возможностей.

Свободная игра – это игра детей рядом или вместе в специально организованных для этого условиях.

Формирование навыков самообслуживания, в ряде случаев, сложный, длительный и необходимый процесс, позволяющий ребенку подняться на следующую ступеньку его развития.

Важным условием для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество является приобретение и усвоение им навыков общения со сверстниками и взрослыми. В условиях детского сада интеграция детей с ОВЗ в группу нормально развивающихся сверстников успешно реализуется в повседневной жизни детского коллектива через совместные занятия, игры, прогулки, праздники, экскурсии и режимные процессы.

Мы вместе! Толерантное отношение сверстников к детям с ОВЗ с малых лет. Вместе на прогулке Кукольный спектакль детей подг.группы

Наши праздники. Веселый Новый год!

Танец с листьями. Золотая Осень! Веселая игра Вкусное угощение!Машенька танцует!

Ожидаемые результаты: Ранняя социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья; Всестороннее развитие «особых» детей; Повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение социальных институтов к решению данной проблемы.

По результатам обследования специалистами уровня развития детей за г выявлены следующие результаты: наблюдается положительная динамика в общем развитии ( познавательном, речевом, физическом), а также в социальной адаптации. Следует отметить, что важным достижением лекотеки является то, что за 2010 год 1 выпускник поступил в 1 класс коррекционной школы, в 2011 г – 1 выпускник поступил в 1 класс общеобразовательной школы и в 2012 году выпускается 1 ребёнок в общеобразовательную школу. Наряду с этим, значительно повысилась компетентность родителей в вопросах обучения и развития детей. Результаты коррекционно-развивающей работы

Таким образом, отслеживая по пунктам качество усвоения индивидуального плана, фиксируя малейшие изменения в развитии (психическом и речевом) детей с множественными нарушениями в развитии, действуя сообща в русле единой коррекционно-развивающей работ ы, специалисты, а так же родители, способны существенно преобразить жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Совещание специалистов адаптационной группы Круглый стол «Обследование развития речи и речевых нарушений,, познавательной деятельности у детей дошкольного возраста и у учащихся начальных классов»

Трудности в работе лекотеки -недостаточность нормативно-правовой и материально- технической базы; -отсутствие в штате педагога-дефектолога для координации работы в группе специалистов и занятий с детьми; -необходимость переподготовки специалистов ДОУ и лекотеки и систематическое повышение квалификации на проблемных и обучающих курсах по инклюзивному образованию (их стоимость); -недостаточная оснащенность педагогического процесса необходимым комплектом специализированных методических разработок, программ и дидактических пособий для организации полноценного процесса коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими различные варианты индивидуального развития; -необходимость оснащения лекотеки средствами ТСО; -невозможность самостоятельного оснащения развивающей среды современным, мобильным, многофункциональным оборудованием, тренажерами и игрушками по причине высокой их стоимости и ограниченности бюджета ДОУ;

Спасибо за внимание!