ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «Центр психолого-медико-социального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Федеральная целевая программа развития образования как механизм создания условий для экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Кабинет ранней диагностики и коррекции развития ребёнка и его семьи создан в соответствии с Законом Самарской области от ГД « Об утверждении.
Транксрипт:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ШКОЛЕ И УСЛУГИ АССИСТЕНТА ТЬЮТОР ПЛЮТОВА Л.А.

В развитии любого ребёнка исключительно важную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребёнка за пределами семьи – мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. В этом случае образование для детей-инвалидов, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, является одним из основных способов социализации, а условием успешности процесса социализации, адаптации ребёнка становится его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником, названным в Федеральном Законе « Об образовании» 273 – ФЗ от ( статья 79, пункт 3) АССИСТЕНТОМ (помощником), оказывающим обучающимся детям- инвалидам со сложными ограничениями здоровья необходимую техническую помощь.

Категории детей со сложными ограничениями здоровья, нуждающиеся в сопровождении во время учебного процесса : Дети с дефицитарностью зрительного анализатора (слабовидящие, частично или парциально слепые) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы и без расстройства поведения. Дети с дефицитарностью слухового анализатора с III (средне-тяжелой) степенью тугоухости с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы и без расстройства поведения. Дети с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата (по типу детского церебрального паралича при негрубой степени выраженности нарушений движений и самостоятельном передвижении ребенка и при выраженной степени двигательных нарушений и несамостоятельности передвижения ребенка: пользующихся инвалидной коляской, костылями, тростью) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы и без расстройства поведения. Дети с расстройствами аутистического спектра (атипичный аутизм без умственной отсталости) и без расстройства поведения.

В вопросах организации деятельности ассистента можно выделить три этапа: 1.Предварительный этап Включает в себя получения запроса на сопровождение, изучения личного дела ребёнка, знакомство с результатами диагностики, проведённой специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом; встречи со специалистами и представителями школьного психолого-медико-педагогического консилиума для получения рекомендаций; знакомство с родителями, изучение особенностей характера, поведения, интересов. На этом этапе определяется персональный маршрут сопровождения с учетом возможных трудностей. 2. Этап организации адаптации обучающегося Здесь главным становится постепенное установление межличностного контакта, с ребёнком необходимо познакомиться заранее, лучше в привычной для него обстановке и только после этого встречаться в школе. Сроки адаптации детей - инвалидов в школе индивидуальны. 3. Этап сопровождения Это повседневная, последовательная работа по сопровождению вхождения обучающегося ребёнка - инвалида в образовательный процесс, общественную, социальную жизнь образовательного учреждения, постепенное включение в различные учебные ситуации, постоянное наблюдение и общение ; особое внимание уделяется организации рабочего пространства; информирование родителей о процессе обучения и социализации.

Итак, цель ассистента (помощника) по сопровождению детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса заключается в успешном включении обучающегося с особыми образовательными потребностями в среду общеобразовательного учреждения. Как видим для реализации этой цели необходимо решить множество задач. Выделим основные: 1.Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная (физическая) помощь и организация доступа в школу; организация рабочего места, места отдыха и др. мест, где бывает ребенок с ОВЗ. 2.Работа в пределах своих компетенций с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания толерантной, комфортной образовательной среды. 3.Социализация-включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе. 4.Важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. 5.Воспитательные задачи, так как своим примером ассистент показывает взрослым и детям, каким должно быть отношение к ребенку, человеку с проблемами физического, интеллектуального здоровья. 6.Осуществление организационной помощи учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном режиме образовательного процесса.

В настоящее время в нашем центре организован процесс персонального сопровождения детей: Оказывается помощь и физическая поддержка обучающимся, при перемещении в школьном пространстве (сопровождение детей на уроках, в столовую, различные внутри школьные мероприятия. Созданы условия для реальной индивидуализации процесса обучения (индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его физических и психологических возможностей, например мальчик очень плохо ходит на физкультуре садится на стул и выполнят упражнения на стуле, для рук, спины и т. д или на пример, девочка на уроке труда не понимает, что требует от нее учитель, сопровождающий берет вместе с девочкой пластилин и разминает, тем самым показывая ребенку, что от него хотят.) Комплексное сопровождение ребенка, совместная работа специалистов ПМПк и тьютора. Составляется персональный маршрут сопровождения подопечного с учетом трудностей, которые могут возникнуть у ребенка. Ведется наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием (если нужно отдохнуть – выводим ребенка в игровую комнату, при необходимости помогаем сходить в туалет, вымыть руки). Обеспечивается адаптация жизненного пространства для подопечного в соответствии с запросами (рабочее место, место отдыха)

Персональный ассистент – это качественно новая услуга образовательного учреждения, но следует помнить, что далеко не каждый может выполнять сопровождение ребёнка - инвалида. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности личности, т.е. безусловное принятие ребёнка, понимания понятия и принципов инклюзии, хорошо развитые коммуникативные навыки и многое другое. Образовательным учреждениям, организующим инклюзивную практику, следует помнить, что успешность функционирования сопровождающих будет зависеть от многих факторов, прежде всего: психологической готовности администрации и коллектива образовательного учреждения; понимания основных ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними; наличия специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и необходимых специалистов психолого-педагогического, медико-социального сопровождения.