1 ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД КОЖУХОВСКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Механизмы повышения экологической и энергетической эффективности через внедрение систем менеджмента в энергокомпаниях Генеральный директор Центра энергоэффективности.
Advertisements

Руководитель проектной группы по развитию возобновляемых источников энергии ЗАО «АПБЭ» А.В. Конев Золотое кольцо, 10 сентября 2008 г. Агентство по прогнозированию.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Слайд 1 Гармонизация российских и международных стандартов в ходе реформирования системы технического регулирования Член правления РАО «ЕЭС России» В.А.
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
Корпоративные стратегии российских компаний на углеродном рынке ВШЭ, Москва, 27 января 2009 г. Федоров Юрий Николаевич Генеральный директор Международная.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
Концепция Программы Общественной палаты Российской Федерации «Эко - ответственность» Москва 2010 проект.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Первая научно-практическая конференция Настоящий документ является внутренним документом Союза Предприятий Проверки Качества и Экспертиз Безопасности и.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
О корректировке Генеральной схемы 22 апреля 2010 г. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов.
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
Требования, порядок принятия и реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Докладчик: Заместитель председателя комитета – начальник.
Транксрипт:

1 ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД КОЖУХОВСКИЙ ИГОРЬ СТЕПАНОВИЧ Начальник Департамента экономической политики ОАО РАО «ЕЭС России», Руководитель РГ по экологической политике ОАО РАО «ЕЭС России», Генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) Москва, 3 июня 2008 года ОАО РАО «ЕЭС России»

2 Топливо Газ 152 млрд.куб.м (36% от РФ) Уголь 102 млн.т (38% от РФ) Мазут 3,5 млн.т (16% от РФ) Производство на ТЭС Электроэнергия: 677,1 млрд.кВт.ч (66,6% от РФ) Теплоэнергия: 517,8 млн.Гкал (32% от РФ) Воздействие ТЭС на окружающую среду Выбросы загрязняющих веществ (твердых частиц, SO 2, NOx) – 2,77 млн.т. (16 % от РФ) Эмиссия CO млн.т. (23% от РФ) Потребители тепловой и электрической энергии Воздействие электростанций на окружающую среду в 2007 году Вывод: электроэнергетика более экологически эффективна, по сравнению с другими секторами экономики, потребляющими топливо (ЖКХ, черная металлургия, нефтехимия и т.д.)

3 Основные экологические проблемы электроэнергетики – предпосылки создания Экологической политики РАО «ЕЭС России» - Наличие высокого уровня валовых выбросов вредных веществ в атмосферу (около 16% от общего выбросов от стационарных источников РФ), сброса загрязненных сточных вод (более 3%), накопление в золоотвалах более 1,0 млрд.т ЗШО. - Усиление роли экологической составляющей в международной и российской практике. - Отсутствие эколого-экономических механизмов, стимулирующих привлечение инвестиций и реализацию энергосберегающих и экологических проектов. - Необходимость больших затрат для обеспечения требований нормативов и реализации экологических проектов

4 Влияние торговли выбросами на цену электроэнергии На рынках NОx и SO 2 в США* цены составляют: NОx – 2850 $/тонну SO 2 – 290 $/тонну Если ввести экологические рынки в России, то при ожидаемых объемах выбросов в 2008 году: NОx – тыс.т SO 2 – тыс.т Плата за выбросы, включаемая в цены на электроэнергию, составит ориентировочно 3,7 млрд.$, что эквивалентно приросту цены на электроэнергию на 9-10%

5 Влияние платы за выбросы СО2 на стоимость электроэнергии Введение системы торговли CO 2 окажет существенное влияние на рост цен на электроэнергию: По прогнозу международного агентства цена за тонну выбросов СО 2 к 2050 году составит $25 Прогноз цены за тонну СО 2 по европейской программе составит около $100 к 2030 году. Цены на CO 2 будут влиять на сравнительную эффективность разных видов генерации Наиболее сильное влияние рынок CO 2 окажет на электростанции, работающие на угольных технологиях!!! Зависимость между выбросами CO2 и затратами на производство 1 кВт.ч. Цент/кВт.ч $ / тонну СО 2 $ / тонну CO 2

6 Рост экологических платежей энергокомпаний, млрд.руб. Рост цен на электроэнергию с учетом экологических платежей, млрд.руб. К 2015 году средняя розничная цена вырастет с учетом экологических платежей в 3 раза к уровню 2008 г. Оптовая цена – в 3,5 раза. Прогноз роста цен на электроэнергию до 2015 года с учетом платежей за экологию

7 -«Ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду» (Д.А. Медведев, заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам экологии ) в условиях роста производства энергии. - Ужесточение федерального законодательства (в т.ч. принятие ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»). -Усиление давления на энергокомпании со стороны органов власти (надзора и контроля), международных и российских экологических организаций. -Риск потери инвестиционной привлекательности (неучет в полной мере международной «экологической составляющей»-принципов «Экватора»). -Нечеткость экологического законодательства и риск волюнтаризма. Основные эколого-экономические риски для энергокомпаний в постреформенный период (после )

8 Среднегодовые темпы прироста электропотребления без учета климатического фактора за период гг. составили 1,8%, а в 2006-начале 2008 гг. - 3,6%, т.е.выросли в 2 раза В 2006г. скачок в темпах электропотребления был обусловлен высокими темпами развития электроемких отраслей промышленности: металлургии, нефтепереработки, нефтехимии, производств стройиндустрии, в 2007 г. произошла резкая дозагрузка действующих мощностей машиностроения В период до 2015 года прогнозируются сохранение высоких темпов роста электроэнергии на уровне от 3,7 % (умеренный вариант Прогнозного баланса) до 4,5% (базовый вариант Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года) Электропотребление – основной фактор роста производства энергии и экологической нагрузки

9 В декабре 2005 г. Правлением РАО «ЕЭС России» были утверждены: Экологическая политика РАО «ЕЭС России» Концепция реализации Экологической политики РАО «ЕЭС России» Программа реализации Экологической политики ОАО РАО «ЕЭС России» на 2006 год. В годах разрабатывались и утверждались Правлением РАО «ЕЭС России» Программы реализации Экологической политики ОАО РАО «ЕЭС России» на 2007 и 2008 годы Оценка существующих рисков и активизация экологической работы в Холдинге

10 Экологические программы ДЗО Совет директоров ДЗО НП «ИНВЭЛ» ОАО «ЭНИН» ОАО «ВТИ» и др. ОАО «ЭНИН» ОАО «ВТИ» и др. ЭУФ Консолидация средств ДЗО для финансирования общеотраслевых работ Киотский протокол Выполнение работ по экологической Программе ЦЭФ ЕЭС Координация работ по экологическому менеджменту и аудиту Правление РАО «ЕЭС России» ОРГСХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАО « ЕЭС РОССИИ » (с по ) Рабочая группа по экологии РАО «ЕЭС России Отдел экологии ЗАО «АПБЭ»

11 Основные результаты выполнения программ реализации экологической политики РАО «ЕЭС России» (1) Построена вертикально интегрированная система экологической работы в Холдинге: - приказом ОАО РАО "ЕЭС России" от 7 сентября 2006 года 626 (п. 4.1) установлена необходимость назначения в ДЗО лиц, ответственных за экологию в энергокомпаниях; - в энергокомпаниях были определены ответственные за проведение экологических работ и информация о них размещена на официальном сайте ОАО РАО «ЕЭС России»; - энергокомпании Холдинга (на основе заданных макетов, включающих целевые экологические показатели) разработали и утвердили 115 собственных Программ реализации экологической политики на период годы; - в настоящее время энергокомпаниях Холдинга продолжается разработка и утверждение Программ реализации эколоогической политики на период до 2010 года; - экологическое обучение прошли 1076 руководителей и специалистов энергокомпаний Холдинга; - приказом РАО «ЕЭС России» от «Об экологическом аудите энергокомпаний ОАО РАО «ЕЭС России» утверждено Положение об экологическом аудите энергокомпаний и Типовая программа экологического аудита. Экологический аудит проведен на 156 энергообъектах Холдинга; - начата реализация пилотных проектов по внедрению системы экологического менеджмента в ОАО «Южная генерирующая компания ТГК-8» и филиале «Кубанская генерация»; в ОАО «ОГК-2» и филиале «Ставропольская ГРЭС»; в ОАО «ОГК-4» и филиале «Березовская ГРЭС»; в ОАО «ГидроОГК» и Жигулевской ГЭС, Волжской ГЭС; в ОАО «ФСК ЕЭС» и филиале «МЭС Центра»; в ОАО «МРCK Центра и Северного Кавказа» и ОАО «Ярэнерго».

12 Энергокомпании стали уделять большее внимание вопросам охраны окружающей среды, повысилась их экологическая ответственность; Налажены деловые партнерские отношения с российскими экологическими неправительственными организациями (Гринпис России, WWF России и др.); В сентябре 2006 года были утверждены Основные направления реализации экологической политики РАО "ЕЭС Росси" на годы; В 2006 и 2007 годах проведены Всероссийские совещания экологов-энергетиков с участием ОАО РАО "ЕЭС России", энергокомпаний Холдинга и ведущих институтов отрасли; экологические круглые столы с участием зарубежных специалистов Завершается реализация четырех пилотных проектов по разработке и согласованию в органах власти РФ нормативно-правовых документов по техническим аспектам охраны окружающей среды, выполняемых ОАО «ВТИ» (детальная информация об этом будет представлена в докладе ВТИ) Основные результаты выполнения программ реализации экологической политики РАО «ЕЭС России» (2)

13 Основные направления экологической работы в электроэнергетике в постреформенный период гармонизация российского экологического законодательства с международным; интеграция с зарубежными рынками в области экологии; проведение экологического аудита и внедрение системы экологического менеджмента; сохранение преемственности в системной экологической работе в отрасли (после прекращения действия корпоративных экологических документов) на основе заключения Соглашения «Экологическая безопасность в электроэнергетике»; организация поддержки (продвижения) консолидированной позиции энергокомпаний в федеральных органах законодательной и исполнительной власти; сохранение выстроенной РАО «ЕЭС России» совместно с АПБЭ системы отношений с Коалицией ЭкоНПО (Гринпис России, WWF-России); организация участия энергокомпаний через АПБЭ и Межведомственную Рабочую группу (создаваемую в рамках заключаемого Соглашения) в рассмотрении проектов нормативно-правовых актов (методик), определяющих экологические аспекты работы энергокомпаний и уровни их экологических платежей; реализация уже заключенных соглашений АПБЭ с Ростехнадзором и ФГУ «ЦЛАТИ».

14 В условиях завершения деятельности ОАО РАО "ЕЭС России" для обеспечения преемственности системной экологической деятельности в отрасли был подготовлен проект рамочного трехстороннего Соглашении «Экологическая безопасность в электроэнергетике Российской Федерации» между государственными органами (первая сторона), компаниями электроэнергетики и инвесторами (вторая сторона) и Коалицией российских экологических неправительственных организаций - ЭкоНПО (третья сторона). Соглашение в настоящее время находится на рассмотрении и согласовании в Минэнерго России и в Коалиции российских экологических неправительственных организаций (ЭкоНПО) - Гринпис России, Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) и др. Соглашение предусматривает создание и функционирование Межведомственной рабочей группы по реализации экологической политики в электроэнергетике при Минэнерго России, в состав которой целесообразно включение представителей заинтересованных министерств и ведомств, Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, ВТИ, ЭНИН, Центра энергоэффективности ЕЭС, НП «Инновации в электроэнергетике», Энергетического углеродного фонда, Коалиции ЭкоНПО. Участие в Соглашении «Экологическая безопасность в электроэнергетике» снизит экологические риски энергокомпаний в постреформенный период

15 О Соглашении Со стороны энергокомпаний Соглашение подпишут сначала РАО ЕЭС, затем (а при желании- одновременно) - другие компании, независимые от РАО ЕЭС Присоединение к подписанию Соглашения должно стать для энергокомпаний фактором, подтверждающим социальную ответственность компании Со стороны государственных органов Соглашение может быть подписано Минэнерго, Ростехнадзором, МПРиЭ, МЭРТ

16 Цели Соглашения 1. Подтвердить приверженность участников Соглашения принципам социальной и экологической ответственности при осуществлении государственного регулирования и хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики 2. Определить общее понимание сторонами содержания экологической политики в электроэнергетике, обеспечивающей максимально возможную экологическую безопасность и эффективность функционирования и перспективного развития электроэнергетической отрасли. 3. Определить долгосрочные рамочные условия участия, требования к участникам, специфические задачи всех заинтересованных организаций при разработке и реализации экологической политики в электроэнергетике 4. Определить нормативно-правовые, организационные и корпоративные механизмы реализации экологической политики в электроэнергетике

17 Предмет Соглашения Подтвердить приверженность сторон принципам, целям и направлениям «Экологической безопасности в электроэнергетике Российской Федерации» Этот документ разработан на базе Экологической политики РАО «ЕЭС России» с учетом новых реалий в электроэнергетике, опыта, накопленного при реализации экологической политики, а также критических замечаний международных аудиторов, ЭкоНПО и других участников Соглашения.

18 Соглашение о порядке взаимодействия ФГУ «ЦЛАТИ» и ЗАО «АПБЭ» Снижение негативного воздействия энергокомпаний на окружающую среду. Оценка и учет экологической составляющей при подготовке документов, проектов и программ стратегического планирования. Информационно-аналитическое, методическое, организационное сопровождение деятельности в области экологической безопасности. Сбор, анализ, систематизация и обобщение информации о воздействии на окружающую среду объектов электроэнергетики. Заключенное Соглашение АПБЭ с Ростехнадзором и ФГУ «ЦЛАТИ»

19 МПР и экологии Ростехнадзор Росприроднадзор Минэнерго МЭРТ РФ АПБЭ 1. Исполнительный секретариат РГ по экологии 2. Взаимодействие с органами власти и неправительственными экологическими организациями 3. Прогнозный баланс, генеральная схема размещения энергообъектов и их экологическая оценка 4. Сбор и анализ статистической информации 5. Информационно-аналитическое обеспечение работ в области экологии энергетики Центр энергоэффективности ЕЭС (с бизнес-сообществом энергоаудиторов) 1. Экологический менеджмент 2. Энергетический и экологический аудит 3. PR, маркетинг 4. Выставки, конференции Энергетический углеродный фонд и Центр устойчивого энергетического развития 1. Оценка «киотской» составляющей инвестпроектов и программ 2. Подготовка и реализация проектов совместного осуществления 3. Развитие информационно- аналитической системы «Парниковые газы» НП «ИНВЭЛ» 1. Инновационные проекты, НИОКР 2. Консолидация средств на работы, представляющие интерес для энергокомпаний ОАО «ВТИ» 1. Экспертные, информационно – аналитические услуги 2. Нормативно- методические и нормативно-правовые документы Межведомственная рабочая группа по экологии Проект схемы организации экологической работы в электроэнергетике в постреформенный период (после ) ОАО «ЭНИН» 1. Технические регламенты, стандарты в сфере экологической безопасности, 2. Информационно- аналитические услуги 3. ОВОС, экологическая экспертиза КОНЦ ЕЭС 1. Обучение

20 ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (ЗАО «АПБЭ») Основными направления деятельности Агентства являются: Разработка стратегических прогнозно-аналитических документов отрасли (Сценарные условия развития электроэнергетики, Прогнозный баланс, стратегическая экологическая оценка прогнозного баланса) Обеспечение преемственности в реализации экологической политики в постреформенной электроэнергетике. Формирование и ведение баз данных об основных фактических и прогнозных показателях электроэнергетики, в т.ч. по экологии Подготовка информационно-аналитических продуктов (докладов, аналитических материалов) о состоянии и развитии отрасли. АПБЭ взаимодействует с: федеральными органами региональными органами и органами местного самоуправления инфраструктурными организациями электроэнергетики и энергокомпаний неправительственными экологическими организациями (Гринпис России, WWF России и др.) Имеет штат квалифицированных специалистов и 6 региональных филиалов в Российской Федерации

21 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!