Проблемы государственных финансов в контексте экономической и административной реформы И.Н.Баранов Государственные и муниципальные финансы 2007
Административная реформа: государство – это кто? Аппаратное государство Разделение властей и разделение труда Асимметричное гражданское общество Политическая культура граждан Власть партий
Укрепление государства: мнимый консенсус Реставрация империи «Собирание всех ресурсов» Техническая эффективность власти Гражданское общество против «начальников»
Проведение реформы: опора на интересы Какая реформа возможна? Трения в аппарате как движущая сила реформы Угроза: создание бюрократической корпорации Чиновник или офицер? Коррупция: различия между государством и бизнесом New Public Management
Направления реформы Административная реформа в узком смысле Разграничение полномочий между органами власти различных уровней Реформирование государственной службы Гражданская служба Военная служба Правоохранительная служба
Административная реформа в узком смысле Пересмотр функций исполнительной власти Типы функций Правоустановительная Правоприменительная Неспециализированная Три уровня управления Правительство Министерства Агентства, надзоры, службы
Правительство Министерства Правоустанавливающие функции Контроль за агентствами и службы В ряде случаев министерства и службы могут находиться в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации АгентстваСлужбы функции индивидуального правоприменения и неспецифические функции функции надзора и контроля за субъектами права; правоохранительная и военная функции Трехуровневая модель исполнительной власти
Административная реформа в узком смысле (прод.) Ревизия функций Презумпция нецелесообразности государственного регулирования Презумпция целесообразности приватизации Сосредоточение функций управления государственной собственностью в агентствах и негосударственных организациях, отобранных на конкурсной основе Введение административных регламентов
Административный регламент Разрабатывается на основе федерального закона Регламентирует процедуры взаимодействия органов исполнительной власти между собой Регламентирует процедуры взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами и организациями Регламентирует механизм доступа к информации Описывает процедуру внесудебного обжалования решений исполнительной власти
Административная реформа в узком смысле (прод.) Совершенствование механизма реализации функций исполнительной власти Новые механизмы финансирования (бюджетирование по результатам)
Возможности проведения реформ Индекс темпов реформ Общее число ключевых направлений реформирования – 48 Административные ограничения и влияние монетизации льгот
Основные проблемы, мешающие бюджетированию Доля регионов и муниципалитетов в доходах консолидированного бюджета РФ уменьшилась Основу их доходов составляли поступления от федеральных налогов Нестабильность доходов и расходов регионов и муниципалитетов Значительный объем наведенных федеральных расходов Существующие бюджетное законодательство
Подходы к решению этих проблем Закрепление определенных доходов за каждым уровнем власти Реализация принципа: «мой мандат – мой бюджет»
Действующее бюджетное законодательство не предусматривает количественно определенных целевых показателей деятельности получателей бюджетных средств, не регламентирует методы оценки результатов их деятельности не требует подготовки альтернативных программ предоставления обществу товаров и услуг не учитывает результативность произведенных за предшествующий период затрат Вывод: Жесткая регламентация деятельности, принцип распределения государственных средств по статьям экономической классификации сводит контроль над исполнением бюджета к контролю над целевым (по видам расходов) использованием бюджетных средств и делает их расходование a priori не эффективным
Необходимые изменения для повышения эффективности бюджетного процесса Переход к СФП и подготовка бюджетных планов на основе обоснованных приоритетов деятельности властей Распределение ассигнований по бюджетным программам Установление прямой зависимости между эффективностью расходования бюджетных средств и дальнейшим финансированием программы Переход к нормативному (в расчете на предоставляемую услугу, выполняемую функцию) бюджетному планированию Предоставление бюджетных услуг на конкурсной основе