МБОУ СОШ 47 Г.В ЛАДИМИРА Тема урока: Военная топография Учитель ОБЖ: Нестеренко Ольга Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2 Топография – это наука, изучающая геометрию земной поверхности и разрабатывающая способы изображения её на плоскости.
Advertisements

Сегодня мы узнаем о новой величине, которая используется как на уроках географии, так и на уроках математики, а многим это знание может пригодится и в.
Девиз урока : Звенит, заливается школьный звонок Нас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроенье, Легко и прелестно даётся ученье.
Масштабные, или площадные условные знаки Масштабные, или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную.
МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» «Масштаб плана» (урок географии 6 класс) Учитель : Т.Ф. Еремеева.
План местности Понятие о плане местности. Условные знаки.
Топография юных туристов Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ 8 Горбунова О.В.
Топография (греч. topos место и греч. grapho пишу) научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности.
Методическая разработка по географии по теме: Методические приемы подготовки к ЕГЭ. Решение задач части С. План и карта. Построение профиля.
Масштаб. Урок географии в 5 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва2013.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку ГЕОГРАФИИ в 6 классе МБОУ Мурзицкая СОШ.
Рельеф местности и его изображение на картах спортивного ориентирования.
Географическая карта - величайшее творение человечества Часть 2.
План города. Какая местность изображена на этом плане?
Разнообразие географических карт. Изображение на физических картах высот и глубин География 6 класс Начальный курс географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯкарта Высота сечения рельефа Взаимное превышение точек Разность высот двух смежных секущих поверхностей (горизонталей) называется высотой.
Ресурсы Дом зад. стр. 8-9 учебника, выучить термины. Практическая работа: анализ карт атласа Учебник стр 8-9 Атлас с Тетрадь –тренажер: с. 4 (1-3)
УРОК ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МАСШТАБ» Учитель географии МАОУ СОШ с. Левоча : Полякова Галина Станиславовна.
Решение задач по топографической карте Лицей имени В.В.Карпова Зеленодольского муниципального района РТ Учитель географии высшей квалификационной категории.
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Транксрипт:

МБОУ СОШ 47 Г.В ЛАДИМИРА Тема урока: Военная топография Учитель ОБЖ: Нестеренко Ольга Анатольевна.

Цель урока : Ознакомить учащихся с военной топографией и задачами военной топографией. Задачи урока : I.Образовательная 1. Ознакомить с основами военной топографией, определив роль рабочей карты командира в боевых действия; 2. ознакомить с основными задачами военной топографии, выделив одну из задач – определение расстояний по карте; 3. ознакомить с изучение местности по топографическим картам; II.Развивающая 1. способствовать развитию навыков работы с топографической картой ; 2. способствовать развитию навыков решения одной из задач военной топографии – измерение расстояний по карте; 3. подготовить учащихся к практическим занятиям по работе с картой на местности. III.Воспитательная 1. проявление волевых качеств; 2. умение к принятию самостоятельных решений в быстрых ситуациях 3. воспитание настойчивости в достижении цели

Х ОД УРОКА : п.пЧасть урокаВопросы, заданияВремя 1.Вводная часть.Объявить тему и цель урока.3 минут 2.Основная часть. А)Ознакомление. В)Закрепление нового материала 1. Понятие «военная топография» 2.Задачи, решаемые военной топографией. Определение расстояний по карте. Изучение местности по топографическим картам 7 минут 10 минут 3.Заключительная часть. Повторить основные моменты, задав вопросы учащимся по материалу урока: - Что изучает военная топография? - Какими способами можно определить расстояние по карте? -Перечислите группы условных знаков. - Каким образом на картах изображают рельеф местности? Работа с тестами. Подвести итоги занятия. Выставить оценки. Дать задание на дом. 5 минут

С ЛОВО « ТОПОГРАФИЯ » ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВО TOPOS – МЕСТО, МЕСТНОСТЬ И GRAPHO – ПИШУ, ДОСЛОВНО В ПЕРЕВОДЕ - ОПИСАНИЕ МЕСТНОСТИ. В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ЭТО НАУКА, ПОДРОБНО ИЗУЧАЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЮ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ИЗОБРАЗИТЬ ЕЕ НА ПЛОСКОСТИ В ВИДЕ ПЛАНОВ И КАРТ. О СНОВНАЯ ЗАДАЧА ТОПОГРАФИИ – ПОЛУЧЕНИЕ ТОЧНЫХ ДАННЫХ О ФОРМАХ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ( РЕЛЬЕФЕ ), А ТАКЖЕ РАСПОЛОЖЕНИИ НА НЕЙ ПРИРОДНЫХ И СОЗДАННЫХ ЧЕЛОВЕКОМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

Военная топография, одна из специальных военных дисциплин, помогает изучать местность в интересах боевых действий войск и учит использовать топографические карты при выполнении различных боевых задач.

Т ОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛЕВЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ РАБОТ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ИЗМЕРЕНИЯ НА НЕЙ И ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ НА БУМАГЕ. Т ОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ СЛУЖАТ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МАРШЕ И В БОЮ. Д ЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ УСТАНОВЛЕН МАСШТАБНЫЙ РЯД ( ТАБЛ.). Масштаб картыВеличина масштаба Название карты 1: МДесятитысячная 1: МДвадцатипятитысячна я 1: МПятидесятитысячная 1: КМСтотысячная 1: КМДвухсоттысячная 1: КМПятисоттысячная 1: кмМиллионная

Топографической картой, на которой графически при помощи условных знаков и сокращенных обозначений отображается тактическая обстановка и ее изменения в ходе боя, называется рабочая картой того командира, который ее ведет. С помощью рабочей карты командир может уяснить полученную боевую задачу, изучить и оценить обстановку, принять решение, поставить боевые задачи подчиненным подразделениям, отдать указания по взаимодействию, боевому, тыловому и техническому обеспечению, составить донесение старшему начальнику, информировать соседей, двигаться по местности, на которой трудно ориентироваться, решать огневые задачи по подавлению или уничтожению противника.

З АДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ. По топографической карте можно решать самые задачи: определять расстояния, площади, высоту сечения рельефа и абсолютную высоту точек, превышение точек, крутизну ската, взаимную видимость между точками, строить профили и другие. Рассмотрим подробнее одну из задач «–измерение расстояний по карте», которые можно применить в полевых условиях на практических занятиях в школе. Определение расстояний по карте можно различными способами: Линейкой; циркулем-измерителем; Курвиметром; плоской бумаги и т.д.

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. На рисунке измеренное расстояние равно 1250 м.

Д ЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ МАРШРУТА ПО КАРТЕ ПРИМЕНЯЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИБОР, НАЗЫВАЕМЫЙ КУРВИМЕТРОМ, КОТОРЫЙ ОСОБЕННО УДОБЕН ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗВИЛИСТЫХ И ДЛИННЫХ ЛИНИЙ. В СОСТАВ ПРИБОРА ВХОДИТ КОЛЕСИКО, КОТОРОЕ СОЕДИНЕНО СИСТЕМОЙ ПЕРЕДАЧ СО СТРЕЛКОЙ. П РИ ИЗМЕРЕНИИ РАССТОЯНИЯ КУРВИМЕТРОМ НУЖНО УСТАНОВИТЬ ЕГО СТРЕЛКУ НА НУЛЕВОЕ ДЕЛЕНИЕ, А ЗАТЕМ ПРОКАТИТЬ КОЛЕСИКО ВДОЛЬ МАРШРУТА ТАК, ЧТОБЫ ПОКАЗАНИЯ ШКАЛЫ ВОЗРАСТАЛИ. П ОЛУЧЕННЫЙ ОТСЧЕТ В САНТИМЕТРАХ УМНОЖАЮТ НА ВЕЛИЧИНУ МАСШТАБА И ПОЛУЧАЮТ РАССТОЯНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

И ЗУЧЕНИЕ МЕСТНОСТИ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ. Местность –это определенный участок земной поверхности, на котором выполняется боевая задача, поэтому первостепенное значение имеет практическое использование тактических свойств местности, к основным из которых относятся ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения и ведения огня из всех видов оружия, эффективного использования боевой техники. Каждый военнослужащий при выполнении боевой задачи должен уметь быстро ознакомиться с местностью, правильно и точно определять свое местонахождение.

М ЕСТНОСТЬ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ ИЗОБРАЖАЕТСЯ УСЛОВНЫМИ ЗНАКАМИ. Условные знакимасштабныеконтурныелинейныевнемасштабныепояснительные

МАСШТАБНЫЕ ЗНАКИ Контурными называют знаки, выражающиеся в масштабе карты (леса, населенные пункты, болота, озера и т.д). Такой знак состоит из внешней границы контура, заполненного значками или цветным фоном, показывающим сущность объекта. Линейные условные знаки применяют для изображения дорог,рек, линий связи, электропередач и т.д. они в масштабе карты передают только длину объекта,ширина же значительно увеличенной.

В НЕМАСШТАБНЫМИ НАЗЫВАЮТ ЗНАКИ, НЕ ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В МАСШТАБЕ КАРТЫ. Э ТО НЕБОЛЬШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ИЛИ УПРОЩЕННЫЕ РИСУНКИ, НАПОМИНАЮЩИЕ ВНЕШНИЙ ВИД ПРЕДМЕТА : ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА, ОТДЕЛЬНО СТОЯЩЕЕ ДЕРЕВО, ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ И ДР.

П ОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПЕРЕДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ОБЪЕКТОВ : ВИДОВОЙ СОСТАВ ЛЕСА, НАПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЯ РЕК, ИХ ШИРИНУ, ГЛУБИНУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ.

Б ОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЛИНИЙ НА КАРТЕ ПРИХОДИТСЯ НА ГОРИЗОНТАЛИ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ИЗОБРАЖАЕТСЯ РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ, Т. Е. ФОРМА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. Г ОРИЗОНТАЛИ – ЭТО КРИВЫЕ ЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПОСТОЯННУЮ ВЫСОТУ РЕЛЬЕФА ПО СРАВНЕНИЮ С УРОВНЕМ ОКЕАНА. Г ОРИЗОНТАЛИ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, ЧЕМ КРУЧЕ СКАТ НА МЕСТНОСТИ, ТЕМ МЕНЬШЕ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ГОРИЗОНТАЛЯМИ НА КАРТЕ.

Подводя итог урока, мы узнали: понятие «военная топография», основные задачи и каким образом изучают местность по топографическим картам. Учащиеся отвечают на основные вопросы по закреплению материала, получают тесты. Получают домашнее задание. Учащимся объявляется, что следующий урок будет практический по работе с картой.

Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Каждому ученику нарисовать приблизительный план своего пешего пути от дома до школы, отобразив, по возможности, несколько условных знаков. Рассчитать примерное расстояние пройденного пути.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ISOM 2000