"Методология как практика управления и управление как практика методологии. (гипотезы к разбору небольшой коллизии, выявленной после доклада ПГ на Чтениях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Advertisements

Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Транксрипт:

"Методология как практика управления и управление как практика методологии. (гипотезы к разбору небольшой коллизии, выявленной после доклада ПГ на Чтениях 2009).

А). Методология как практика управления (как то, что практикует управленец в ходе своей практической деятельности).

1.Базовый тезис : "Представления о практике в ММК опираются на результаты работ теоретико-мыслительного периода, когда была схематизирована "деятельность по решению задач". «Откуда идет собственно мыслительное движение от чертежа к знанию или от необходимости получить определенное знание (в данном случае цепь формальных соотношений) к чертежу?. Средство ее решения создание «чертежной» системы, в которой существовали бы такие отношения и связи между чертежными элементами, которые дают основание для искомой цепи словесно-алгебраических (или словесно-арифметических) соотношений. Движение мысли идет от задачи к средству и затем от одних элементов средства к другим».

2. Тезис 2. Схема практики (представленная как акт «практической деятельности», включающая субъекта, цели, средства, операции, материал и продукт есть лишь структурная и морфологическая трактовки «процесса решения задач». Практика в трактовке работ ГП предстает как искусственная реализация идеальной схемы, соорганизация позиций при решении задач. Здесь – во всех вариантах – фигурирует «задача, затруднение, проблема, невозможность осуществить деятельность», и «спешащие на помощь» практику, оказавшемуся в затруднительной ситуации – методист, ученый, историк, методолог.

«Система педагогических исследований (68й год)», что знание, которое должно быть получено, оказывается на пересечении двух групп требований и зависимостей: одна идет от инженерной или практической деятельности, в которой эти знания будут использоваться в качестве средств, другая - от объекта, его «естественной природы».

Какие задачи предполагалось решать так организованной практикой: "проектирование системы терминологической работы« (включая ее социальную организацию); "проектирование сферы дизайна", "развитие системы образования". развитие сферы ОРУ …..

3. Каково место такой методологической практики в управленческой Де в целом? В указанных предположениях очевидно, что методология не покрывает (да и не должна) все пространство управленческой практики целиком, и курс методологии не заменит профессиональной подготовки типа МБА. Претензия на практичность методологии состоит/реализуется в схемах соорганизации, позволяющих решать - любые, "по построению" - проблемы и задачи. Решение задач, в смысле изменений и их частного вида, - развития - является не фактом (функционированием), а актом (проектом, шагом) и есть только часть управленческой практики, наряду, например, с обеспечением функционирования.

Комментарии к докладам Чтений 2009 из заявленной позиции. доклад Дубровского: 1. «Рефлексия» нормирована задачами; 2. «Модная» дискуссия об управлении была подхвачена - да - но наполнена работами Кружка предыдущего этапа, и такой компонент как разрыв, проблема, невозможность осуществить деятельность - и отличают подход ММК к управлению от, например, кибернетической трактовки через схему с обратной связью.

Доклад М.Флямера -Виды задач в развитии сферы деятельности цит.из текста «Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности». «..разделение двух возможных подходов к задаче теоретико- методологического и профессионально-практического. При теоретико-методологическом подходе прежде всего указывают на недостаточность теоретических знаний, необходимых для планирования и осуществления соответствующей системы социотехнических действий, При профессионально-практическом подходе, наоборот, ставят во главу угла оптимизацию этих систем и процессов и соответственно этому намечают средства, методы и планы оптимизирующих воздействий профессионально-практический подход … неизбежно подменяет сформулированную выше социотехническую задачу: вместо того чтобы добиваться развития или «прогресса» деятельности, он ориентирует себя на оптимизацию функционирования уже существующих деятельности.

Тезис. Фактически в такой постановке вопрос о целях – это вопрос о том, какая задача решается, и кто принимает по этому поводу соответствующее решение – и, значит, вопрос о власти (см. доклад В.Я.Дубровского и П.Г.Щедровицкого по различению понятий управление и руководство; трактовку руководства как объемлющего управление) По факту, методология в таком заходе реализует «3й подход» по отношению к 2м уже упомянутым: обслуживанию других сфер деятельности и решению собственной «имманентной» задачи. Т.н. «перехват управления» и «заимствование позиций» практикуются регулярно, однако, с моей точки зрения, культурно значимым арсеналом средств Сообщества не обеспечены.

Доклад А.Левенчука. Проблемы стандартизации и нормирования деятельности - В «задачно-ориентированной» логике стандартизация и нормирование предстает не самостоятельной задачей, а одним из возможных этапов в процессе решения задачи - Собственно ситуация «задачи» – это всегда неопределенность, невозможность осуществить действие – т.е.отсутствие адекватных средств ( в том числе стандартов). - Когда задача решена, способ ее решения может быть «переработан»: отнормирован, стандартизирован, оестествлен - в том случае, если он может/должен применяться к решению других задач.

Сообщение Д.Бахтурина - Коммуникация как способ обеспечения кооперации в коллективной деятельности (к вопросу о практичности методологии в смысле решения управленческих задач) - «Методологические проблемы терминологической работы (70й год)» нужно прежде всего представить себе обобщенного индивида, осуществляющего какую-либо практическую деятельность.. и сопровождающего ее словесным сообщением другому обобщенному индивиду, который должен принять участие в их совместной деятельности и соответственно этому как-то использовать это сообщение либо в виде средства своей деятельности, либо в виде указания на объекты деятельности, либо в виде знания и т.п.

Б). Управление как практика методологии. (управление как то, в чем, через что, на чем, методология осуществляет свою работу...практику).

1.Тезис 1 : позиция ГП и Кружка выражена во фразе "У нас не диалектический материализм, а материалистическая диалектика. Метод у нас материалистический, а мир устроен диалектически.. ". Материалистический метод утверждает наличие внеположенного объекта, и его - в пределе - единство. 2.Именно это и утверждают схемы "практики", "практической деятельности". Единство, связь всех разных позиций, их соотносительность по отношению к единому объекту - человеческой деятельности, практике. 3.Управляющее действие методологии (практичность) – установка на единство и соорганизацию

Тезис 2. В ММК-версии схемы практики, оргтехнической системы иллюстрируют тезис, который повторял ГП - "Маркс преодолел разрыв между идеализмом и материализмом". Схемы кооперации практика, методиста, ученого, историка, методолога (и их морфологическая трактовка), описывают и предписывают эту связь.

Как можно увидеть снятие этого противоречия (материализм-идеализм) на упомянутых схемах? ГП предъявляет собственную философскую позицию - Фихте vs Ильенков и Батищев - " Именно филиация идей есть способ обеспечения инноваций, новообразований, решения проблем и задач". Верхняя полусфера, "надстройка над практикой" - это место, где и как образуются новые идеи, и тем самым "идеальное" находит себе место, функцию в реальном, управляя его изменением. Именно так реализуется последний из Марксовых тезисов о Фейербахе " Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его ".

Тезис о практичности методологии в этом ключе есть тезис о причастности мира мышления миру практики, человеческой Де, в качестве средства, обеспечивающего ее развитие (через филиацию идей). В этом смысле ГП, будучи «Идеалистом», был сопричастен практике и истории, нашел в ней свое место.